Социализация детей с ОВЗ через игру
материал
В процессе игры происходит смена видов деятельности, что позволяет исключить всякого рода перегрузки, утомляемость детей с ОВЗ.
Игра способствует коррекции эмоциональной сферы. У ребёнка появляется возможность выплеснуть свои эмоции, беспокойство, раздражение, обиду, просто плохое настроение, чтобы они не тяготили, не отвлекали детей от организованной деятельности в течение дня.
Игра способствует коррекции социальных отношений. В условиях игровой деятельности ребёнок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения.
Игра способствует развитию коммуникативной сферы. У ребёнка появляется возможность насытиться общением со сверстниками, с взрослыми, почувствовать себя равноправным партнёром и другого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №14»
План по самообразованию воспитателя
Касенкиной Натальи Викторовны
По теме: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ЧЕРЕЗ ИГРУ»
Теоретическая часть
Актуальность обусловлена проблемой социализации детей с ОВЗ, так как с позиции философии процесс социализации заключается в изучении соотношения «человек и мир». У детей с ОВЗ формирование картины мира происходит наиболее сложно, неготовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана с социальными проблемами, нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития и саморазвития. Коррекция проблем недоразвития социальной сферы происходит через освоение детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях. Поэтому детский сад может обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие через специальные условия.
Социализация- это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к традициям социума, формирование у ребенка потребности в саморазвитии.
Суть социализации детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество. Это нужно для того, чтобы дети могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
Игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста, а для детей с нарушением речи игровая деятельность способствует развитию и коррекции речевой функции, психических процессов и личности в целом. Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит.
В процессе игры мы много разговариваем с детьми, в результате чего у ребенка появляется потребность в речевом общении. А подвижные игры способствуют активному отдыху детей, снижают накопившееся на занятиях утомление, повышают работоспособность. Они формируют командный дух, взаимовыручку и упорство. В подвижные игры можно включать не только детей и педагогов, но и родителей.
Дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Возрастная группа детей 4-5 лет (дети ТНР)
Цель:
- Повышение своей профессиональной компетенции посредством изучения значения игровой деятельности для социализации ребёнка с ОВЗ.
Задачи:
-Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;
-Создание соответствующей предметно-пространственной среды;
-Приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
-Разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.
Ведущие идеи:
-Потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
-Готовность к педагогическому творчеству;
-Личностно-ориентированный подход к воспитанникам;
-Сотрудничество воспитанника, педагога, логопеда, психолога и музыкального руководителя.
Родители:
-Уменьшение факторов социально-психологической напряжённости в семье, имеющей ребёнка с ОВЗ.
Ребёнок, воспитатель:
-Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ.
-Сплочение детского коллектива.
-Развитие толерантного отношения к ребёнку с ограниченными особенностями развития.
Источники:
-Литература (методическая, специальная, научно-популярная, художественная и др.);
-Видео, аудио материалы;
-Семинары и конференции;
-Мероприятия по обмену опытом;
-Курсы повышения квалификации.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми и родителями;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Форма отчётности:
- Картотека игр по данной теме.
- Консультация для родителей по теме.
- Консультация для педагогов.
- Анкета и опросники для родителей.
- Круглый стол.
Ожидаемые результаты:
-Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ.
-Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение коммуникативной активности ребёнка с ОВЗ.
Месяц | Формы работы | |||
Работа с детьми | Работа с педагогами | Самообразование | Работа с родителями | |
Информационно-ознакомительный этап | ||||
Сентябрь-октябрь | Диагностика ЗУН (знаний,умений, навыков) детей | Подготовка консультаций, анкет | Подбор темы. Изучение научно – методической литературы по теме. Составление плана. | Подготовка анкет и консультаций |
Практический этап | ||||
Октябрь | Проведение игр в течение года | Оформление предметно – развивающей среды в течении года. | Анкета для родителей по теме «Социализация» | |
«Узнай по цвету», пазлы, игры с конструктором, обыгрывание построек. | 1.Участие в вебинаре «Как научить детей играть?» 2.Семинар по теме «Кинезиологические игры и упражнения в развитии психических процессов» | |||
Ноябрь | Дидактическая игра «Носовые платочки», Игра «Шнуровальные картинки» | Анкета для педагогов по теме «Игровая деятельность детей в группах» | Организационно-педагогическая работа. Изучение опытов воспитателей, сообществ на Интернет-ресурсах. | Информирование родителей по подбору дидактических игр по возрасту. |
Декабрь | Настольно-печатные игры, коллективно- строительные игры с элементами творчества. | 1.Курсы повышения квалификации «Система работы с детьми с ОВЗ раннего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО» (144ч.) 2.Курсы повышения квалификации «Методика и технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» (144ч.) | Консультация «Как игра способствует развитию общения» | |
Январь | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», игры на выбор педагога. | Пополнение картотеки игр по теме. | Опросник «Любимые игры моего ребёнка» | |
Февраль | Игры на формирование навыков личностного поведения в играх. | Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр» | Работа над темой. | Консультация и упражнения «Игра на развитие мелкой моторики» |
Март | Игры на развитие навыков общения | Работа над темой. | Выставка дидактических игр, сюжетно-ролевых по теме | |
Обобщающий этап | ||||
Апрель | Игры на развитие мелкой моторики (на выбор воспитателя). | Подведение итогов. Вывод. | Круглый стол «Игры наших бабушек и игры современности» | |
Май | Отчёт по теме |
Результаты:
В процессе игры происходит смена видов деятельности, что позволяет исключить всякого рода перегрузки, утомляемость детей с ОВЗ.
Игра способствует коррекции эмоциональной сферы. У ребёнка появляется возможность выплеснуть свои эмоции, беспокойство, раздражение, обиду, просто плохое настроение, чтобы они не тяготили, не отвлекали детей от организованной деятельности в течение дня.
Игра способствует коррекции социальных отношений. В условиях игровой деятельности ребёнок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения.
Игра способствует развитию коммуникативной сферы. У ребёнка появляется возможность насытиться общением со сверстниками, с взрослыми, почувствовать себя равноправным партнёром и другого.
Вывод:
В процессе работы, все поставленные задачи были выполнены. В течении года создавались условия для успешной социализации детей с ОВЗ через игру в группе. Привлекались к совместной работе, родители, были разработаны анкеты и консультации.
Процесс социализации личности – это сложный процесс, который включает в себя достаточно много аспектов и нюансов. От личности педагога, его настроя, его отношения к детям, его профессионализма зависит воспитание наших детей. Помимо любви к детям, педагог должен видеть в ребенке маленькую ЛИЧНОСТЬ, уметь ценить и уважать его мнение и интересы, уметь слушать и слышать, чего хочет каждый ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. П...

Статья «Социализация детей средней группы через сюжетно-ролевую игру»
quot;Социализация детей средней группы через сюжетно-ролевую игру"...

Консультация для родителей "Социализация детей с ОВЗ через театрализованные игры"
Социализация детей с ОВЗ через театрализованные игры....

«Социализация детей с ОВЗ через сюжетно-ролевую игру»
Игровая деятельность - это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка....

Педагогический проект «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
В группах дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением педагогов ОУ....