Рекомендации для родителей «Развитие регуляторных способностей у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Баранникова Елена Николаевна

Не все родители знают, что такое регуляторные (или управляющие) функции. Однако состояние регуляторных функций  ребенка – это однозначно то, на что стоит обратить свое внимание. Слабость регуляторных функций является одной из наиболее часто встречающихся проблем у современных детей как с нормотипичным развитием, так и с различными нарушениями. Она может лежать в основе низкой школьной успеваемости или некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_regulyatornye_funktsii.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей                                                                                   «Развитие регуляторных способностей                                                         у детей дошкольного возраста»

Составила:                                                                                                              Баранникова Е.Н.,                                                                                                      педагог-психолог МБДОУ № 314,                                                                                            г. Ростов-на-Дону

Не все родители знают, что такое регуляторные (или управляющие) функции. Однако состояние регуляторных функций вашего ребенка – это однозначно то, на что стоит обратить свое внимание. Слабость регуляторных функций является одной из наиболее часто встречающихся проблем у современных детей как с нормотипичным развитием, так и с различными нарушениями. Она может лежать в основе низкой школьной успеваемости или некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний. 

Что же такое регуляторные функции?

По-другому их называют функциями программирования, регуляции и контроля. Или саморегуляция - это процесс правильного управления человеком своим поведением, поступками, благодаря которому происходит разрешение конфликтов, переработка негативных переживаний, способность к самоконтролю. По сути, саморегуляция - это умение управлять собой.

Регуляторные функции связаны

  • с произвольным умением управлять своим поведением и психической деятельностью,
  • умением осваивать сложные правила, культурные нормы,
  • включают умение к планированию или усвоению любой программы, умение следовать программе, осуществлять самоконтроль за ее выполнением и окончательным результатом, коррекцию ошибок,
  • умение ценить себя и адекватно оценивать других,
  • действовать по замыслу и осуществлять выбор.

Возрастные нормы формирования регуляторных                                          функций у дошкольников.

2-3 года.

Освоение общепринятых правил и норм:

  • воспитывать элементарные навыки вежливого обращения, учить детей здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого);
  • излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

Развитие целенаправленности, саморегуляции:

  • формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбы взрослого;
  • приучать детей не перебивать говорящего взрослого.

3-4 года.

Освоение общепринятых правил и норм.

 -  закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

-   продолжать приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за  помощь).

-   приучать соблюдать порядок и  чистоту в  помещении и на участке детского сада.

Развитие целенаправленности, саморегуляции, самостоятельности.

 -  способствовать первичным проявлениям целенаправленности, саморегуляции собственных действий, поощрять стремление детей к  самостоятельности («я сам»).

-   развивать умение находить себе интересное занятие, в совместных играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

-   приучать к соблюдению в процессе игры элементарных правил поведения (не отнимать игрушки, не толкать друг друга, не мешать сверстнику, не ломать постройки).

4-5 лет

Освоение общепринятых правил и норм.

-   расширять представления о правилах поведения в общественных местах, формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

-   продолжать формировать у детей основы культуры поведения и вежливого общения (учим называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству).

Развитие целенаправленности, саморегуляции.

- формировать первичные представления детей об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице (самостоятельно есть, одеваться, убирать игрушки и др.).

- интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т.п.).

- закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.

- закреплять навыки самообслуживания и навыки правильного поведения, связанные с самообслуживанием.

 

5-6 лет

Усвоение общепринятых правил и норм.

 -  расширять представления о  правилах поведения в  общественных местах; об  обязанностях в группе детского сада, дома;

-    обогащать словарь детей вежливыми словами;

-    воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению общепринятых норм и правил (важно, чтобы дети понимали, что правила создаются для того, чтобы всем было лучше (проще, комфортнее, безопаснее и пр.); обсуждать с ними, что будет, если те или иные правила не будут соблюдаться; поощрять детей к нормотворчеству, то есть к выработке групповых правил самими детьми)

Развитие целенаправленности, саморегуляции.

-   воспитывать усидчивость;

-   развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца.

-   продолжать развивать внимание и умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать);

-    учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

6-7 лет

Освоение общепринятых правил и норм.

