Проект : " С чего начинается Родина"
проект (старшая группа)

Иванова Юлия Павловна

Патриотическое воспитание становится центральным направлением работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx241.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеF:\Эмблема ДОУ.png

«Детский сад комбинированного вида «Росинка»

города Балашова Саратовской области

Проект

«С чего начинается Родина»


ПОЯСНЕНИЕ

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.

Придет время, и именно сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее страны. И очень важно именно сейчас обратить внимание на воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины.

Основная идея проекта– расширить представление детей об историческом и культурном наследии родной страны – России.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«С чего начинается Родина»

Тип проекта

Групповой, информационно - творческий

Цель проекта

 Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России.

Задачи проекта

  • Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.
  • Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
  • Расширять и систематизировать знания детей о семье, доме, детском саду, о городе, в котором они живут, о стране
  • Формировать бережное отношение к природе. Вызвать чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.
  • Воспитывать любовь к Родине, гордость за свою страну, свой народ.
  • Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
  • Формировать у родителей активную жизненную позицию по вопросам патриотического воспитания.

Нормативно правовая база проекта

Закон РФ «Об образовании

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. 

Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 год»

Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Сроки реализации проекта

Среднесрочный  январь – май 2022 года

Участники проекта

Воспитанники 5-7 лет, педагоги, родители (законные представители)

Новизна проекта

  • интегративный подход в организации образовательной деятельности
  • использование возможностей социума в решении задач патриотического воспитания дошкольников.

Ожидаемые результаты

У детей:

  • Сохранен интерес к истории своей страны.
  • Расширены  и систематизированы  знания о традициях родного народа, символах России, истории малой родины

У родителей (законных представителей):

  • Осознана важность патриотического воспитания дошкольников, сохранено  уважительное отношение к истории нашей Родины.

Основные принципы Проекта 

«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста). 

Сочетание научности и доступности исторического материала.  

Принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов. 

Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей. 

Реализуя  проект, участники образовательного процесса «родители -  дети – воспитатели» создают триаду содружества. 

Проблема:

         Дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе товарищам по группе. Проблема воспитания интереса к прошлому и настоящему своей Родины - одно из приоритетных направлений патриотического воспитания.

Гипотеза:

 Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.  Использование возможностей социума позволит значительно повысить эффективность проводимой работы по патриотическому воспитанию


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

«Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике

                                                  «Концепция патриотического воспитания граждан РФ».

 Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

 В последнее время у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому одним из центральных  направлений в работе с детьми становится патриотическое воспитание. Обращение к отечественному наследию прививает уважение к родной земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

 Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира                   Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому нами был разработан и реализован проект «С чего начинается Родина», который состоит из пяти взаимосвязанных раздело: «Мой дом, моя семья – это Родина моя», «Мой детский сад – это Родина моя», «Моя улица, мой район – это Родина моя», «Мой город Балашов– это Родина моя», «Моя страна Россия - это Родина моя».

Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.  Метод проектов позволяет дошкольникам усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей, а самому педагогу повысить свою компетентность.


ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Наименование этапа

Содержание работы

1 ЭТАП

(подготовительный)

1.Подбор методического, дидактического и иллюстрированного материала в рамках указанной темы:

  •  Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России»
  •  Шорыгина Т. А. «Наша Родина – Россия», Методическое пособие. Москва, 2013
  • -Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. «Здравствуй, мир», Методические рекомендации, 2011
  • Сакавичене О. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006
  • С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М.: Сфера, 2005. - 192 с.
  • - Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников» 2013
  • - Николаева С. Н. «Юный эколог», Москва, 2017
  • «Сто вопросов о Балашове» информационно-методическое пособие по краеведению. Выпуск №1,№2, Балашовская городская ЦБС.
  • http://zanimatika.narod.ru       Знаем и любим Россию
  • http://www.portal-slovo.ru/              Образовательный портал «Слово»
  • http://u209.48.spylog.com          Патриарший центр Духовно нравственного                   воспитания детей и молодежи России
  • Альбом «Балашовцы-герои Советского Союза»                                    
  • иллюстраций, картины по теме

2.Подготовка презентаций :

  • «Моя семья»,
  • «Город, в котором я живу»,
  • «Государственные символы Росси»
  • «Наша Родина – Россия»

3.Подбор музыкальных произведений:

  • Гимн России (А Александров)
  • «День Победы» (Д. Тухманов)
  • «Катюша» (М. Блантер)
  • «С чего начинается Родина» (В.Баснер)

4.Подбор литературных произведений по данной тематике для чтения и заучивания с детьми.

