План по самообразованию " Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников"
учебно-методический материал

Часовских Екатерина Александровна

Методическая разработка по ткоррекционной педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr._2023-2024_god.docx159.51 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Катя\Desktop\propusu_kolory1.jpg

C:\Users\Катя\Desktop\260ead07fa7db8d70162bb9f9480b5af--insects-butterfly.jpg

 

    ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя-дефектолога                                                                                                               группы компенсирующей направленности

Часовских Екатерины Александровны

на 2023-2024 учебный год

Тема: «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников»

 

Актуальность: тренировка мелкой моторики — важный элемент полноценного роста дошкольника, который не только развивает речь, но и оказывает существенное влияние на развитие памяти, внимания, мышления и эмоциональной сферы. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.

У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.                                                                            Например, техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга.

Цель:  

- развивать мелкую моторику детей дошкольного возраста (в том числе и в качестве предпосылки учебной деятельности, а именно подготовки руки к письму);

- тренировать навык координировать движения рук между собой, а также с другими частями тела;

- для работы над совершенствованием мелкой моторики привлекать различные виды деятельности (игровую, познавательную);

- работать над совершенствованием условий, способствующих развитию моторики пальцев, рук дошкольников (то есть создавать развивающую среду — материальные объекты для работы).

Задачи:                                                                                                                                                       - Найти оптимальные методы и приёмы для улучшения точности движений рук, глаз, их координации.                                                                                                             - Работать над развитием ритмичности движений пальцев (в процессе выполнения пальчиковой гимнастики).                                                                       - Совершенствовать двигательную активность детей.                                                    - Способствовать нормализации функции речи.                                                           - Развивать наглядно-образное мышление, внимание, а также визуальное восприятие.                                                                                                                       - Пополнять предметно-развивающую среду (средства для материальной деятельности детей, помогающие моделировать учебно-воспитательные ситуации).

                                                                                                                           

Предполагаемые результаты: Повышение качества воспитательно –образовательного процесса. Продолжать внедрять в систему работы с детьми развитие мелкой моторики.  

Для педагога:

- повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога                                                     - разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний педагогов (воспитателей), родителей по вопросам совершенствования мелкой моторики и графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.                                                               - разработка картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков                                               - создание развивающей предметно-пространственной среды в кабинете по теме самообразования.

Для воспитанников:

- У детей развита мелкая моторика рук через выполнение предметно-практических действий.                                                                                                     -Умеет производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук.

- Сформирована координация движений руки и глаза.

- Владеет элементарными графическими навыками и умениями.                                   - Развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления.

- Развит интерес к изобразительно-графической деятельности.

- улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.

Для развития графического навыка следует использовать:

- рисование линий: прямые дорожки, фигурные                                                                      - рисование по точкам, по контурам по клеточкам

- выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Для развития мелкой моторики рук следует использовать:                                         - пальчиковую гимнастику;                                                                                                   - упражнения на освоение предметных действий;

- игры с мелкими предметами (крышки, пуговицы, фишки и т.д.)

При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает навык графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо; уметь выполнять линии различной толщины и формы; штриховать ровно и без пробелов, не выходя за контур. 

При выполнении упражнений следует обращать внимание на правильность посадки за столом. Выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.

Специальные упражнения на развитие графических навыков, регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

- Прямые дорожки: ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

- Фигурные дорожки: ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

- Рисование по точкам: ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

- Рисование по контурам: ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

- Рисование по клеточкам: на бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

- Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:

• вертикальные (сверху вниз)

• горизонтальные (слева направо)

• наклонные

• «клубочками» (круговые движения руки)

• полукругами.

Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.

Этапы работы:                                                                                  Организационный                                                                                                               Сентябрь 

Поиск информационных ресурсов по изучаемой теме.

Составления плана самообразования.

Разработка картотек: пальчиковые игры и упражнения, кинезиологические упражнения, сенсорные игры, игры на развитие мелкой моторики рук, графические задания, упражнения на дорисовывание и штриховку, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей.

Создана развивающая предметно-пространственная среда в кабинете по теме самообразования.

Практический                                                                                                                 Октябрь- апрель                                                                                                 Реализация плана                                                                                               Практические наработки

Аналитико- прогностический                                                                             Май                                                                                                                                            Подведение итогов работы по теме, прогнозирование будущей деятельности по самообразованию.                                                                                            Отчёт по результатам работы.

План работы на 2023-2024 учебный год

Название мероприятия

Дата выполнения

1

Актуализация проблемы                                                            Поиск информационных ресурсов по изучаемой теме.                                

сентябрь

2

Диагностика с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук и графомоторных навыков у детей

сентябрь

3

Пополнить развивающую среду новыми игровыми пособиями.                

В течение года

4

Подобрать методическую литературу на тему: «Развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков у детей»

Изучить темы: «Преемственность детского сада и школы в формировании графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста», «Особенности формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста», «Этапы формирования графомоторных навыков»

«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОВЗ»

«Дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики у старших дошкольников»

«Формирование пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги»

Сентябрь-октябрь

5

Оформление картотеки пальчиковых игр.                                                          

Сентябрь-октябрь

6

Включение пальчиковых игр в образовательную деятельность.                                                                                

В течение года

7

Оформление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук

Сентябрь-октябрь

8

Включение различных игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук и развитие графомоторных навыков

В течение года

9

Оформить альбом заданий и упражнений для формирования графомоторных навыков.

В течение года

10

Оформить альбом кинезиологических упражнений для дошкольников

В течение года

11

Консультации для родителей на темы: «Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма»

«Развитие мелкой моторики в быту»

«Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников»

Буклет для родителей: «Готовим руку к письму»

«Формирование графомоторного навыка у старших дошкольников посредством кинезиологических упражнений»

В течение года

12

Просмотреть вебинары на темы: «Подготовка к школе. Формирование графомоторных навыков, знакомство с буквами, знакомство с цифрами» и т.д

В течение года

13

Семинар-практикум для педагогов: «Обучение с увлечением»

Март

14

Подвести итоги самообразования.

Оформление папки по теме самообразования.                              Диагностика графомоторных навыков у детей

Методическая литература:

Бачиной О. В., Коробова Н. Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет»           Безруких М. М. «Тренируем пальчики»                                                            Воробьёвой Т. А. «85 уроков для обучения письму»                                                       Гаврина С. Е. «Готовим руку к письму»

Голубь В. Г «Графические диктанты 5-7 лет»

Горбатова Е. В. «Графические игры и упражнения для детей»

Зегебард Г. М., Ильичёва О. С. «Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков»

Иншакова О. Б. «Развитие и координация графомоторных навыков у детей 5-7 лет»                                                                                                                                      Морозова Л. «Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой»                                                  Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

План по самообразованию в младшей группе . Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников через дидактические игры»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры....

Кружковая работа по развитию мелкой моторики рук и графических навыков дошкольников "Фитнес для пальчиков"

В подготовительной группе по кружковой работе свою работу построила по форме комплексно - разминочных, развивающих упражнений, включая элементы развития графических навыков.Возраст старших дошкольнико...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей".

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

План по самообразованию для второй младшей группы "Развитие мелкой моторики дошкольников"

Очень важно для развития речи детей развивать мелкую моторику пальцев рук. Развитие мелкой моторики актуально на всех возрастных этапах ребёнка и начинать этот процес нужно задолго до поступления в шк...