воспитывать организованность, дисциплинированность;

развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в том числе выполнять совместно установленные правила группы.

продолжать формировать основы культуры поведения и  вежливого общения; воспитывать привычку без напоминаний использовать в общении со сверстниками и взрослыми формулы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

Развитие целенаправленности, саморегуляции.

развивать волевые качества, самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию своих действий;

воспитывать умение доводить начатое дело до конца;

расширять представления детей об  их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе.

По каким внешним проявлениям родитель может понять, что у его ребенка регуляторные функции сформированы недостаточно? Это:

  • неусидчивость,
  • отвлекаемость,
  • «глупые» ошибки по невнимательности,
  • нарушение дисциплины в группе, классе,
  • недоведение выполнения задания до конца,
  • невозможность выполнить домашнее задание без помощи взрослого,
  • решить задачу в несколько действий,
  • написать сочинение. 

Если у вас есть подобные жалобы на поведение ребенка, вероятнее всего регуляторные функции у ребенка сформированы недостаточно и необходимо обратитесь к детскому нейропсихологу.

С одной стороны, у детей регуляторные функции еще только формируются (их «созревание» заканчивается лишь во взрослом возрасте). С другой стороны, состояние регуляторных функций может значительно различаться у детей одного и того же возраста (для данных функций характерны большие индивидуальные различия). Поэтому многие дети сталкиваются с трудностями обучения вследствие регуляторного дефицита.

Рекомендации для родителей детей                                                                       со слабостью регуляторных функции

Следование этим рекомендациям будет полезно и в отношении детей без явной несформированности регуляторных функций, в развивающих целях.

1. Поддерживайте здоровый образ жизни

Эта наиболее общая рекомендация звучит банально, но выполнять ее важно. Выделяйте необходимое количество часов на сон, устраивайте прогулки на свежем воздухе, играйте в подвижные игры. Для развития планирования и контроля будут полезны систематические занятия спортом (можно выбрать вид спорта, который нравится ребенку).

2. Соблюдайте режим дня и недели

Установите расписание, в соответствии с которым ребенок встает и ложится, принимает пищу (завтракает/обедает/ужинает), гуляет, посещает занятия и выполняет домашние задания в фиксированное время. Режим сна и бодрствования не стоит нарушать в выходные и каникулы. Обязательно ежедневно отводите достаточное время на отдых, в которое ребенку разрешается заниматься тем, чем он хочет.

3. Научите ребенка пользоваться часами и сопоставлять текущее время с расписанием

Обращайте его внимание на то, сколько сейчас времени, сколько времени отводится на определенное дело, сколько было потрачено и сколько осталось.

4. Включайте ребенка в семейную и бытовую жизнь

Позвольте ребенку вникать в семейные и бытовые дела и участвовать в них, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей (например, помыть посуду, выкинуть мусор, сходить в магазин, помочь с готовкой). 

5. Следите за организацией рабочего пространства

Разграничьте квартиру на разные функциональные зоны: например, занятия – только за письменный столом; прием пищи – за столом в кухне; игры – на диване; сон – в кровати.

Насколько возможно, во время занятий уменьшите количество отвлекающих факторов (игрушек, технических устройств, посторонних звуков, предметов и пр.).

Перед тем, как начать заниматься, проверьте вместе с ребенком готовность рабочего места: его опрятность, наличие всех необходимых предметов, структурированность/аккуратность их расположения на столе.

6. Все взрослые должны постараться соблюдать единый, последовательный и коррекционно-направленный стиль поведения с ребенком

Ребенок должен быть уверен, что требования к нему от мамы, папы и других членов семьи, от воспитателей, школьных учителей, от специалистов (например, логопед, психолог) и других взрослых совпадают. Обещания, которые были даны ребенку, обязательно должны быть выполнены.

7. Совместно составляйте планы, проверяйте их выполнение и корректируйте ошибки

Перед тем, как приступить к выполнению любой нетривиальной задачи (состоящей из множества шагов), помогите ребенку составить план действий, подробно проговорите его, выпишите на бумагу. Следите за выполнением плана, проговаривайте и проверяйте каждый шаг (и поощряйте ребенка это делать). Деликатно обращайте внимание ребенка на ошибки, спрашивайте его об их причине и объясняйте, как их исправить.

