План по самообразованию " Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников"
учебно-методический материал

Часовских Екатерина Александровна

Методическая разработка по ткоррекционной педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr._2023-2024_god.docx159.51 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Катя\Desktop\propusu_kolory1.jpg

C:\Users\Катя\Desktop\260ead07fa7db8d70162bb9f9480b5af--insects-butterfly.jpg

 

    ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя-дефектолога                                                                                                               группы компенсирующей направленности

Часовских Екатерины Александровны

на 2023-2024 учебный год

Тема: «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников»

 

Актуальность: тренировка мелкой моторики — важный элемент полноценного роста дошкольника, который не только развивает речь, но и оказывает существенное влияние на развитие памяти, внимания, мышления и эмоциональной сферы. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.

У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.                                                                            Например, техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга.

Цель:  

- развивать мелкую моторику детей дошкольного возраста (в том числе и в качестве предпосылки учебной деятельности, а именно подготовки руки к письму);

- тренировать навык координировать движения рук между собой, а также с другими частями тела;

- для работы над совершенствованием мелкой моторики привлекать различные виды деятельности (игровую, познавательную);

- работать над совершенствованием условий, способствующих развитию моторики пальцев, рук дошкольников (то есть создавать развивающую среду — материальные объекты для работы).

Задачи:                                                                                                                                                       - Найти оптимальные методы и приёмы для улучшения точности движений рук, глаз, их координации.                                                                                                             - Работать над развитием ритмичности движений пальцев (в процессе выполнения пальчиковой гимнастики).                                                                       - Совершенствовать двигательную активность детей.                                                    - Способствовать нормализации функции речи.                                                           - Развивать наглядно-образное мышление, внимание, а также визуальное восприятие.                                                                                                                       - Пополнять предметно-развивающую среду (средства для материальной деятельности детей, помогающие моделировать учебно-воспитательные ситуации).

                                                                                                                           

Предполагаемые результаты: Повышение качества воспитательно –образовательного процесса. Продолжать внедрять в систему работы с детьми развитие мелкой моторики.  

Для педагога:

- повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога                                                     - разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний педагогов (воспитателей), родителей по вопросам совершенствования мелкой моторики и графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.                                                               - разработка картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков                                               - создание развивающей предметно-пространственной среды в кабинете по теме самообразования.

Для воспитанников:

- У детей развита мелкая моторика рук через выполнение предметно-практических действий.                                                                                                     -Умеет производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук.

- Сформирована координация движений руки и глаза.

- Владеет элементарными графическими навыками и умениями.                                   - Развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления.

- Развит интерес к изобразительно-графической деятельности.

- улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.

Для развития графического навыка следует использовать:

- рисование линий: прямые дорожки, фигурные                                                                      - рисование по точкам, по контурам по клеточкам

- выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Для развития мелкой моторики рук следует использовать:                                         - пальчиковую гимнастику;                                                                                                   - упражнения на освоение предметных действий;

- игры с мелкими предметами (крышки, пуговицы, фишки и т.д.)

При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает навык графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо; уметь выполнять линии различной толщины и формы; штриховать ровно и без пробелов, не выходя за контур. 

При выполнении упражнений следует обращать внимание на правильность посадки за столом. Выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.

Специальные упражнения на развитие графических навыков, регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

- Прямые дорожки: ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

- Фигурные дорожки: ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

- Рисование по точкам: ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

- Рисование по контурам: ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

- Рисование по клеточкам: на бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

- Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:

• вертикальные (сверху вниз)

• горизонтальные (слева направо)

• наклонные

• «клубочками» (круговые движения руки)

• полукругами.

Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.

Этапы работы:                                                                                  Организационный                                                                                                               Сентябрь 

Поиск информационных ресурсов по изучаемой теме.

Составления плана самообразования.

Разработка картотек: пальчиковые игры и упражнения, кинезиологические упражнения, сенсорные игры, игры на развитие мелкой моторики рук, графические задания, упражнения на дорисовывание и штриховку, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей.

Создана развивающая предметно-пространственная среда в кабинете по теме самообразования.

Практический                                                                                                                 Октябрь- апрель                                                                                                 Реализация плана                                                                                               Практические наработки

Аналитико- прогностический                                                                             Май                                                                                                                                            Подведение итогов работы по теме, прогнозирование будущей деятельности по самообразованию.                                                                                            Отчёт по результатам работы.

План работы на 2023-2024 учебный год

Название мероприятия

Дата выполнения

1

Актуализация проблемы                                                            Поиск информационных ресурсов по изучаемой теме.                                

сентябрь

2

Диагностика с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук и графомоторных навыков у детей

сентябрь

3

Пополнить развивающую среду новыми игровыми пособиями.                

В течение года

4

Подобрать методическую литературу на тему: «Развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков у детей»

Изучить темы: «Преемственность детского сада и школы в формировании графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста», «Особенности формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста», «Этапы формирования графомоторных навыков»

«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОВЗ»

«Дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики у старших дошкольников»

«Формирование пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги»

Сентябрь-октябрь

5

Оформление картотеки пальчиковых игр.                                                          

Сентябрь-октябрь

6

Включение пальчиковых игр в образовательную деятельность.                                                                                

В течение года

7

Оформление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук

Сентябрь-октябрь

8

Включение различных игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук и развитие графомоторных навыков

В течение года

9

Оформить альбом заданий и упражнений для формирования графомоторных навыков.

В течение года

10

Оформить альбом кинезиологических упражнений для дошкольников

В течение года

11

Консультации для родителей на темы: «Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма»

«Развитие мелкой моторики в быту»

«Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников»

Буклет для родителей: «Готовим руку к письму»

«Формирование графомоторного навыка у старших дошкольников посредством кинезиологических упражнений»

В течение года

12

Просмотреть вебинары на темы: «Подготовка к школе. Формирование графомоторных навыков, знакомство с буквами, знакомство с цифрами» и т.д

В течение года

13

Семинар-практикум для педагогов: «Обучение с увлечением»

Март

14

Подвести итоги самообразования.

Оформление папки по теме самообразования.                              Диагностика графомоторных навыков у детей

Методическая литература:

Бачиной О. В., Коробова Н. Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет»           Безруких М. М. «Тренируем пальчики»                                                            Воробьёвой Т. А. «85 уроков для обучения письму»                                                       Гаврина С. Е. «Готовим руку к письму»

Голубь В. Г «Графические диктанты 5-7 лет»

Горбатова Е. В. «Графические игры и упражнения для детей»

Зегебард Г. М., Ильичёва О. С. «Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков»

Иншакова О. Б. «Развитие и координация графомоторных навыков у детей 5-7 лет»                                                                                                                                      Морозова Л. «Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой»                                                  Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

План по самообразованию в младшей группе . Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников через дидактические игры»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры....

Кружковая работа по развитию мелкой моторики рук и графических навыков дошкольников "Фитнес для пальчиков"

В подготовительной группе по кружковой работе свою работу построила по форме комплексно - разминочных, развивающих упражнений, включая элементы развития графических навыков.Возраст старших дошкольнико...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей".

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....