Практико-ориентировочный проект "Мы в космос полететь хотим"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Пименова Наталья Александровна

В проекте дано краткая анотация, взаимодействие с семьями воспитаннико, педагогов и детей, календарно-тематическое планирование на одну неделю, конспекты занятий, дидактических игр и опытов, а также консультации для родителей и диагностические методики для выявления уровня знаний детей по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада  «Мы в космос полететь хотим» 

«Невозможное сегодня станет возможным завтра».

«Нет бога-творца, но есть космос, производящий солнца,

планеты и живых существ: нет всемогущего бога,

но есть вселенная, которая распоряжается судьбой всех

небесных тел и их жителей".

Константин Эдуардович Циолковский

Краткая аннотация проекта: в данном проекте представлено знакомство с нашей планетой Земля, с космосом, освоением космоса, работой космонавтов. Реализация проекта осуществляется через  игровые занятия, организацию исследовательской деятельности. Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: глобус, карта звездного неба, иллюстрации, фотографии.

Введение Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

При реализации проекта «Мы в космос полететь хотим» были использованы следующие подходы:

- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;

- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;

- реализуя игровой проект, участники образовательного процесса “родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;

- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т.д.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Анализ ситуации

1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.

Проблема: Незнание детьми российского праздника - День космонавтики, о дате первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Способствовать развитию у детей представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

 Цель: способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей понятий «Космос», «Космическое пространство»;
  •  способствовать ознакомлению с историей  освоения космоса;
  • способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли  и о роли человека в ее экосистеме;
  • подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь;
  • воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
  • расширить знания детей о строении Солнечной системы.
  • формировать коммуникативные навыки через работу в группах
  • способствовать развитию двигательных возможностей детей
  • развивать у детей навыки выразительного чтения, артистические умения
  • воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения
  • доставить детям радость, поднять настроение
  • Привлечение родителей к совместной деятельности по данной теме проекта

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Пименова Н.А., г.Гусь-Хрустальный, МБДОУ «Детский сад № 12»

Участники: воспитанники старшей группы, семьи воспитанников, педагоги

Сроки реализации: 1 неделя с 11.04. 2016 по 15.04.2016 года

Вид проекта краткосрочный, групповой

Итоговое событие: создание мини-музея, спортивное развлечение «Хочу стать космонавтом»

Этапы реализации проекта

Подготовительный (сбор информации по проблеме).
Содержание:
1. Подготовка материала и оборудования, литературы, картинок по теме.
2. Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе.
3. Разработка систем занятий.
4. Подбор познавательной и художественной литературы, фотографий о космосе.
5. Подбор и изготовление материала для осуществления продуктивной деятельности.
Основной.
Содержание:

С детьми:
1. Беседа «Что у нас над головой?» , «Первый полет Ю. А. Гагарина», «Земля наш дом во вселенной», «Созвездия».

2. Беседа по картинкам и иллюстрациям «Первый космонавт», «Почему день сменяется ночью?»
3. Сюжетно — ролевые игры «Космические спасатели», «Мы изучаем космос», «Космическое путешествие».
4. Дидактические игры: «Собери созвездие», «Звездная карта», «Звездное небо», «Похож – не похож», «Лабиринты для ракет», игры со счетными палочками «Сложи ракету, звезды, солнце».

5. НОД  познание (Формирование целостной картины мира)« Земля – наш общий  дом во Вселенной», познание (РЭМП) «Большое космическое путешествие», познавательно-исследовательская деятельность «Солнечная система. День и ночь». Коммуникация (Речевое развитие) «Ракета летит к звездам», (развитие устной речи. Чтение) «о чем рассказал телескоп» П.Клушанцев. Художественное творчество (рисование) «Путь к звездам», «Лунный пейзаж», «Созвездия», (аппликация) «наш космический корабль», (лепка) «Веселые инопланетяне»

6. Развлечение «Удивительный космос» (викторина, песни, танец «Звезды и луна», музыкально-ритмическое упражнение «Роботы с планеты Железяка»)
7. Ознакомление с художественной литературой: чтение стихов о космосе, разгадывание загадок, мини викторина, Н.А.Андреев «Как человек научился летать»; Г.Т. Черненко «Как человек полетел в космос?», А.Леонов «Выхожу в космос», игра-викторина «Угадайка».

8.Музыкально-ритмическая деятельность: слушание песен о космосе группы «Непоседы», А.Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был...»,  разучивание песни «Наш звездолёт», автор музыки и текста Олеся Емельянова.

9.Физкультурная деятельность:  физкультминутки, эстафеты на космическую тематику, физкультурно-познавательное занятие «Подготовка к полету в космос».

10. Опытно-исследовательская деятельность «Метеориты и метеоритные кратеры», «Солнечная система»

11. Подвижные игры «Ждут нас быстрые ракеты», «Полет в невесомости», «Марсиане», «ракета на старт»

12. Конструктивная деятельность – постройка ракет из бросового материала, «Космодром», «Построй ракету» строительный материал

13. Спортивный досуг «Хочу стать космонавтом»

14. Рассматривание альбома «Астрономия для детей», «Большая энциклопедия», иллюстраций из книг о Космосе, космонавтах, открыток «С Днем авиации и Космонавтики»

С родителями:

  1. Размещение в родительском уголке информации о начале работы над проектом, приглашение к участию; размещение справочной информации по тематике бесед с детьми; совместный с педагогами поиск информации «Как звезды людям помогают»;

2. Подборка   художественной литературы о космосе (загадки, стихи и др.) для чтения детям дома и в ДОУ, составление рассказов о космических героях;

3. Конкурс поделок из природного и бросового материала «Самый необычный космический корабль»

4. Привлечение родителей к созданию мини-музея.

5. Консультация для родителей: «Как познакомить дошкольников с космосом».

Результативный.
Содержание:
1. Развлечение «Удивительный космос»

2. Развивающие игры «Подбери по силуэту», «Собери созвездия», «Вселенная», «Собери планеты солнечной системы».

3. Досуг «Большое космическое путешествие».
4. Конкурс-викторина «Что, где, когда?».

5. Презентация «Покорители космоса»
6. Диагностика детей по результатам работы

Условия управления и реализации проекта:
1. Выбор специальных педагогических воздействий.
2. Создание развивающей среды.
3. Создание системы деятельности.

Оценка результатов Мониторинг знаний детей по теме «Мы в космос полететь хотим» проводился в начале проекта и после его завершения. Осуществлялся по следующим направлениям и показателям компетентности:

1. Интеллектуальная компетентность:
способен самостоятельно выделять и пополнять объем содержательных сообщений;
способен обобщать освоенные знания и представления  сведениями из личного опыта; понимать с помощью моделей значение слов на тему «Космос».
2. Эстетическая компетентность:
умеет замечать необычное в обыденном;
способен  выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира;
способен выразить субъективно – оценочное отношение в продуктах деятельности.
3. Речевая компетентность:
способен составлять рассказы, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания.

Средства мониторинга: игры – беседы, обобщающие и проблемно – поисковые ситуации, вариативно – игровые задания.

Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы: 

  • Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
  • Кто летает в Космос?
  • Кто первый полетел в космос?
  • Как звали первого космонавта?
  • На чем летают в космос?
  • Зачем люди летают в Космос? Как называется планета, на которой мы живем?
  • Как называется ближайшая к нам  звезда?
  • Как называется спутник Земли?

Результаты начальной диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 7 детей (31%), на среднем уровне были знания у 5 детей (29%), совсем низкий уровень – у 8 детей (40%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д.  Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, посещения музеев, планетария. Дети увидели,  насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.

 Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали  19 детей (90,6%) , средний уровень -  1 ребенок (9,4%), низкий уровень:  0 детей (0%)

Эффективность проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Достигнутые задачи. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Заключительное положение. Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Используемая литература:

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов  ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. — 190 с.
  2. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
  3. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
  5. Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
  6. Калашников В. О звездах и планетах.
  7. Космос. Детская энциклопедия. - Москва, 2000.
  8. Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
  9. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
  10. Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
  11. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007

Изменение образовательной среды

Тема: «Мы в космос полететь хотим»

Центр развития

План

Факт

(наблюдение за деятельностью детей)

Предметы (деятельность)

педагоги

Дети (члены семьи)

Полочка «Умников и умниц»

- книги о космосе для чтения и рассматривания А. Андреев «звездный»,

В.Бороздин «Первый в космосе»

