Проект : " С чего начинается Родина"
проект (старшая группа)
Патриотическое воспитание становится центральным направлением работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx | 241.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Росинка»
города Балашова Саратовской области
Проект
«С чего начинается Родина»
ПОЯСНЕНИЕ
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.
Придет время, и именно сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее страны. И очень важно именно сейчас обратить внимание на воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины.
Основная идея проекта– расширить представление детей об историческом и культурном наследии родной страны – России.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «С чего начинается Родина» |
Тип проекта | Групповой, информационно - творческий |
Цель проекта | Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России. |
Задачи проекта |
|
Нормативно правовая база проекта | Закон РФ «Об образовании Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 год» Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования |
Сроки реализации проекта | Среднесрочный январь – май 2022 года |
Участники проекта | Воспитанники 5-7 лет, педагоги, родители (законные представители) |
Новизна проекта |
|
Ожидаемые результаты | У детей:
У родителей (законных представителей):
|
Основные принципы Проекта | «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста). Сочетание научности и доступности исторического материала. Принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов. Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей. Реализуя проект, участники образовательного процесса «родители - дети – воспитатели» создают триаду содружества. |
Проблема:
Дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе товарищам по группе. Проблема воспитания интереса к прошлому и настоящему своей Родины - одно из приоритетных направлений патриотического воспитания.
Гипотеза:
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными. Использование возможностей социума позволит значительно повысить эффективность проводимой работы по патриотическому воспитанию
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.»
«Концепция патриотического воспитания граждан РФ».
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
В последнее время у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому одним из центральных направлений в работе с детьми становится патриотическое воспитание. Обращение к отечественному наследию прививает уважение к родной земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.
Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому нами был разработан и реализован проект «С чего начинается Родина», который состоит из пяти взаимосвязанных раздело: «Мой дом, моя семья – это Родина моя», «Мой детский сад – это Родина моя», «Моя улица, мой район – это Родина моя», «Мой город Балашов– это Родина моя», «Моя страна Россия - это Родина моя».
Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Метод проектов позволяет дошкольникам усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей, а самому педагогу повысить свою компетентность.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Наименование этапа | Содержание работы |
1 ЭТАП (подготовительный) | 1.Подбор методического, дидактического и иллюстрированного материала в рамках указанной темы:
2.Подготовка презентаций :
3.Подбор музыкальных произведений:
4.Подбор литературных произведений по данной тематике для чтения и заучивания с детьми. 5.Подбор журналов, методической литературы для родителей на тему: «Как воспитать гражданина»
6.Оформление выставки рисунков и плакатов, выполненных родителями (законными представителями) совместно с детьми. |
II ЭТАП (основной) | Реализация образовательных и воспитательных задач в рамках интеграции образовательных областей: 1.Совместная деятельность педагога, детей и родителей: - создание мини – музея «Балашов – моя малая Родина»;
2.Самостоятельная деятельность детей:
|
III ЭТАП (заключительный) | Итоговое мероприятие: - создание мини – музея «Балашов – моя малая Родина»;
|
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИПРОЕКТА
- «Мой дом моя семья – это Родина моя»
Цель: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.
Основные направления дошкольного образования | Формы работы
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
«Разноцветная семья», «Вся моя семья» |
Физическое развитие |
|
Социально - коммуникативное развитие |
|
Взаимодействие с родителями |
|
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
Цель: расширение знаний детей о детском саде, о труде сотрудников детского сада; воспитание уважения к своим товарищам и взрослым.
Основные направления дошкольного образования | Формы работы
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Социально - коммуникативное развитие |
|
Взаимодействия с родителями |
книжка- малышка «Мой любимый детский сад»
|
3.«Моя улица, мой район – это Родина моя»
Цель: закреплять и расширить знания детей о том, что такое улица, какие здания и постройки находятся на улицах микрорайона; воспитывать умение видеть красоту своей улицы, двора, района.
Основные направления дошкольного образования | Формы роботы |
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Социально – коммуникативное развитие |
|
Взаимодействие с родителями |
|
- «Мой город Балашов – это Родина моя»
Цель: закрепить и расширить знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях; воспитывать чувство гордости и любви к родному городу, бережное отношение к природе родного края, желание сделать его еще краше.
Основные направления дошкольного образования | Формы работы
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Социально - коммуникативное развитие
|
|
Взаимодействие с родителями |
|
- «Моя страна Россия – это Родина моя»
Цель: Закреплять и расширить знания о нашей стране, о государственной символике; развивать интерес к историческому прошлому России; воспитывать чувство любви к своей Родине.
Основные направления дошкольного образования | Формы работы
|
Познавательное развитие |
- «Дедушкины медали» - «Мы в гости к Пушкину идем»
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Социально - коммуникативное развитие |
|
Взаимодействие с родителями |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Д. С. Лихачев
ЛИТЕРАТУРА
1.Основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т.С., Васильевой М. А. (МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2015г.).
2. Васильева Н. Проектная деятельность: участвуем вместе. // Дошкольное воспитание N 10, 2011.
3.Николаева С.Н. «Юный эколог» М.: Мозаика-Синтез, 2004 год.
4. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ. Творческий центр «Сфера» 2006 год М..
5.Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества, методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ \ Кондрыкинская Л. А-М: ТЦ Сфера,2006-192 с.
6.Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006
7. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. «Здравствуй, мир», Методические рекомендации, 2011
8. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Москва, 2015
9. А. П Казакова, Т. А Шорыгина «Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. 10. Т.А Шорыгина «День Победы» Москва 2010.
ПРИЛОЖЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "С чего начинается Родина?"
Проектный материал, разработки занятий по теме нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...
Проект "С чего начинается Родина?"
Проектный материал, разработки занятий по теме нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...
Проект "С чего начинается Родина?"
Проектный материал, разработки занятий по теме нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...
Проект «С чего начинается Родина».
Сегодня дошкольные образовательные учреждения являются участниками многолетних конкурсов, фестивалей, акций, посвященных вопросам краеведения.Основа проекта состоит в том, чтобы посеять и взраст...
Социально - значимый проект "С чего начинается Родина?"
Пробудить в ребенке любовь к родной земле, чувство любви к Родине, родному краю; заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливос...
Проект «С чего начинается Родина»
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию....
Паспорт проекта "С чего начинается Родина?". Авторы проекта - подготовительная группа. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран....