Презентация " Логические блоки Дьенеша"
презентация

Елена Игоревна Варанкина

Цели и задачи:

 познакомить педагогов района с игровой технологией «Логические блоки Дьенеша»;

вызвать желание применить технологию в своей работе с детьми.

Оборудование и материал:

мультимедийная установка, презентация «Логические блоки Дьенеша»; учебно – игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»; альбомы: «Блоки Дьенеша для малышей», серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет), карточки-загадки для игр.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логические блоки Дьенеша

Слайд 2

Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр. Золтан Пал Дьенеш (1916—2014 ) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета.

Слайд 3

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур, характеризуется четырьмя признакми : четырех форм (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник); трёх цветов (красный, желтый, синий); двух размеров (большой, маленький ); двух видов толщины (толстый, тонкий ). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Слайд 5

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность ( дидактические игры , настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек , лабиринтов); как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов ”, “ Найди место фигуре”); в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками . “ Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично , “ Поезд” - билеты, места .

Слайд 6

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, надо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Дети сначала осваивают умения выявлять в предметах : -одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. -сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д .), - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) -по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине ). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей .

Слайд 8

Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Для них подойдут следующие упражнения: Найди все фигуры такого же цвета(формы ). Найди такую же фигуру по форме (или по размеру). “ Выложи дорожку”. Ребенку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т.д., варианты по усмотрению) Выкладывать дорожки можно с опорой на схему(ориентация на один и два признака) “Что изменилось”. Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить . “Третий лишний”. Выложите 3 фигуры, 2 из которых объединены одним признаком. Попросите ребенка ответить и объяснить, какая фигура лишняя . “Волшебный мешочек”. Все фигуры сложите в мешочек и предложите малышу выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры. “Опиши”. Сложите все фигурки в мешок, предложите ребенку вытащить любую и описать ее, называю форму, цвет и размер. 8. “Чередование”. Выкладывание цепочки (последовательности): красная, желтая – круглая, прямоугольная – большая, маленькая и т.д “Найди пару”. Каждой большой фигурке нужно найти в пару маленькую.

Слайд 10

Для старших дошкольников Для игр с детьми старшего возраста понадобятся карточки-символы. Для каждого ребенка понадобятся карточки: для обозначения формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; с обозначением цвета : кляксы красная, синяя, желтая ; для обозначения размера: большая фигура обозначается домиком с окошком, а домик без окошка – маленькая фигура; для обозначения толщины: толстый и худой человечек.

Слайд 11

Второй набор карточек – отрицаний: те же карточки, но знаки перечеркнуты. Например: красная клякса перечеркнутая означает, что фигурка не красная. А значит она может быть синей или желтой. Перечеркнутый треугольник означает не треугольную фигурку ( квадратную, круглую или прямоугольную).

Слайд 12

Для первого знакомства с карточками используются следующие упражнения: Нужно выбрать все фигуры, соответствующие данному знаку ( разложить по коробкам со значками) “Какой фигуры не хватает” Квадрат разделите на 9 частей. В 8 из них определенные значки. ребенок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигурки “ Загадки” Для этой игры понадобятся карточки-загадки, на которых нарисованы 2 свойства фигуры. В пустое окошко ребенок должен положить подходящую фигуру. “Волшебный кубик” На грани кубика наклейте символы-знаки. Ребенок бросает кубик и выбирает соответствующие фигуры. Если кубиков 2,3,4 можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2,3,4 свойства.

Слайд 14

В помощь педагогу выпущены альбомы со схемами и заданиями по возрастам

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Логические блоки Дьенеша"

В представленном материале сформулированы основные цели и задачи работы с логическими блоками Дьенеша для всех возрастных групп....

Презентация "Логические блоки Дьенеша"

Универсальный дидактический материал.Разработан венгерским психологом и математиком Дьенешем....

Презентация "Логические блоки Дьенеша"

Презентация "Логические блоки Дьенеша"...