Программа дополнительной образовательной деятельности для детей с 6 до 7 лет «Юный шахматист»
рабочая программа (подготовительная группа)
Краткое содержание программы
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Шахматы являются наиболее действенным средством развития интеллекта. Они развивают память, помогают сконцентрировать внимание, наладить работу нервной системы, развить воображение, ускорить процессы мышления.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 32 шахматных занятия (одно - в неделю). Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН - 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_dop_petrovads10.docx | 69.7 КБ |
petrova_dop_shahmaty_23-24.docx | 542.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткое содержание программы
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Шахматы являются наиболее действенным средством развития интеллекта. Они развивают память, помогают сконцентрировать внимание, наладить работу нервной системы, развить воображение, ускорить процессы мышления.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 32 шахматных занятия (одно - в неделю). Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН - 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.
Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Контингент: воспитанники подготовительной группы.
Форма организации занятий: подгрупповые и фронтальные занятия с использованием игровых приемов и индивидуальной направляющей помощью.
Структура программы: включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, использование эвристического подхода.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
-тренировочные игры;
- турниры.
Целевые ориентиры:
К концу обучения ребёнок должен знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья, и тд;
- названия шахматных фигур;
- правила, по которым ходит и бьет каждая фигура.
К концу обучения ребёнок должен уметь:
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;
- ставить шах и мат;
- ориентироваться на шахматной доске;
- правильно расставлять фигуры;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников № 10 “Родничок”»
Программа дополнительной образовательной деятельности
для детей с 6 до 7 лет
«Юный шахматист»
Ф.И.О. и должность автора программы:
воспитатель Петрова Алена Андреевна
первая категория
Паспорт программы
Полное наименование программы | Программа дополнительной образовательной деятельности для детей с 6 до 7 лет «Юный шахматист» |
Руководитель программы | Петрова Алена Андреевна |
рецензент | Метод совет МБДОУ ДС №10 |
Организация - исполнитель | МБДОУ ДС № 10 |
Адрес организации - исполнителя | г.Озерск Челябинской области, Советский переулок, 5 |
Должность автора | воспитатель |
География (территория на которой реализуется программа) | Озерский городской округ Челябинской области |
Целевые группы (количественная и качественная характеристика детей - количество, возраст, социальный статус и др.) | Дети 6-7 лет, посещающие МБДОУ
|
Направленность программы | Социально-коммуникативное развитие.
|
Срок реализации программы | 1год |
Вид программы | модифицированная |
Уровень реализации программы | дошкольное образование |
Уровень освоения программы | общекультурный |
Способ освоения содержания образования | эвристический |
Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель – не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре. Шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.
Контактное лицо: петрова Алена Андреевна
Контактные данные: +79048054436
Сетевая потребность: возможность включения в процесс дополнительных интерактивных ресурсов
Встречное предложение: обмен опытом
и оказание помощи в повышении уровня подготовки молодых педагогов, интересующихся данной темой.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников № 10 “Родничок”»
Программа дополнительной образовательной деятельности
для детей с 6 до 7 лет
«Юный шахматист»
на 2023-2024 учебный год
Ф.И.О. и должность автора и руководителя программы:
воспитатель группы № 5
Петрова Алена Андреевна
первая категория
Озерский городской округ Челябинской области
август, 2023
Паспорт программы
Полное наименование программы | Программа дополнительной образовательной деятельности для детей с 6 до 7 лет «Юный шахматист» |
Руководитель программы | Петрова Алена Андреевна |
рецензент | Метод совет МБДОУ ДС №10 |
Организация - исполнитель | МБДОУ ДС № 10 |
Адрес организации - исполнителя | г.Озерск Челябинской области, Советский переулок,5 |
Должность автора | воспитатель |
География (территория на которой реализуется программа) | Озерский городской округ Челябинской области |
Целевые группы (количественная и качественная характеристика детей - количество, возраст, социальный статус и др.) | Дети 6-7 лет, посещающие МБДОУ 18 человек в группе |
Направленность программы | Социально-коммуникативное развитие. |
Срок реализации программы | 1год |
Вид программы | модифицированная |
Уровень реализации программы | дошкольное образование |
Уровень освоения программы | общекультурный |
Способ освоения содержания образования | эвристический |
Краткое содержание программы | Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий. Программа составлена на возраст детей 6-7 лет, её реализация предполагает 1 год. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 32 шахматных занятия (одно - в неделю). Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 1.2.3685-21 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры. |
Содержание | стр. |
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 5 |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 7 |
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ | 8 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 11 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ | 12 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ | 12 |
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПО ПРОГРАММЕ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» | 13 |
ПЛАНИРОВАНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 14 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» | 14 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» | 15 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» | 16 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» | 18 |
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ | 18 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ | 18 |
Приложение 1. Регламент ДОП | 19 |
Приложение 2. Учебный план | 20 |
Аннотация к рабочей программе ДОП «Юный шахматист»
Направленность: Социально-коммуникативное развитие. Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Контингент: воспитанники подготовительной группы.
Продолжительность реализации программы: 1 год (2023-2024уч.год)
Режим занятий:
группа | количество занятий в неделю | количество занятий в месяц | продолжительность занятия |
Подготовительная группа | 1 | 4 | 20-25 мин |
Форма организации занятий: фронтальные занятия с использованием игровых приемов и индивидуальной направляющей помощью.
Структура программы: включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на интерактивной доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Целевые ориентиры:
Предполагаемые результаты:
К концу обучения ребёнок должен знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья,
К концу обучения ребёнок должен уметь:
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;
- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода
ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждого ребёнка непременно наступает время выбора своего вида спорта. Предлагаем вам ШАХМАТЫ – прекрасный и волшебный мир!
Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющимися поток разнообразных знаний в детские умы.
Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Игра является неотъемлемой формой деятельности ребёнка-дошкольника, это средство самовыражения и моделирования социальных отношений.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Шахматы - одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы - спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.
В работе воспитателей дополнительного образования на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.
Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. В этом войске есть главный - король. Его помощники - ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладья - башня, слоны, кони и маленькие пешки, которые в
Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Данная дополнительная образовательная программа по шахматам направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Программа составлена на возраст детей 6-7 лет, её реализация предполагает 1 год. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 32 шахматных занятия (одно - в неделю). Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 1.2.3685-21 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».
В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность.
Актуальность
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования.
Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Практическая значимость программы
Сегодня шахматы – популярный и эффективный способ развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность, что является некоторыми признаками готовности к школьному обучению. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Вид программы: модифицированная программа. В основу настоящей программы легла программа М.Г.Смоляковой «Разноцветный мир»
Новизной и отличительной особенностью программы
Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы, первый год" И. Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Цель и задачи реализации программы.
Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес к игре в шахматы.
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д.)
- Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами.
- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
- Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
Воспитательные
-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
- Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми, (головоломки, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.).
Принципы и подходы к формированию Программы
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала
- Принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих
- Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- Принцип наглядности
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
- Дидактические игры и задания;
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- Практическая игра;
- Теоретические занятия, шахматные игры;
- Шахматные турниры.
Структура занятий:
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на интерактивной доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ребёнок, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ребёнка, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Обучающийся с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Возрастные особенности детей
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,
Человека дошкольники стали изображать более детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.
Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.
Планируемые результаты
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правила шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.
Методика проведения педагогического мониторинга критерии диагностики
К концу обучения ребёнок должен знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья,
К концу обучения ребёнок должен уметь:
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;
- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода
Критерии оценки
3 (Высокий): ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии.
2 (Средний): ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
1 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Основной период обучения
Цель занятий:
- Формировать представления о шахматах как об игре.
-Познакомить с историей шахматных турниров, королями шахматного мира.
- Использовать знание в шахматных турнирах, викторинах и КВН.
Задачи:
1. Создать условия для развития самостоятельной игровой деятельности.
2. Отрабатывать умения самостоятельно расставлять фигуры на шахматной доске.
3. Учить самостоятельно выполнять игровые шахматные ходы. Разыгрывать короткие шахматные партии с частью фигур.
4. Использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной игре с полным набором шахматных фигур.
Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению игре в шахматы:
- Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;
- Основы тактики и стратегии шахмат;
- Порядок проведения и организацию шахматных соревнований(турниров)
-Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.
- Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;
-Строить и реализовывать свои стратегические планы;
-Осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперника.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Формы и режим занятий
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна.
Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:
дети 6-7 лет | Подготовительная к школе группа | 30 минут (один академический час) |
В качестве форм организации образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей применяются:
- игры;
- занятия;
- беседы;
- аудио и видео занятия;
- открытые занятия для родителей.
Вид детской группы:
Группа детей общеобразовательная, имеет постоянный состав.
Особенности набора детей
Набор детей производится в свободном порядке.
Количество детей по годам обучения
Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 18 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.
Структура учебного плана
«Юный шахматист» для детей от 6 до 7 лет
Учебный план рассчитан на детей подготовительной группы, реализуется по Программе дополнительного образования на основе методического пособия «Малыши играют в шахматы», автор Гришин В.Г.
