Практико - ориентировочный проект "Лучик знаний"
методическая разработка (старшая группа)

Ирина Анатольевна Сироткина

Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций и широко используется всеми участниками образовательного процесса. Она позволяет достичь высоких результатов совместной деятельности не только  наставников с наставляемыми, но и служит эффективным средством профессионально-личностного развития наставляемого, обуславливая формирование разнообразных сторон и творческих проявлений личности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nastavnichestvo_-_kopiya.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование практики: Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в ДОУ

Автор: Сироткина Ирина Анатольевна

Должность: воспитатель                                                                                        

Населенный пункт: город Новый Уренгой, Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонёк»

Аннотация: Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций и широко используется всеми участниками образовательного процесса. Она позволяет достичь высоких результатов совместной деятельности не только  наставников с наставляемыми, но и служит эффективным средством профессионально-личностного развития наставляемого, обуславливая формирование разнообразных сторон и творческих проявлений личности.

Актуальность:

  Наставничество – это инвестиция в долгосрочное развитие организации, в её «здоровье».  

  Дэвид Майстер

Наставничество – это процесс передачи опыта, форма взаимоотношений между наставником и молодым педагогом, инструмент воспитания молодых и перспективных кадров. Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».

Работа с молодыми педагогами является одним из важных направлений деятельности в любой образовательной организации. Современному обществу присущ высокий темп жизни, большой объем документации, постоянно меняющиеся требования к учебному процессу, сложные взаимоотношения с администрацией и коллегами, воспитательная деятельность, работа с родителями, все это неожиданно сваливается на молодого неопытного педагога, поэтому ему трудно адаптироваться в профессии. Воспитать из молодого специалиста профессионала, компетентного, самостоятельного мыслящего, задача сложная.  

В своей практике работы по наставничеству с молодым специалистом я применяю метод проектной деятельности. Моя задача не научить молодого специалиста как работать, не получать готовые знания, а дать возможность молодому педагогу самому развиваться в определенной области. Не дать готовый материал, а совместно с педагогом найти пути решения его проблемы, составить план работы, реализовать его, и получить результат.

Метод проектов – это эффективный путь самореализации молодого педагога и наставника, возможность сотрудничества на равных, освоение наставником новых подходов.

Цель: Создать условия для выявления и развития творческих возможностей молодого педагога в профессиональной сфере через проектную деятельность.

Задачи:

1.Помочь начинающему педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации.

2.Оказать помощь в проектировании и организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и задачами реализуемых программ.

3.Оказать методическую помощь начинающему педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс.

4.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога.

5.Сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.

                          Способы реализации проектной деятельности

Подготовительный этап

Наставник

Наставляемый

Результат

Диагностирует  мотивы наставляемого

Выявление сильных и слабых сторон профессиональных компетенций

Выявление профессиональных дефицитов

Предоставляет методические рекомендации

Осуществляет выбор методов и технологий для реализации проектной деятельности

Педагогическая поддержка молодого специалиста в рамках проектной деятельности

Осуществляет помощь в выделении проблемы и определения ее субъекта

Выделяет субъект и проблему, лежащую в основе проектной деятельности

Определена проблема и субъект, лежащий в основе проектной деятельности

Основной этап 

Помощь в целеполагании  проектной  деятельности

Формулировка цели

Цель  проекта

Содействие  в формулировании задач проектной деятельности

Постановка задач

Задачи проекта

Организует практическую помощь

Формирование практических знаний, умений и навыков

Деятельность в рамках проекта

Заключительный этап

Помощь в подготовки презентации  проекта

Презентация проекта

Готовый продукт

Размещение в персональных интернет страницах наставников информационные сообщения о работе в ходе проектной деятельности

Предоставление проекта с фото-отчетом о проделанной работе

Фотоотчет на персональных Интернет-страницах наставников и сайта ДОУ

Помощь в анализе профессиональных результатов наставляемого                    

Проанализирована и зафиксирована информация о своих профессиональных успехах, достигнутых благодаря участию в проекте по наставничеству

Дневник успеха наставляемого

«Формула успеха»

Основной целью включения проектного метода в практику работы с молодыми педагогами в ДОУ является создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал молодых специалистов. В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у молодого педагога, раскрывается его индивидуальность. Знания, приобретаемые педагогом в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.


                             

                                    Паспорт проекта

Название проекта

«Лучик знаний»

Участники проекта

Наставник, молодой педагог

Вид проекта

Практико - ориентировочный

Сроки проекта

Долгосрочный

Актуальность проекта

Наблюдения за профессиональной деятельностью молодого специалиста  показали имеющиеся проблемы  в организация  познавательно - исследовательской деятельности  с детьми.              Анализ имеющихся трудностей в создании условий для эффективного познавательного развития воспитанников, организации познавательно-исследовательской деятельности актуализировал задачу  наставнической деятельности в повышении психолого-педагогической компетентности молодого специалиста  именно в этом направлении.

Проблема

Организация познавательно-исследовательской деятельности  с дошкольниками  

Цель

Повышение  психолого-педагогической компетентности в вопросах познавательно - исследовательской деятельности

Задачи

1. Совершенствовать знания  молодого специалиста  о  содержании образовательных программ в ДОУ, в частности Познавательное развитие.