5.Подбор журналов, методической литературы для родителей на тему: «Как воспитать гражданина»

  • «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.
  • Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.
  • Максакова Е. Ф. «Такой простой и сложный праздник…» - журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №5, 2014)

 6.Оформление выставки рисунков и плакатов, выполненных родителями (законными представителями) совместно с детьми.

II  ЭТАП

(основной)

Реализация   образовательных и воспитательных задач в рамках интеграции образовательных областей:

1.Совместная деятельность педагога, детей и родителей:

      -  создание мини – музея «Балашов – моя малая Родина»;

  • участие в мероприятиях совместно с Балашовским краеведческим музеем;
  • экскурсия к Монументу Славы;
  • возложение цветов к памятнику погибшим воинам;
  • участие в шествии «Бессмертный полк».

2.Самостоятельная деятельность детей:

  • дидактические игры;
  • сюжетно- ролевые игры;
  • индивидуальные задания;
  • заучивание и чтение литературных произведений.

III ЭТАП

(заключительный) 

Итоговое мероприятие:

-    создание мини – музея «Балашов – моя малая Родина»;

  • экскурсия к Монументу  Славы,
  • возложение цветов к памятнику погибшим воинам,
  • шествие «Бессмертный полк»
  • методические рекомендации для родителей;
  • анализ достигнутых результатов;
  • подведение итогов проекта.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИПРОЕКТА

 

  1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»

 

Цель: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.

 

Основные направления дошкольного образования

Формы работы

 

Познавательное развитие

  • Познавательное занятие «Моя семья»
  • Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы»
  • Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…» 

Речевое развитие

  • Беседа «Мой дом»
  • Составление рассказов на тему: «Моя семья»
  • Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка
  • Прослушивание аудиозаписей: 

«Разноцветная семья», «Вся моя семья»

Физическое развитие

  • Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья"
  • Пальчиковая гимнастика «Семья»

Социально - коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"  
  • Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
  • Психогимнастика «Эмоции моей семьи»
  • Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
  • Просмотр сказки «Три поросёнка»

 Взаимодействие с родителями

  • Сотворчество детей и родителей «Герд семьи»

 

 

 

2. «Мой детский сад – это Родина моя»

Цель: расширение знаний детей о детском саде, о труде сотрудников детского сада; воспитание уважения к своим товарищам и взрослым.

 

 

Основные направления дошкольного образования

Формы работы

 

Познавательное развитие

  • Экскурсия по детскому саду

Речевое развитие

  • Словотворчество на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо? »
  • Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Детский сад будущего»
  • Прослушивание аудиозаписей: «Динь-динь детский сад», «Наш детский сад», «Чудеса в саду»
  • Коллективная творческая деятельность «Ты и я, вместе мы друзья»

Физическое развитие

  • Хороводная игра «Каравай»
  • Подвижная игра «Дружба»

Социально - коммуникативное развитие

  • Коммуникативная игра «Кто в домике живет?»
  • Проблемная ситуация «Мишка порвал коробку от настольной игры…»
  • Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок
  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
  • Развлечение «Мы умеем дружно жить»

Взаимодействия с родителями

  • Сотворчество детей с родителями:

книжка- малышка «Мой любимый детский сад»

  • Участие родителей в акции «В саду цветы мы посадили, чтобы было больше красоты»

 

 

3.«Моя улица, мой район – это Родина моя»

 Цель: закреплять и расширить знания детей о том, что такое улица, какие здания и постройки находятся на улицах микрорайона; воспитывать умение видеть красоту своей улицы, двора, района.

 

 

Основные направления дошкольного образования

Формы роботы

Познавательное развитие

  • Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада 
  • Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем» 
  • Встреча с инспектором ГИБДД «Правила дорожные всем нам знать положено»
  • Рассматривание дидактической картины «Петрушка почтальон»

Речевое развитие

  • Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Конструирование «Дома на нашей улице»
  • Коллаж «Наш район»

Физическое развитие

  • Малоподвижная игра «Колечко»
  • П/И «Автобусы»

Социально – коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевая игра «Почта»
  • Д/И «Улица, на которой я живу» 
  • Д/И «Перекрёсток» использование макета микрорайона
  • Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»

Взаимодействие с родителями

  • Встреча с инспектором ГИБДД «Линейка безопасности»
  • Консультация «Безопасное поведение дома»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Мой город Балашов – это Родина моя»

Цель: закрепить и расширить знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях; воспитывать чувство гордости и любви к родному городу, бережное отношение к природе родного края, желание сделать его еще краше.