- Б.Левин, Л.Радова «Астрономия в картинках

- Н.Носов «Незнайка на Луне»

Центр сюжетно-ролевых игр

Изготовление атрибутов для игр «Строители космодрома», «Космическое путешествие»

- бросовый материал для изготовления атрибутов

- пошив костюмов для звезд и луны

Центр дидактических и развивающих интеллектуальных игр

- «Вьетнамская игра» (космические обитатели)

-«Сложи узор»(космические корабли) Никитина

- маршрутные игры, иллюстрирующие космические путешествия «Звездные разведчики», «Незнайка на луне»

- геометрические фигуры для игры «Выложи космический корабль»

-создание атрибутов для игрового поля «Солнечный город», «Лунная поверхность», «Неизвестная планета»

Центр строительно-конструктивных игр

- схемы, чертежи космических кораблей

- мини-выставка «Космические корабли»

-маленькие фигурки героев для обыгрывания построек

Центр продуктивных видов деятельности

- выставка «Космос в картинах художников»

- раскраски и трафареты о космосе

Формы взаимодействия с семьями воспитанников:

  1. Размещение в родительском уголке информации о начале работы над проектом, приглашение к участию; размещение справочной информации по тематике бесед с детьми; совместный с педагогами поиск информации «Как звезды людям помогают»;
  2. Подборка   художественной литературы о космосе (загадки, стихи и др.) для чтения детям дома и в ДОУ, составление рассказов о космических героях;
  3. Конкурс поделок из природного и бросового материала «Самый необычный космический корабль»
  4. Привлечение родителей к созданию мини-музея.

        

Дата

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Непосредственно образовательная деятельность

11.04.16

понедельник

Утро. Беседа по картинкам и иллюстрациям «Первый космонавт»

Прогулка. Наблюдение за облаками и за небом

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

Вечер. Просмотр слайдов «Космос»

Рассматривание глобуса «Земной шар на столе»

Чтение В.Бороздин «Первый в космосе»

Выставка наглядного материала и художественной литературы для свободного рассматривания

Познание «Земля наш общий дом во Вселенной»

План НОД:

- дидактическая  игра «Разрезные картинки»

- рассказ воспитателя «Планета Земля»

- самостоятельная работа детей «Сборы в путешествие»

- беседа с детьми «Путешествие начинается»

- рефлексия – подведение итогов «Что я узнал интересного»

Художественное творчество (рисование) «Путь к звездам»

План НОД:

- беседа «Что же такое космос?»

- самостоятельная художественная деятельность по подгруппам:

     Рисование восковыми мелками «Звезды, планеты, кометы, луна»

     Покрытие листа бумаги черной гуаши, с участков покрытых воском краска скатится и получится изображение звездного неба «Космическое пространство»

     После того как краска немного просохла, приступаем к изображению ракеты «Ракета летит к звездам»

- рефлексия  – выставка работ «Космос»

Физическое развитие «Подготовка к космическому полету»

12.04.16

Вторник

Утро. Рассматривание  альбомов «Астрономия в картинках»

Дидактическая игра «Лабиринты для ракет»

Прогулка. Наблюдение за солнцем

Подвижная игра «Марсиане»

Рисование на песке «Ракета»

Вечер. Беседа «Почему день сменяется ночью?»

Чтение албанской сказки «Как солнце и луна в гости друг к другу ходили»

Строительная игра «Построй ракету»

 

Коммуникация (речевое развитие) «Ракета летит к звездам»

План НОД:

- рассказ воспитателя «Какие разные звезды»

- рассматривание карты звездного неба

- творческий рассказ детей по схеме «Звездная страна»

- дидактическая игра «Построй ракету» из геометрических фигур

- дидактическая игра на ориентировку в пространстве «Невесомость»

- рефлексия – беседа «Какая игра мне понравилась больше всех»

Художественное творчество (аппликация) «Наш космический корабль»

План НОД:

- рассмотреть иллюстрации с изображением космических кораблей, ракет

- беседа с детьми "Наш космический корабль»

- распределение детей на подгруппы с использованием считалки

- беседа «Вспомним правила использования ножниц и клея»

- продуктивная деятельность детей

- рефлексия - выставка детских работ

Музыка разучивание танца «Звезды»

