Роль музыки в формировании экологической культуры дошкольников
материал (средняя группа)
выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzyki_v_formirovanii_osnov_ekologicheskoy_kultury_doshkolnikov.docx | 16.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Роль музыки в формировании основ экологической культуры дошкольников».
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.
Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка изобразительна и выразительна, она способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.
Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь.
Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под
дугой Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка изобразительна и выразительна, она способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира., значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.
Экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах.
Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из младших групп представляют себя птичкой («Птички летают» А Серова), зайчиком («Зайчики» Е. Тиличеевой), мишкой («Мишка» М. Раухвергера), кошечкой («Кошечка» Т. Ломовой). Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки. Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, подражают в песенках крику животных и пению птиц.
Интересно понаблюдать за поведением жука, повадками домашних животных, птиц, и послушать в аудиозаписи соответствующую музыку и обсудить, как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных и изобразительных средств. В песнях всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления, тем самым продолжается формироваться любовь к природе, к животным, к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что
нас окружает. Песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, (поясняя заодно про съедобные и несъедобные), про овощи, выращенные на своем огороде и т. д. Из песен, дети начинают понимать, что все вокруг живое, что и природу, и животных и птиц, нельзя обижать, а нужно любить, защищать и помогать.
Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.). Используя знания об обитателях леса, которые дети получают на занятиях с воспитателями, их можно закрепить на музыкальных занятиях с помощью музыки, например: песню птиц - можно озвучить на треугольнике; песню пчелы – обыграть на бубне; стук дятла – кастаньеты, а песню соловья колокольчик. Благодаря этому накоплению, дети смогут проявить свое творчество в музыке, создав шумовой оркестр.
Используя в работе:
- пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Гриб-грибок», «Паучок», «Апельсин» и др.).
- народные подвижные и хороводные игры («Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка» и мн. др.).
- также музыкально-дидактические игры («Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу» и мн. др
Решаются задачи не только музыкального плана: развитие звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, но и экологического направления, у детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Представляют себя то бабочкой, то птичкой, то дождинкой или снежинкой, выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных. Ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску, которую даёт музыка. Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.
Окружающий мир, воплощенный в музыке - это мир прекрасного, познав который, ребенок не будет губить и уничтожать его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль музыки в развитии экологической культуры дошкольников"
Сообщение из опыта работы музыкального руководителя....
Роль сказки в формирование экологической культуры дошкольников
quot;Экологическая сказка- литературное произведение , отражающее природные явления, объекты, взаимосвязи в фантазийной форме. Формирует отношение к природе." Н.А.Рыжова...
"Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры дошкольников"
МО(из опыта работы)...
консультация «Роль музыки в развитии экологической культуры дошкольников»
консультация музыкального руководителя для педагогов по экологии...
Роль музыкального воспитания в формировании экологической культуры дошкольников
(из опыта работы)...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....
Консультация для родителей Роль мультипликации в формировании экологической культуры дошкольников
Консультация для родителей Роль мультипликации в формировании экологической культуры дошкольников...