Материал, содержащий педагогический опыт
материал (подготовительная группа)

Анализ и самоанализ занятий воспитателя

Анализ педагогического опыта с сайта ВИРО

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ занятия

I. Тип занятия – развивающее; 
Вид: математическое развитие; 
Тема (математическое содержание): форма, величина. 
Программное содержание: 
Образовательные задачи: закреплять знания о форме (круг, квадрат, треугольник), сравнение предметов по величине (длина, высота). 
Развивающие задачи: развивать мышление, внимание. 
Программное содержание соответствует задачам во II младшей группе по формированию представлений о форме и величине: уметь различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); уметь сравнивать предметы по длине и высоте. 
II. Всё занятие проходит в одном игровом сюжете (Путешествие в лес) 
Использование методов: 
Наглядный – показ картинок-заданий 
Словесный – объяснение воспитателем заданий; вопросы к детям; 
Практический – выполнение заданий детьми, использование игровых приёмов. 
Цели каждого задания: 
1. Дидактическая игра «Подбери колёса к поезду» - умение различать и называть геометрические фигуры. Подобрать ту фигуру, у которой нет углов. 
2. Сравнение ёлочек по высоте – сравнение предметов по величине (высоте) 
3. Поставить большой грибок под высокую ёлку, маленький под низкую – сравнение предметов по величине (большой - маленький, высокая – низкая) 
4. Показывают предметы, по просьбе воспитателя, правой и левой рукой - закрепление пространственных направлений 
5. Выбор дорожки для спасения зайчика от лисы: выбор дорожек. – сравнение предметов по величине (по длине) 
6. Нахождение двух одинаковых птичек из пяти птичек – выделение двух одинаковых элементов из множества (количество), развитие внимания. 
7. Сравнение двух картинок, нахождение отличий – развитие мышления (умение находить сходства и отличия) 
III. Внутренняя структура занятия: 
Занятие состоит из проблемных ситуаций, в которых детям нужно сделать выбор. 
Преобладает поисковая деятельность детей. 
IV. Занятие выдержано во времени (16 мин). Форма учебной деятельности: фронтальная. 
Использование материала: геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги по количеству детей (10)); полоски красного (длинная) и синего (короткая) цвета по количеству детей; паровоз, ёлочки, грибы, птицы (на фланелеграфе). 
Целесообразно распределена деятельность детей игровая (скрытая учебная), поисковая, двигательная. Все виды деятельности связаны между собой и плавно переходят из одной в другую. 
V. Удалось установить контакт со всеми детьми, коррекция действий некоторых детей осуществлялась с помощью других детей (например: - дети, правильно Петя поставил грибы под ёлочки?) 
Положительные моменты: соответствие программных задач и содержания занятия, которые соответствуют возрасту детей, правильная организация детей на занятии, сочетание разных видов деятельности, создание проблемных (игровых) ситуаций. 
Отрицательных моментов нет. Я бы добавила в программное содержание занятия: закрепление пространственных представлений (слева, справа), упражнение в умении выделять два одинаковых элемента из множества. Задания на закрепление этих умений в занятии есть. 



Предварительный просмотр:

Анализ сюжетно-ролевой игры «Покатаем кукол на машине»

Сюжетно – ролевая игра, которую я провела, называется «Покатаем кукол на машине». Целями данной игры являются: научить детей объединяться для самостоятельных игр; продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир). Для её проведения мне понадобились следующие материалы и оборудование:

• набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичики) ;

• рули (2 шт., в данном случае я использовала игрушки-заместители: кольцо от пирамиды;

• куклы;

• в строительном уголке заранее была построена машина;

Чтобы организовать сюжетно-ролевую игру, потребовалось провести предварительную работу с детьми. Это прогулки, на которых мы наблюдали за машинами. В ходе наблюдений внимание детей обращалось на разнообразие машин, на то, что перевозят машины, и т. д. После прогулки в беседе с детьми задавались им следующие вопросы на закрепление: Какие машины они видели на улице? Что везли машины? Как называется профессия человека, который управляет машиной? Так же предварительная работа заключалась в сооружении машины из мелкого строительного материала на занятиях по конструированию.

Для игры я выбрала простой сюжет с четырьмя персонажами и элементами-действиями – «шофер» управляет машиной и везет «пассажиров», в роли которых выступают мамы со своими дочками.

Игра – это путь познания окружающего мира, отражение ребенком мира взрослых. В сюжетно-ролевой игре дети играют роль взрослого. В данном случае мальчики были шоферами, а девочки в роли мам со своими дочками были пассажирами. И те и другие передают в игре не только отдельные действия: действия шофера и действия пассажира, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, девочки, держа своих кукол, явно подражают мамам, а мальчики, держа руль и управляя машиной, подражают папам. Вопросом «Илюша, ты хочешь быть шофёром? » и утвердительным предложением «Максим, ты тоже будешь шофёром» я дала им четкую установку на выполнение ими в игре роли шофёра.

Во время игры дети выполняют несколько связанных между собой игровых действий: Илюша катает куклу. Я подсказываю: «Посмотри, Илюша, к тебе пришли еще мамы. Они тоже хотят покатать своих дочек», постепенно фиксирую внимание девочек на сходство их действий с действиями взрослых. Так я формирую у детей начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли: куклы и рули.

В сюжетно-ролевую игру «Покатаем кукол на машине» я включила элемент интеграции: игра с куклой, игра с машиной и игра со строительным материалом.

Кукла занимает особенно важное место среди всех игрушек. Ребенок берет в руки куклу и при этом сам «взрослеет»: действия выполняет серьезно, солидно, обстоятельно. Это, в свою очередь, обучает и его самого. Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств (нежности, доброты, жалости, сочувствия, ласки) .

Играми с машинами увлекается большинство детей третьего года жизни. Однако уровень содержания этих игр не обеспечивает дальнейшее развитие детей. Игры с машинами возникают по несколько раз в день. Как правило, это бывают индивидуальные игры, а совместные отличаются кратковременностью и бедным содержанием. Обычно дети примитивно катают машины, иногда перевозят в них что-то. Все это дает возможность развивать новые сюжеты.

Новым сюжетом в данной сюжетно-ролевой игре является сооружение второй машины из строительного материала. Дети применяют здесь выработанные навыки конструирования машины. Чтобы не затягивать время мы строили машину совместно.

Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника. В этой игре я сама встаю на позицию ребёнка и участвовую в игровой деятельности на равных с участниками игры. Я думаю, что это сблизило меня как воспитателя с детьми, и позволило мне реализовать поставленные задачи.

Чтобы обогатить содержание детской игры, вызвать у детей интерес к ней, желание играть, я использовала следующие приёмы: непосредственное участие воспитателя в игре, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования, пение песенки про шофера.

В целом, психологический климат сюжетно-ролевой игры положительный. Дети были активны, эмоциональны.

Я думаю, что с поставленными целями и задачами и дети и я как воспитатель справилась.



Предварительный просмотр:

Анализ педагогического опыта с сайта ВИРО

Проанализировав  сайт ВИРО, мне понравился педагогический опыт старшего  воспитателя Муниципального  бюджетного  дошкольного образовательного  учреждения «Центр развития ребенка –детский сад № 1»  Горшуновой Оксаны Анатольевны по теме: «Методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах поддержки детской инициативы». Её опыт затронул меня так, что тему курсовой работы я выбрала аналогичную - «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности» Так как в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Работу над этой темой Оксана Анатольевна  начала в 2017 году. Тогда на базе её детского сада была открыта инновационная площадка по теме: «Психолого-педагогическая поддержка развития детской инициативы в условиях реализации ФГОС ДО». Опрос 18 педагогов о готовности решения задач программы инновационной деятельности показал следующее: 55% педагогов знают, что включает в себя понятие инициативность; 50% педагогов называют способы поддержки детской инициативы в разных видах деятельности; 39% знакомы с технологиями поддержки детской инициативы; 28% используют технологии поддержки детской инициативы в практике своей деятельности; 100% педагогов отметили, что нуждаются в методическом сопровождении по данному вопросу. Таким образом, результаты опроса указали на необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах поддержки детской инициативы. Для этого встал вопрос о подборе эффективных форм работы с педагогическими кадрами.

Развитие общества диктует особые условия организации дошкольного образования, связанные с внедрением инновационных технологий и методов работы с детьми. В данной ситуации становится важна профессиональная компетентность.

Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражается в осознанном выполнении профессиональных функций. Позиция воспитателя в данном случае не врожденное качество, а формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том в процессе методического сопровождения. Методическая работа в образовательной организации должна содействовать развитию профессиональной компетентности каждого педагога, развивать его эрудицию, а так же необходимые для достижения высокого уровня педагогического мастерства качества и свойства личности. В свою очередь, педагоги с целью повышения своей профессиональной компетентности работают в методических объединениях, творческих группах, участвуют в исследовательской деятельности, осваивают новые технологии, активно участвуют в конкурсах, обобщают собственный опыт. На данном этапе встал вопрос о том, чтобы у каждого из педагогов произошло осмысление, чтобы каждый почувствовал свою значимость в данном вопросе. Необходимо было наполнить методическую жизнь детского сада интересными и  профессионально значимыми событиям.

 С чего же всё это началось? Конечно, с самообразования. Выбор темы напрямую затрагивал вопрос поддержки детской инициативы . На этом этапе каждый педагог должен был запастись багажом теоретических знаний. Затем теоретический материал апробировался на практике. В системе проводились методические недели, в рамках которых происходил обмен опытом, обсуждение открытых показов.

Цель проведения методической недели: систематизация знаний педагогов по теме недели, передача педагогического опыта, привлечение всех педагогов детского сада к работе по единой теме.

Задачи: - предусмотреть возникающие проблемы, как у опытных педагогов, так и начинающих, оказав методическую помощь, в реализации творческого потенциала; -развивать у педагогов стремление к сотрудничеству и сотворчеству; -повышать уровень активности и самостоятельности педагогов; -развивать навыки анализа и рефлексии педагогической деятельности; 8 -стимулировать интерес и мотивацию к самообразованию. Данная форма работы позволяет выстроить методическую работу, с учетом запросов воспитателей и ресурсов детского сада, способствует освоению и реализации образовательных технологий в практической деятельности, а также формирует умения педагогов заниматься самоанализом своей деятельности, позволяет идентифицировать себя с другими педагогами.

Алгоритм организации и проведения методической недели включает в себя следующие этапы (шаги).

Шаг № 1.Формулировка задачи годового плана. Методическая неделя проводится в целях реализации одной из задач годового плана, одна из которых обязательно посвящена проблеме поддержки детской инициативы. Варианты задач годового плана и темы, по которым может быть организована методическая неделя, представлены в приложении № 2 данного опыта.

 Шаг № 2. Издание приказа МБДОУ о создании творческой группы по проведению методической недели ( приложение № 3) В начале учебного года я провожу собеседование с каждым педагогом и составляю прогноз методической активности каждого педагога (приложение № 4). На этом этапе формируются творческие группы из состава педагогов детского сада по организации методической недели, определяется лидер, который будет исполнять роль руководителя группы. Обычно руководителем творческой группы становится опытный педагог, педагоги со стажем от 5 до 15 лет проводят мастер-классы, открытые занятия, начинающие педагоги готовят консультационный материал, презентации. Таким образом, в течение учебного года каждый педагог может продемонстрировать свое мастерство в той или иной методической неделе, в той или иной роли. Приказ о создании творческой группы издается за месяц до проведения мероприятий.

Шаг № 3.Заседание творческой группы. Планирование мероприятий. Залогом успеха проведения методической недели является грамотный подход к подготовке мероприятий. Важно, разумное соотношение теоретических и практических мероприятий, продуманность открытия и завершения методической недели (рефлексия). Формы и приемы работы с педагогами используются как традиционные, так и инновационные, интерактивные. Это и педагогический аукцион, 9 педагогическая мастерская, видео-салон, использование приемов технологии критического мышления. Главное, чтобы каждое мероприятие прошло плодотворно, способствовало вовлечению максимального количества педагогов, было направлено на получение методического результата.

Шаг № 4.Издание приказа о проведении методической недели (приложение № 5)

 Шаг № 5.Проведение мероприятий в соответствии с утвержденным планом (приложение № 6)

 Шаг № 6. Подведение итогов. Издание приказа об итогах проведения методической недели.

Справку-отчет о проведении методической недели готовит руководитель творческой группы совместно со старшим воспитателем. Для более качественного анализа используются анкетирование педагогов по итогам методической недели. Так же могут быть заполнены маршрутные листы, дневники педагогических наблюдений, листы рефлексии (приложение № 7) Участники мастерской недели максимально используют свои творческий и инновационный потенциал, активизируют и систематизируют знания по актуальным проблемам развития и воспитания детей дошкольного возраста, происходит развитие всех видов компетентностей. Одна из эффективных форм демонстрации своего педагогического опыта (применение своих компетентностей) - участие педагогов в единых методических днях. Единый методический день в нашем детском саду проводится один раз в год. Участники-педагоги округа Муром. Основная цель единого методического дня: повышение профессиональной компетентности педагогических работников (участников единого методического дня). Для проведения единого методического дня создается творческая группа из числа педагогов, работающих в инновационном режиме. Вначале определяется тема единого методического дня, которая всегда созвучна проблеме, над которой работает детский сад в рамках деятельности Ресурсного центра или опорной площадки. 

Затем составляется план проведения единого методического дня, который может включать в себя следующие механизмы трансляции инновационных педагогических практик: -представление опыта работы; 10 -открытие показы образовательной деятельности, совместной деятельности педагогов с детьми; -мастер-классы; -выставки-презентации; -творческие мастерские; -деловые игры; -круглый стол и др. Единый методический день по длительности может захватывать как одну половину дня, так и обе. Обычно в первую половину проводятся открытые показы работы с детьми, в тихий час-мероприятия с педагогами, в вечернее время-взаимодействие с родителями. Варианты тем и планов единых методических дней представлены в приложении № 8. Сценарии могут быть посвящены определенной тематической линии (приложение № 9). В ходе единого методического дня педагогам-участника предлагается заполнение маршрутных листов (приложение № 10), листов рефлексии. Особенного внимания заслуживает проведение единого методического дня в форме методического флешмоба «Один день в социо-игровой технологии». Обычно педагоги нашего детского сада только встречали гостей, а методический флешмоб предоставил возможность педагогам округа самим провести образовательную деятельность в социо-игровом стиле. Девиз мероприятия «Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!»

Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям: -повышение уровня квалификации педагогов (увеличение количества педагогов с высшей категорией); -активное участие педагогов в методических мероприятиях разного уровня; -многообразие применения технологий, методов и приемов поддержки детской инициативы; -участие в конкурсах разного уровня с презентацией положительного опыта поддержки детской инициативы; -наличие публикаций, обобщение опыта работы на разных уровнях. Так по состоянию на май 2022 года - 100 % педагогов имеют квалификационную категорию (из них высшую-8 чел (62%), первую- 5 чел (38%); 2017 год-высшую -4 чел (22%), первую-12 чел (66%); - 100% педагогов - активные участники методических мероприятий, проводимых на уровне детского сада (2017 год-78%); - 92 % педагогов активные участники методических мероприятий, проводимых на уровне округа, региональном и Всероссийском уровнях (2017 год-50%); - 77% педагогов принимают активное участие в конкурсах разного уровня и занимают призовые места (2017 год-39%) ; - 100% педагогов активно используют технологии поддержки детской инициативы (2017 год-28%); - 100 % педагогов имеют обобщенный опыт работы (2017 год-18%) - педагоги детского сада активно публикуются в электронных, печатных сборниках ВИРО, журналах «Старший воспитатель», «Музыкальный руководитель.

Развитие общества диктует особые условия организации дошкольного образования, связанные с внедрением инновационных технологий и методов работы с детьми. По этому материалы, представленные в данном опыте работы, могут быть полезны другим старшим воспитателям и позволят выстроить систему работы с педагогическими кадрами с целью повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросу поддержки детской и инициативы. Практическую значимость имеет описание особенностей проведения методического флешмоба, представленные материалы о проведении методических недель, единых методических дней. 5.Ведущая педагогическая идея опыта Эффективное методическое сопровождение способствует повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах поддержки детской инициативы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое обследование дошкольников на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’

Электронная презентация построена на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’, и предназначена логопедам для проведения логопедического обследования дошкольников. В содержание ...

6.Материал, содержащий педагогический опыт и образовательные технологии области ДО

Материал, содержащий педагогический опыт и образовательные технологии  области дошкольного образования...

Методическая разработка содержащая передовой опыт, достижения в области образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. П...

Методическая разработка содержащая передовой опыт, достижения в области образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.

Методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования, а также родителей детей, так как в ней представлены разнообразные виды детской деятельности, направленные на формиров...