13.04.16

среда

Утро. Беседа о созвездиях

Плоскостной конструктор «Ракеты»

Прогулка: наблюдение за облаками

чтение загадок и стихов о космосе

Выкладывание звезд, ракет и т.д. из палочек

Подвижная игра «Ракеты на старт»

Вечер: разучивание стихов о космосе

Изготовление эмблем для спортивных соревнований на две команды

Маршрутная игра «Незнайка на луне»

Познание (математическое развитие) «Большое космическое путешествие»

План НОД:

- круговая игра «Волшебная палочка» - палочка задает вопросы

- письмо от космонавтов с призывом о помощи – погружение в проблему

- сначала читается все письмо целиком, а потом рассматривается схема полета и читаются подсказки, в которых дается выполнение заданий для спасения космонавтов

- рефлексия - прилет космонавтов на Землю и вручение сувениров

Познавательно-исследовательская деятельность «Солнечная система. День и ночь»

План НОД:

- рассказ воспитателя «Что такое солнечная система»

- рассматривание альбома «Солнечная система»

- опытно-экспериментальная деятельность «День – ночь»  с использованием глобуса и настольной лампы

- дидактическая игра «Подбери слово»

- рефлексия – оценка детей, что им понравилось, что хотелось бы узнать еще нового.

Физическая культура на воздухе «Тренировка для космонавта»

14.04.15

четверг

Утро. Беседа «Земля наш дом во вселенной

Конструирование космических кораблей из природного и бросового материала

Дидактическая игра «Похож – не похож»

Прогулка. Наблюдение за ветром

Опытно-экспериментальная деятельность с воздухом

Подвижная игра «Метеоритный дождь»

Вечер. Развлекательная программа «Удивительный космос»:

- викторины,

- разгадывание космических кроссвордов

- танец «Звезды и луна»

- посвящение в космонавты

Музыкальное

Коммуникация (чтение художественной литературы) «О чем рассказал телескоп» П. Клушанцев

План НОД:

-чтение произведения

- беседа по прочитанному

- рефлексия - пересказ наиболее понравившегося отрывка

Художественное творчество (рисование) «Лунный пейзаж»

План НОД:

- рассматривание фотоиллюстраций космического пространства, лунной поверхности, роботов и т.д.

- беседа о применении техники, роботов, спутников в космосе

- продуктивная деятельность – тонирование листа бумаги способом «по сырому», изображение лунной поверхности приемом наложения, рисование космического пространства – вид Земли из космоса, космические аппараты на поверхности луны.

- рефлексия – выставка работ, краткий рассказ детей о своей работе

15.04.15

Пятница

Утро: самостоятельная продуктивная деятельность детей

Рассматривание книг, принесенных из дома, иллюстраций.

Прогулка. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Космическое путешествие» - беседа «Будущие космонавты»

Подвижная игра «Подготовка космонавтов к полету в космос»

Вечер: сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие»

Художественное творчество (рисование) «Созвездие»

План НОД:

- рассказ воспитателя «Лунный календарь»

- рассматривание лунного календаря, созвездий

- дидактическая игра «Составь созвездие»

 - посредством интеллектуально-развивающей  Вьетнамской игры, где используются геометрические фигуры для создания созвездий. Обитателей космоса.

- рисование созвездий любым нетрадиционным способом

- рефлексия

- выставка работ детей и презентация своих работ детьми, краткий рассказ о своей поделке.

Физическая культура

Итоговое спортивное мероприятие, посвященное Дню Космонавтики «Мы в космос полететь хотим»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мы в космос полететь хотим - спортивное развлечение в младшей группе

Спортивное развлечение ,  посвященное Дню Космонавтики...

Конспект спортивного мероприятия с родителями и детьми «Вместе с папой, вместе с мамой - в космос полететь хотим!» посвященный дню космонавтики

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №90Приморского района Санкт-Петербурга        Конспект  спортивного мероприятия с родителя...

Открытое занятие "Если в космос мы хотим, значит скоро полетим!"

Открытое занятие по тематическому планированию "Космос"https://vk.com/ds14druzhba?w=wall-178809454_802 фотоотчет...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Если в космос мы хотим, значит скоро полетим!»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Если в космос мы хотим, значит скоро полетим!»...