Сначала взрослый помогает ребенку строить план и пошагово контролировать его выполнение, исправлять ошибки. Постепенно степень помощи, участия взрослого в этих задачах должна уменьшаться. Конечным результатом должно стать то, что ребенок делает это сам.

8. Совместно создавайте и используйте «внешние опоры» 

Это могут быть таблицы, схемы, иллюстрации правил, наглядные расписания и так далее.  Постепенно передавайте ребенку инициативу в создании таких схем.

9. Давайте ребенку обратную связь, соблюдая разумный баланс между похвалой и критикой

Сначала обязательно хвалите за успехи, в том числе за старание или отсутствие ошибок там, где они наблюдались раньше. Неудачи отмечайте без лишних эмоций: не ругайте, а спокойно объясняйте, в чем ошибка, и как можно было бы в дальнейшем избежать подобных ошибок.

Поиграйте с вашим ребенком в игры.

 "Три пункта", стимулирует развитие у него объема внимания.

Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом он должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

1. Самое простое задание:

- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;

- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.

2. Усложненное задание:

- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;

- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. Пригласите в гости друзей вашего ребенка. Ваши усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.

Для развития внимания поиграйте с ребенком в игру по типу теста "Корректурная проба". Эта игра поможет развить многие свойства внимания: распределение, переключаемость, объем и устойчивость.

Для игры подойдет любой текст из газеты или старого журнала с крупным шрифтом. Первичное задание звучит так: "По сигналу зачеркни все буквы "о" одной чертой". Хорошо, если и взрослый будет участвовать в игре и тоже займется вычеркиванием букв в своем тексте. Играя первый раз, взрослому необходимо приглядеться, правильно ли движется взглядом по тексту ребенок. Правильное движение аналогично перемещению взгляда в процессе чтения: слева - направо, сверху - вниз. Если ребенок вычеркивает буквы хаотично или в любом другом порядке, ему нужно показать, как это делать, и по мере необходимости поправлять в течение игры. Когда задание будет выполнено, ребенок и взрослый меняются текстами с тем, чтобы проверить работу друг друга. Помните, что развивающий эффект проверки выше простого выполнения задания, но такой вариант работы и более сложен для ребенка. Если ребенок с легкостью выполняет и само задание, и проверку, взрослым можно немного схитрить, специально допуская

ошибки. Для начала пусть это будет всего лишь одна ошибка. Важно, чтобы ребенок самостоятельно ее нашел. Если же этого не произошло, не стоит спешить с подсказкой. Пусть помощь взрослого будет постепенной. Направляющие фразы могут быть такими: "Посмотри-ка, по-моему, я где-то ошибся". Если поиск опять неудачен, то: "Наверно, ошибка в этой строке", далее:

"Посмотри в начале строки", "Посмотри в этом слове". От фразы к фразе увеличивается доза родительской помощи, и, таким образом, ребенок проявляет максимально возможную для себя самостоятельность. Когда первый уровень сложности игры будет ребенком усвоен, можно постепенно усложнять задание по следующей схеме:

- попросите его искать две буквы и отмечать их по-разному, например: перечеркивать "о" и подчеркивать "а";

- дайте задание отмечать три буквы;

- сделайте в своем тексте ошибки, пусть ребенок их обнаружит;

- поиграйте с учетом времени, проверьте, кто из вас быстрее выполнит работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Развитие творческих способностей у детей тесно связано с формированием познавательной и эмоциональной сферы ребенка. У него должна быть возможность как можно больше всего увидеть, услышать и потрогать...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Одна из главных задач, которые ставит перед педагогами программа дошкольного образования и сама жизнь - это развивать эстетическое восприятие, эмоции, изобразительные способности, художественный вкус,...

Развитие регуляторных способностей у детей дошкольного возраста

Представляю методы работы с дошкольниками, которые позволяют сделать освоение образовательных областей увлекательным для ребенка....

Презентация "Развитие регуляторных способностей у детей дошкольного возраста"

Регуляторные способности: представление о том, как надо себя вести, следование правилам и нормам; умение предвидеть опасную ситуацию, выходить из...