№ | Программа дополнительных платных образовательных услуг | Вид занятий | Количество учебных месяцев | Кол-во учебных часов в неделю | Кол-во учебных часов в год |
п/п | |||||
1 | «Юный шахматист» | групповая | Октябрь - май | 25-30мин. | 32 |
для детей от 6-7 лет |
Годовой календарный учебный график по программе «Юный шахматист»
Продолжительность учебного года по дополнительному образованию детей:
Начало учебных занятий по дополнительному образованию детей– 1 октября 2023.Окончание учебных занятий – 31 мая 2024
«Юный шахматист» для детей от 6-7 лет.
Программа по шахматам направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста.
Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:
дни недели | Группа 5 |
вторник | 16.00-16.30 |
Родительские собрания по дополнительному образованию детей проводятся на начало учебного года (сентябрь)
Консультации для родителей по дополнительному образованию детей проводятся согласно утвержденного графика.
Планирование образовательной деятельности
Структура плана воспитательно-образовательной работы состоит из перспективного и календарного планирования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
№ | Тема | ||||
п/п | Количество часов | ||||
Количество часов | Теория | Практика | |||
1. | Мониторинг Знакомство с шахматной доской | 1 | 1 | ||
2. | Шахматная доска | 1 | 1 | ||
3. | Знакомство с шахматными фигурами | 1 | 1 | ||
4. | Знакомство с шахматными фигурами | 1 | |||
5. | Начальное положение | 1 | 1 | ||
6. | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья | 1 | 1 | ||
7. | Ладья в игре. | 1 | |||
8. | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | 1 | 1 | ||
9. | Слон в игре. | 1 | 1 | ||
10. | Ладья против слона | 1 | 1 | ||
11. | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | 1 | 1 | ||
12. | «Ферзь в игре. | 1 | 1 | ||
13. | Ферзь против ладьи и слона | 1 | 1 | ||
14. | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | 1 | 1 | ||
15. | Конь в игре.. | 1 | 1 | ||
16. | Конь против ферзя, ладьи слона | 1 | 1 | ||
17. | Знакомство с пешкой. | 1 | 1 | ||
18. | Пешка в игре | 1 | 1 | ||
19. | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона | 1 | 1 | ||
20. | Знакомство с шахматной фигурой. Король. | 1 | 1 | ||
21. | Король против других фигур | 1 | 1 | ||
22. | Шах. | 1 | 1 | ||
23. | Шах. | 1 | 1 | ||
24. | Мат | 1 | 1 | ||
25. | Мат | 1 | 1 | ||
26. | Ставим мат. | 1 | 1 | ||
27. | Ставим мат. | 1 | 1 | ||
28. | Ничья, пат. | 1 | 1 | ||
29. | Рокировка. | 1 | 1 | ||
30. | Шахматная партия. | 1 | 1 | ||
31. | Шахматная партия. | 1 | 1 | ||
32. | «Шахматная эстафета» Мониторинг | 1 | 1 | ||
Всего: | 32 | 12 | 20 | ||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
Месяц | Календарные | Занятие | Тема занятия | Кол-во |
сроки | № | занятий | ||
освоения | ||||
Октябрь | 1 | Мониторинг Знакомство с шахматной доской | 1 | |
2 | Шахматная доска | 1 | ||
3 | Знакомство с шахматными фигурами | 1 | ||
4 | Знакомство с шахматными фигурами | 1 | ||
Ноябрь | 5 | Начальное положение | 1 | |
6 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья | 1 | ||
7 | Ладья в игре. | 1 | ||
8 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | 1 | ||
Декабрь | 9 | Слон в игре. | 1 | |
10 | Ладья против слона | 1 | ||
11 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | 1 | ||
12 | «Ферзь в игре. | 1 | ||
Январь | 13 | Ферзь против ладьи и слона | 1 | |
14 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | 1 | ||
15 | Конь в игре. | 1 | ||
16 | Конь против ферзя, ладьи слона. | 1 | ||
Февраль | 17 | Знакомство с пешкой. | 1 | |
18 | Пешка в игре | 1 | ||
19 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | 1 | ||
20 | Знакомство с шахматной фигурой. Король. | 1 | ||
Март | 21 | Король против других фигур. | 1 | |
22 | Шах. | 1 | ||
23 | Шах. | 1 | ||
24 | Мат | 1 | ||
Апрель | 25 | Мат | 1 | |
26 | Ставим мат. | 1 | ||
27 | Ставим мат. | 1 | ||
28 | Ничья, пат. | 1 | ||
Май | 29 | Рокировка. | 1 | |
30 | Шахматная партия. | 1 | ||
31 | Шахматная партия. | 1 | ||
32 | «Шахматная эстафета» Мониторинг | 1 | ||
ВСЕГО | ЗАНЯТИЙ В | ГОД | 32 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
Учебный курс включает в себя шесть тем: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры.»,
«Начальная расстановка фигур.», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии.», «Игра всеми фигурами из начального положения.».
Месяц | № занятия | Тема занятия | Содержание | Педагогические условия Интеграция | ||||
Октябрь | 1. Шахматная доска | |||||||
1. | Мониторинг Знакомство с шахматной доской | Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. | Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами. | |||||
2. | Шахматная доска | Чтение и инсценировка дидактической сказки«Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ.Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». | ||||||
2. Шахматные фигуры. | ||||||||
3. 4. | Знакомство с шахматными фигурами | Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая». | |||||
3. Начальная расстановка фигур. | ||||||||
Ноябрь | 5 | Начальное положение | (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. | Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». | ||||
4. Ходы и взятие фигур | ||||||||
6 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | (Основная тема учебного курса.) Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки | Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | |||||
7 | Ладья в игре. | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» | ||||||
8 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один вполе воин», «Кратчайший путь». | ||||||
Декабрь | 9 | Слон в игре. | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности». | |||||
Январь Февраль Март | 10 | Ладья против слона | Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин«стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности». | |||||
11 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | ||||||
12 | Ферзь в игре. | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | ||||||
13 | Ферзь против ладьи и слона | Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». | ||||||
14 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | ||||||
15 | Конь в игре. | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности». | ||||||
16 | Конь против ферзя, ладьи слона. | Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». | ||||||
17 | Знакомство с пешкой. | Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин». | ||||||
18 | Пешка в игре | Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».
| ||||||
19 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности». | ||||||
20 | Знакомство с шахматной фигурой. Король. | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля). | ||||||
21 | Король против других фигур. | Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности». | ||||||
5. Цель шахматной партии. | ||||||||
22 23 | Шах. | Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. защита от шаха шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах». | |||||
24 | Мат | Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход». | ||||||
Апрель Май | 25 | |||||||
26 27 | Ставим мат. | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». | ||||||
28 | Ничья, пат. | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат» | ||||||
29 | Рокировка. | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». | ||||||
6. Игра всеми фигурами из начального положения. | ||||||||
30 | Шахматная партия. | Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». | |||||
31 | Шахматная партия. | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. | ||||||
32 | «Шахматная эстафета» Мониторинг | Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ «Юный шахматист»
На занятиях используются:
- комплекты шахматных фигур с досками – 7-8 штук.
Финансовые условия реализации Программы
Финансовое обеспечение Программы производиться за счет средств ДОУ.
Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
с международными правовыми актами:
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);
Законами РФ и документами Правительства РФ:
- ст.30 Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Документами Федеральных служб:
- СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания
- (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 2);
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Перечень литературных источников
При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание Программы.
ЛИТЕРАТУРА
- Сухин, И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей/ И.Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ, 2021. - 288 с.
- Сухин, И.Г. Приключения в Шахматной стране: методическое пособие / И.Г. Сухин. – М.: Педагогика, 2017.-320 с.
- Сухин, И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:рабочая тетрадь / И.Г. Сухин. – О.: Духовное возрождение, 2018. – 96 с.
- Сухин, И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И.Г.Сухин. – О.: Духовное возрождение, 2015. – 120 с.
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ ДС № 10
_____________ /Батуева Ю.С.
приложение к приказу №________ « » августа 2023 года
Регламент занятий по дополнительной образовательной деятельности
«Юный шахматист»
дни недели | Группа 5 |
вторник | 16.00-16.30 |
приложение 2
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ ДС № 10
_____________ /Батуева Ю.С.
« » августа 2023 года
приложение к приказу №___________
Учебный план
дополнительного образования МБДОУ ДС №10 на 2023-2024 учебный год
Направленность | Полное наименование программы | Возрастная категория обучающихся | Кол-во занятий в неделю/ мин | Кол-во занятий по программе (всего) | Срок реализации программы | ФИО педагога, реализующего программу |
Социально-коммуникативное и речевое развитие. | Программа дополнительной образовательной деятельности для детей с 6 до 7 лет «Юный шахматист» | Подготовительная группа | 1 год | воспитатель Петрова А.А. | ||
основной этап обучения | 2/25-30мин. | 32 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
Цели программы:Обучить правилам игры в шахматы;2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;3. Воспитать уважи...
Программа дополнительного образования для детей от 5 до 6 лет «Юные таланты»
Программа дополнительного образования для детей от 5 до 6 лет«Юные таланты»на 2016-2017 учебный год ...
Программа дополнительного образования для детей от 5 до 6 лет «Юные таланты»
Программа дополнительного образования для детей от 5 до 6 лет «Юные таланты»Пояснительная запискаСовременное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуаль...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Юный математик»
Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает...
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный математик"
Работа по организации кружка «Юный математик» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление....
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный математик"
методическая разработка...
Программа кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный шахматист"
Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Прежде всего шахматы - это прекрасный ...