Мастер-класс для педагогов «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения техникой оригами»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Цель мастер-класса:
повышение профессиональной компетенции педагогов по использованию техники оригами в работе с детьми, направленной на развитие речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1master-klass_dlya_pedagogov_razvitie_rechi_detey_u.pptx | 1.15 МБ |
master-klass_dlya_pedagogov_razvitie_rechi_detey.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетенции педагогов по использованию техники оригами в работе с детьми, направленной на развитие речи дошкольников. Задачи мастер- класса: Познакомить участников мастер – класса с эффективностью использования техники оригами в жизни ребенка; Обучить участников мастер-класса этапам разучивания оригами; Оказание помощи участникам мастер-класса в решении задач саморазвития и самосовершенствования;
Гипотеза: если ребенок будет заниматься практико-исследовательской деятельностью, то у него будут развиты: - собственный творческий потенциал; - творческое воображение; - наглядно-образное мышление; - память; внимание; - речь; - точность движения пальцев; - усидчивость ; целеустремленность; возрастет интеллект в целом.
Что такое оригами? Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Оригами как технология речевого развития дошкольника, тонких движений его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребенка, мы активируем развитие речевой зоны. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения то факт, что чем проворнее пальчики у ребенка, тем более развита его речь. Меня заинтересовала возможность использования техники оригами для развития речи как во время проведения организованной деятельности детей, так и в других видах деятельности. Оригами является одним из вариантов, развивающих мелкую моторику. Ещё древними учеными, жившими до н.э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребенка.
Известно, что речь без чувственного опыта не возможна. Оригами же позволяет ребенку все «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, легкость ее обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) – все это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес. Исходя из выше сказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию речевого развития - дошкольника. Материал по оригами можно использовать по лексическим темам занятий по развитию речи. Что может быть интереснее, как создать что-то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детям произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают монологическую и диалогическую речь детей. И что ценно: материал для занятий создан самим ребенком. Работая над оригами, дети учатся ориентироваться на квадратном листе бумаги: верхние и нижние, левые и правые углы, пополняют словарь такими понятиями как диагональ, пополам, обобщают названия геометрических фигур.
В течение дня оригами мы используем в различных видах деятельности: в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх, при проведении подвижных играх, для режиссерских игр, в театральной деятельности, в композициях на занятиях по изодеятельности , в ознакомлении с окружающим миром, при изготовлении поделок и поздравительных открыток к праздникам. Прежде чем изготавливать фигурки, дети знакомятся с основными – базовыми формами оригами.
Базовые формы оригами: «Треугольник»
«Воздушный змей»
«Книжка»
«Дверь»
«Блинчик»
«Двойной треугольник»
«Двойной квадрат»
Поделюсь своими наработками, формами, методами и приемами. Начиная с первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий; обращать внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться», не согнется как надо; работать нужно на твердой поверхности и нив коем случае не на весу, т.к. бумага может порваться, и придется все делать заново. Этапы складывания сопровождаю пояснениями, многие понятия нужно заменять доступными, например «перегнуть» – для детей это выполнение даю в два действия «согнуть и разогнуть». Я говорю четкими и доступными им понятиям. Образец выполнения действия, индивидуальный и повторный показ использую с учетом необходимости. После выполнения каждого действия нужно предлагать убрать руки на колени, если это возможно по технологии, чтобы видеть результативность и иметь возможность всем вместе продолжить дальше. Эти условия необходимо привить сразу, они понимают их необходимость. Когда фигура будет закончена, детям нужен эмоциональный отдых – пусть поиграют. Анализ провожу в течении всего занятия, в конце отмечаю точность, оригинальность.
В своей работе по оригами я не ставлю основной целью количество сложных форм, главное это способность самореализации и саморазвитию детей средствами бумажной пластики. Чем же еще интересно оригами детям? Быстрым получением образа и конечно сюрпризами. Делали дом, а загнули уголок получилась собака. Складывали кита, перевернули, а оказался заяц! Такие темы сюрпризы дают детям неограниченные возможности в проявлении творческой инициативы, воспитывают у них образное мышление. Как видим, оригами в развитии речи ребенка имеет огромное значение. К тому же, занимаясь складыванием фигурок из бумаги, у детей развивается: Мелкая моторика Память Внимание Мышление Практические навыки
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Подготовила: Кудряева О.П.
ЦЕЛЬ МАСТЕР – КЛАССА: повышение профессиональной компетенции педагогов по использованию техники оригами в работе с детьми, направленной на развитие речи дошкольников.
ЗАДАЧИ МАСТЕР – КЛАССА:
- Познакомить участников мастер – класса с эффективностью использования техники оригами в жизни ребенка;
- Обучить участников мастер – класса этапам разучивания оригами;
- Рефлексия собственного профессионального мастерства всеми участниками мастер – класса;
-Оказание помощи участникам мастер – класса в решении задач саморазвития и самосовершенствования.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Участники мастер – класса изучат методы и приемы складывания бумажных фигурок;
- Примут участие в обсуждении полученных результатов;
- Предложат для обсуждения собственные проблемы, вопросы;
- Получат консультации;
-Выскажут свои предположения по решению обсуждаемых вопросов.
Гипотеза:
если ребёнок будет заниматься практико-исследовательской деятельностью, то у него будут развиты:
- собственный творческий потенциал;
- творческое воображение;
- наглядно-образное мышление;
- память;
- внимание;
- речь,
- точность движения пальцев рук;
- усидчивость;
- целеустремленность,
- возрастёт интеллект в целом.
Что такое оригами?
Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.
Оригами как технология речевого развития дошкольника.
Оригами является одним из вариантов, развивающих мелкую моторику. Ещё древними учёными, жившими до н. э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребёнка и развития тонких движений его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот
факт, что чем проворнее пальчики у ребёнка, тем более развита его речь. Меня заинтересовала возможность использования техники оригами для развития речи, как во время проведении организованной деятельности детей, так и в других видах деятельности.
Известно, что речь без чувственного опыта не возможна. Оригами же позволяет ребёнку всё « прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму)- всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес. Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию речевого развития ребёнка – дошкольника.
Материал по оригами можно использовать в соответствии с лексическими темами занятий по развитию речи. Что может быть интереснее, как создать что- то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей. И что ценно: материал для занятий создан самим ребёнком. Работая над оригами, дети учатся ориентироваться на квадратном листе бумаги: верхние и нижние, левые и правые углы, пополняют словарь такими понятиями как диагональ, пополам, обобщают названия геометрических фигур.
Оригами мы используем в разных видах деятельности:
- в сюжетно-ролевых играх,
- в дидактических играх,
- при проведении подвижных игр,
- для режиссерских игр,
- в театральной деятельности,
- в оформлении интерьера
- в композициях на занятиях по изодеятельности,
- в ознакомлении с окружающим,
- при изготовлении поделок и поздравительных открыток к праздникам.
Прежде чем начать изготавливать фигурки, дети знакомятся с основными –базовыми формами оригами.
- Базовые формы оригами
- - Треугольник
- - Конфета
- - Дверь
- - Конверт-блин
- - Рыба
- - Двойной треугольник
- - Воздушный змей
- - Двойной квадрат
- - Книжка
Сегодня я поделюсь своими наработками, формами, методами и приёмами. Начиная с первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий; обращать внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, так что пальчики должны превратиться в утюжки; работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново. Этапы складывания сопровождаю пояснениями, они более им понятны, если их давать в игровой форме, то есть использовать «оригамские сказки».
Например: жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришёл братец Верхний Уголок в гости к Нижнему Уголку, здравствуй, Нижний Уголок! Этот игровой момент соответствует следующему тексту: согните квадрат пополам, опуская верхний угол к нижнему. Многие понятия нужно заменять доступными, например: «перегнуть» для детей это выполнение даю в два действия, «согнуть и разогнуть». Я говорю доступными и чёткими им понятиями. Образец выполнения действия, индивидуальный и повторный показ использую с учётом необходимости. После выполнения каждого действия нужно предлагать убрать руки на колени, если это возможно по технологии, чтобы видеть результативность и иметь возможность всем вместе продолжить дальше. Эти условия работы необходимо привить детям сразу, они понимают их необходимость. Когда фигура будет закончена, детям нужен эмоциональный отдых – пусть поиграют. Анализ провожу в течение всего занятия, в конце отмечаю точность, оригинальность.
Поделки для детей 3-4 лет основаны на базовых формах – «треугольник», «конфета», «книжка». Для детей 4-5 лет формы- «треугольник», «блинчик», «воздушный змей»; 5-6 лет формы- «треугольник», «блинчик», «воздушный змей», «дверь»; 6-7 лет формы- «двойной квадрат», «двойной треугольник», «рыба».
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата.
В своей работе по оригами я не ставлю основной целью количество сложенных форм, главное это способствовать самореализации и саморазвитию детей средствами бумажной пластики. Чем же ещё интересно оригами детям? Быстрым получением образа и конечно сюрпризами. Делали дом, а загнули уголок, получилась собака. Складывали кита, перевернули, а оказался заяц! Такие темы сюрпризы дают детям неограниченные возможности в проявлении творческой инициативы, воспитывают у них образное мышление.
Как видим, оригами в развитии речи ребенка имеет огромное значение. К тому же, занимаясь складыванием фигурок из бумаги, у детей развивается :
-мелкая моторика;
-память;
-внимание;
-мышление;
- практические навыки;
Практическая часть.
Сейчас мы практически освоим технику оригами, изготовим несколько изделии, которые можно применять в работе с детьми разных возрастов.
Оригами «божья коровка»
Оригами «собачка»
Оригами «рыбка»
Оригами «цветок»
Оригами « корзинка»
Подведение итогов.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Предлагаю Вам памятку «Правила при обучении оригами». Есть ли у вас вопросы и предложения?
ПАМЯТКА «ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ»
- Заготовки для поделок готовит взрослый.
- Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
- Бумага должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться.
- Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
- Обучение складыванию должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
- Линия сгибов изделия должна тщательно проглаживаться.
- Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
- После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен сам уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий".
Развитие речи детей при помощи ИКТ технологий....
Мастер - класс для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий".
Развитие речи детей при помощи ИКТ....
"Ориентировка в пространстве у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами"
Дипломная работа ВведениеДошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Ребенок многое может усвоить в эти годы жизни. Период дошко...
Мастер - класс «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника для старших дошкольников и взрослых!...
Мастер-класс «Применение синквейна в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи....
Консультация для педагогов на тему: « Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий техникой оригами»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...
План кружковой работы, направленный развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами»
План кружковой работы, направленный развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами»...