2. Обеспечить развитие исследовательских, проектировочных, коммуникативных, рефлексивных способностей педагога по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

3. Организовать помощь в освоении методик и технологий познавательного развития воспитанников.

Этапы проекта

(краткое описание)

1 этап. Выявления профессиональных затруднений, Составление плана работы в рамках проекта.

2 этап. Реализация  плана работы.

 Ведение портфолио.

3 этап. Подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов проекта,  изучение и обобщение накопленного материала.

Осуществление анализа.

Прогнозируемые результаты

Умение грамотно планировать, подготавливать и осуществлять процесс образовательной работы с детьми по познавательно - исследовательской деятельности.

Умение использовать современные инновационные технологии в образовательном взаимодействии с детьми.

Умение использовать разные методы и приемы в  работе с дошкольниками.  

Продукт проекта

Портфолио «Формула успеха»

Подведение итогов

Презентация продукта проекта и рефлексия, то есть размышления над новым знанием, приобретённым опытом. На данном этапе осуществляется не только оценка результатов проектной деятельности, но и определяются задачи для создания новых проектов.

                                        Направление деятельности

Наставник

Молодой специалист

 Ожидаемый результат наставничества

Создание «Чек – листа» подготовки и организации образовательной деятельности с использованием метода проектов  по познавательно-исследовательской деятельности.

(пошаговая инструкция)

Консультации:

1. «Познавательное развитие дошкольников в процессе детского экспериментирования», 2. «Экспериментальная (познавательно-исследовательская) деятельность в жизни ребенка-дошкольника»

3. «Что такое проектная деятельность в ДОУ?».

Буклет «Опыты  или чудеса из простых вещей»

Памятка «Правила оформления  проекта с дошкольниками»

Открытый показ  НОД

Практикум «Развитие  творческих способностей средствами

экспериментальной деятельности».

Мастер - класс 

«Методы организации поисково-исследовательской деятельности

Оказание помощи в разработке конспектов занятий с детьми.  

Оказание помощи в оформлении проектов подготовке детей к участию в конкурсах.

Оказание помощи в организации  и  проведения мероприятий с родителями.

Совместное изучение с молодым специалистом новейших технологий и применение их в работе с детьми.

Изучение методической  литературы,  интернет ресурсов  по заданной теме, сбор  материалов;

Разработка плана взаимодействия с родителями  

«Мы исследователи»;

Оформление наглядно -  просветительской  информации для

родителей (стендовая информация,  памятки, буклеты)

Буклеты:  «Экспериментальная

деятельность дошкольников, как средство эффективного развития познавательной активности» «Экспериментируем дома»;

Консультация  для  родителей: «Занимательные опыты на кухне»; 

Совместное мероприятие с детьми и  родителями «Лаборатория

чудес и превращений»;  

Фотовыставка:

«Мы  экспериментируем дома»;

Сбор информации для создания  картотеки опытов и экспериментов в группе:

Разработка  конспекта  занятия;

Разработка презентации к занятиям;

Подбор дидактического материала;

Участие в городских семинарах - практикумах, мастер - классах,  

Просмотр открытых показах  НОД   по познавательно - исследовательской деятельности.  

Участие с детьми в конкурсах исследовательских и творческих  работ  

Создание портфолио

«Формула успеха»:

Портфолио  содержит  основные параметры, которые позволяют молодому педагогу  добиться успеха в творческой и научно-исследовательской деятельности.

Оно также отражает участие молодого педагога  в различных мероприятиях и размышления  по данной теме.

Консультации,

памятки, буклеты от наставника.

Разработанные конспекты занятий по познавательно - исследовательской деятельности;

Картотека опытов и эспериментов;

Планирование работы с родителями;  

Результаты  участия в конкурсах (дипломы) фотографии, зарисовки, дневники,

таблицы

схемы.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практико-ориентировочный проект «Колокольчик –голос России» в средней группе

Информационно-практико-ориентировочный проект «Колокольчик –голос России» в средней группеЦель проекта: создание условий для развития нравственно-патриотических...

Долгосрочный практико-ориентировочный проект по валеологическму воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сохранить здоровье чтоб"

Долгосрочный практико-ориентировочный проект по валеологическму воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сохранить здоровье чтоб"...

Практико – ориентировочный проект «Овощи»

Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество....

Краткосрочный практико - ориентировочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Праздничная ёлка".

Краткосрочный  практико - ориентировочный проект      для детей старшего дошкольного возраста  «Праздничная ёлка».Проблема: « Вырубка елей ради кратковременных празд...

Практико-ориентировочный проект "Мы в космос полететь хотим"

В проекте дано краткая анотация, взаимодействие с семьями воспитаннико, педагогов и детей, календарно-тематическое планирование на одну неделю, конспекты занятий, дидактических игр и опытов, а также к...

Краткосрочный практико - ориентировочный проект для детей старшего дошкольного возраста Праздничная ёлка.

*Учить детей понимать, что лесные деревья нужны обитателям леса, их нельзя вырубать ради кратковременных праздников....

Проект "Я хочу в школу". Практико - ориентировочный проект для подготовительной группы.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к обучению в школе.Школа - это совершенно новая жизнь для ребенка.Она создает такие правила , с которыми он еще не вст...