Тезисы для участия в V межрегиональном этапе Международного Форума социально-педагогических инноваций
материал
Материалы для участия в V межрегиональном этапе Международного Форума социально-педагогических инноваций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_na_forum_kapustina.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метод интеллект-карт в планировании образовательной деятельности с дошкольниками»
Воспитатель: Капустина Т.С.
Цель выступления: формирование профессиональной компетентности педагогов в использовании метода интеллект – карт.
Задачи:
- Вызвать у педагогов интерес к методу интеллект – карт;
- Познакомить педагогов с методом интеллект – карт в планировании образовательной деятельности, рекомендациям по их составлению;
- Создать условия для формирования профессиональной компетентности через практический опыта создания интеллект – карты.
В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), внедрение ФОП ДО, обновление дошкольных образовательных программ, изменения в информационной среде жизнедеятельности ребенка. Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие.
ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.
Интеллект-карта – это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mindmaps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Метод интеллект-карты основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для детей легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение интеллект карт помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.
По мнению В.М.Акименко, интеллект – карты позволяют сделать образовательный процесс интересным и увлекательным для ребенка, дают ему возможность проявить свою индивидуальность и уникальность мышления, быть инициаторами в выстраивании образовательной деятельности.
Результативность применения метода интеллект – карт достигается:
1. Наглядностью. Вся проблема отображается компактно.
2. Привлекательностью. Интеллект карта имеет свою эстетику, рассматривать ее не только интересно, но и приятно.
3. Запоминаемостью. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета, информация, отображенная в интеллект карте, легко запоминается.
4. Своевременностью. Интеллект карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.
5. Творчеством. Интеллект карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задач.
6. Возможностью пересмотра. Интеллект карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Интеллект-карты можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста по нескольким направлением:
– Сбор информации. Интеллект-карта в этом случае будет создаваться в процессе обсуждения, беседы. Создание такой карты может быть спонтанным, по запросу детей. В связи с тем, что у детей развито наглядно-образное мышление информация будет лучше запоминаться. Такое направление способствует развитию таких процессов мышления, как анализ, синтез, аналогия, обобщение. В данном случае карта может дополняться постепенно, по мере получения информации.
– Закрепление и обобщение материала. Этот способ используется на занятиях. Интеллект-карта в данном случае будет являться итоговой работой по изучаемой теме. Развиваются процессы мышления: анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.
– Повторение материала.
– А также для совместного планирования различных видов деятельности детей и педагога.
Умение планировать обеспечивает чувство защищенности, комфорта, так как человек знает, что ожидает его в ближайшем будущем, когда он сам может влиять на ход событий, изменять его в соответствии со своими желаниями и потребностями.
Планирование помогает детям освоить основные временные промежутки, настроиться на предстоящее событие, подготовиться к ним.
Процесс планирования оказывает влияние на умственное развитие ребенка, т. к. происходит значительная мыслительная работа, развивается логическое рассуждающее мышление – надо предвидеть процесс выполнения задания, следовать ему, контролировать свои действия.
При планировании различных видов деятельности, воспитатель вместе с детьми создают интеллект-карту, в которой наглядно отображаются все этапы. Также есть возможность корректировки действий в ходе деятельности. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса, также приобретается навык субъектного ассоциативного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный этап XIII Ярмарки социально-педагогических инноваций в городе Отрадном Самарской области.
Региональный этап XIII Ярмарки социально-педагогических инноваций в городе Отрадном Самарской области.28 ноября 2014 года в городе Отрадном Самарской области проходил региональный этап XIII Ярмарки со...
свидетельство об участии в IV Международном форуме инновационных педагогический идей
свидетельство об участии в IV Международном форуме инновационных педагогический идей...
XV Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций
XV Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций...
выдержки "Сборник тезисов участников XIV региональной Ярмарки социально-педагогических инноваций
проект "Кукла в национальном костюме"...
Отчёт о поездке на региональный этап Форума «Педагоги России: инновации в образовании» «Развитие креативности у детей»
Отчёт о поездке на региональный этап Форума «Педагоги России"...
Участие в форуме "Педагоги России: инновации в образовании" (Google марафон)
Участие в форуме "Педагоги России: инновации в образовании" (Google марафон)...
Выступление «Значение рефлексивного круга в процессе индивидуализации и социализации дошкольника» (в рамках X Межрегиональной (с международным участием) научно-исследовательской конференции педагогов, учащихся и студентов «Горизонты науки: гипотезы, факт
Рефлексивный круг общения – технология, которая помогает сформировать у ребѐнка потребность и умение быть внутренне свободным....
- Мне нравится (1)