 

Основные направления дошкольного образования

Формы работы

 

Познавательное развитие

  • Презентация «Балашов вчера и сегодня»
  • Познавательное занятие «Животный и растительный мир Балашовского района» (совместно с Балашовским краеведческим музеем)

 

Речевое развитие

  • Чтение стихов Н.Палькина о Родине
  • Составление рассказа «Мой любимый город»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование «Салют над городом»
  • Рисование «Памятные места Балашова»»

Физическое развитие

  • Хороводная игра «Карусель»
  • П/И «Чиби-чиби-чиби-топ»
  •  П/И «Мы по городу идем»

 

Социально - коммуникативное развитие

 

  • Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край»
  • Разрезные картинки «Достопримечательность Балашова»
  • Дидактическая игра «Заселим реку Хопер»
  • Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»

Взаимодействие с родителями

  • Фоторепортаж «Это мой, это твой, это наш город Балашов»
  • Буклет «Экскурсия выходного дня»

 

 

 

 

 

 

  1. «Моя страна Россия – это Родина моя»

Цель: Закреплять и расширить знания о нашей стране, о государственной символике; развивать интерес к историческому прошлому России; воспитывать чувство любви к своей Родине.

 

Основные направления дошкольного образования

Формы работы

 

Познавательное развитие

  • Беседа «С чего начинается Родина»
  • Презентация «Символы России»
  • Презентация «Русский народный костюм»
  • Беседы подготовленные совместно с Центральной детской библиотекой:

   - «Дедушкины медали»

             - «Мы в гости к Пушкину идем»

  •  Экскурсии:                                                 -        - в Балашовский  краеведческий музей                                                  -     на аллею Славы                                   
  • Познавательное занятие «Россия – Родина моя»   

Речевое развитие

  • Чтение произведений:
  • - В. Степанов «Наша Родина»,                                                                                                                          -С. Михалков «Государственный гимн РФ»,             «Сила воли»,             «День Победы».                                                   -   Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»
  • Составление рассказа по картине «Родная природа»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Лепка: «Флаг России»
  • Рисование: «Люблю березу русскую»
  • Прослушивание: гимна РФ, народных песен
  • Выставка рисунка «С чего начинается Родина»

Физическое развитие

  • Русские народные игры: «Гуси лебеди»,  «Карусель»,  «Колпачок»,   «У медведя во бору»,  «Гори, гори ясно»

 

Социально - коммуникативное развитие

  • Д/И «Народные промыслы»
  • Режиссерская игра «Армия»
  • Просмотр мультфильма «Мы живём в России»

 

Взаимодействие с родителями

  • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
  • Участие родителей к организации и проведении:
  •  мероприятия совместно с Балашовским краеведческим музеем
  • экскурсии к Монументу Славы,
  • возложению цветов к памятнику погибшим воинам,
  • участию в шествии «Бессмертный полк»

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»

                                                                                        Д. С. Лихачев



ЛИТЕРАТУРА

1.Основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т.С., Васильевой М. А. (МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2015г.).

2. Васильева Н. Проектная деятельность: участвуем вместе. // Дошкольное воспитание N 10, 2011.

3.Николаева С.Н. «Юный эколог» М.: Мозаика-Синтез, 2004 год.

4. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ. Творческий центр «Сфера» 2006 год М..

5.Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества, методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ \ Кондрыкинская Л. А-М: ТЦ Сфера,2006-192 с.

 6.Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006

7. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. «Здравствуй, мир», Методические рекомендации, 2011

8. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Москва, 2015

9. А. П Казакова, Т. А Шорыгина «Детям о Великой Победе» Москва 2010 г.  10. Т.А Шорыгина «День Победы» Москва 2010.

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "С чего начинается Родина?"

Проектный материал, разработки занятий  по теме  нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...

Проект "С чего начинается Родина?"

Проектный материал, разработки занятий  по теме  нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...

Проект "С чего начинается Родина?"

Проектный материал, разработки занятий  по теме  нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...

Проект «С чего начинается Родина».

Сегодня дошкольные образовательные учреждения являются участниками многолетних конкурсов, фестивалей, акций, посвященных вопросам краеведения.Основа проекта состоит в том, чтобы посеять и взраст...

Социально - значимый проект "С чего начинается Родина?"

        Пробудить в ребенке любовь к родной земле, чувство любви к Родине, родному краю; заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливос...

Проект «С чего начинается Родина»

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравствен­ных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому вос­питанию....

Паспорт проекта "С чего начинается Родина?". Авторы проекта - подготовительная группа. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран....