Практико - ориентировочный проект "Лучик знаний"
методическая разработка (старшая группа)
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций и широко используется всеми участниками образовательного процесса. Она позволяет достичь высоких результатов совместной деятельности не только наставников с наставляемыми, но и служит эффективным средством профессионально-личностного развития наставляемого, обуславливая формирование разнообразных сторон и творческих проявлений личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nastavnichestvo_-_kopiya.docx | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование практики: Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в ДОУ
Автор: Сироткина Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Населенный пункт: город Новый Уренгой, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонёк»
Аннотация: Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций и широко используется всеми участниками образовательного процесса. Она позволяет достичь высоких результатов совместной деятельности не только наставников с наставляемыми, но и служит эффективным средством профессионально-личностного развития наставляемого, обуславливая формирование разнообразных сторон и творческих проявлений личности.
Актуальность:
Наставничество – это инвестиция в долгосрочное развитие организации, в её «здоровье».
Дэвид Майстер
Наставничество – это процесс передачи опыта, форма взаимоотношений между наставником и молодым педагогом, инструмент воспитания молодых и перспективных кадров. Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».
Работа с молодыми педагогами является одним из важных направлений деятельности в любой образовательной организации. Современному обществу присущ высокий темп жизни, большой объем документации, постоянно меняющиеся требования к учебному процессу, сложные взаимоотношения с администрацией и коллегами, воспитательная деятельность, работа с родителями, все это неожиданно сваливается на молодого неопытного педагога, поэтому ему трудно адаптироваться в профессии. Воспитать из молодого специалиста профессионала, компетентного, самостоятельного мыслящего, задача сложная.
В своей практике работы по наставничеству с молодым специалистом я применяю метод проектной деятельности. Моя задача не научить молодого специалиста как работать, не получать готовые знания, а дать возможность молодому педагогу самому развиваться в определенной области. Не дать готовый материал, а совместно с педагогом найти пути решения его проблемы, составить план работы, реализовать его, и получить результат.
Метод проектов – это эффективный путь самореализации молодого педагога и наставника, возможность сотрудничества на равных, освоение наставником новых подходов.
Цель: Создать условия для выявления и развития творческих возможностей молодого педагога в профессиональной сфере через проектную деятельность.
Задачи:
1.Помочь начинающему педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации.
2.Оказать помощь в проектировании и организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и задачами реализуемых программ.
3.Оказать методическую помощь начинающему педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс.
4.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога.
5.Сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.
Способы реализации проектной деятельности
Подготовительный этап | ||
Наставник | Наставляемый | Результат |
Диагностирует мотивы наставляемого | Выявление сильных и слабых сторон профессиональных компетенций | Выявление профессиональных дефицитов |
Предоставляет методические рекомендации | Осуществляет выбор методов и технологий для реализации проектной деятельности | Педагогическая поддержка молодого специалиста в рамках проектной деятельности |
Осуществляет помощь в выделении проблемы и определения ее субъекта | Выделяет субъект и проблему, лежащую в основе проектной деятельности | Определена проблема и субъект, лежащий в основе проектной деятельности |
Основной этап | ||
Помощь в целеполагании проектной деятельности | Формулировка цели | Цель проекта |
Содействие в формулировании задач проектной деятельности | Постановка задач | Задачи проекта |
Организует практическую помощь | Формирование практических знаний, умений и навыков | Деятельность в рамках проекта |
Заключительный этап | ||
Помощь в подготовки презентации проекта | Презентация проекта | Готовый продукт |
Размещение в персональных интернет страницах наставников информационные сообщения о работе в ходе проектной деятельности | Предоставление проекта с фото-отчетом о проделанной работе | Фотоотчет на персональных Интернет-страницах наставников и сайта ДОУ |
Помощь в анализе профессиональных результатов наставляемого | Проанализирована и зафиксирована информация о своих профессиональных успехах, достигнутых благодаря участию в проекте по наставничеству | Дневник успеха наставляемого «Формула успеха» |
Основной целью включения проектного метода в практику работы с молодыми педагогами в ДОУ является создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал молодых специалистов. В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у молодого педагога, раскрывается его индивидуальность. Знания, приобретаемые педагогом в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Паспорт проекта
Название проекта | «Лучик знаний» |
Участники проекта | Наставник, молодой педагог |
Вид проекта | Практико - ориентировочный |
Сроки проекта | Долгосрочный |
Актуальность проекта | Наблюдения за профессиональной деятельностью молодого специалиста показали имеющиеся проблемы в организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми. Анализ имеющихся трудностей в создании условий для эффективного познавательного развития воспитанников, организации познавательно-исследовательской деятельности актуализировал задачу наставнической деятельности в повышении психолого-педагогической компетентности молодого специалиста именно в этом направлении. |
Проблема | Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками |
Цель | Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах познавательно - исследовательской деятельности |
Задачи | 1. Совершенствовать знания молодого специалиста о содержании образовательных программ в ДОУ, в частности Познавательное развитие. 2. Обеспечить развитие исследовательских, проектировочных, коммуникативных, рефлексивных способностей педагога по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. 3. Организовать помощь в освоении методик и технологий познавательного развития воспитанников. |
Этапы проекта (краткое описание) | 1 этап. Выявления профессиональных затруднений, Составление плана работы в рамках проекта. 2 этап. Реализация плана работы. Ведение портфолио. 3 этап. Подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов проекта, изучение и обобщение накопленного материала. Осуществление анализа. |
Прогнозируемые результаты | Умение грамотно планировать, подготавливать и осуществлять процесс образовательной работы с детьми по познавательно - исследовательской деятельности. Умение использовать современные инновационные технологии в образовательном взаимодействии с детьми. Умение использовать разные методы и приемы в работе с дошкольниками. |
Продукт проекта | Портфолио «Формула успеха» |
Подведение итогов | Презентация продукта проекта и рефлексия, то есть размышления над новым знанием, приобретённым опытом. На данном этапе осуществляется не только оценка результатов проектной деятельности, но и определяются задачи для создания новых проектов. |
Направление деятельности
Наставник | Молодой специалист | Ожидаемый результат наставничества |
Создание «Чек – листа» подготовки и организации образовательной деятельности с использованием метода проектов по познавательно-исследовательской деятельности. (пошаговая инструкция) Консультации: 1. «Познавательное развитие дошкольников в процессе детского экспериментирования», 2. «Экспериментальная (познавательно-исследовательская) деятельность в жизни ребенка-дошкольника» 3. «Что такое проектная деятельность в ДОУ?». Буклет «Опыты или чудеса из простых вещей» Памятка «Правила оформления проекта с дошкольниками» Открытый показ НОД Практикум «Развитие творческих способностей средствами экспериментальной деятельности». Мастер - класс «Методы организации поисково-исследовательской деятельности Оказание помощи в разработке конспектов занятий с детьми. Оказание помощи в оформлении проектов подготовке детей к участию в конкурсах. Оказание помощи в организации и проведения мероприятий с родителями. Совместное изучение с молодым специалистом новейших технологий и применение их в работе с детьми. | Изучение методической литературы, интернет ресурсов по заданной теме, сбор материалов; Разработка плана взаимодействия с родителями «Мы исследователи»; Оформление наглядно - просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты) Буклеты: «Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство эффективного развития познавательной активности» «Экспериментируем дома»; Консультация для родителей: «Занимательные опыты на кухне»; Совместное мероприятие с детьми и родителями «Лаборатория чудес и превращений»; Фотовыставка: «Мы экспериментируем дома»; Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов в группе: Разработка конспекта занятия; Разработка презентации к занятиям; Подбор дидактического материала; Участие в городских семинарах - практикумах, мастер - классах, Просмотр открытых показах НОД по познавательно - исследовательской деятельности. Участие с детьми в конкурсах исследовательских и творческих работ | Создание портфолио «Формула успеха»: Портфолио содержит основные параметры, которые позволяют молодому педагогу добиться успеха в творческой и научно-исследовательской деятельности. Оно также отражает участие молодого педагога в различных мероприятиях и размышления по данной теме. Консультации, памятки, буклеты от наставника. Разработанные конспекты занятий по познавательно - исследовательской деятельности; Картотека опытов и эспериментов; Планирование работы с родителями; Результаты участия в конкурсах (дипломы) фотографии, зарисовки, дневники, таблицы схемы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-практико-ориентировочный проект «Колокольчик –голос России» в средней группе
Информационно-практико-ориентировочный проект «Колокольчик –голос России» в средней группеЦель проекта: создание условий для развития нравственно-патриотических...
Долгосрочный практико-ориентировочный проект по валеологическму воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сохранить здоровье чтоб"
Долгосрочный практико-ориентировочный проект по валеологическму воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сохранить здоровье чтоб"...
Практико – ориентировочный проект «Овощи»
Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество....
Краткосрочный практико - ориентировочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Праздничная ёлка".
Краткосрочный практико - ориентировочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Праздничная ёлка».Проблема: « Вырубка елей ради кратковременных празд...
Практико-ориентировочный проект "Мы в космос полететь хотим"
В проекте дано краткая анотация, взаимодействие с семьями воспитаннико, педагогов и детей, календарно-тематическое планирование на одну неделю, конспекты занятий, дидактических игр и опытов, а также к...
Краткосрочный практико - ориентировочный проект для детей старшего дошкольного возраста Праздничная ёлка.
*Учить детей понимать, что лесные деревья нужны обитателям леса, их нельзя вырубать ради кратковременных праздников....
Проект "Я хочу в школу". Практико - ориентировочный проект для подготовительной группы.
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к обучению в школе.Школа - это совершенно новая жизнь для ребенка.Она создает такие правила , с которыми он еще не вст...