«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа)
Эстетическое воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_esteticheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» .
Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Важной задачей эстетического воспитания является формирования у детей эстетических интересов, потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования эстетическое воспитание предполагает: развитие предпосылок ценностно смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.
Эстетическое воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.
Предметно-пространственная среда в детском учреждении имеет главное значение в формировании личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического климата в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует у него представление о красоте, вкус, ценностные ориентиры.
Убранство всех помещений, где занимаются воспитанники нашего образовательного учреждения, соответствует их функциональным назначениям и эстетическим требованиям. Переходя из одного помещения в другое, дети постоянно находят для себя много нового, красивого, интересного. Это активизирует их эстетическое восприятие, формирует у них образные представления и воображение. У детей развиваются наблюдательность, память, любознательность.
Восприятие красоты действительности старшим дошкольником носит ярко выраженный действенный характер: ребенок стремиться дотронуться, погладить, повернуть, даже подбросить привлекший внимание предмет. Восприятие ребенка — это эмоция-действие, то есть эстетическая эмоция, которая выражается в мимике, жесте, действии мгновенно.
Чтобы воспитывать у детей эстетическое отношение к миру, разработан и применяется на практике материал по эстетическому воспитанию детей старшей группы.
Картотека игр по эстетическому воспитанию детей:
1. Экскурсия в парк «Как прекрасен этот мир»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе, способствовать чувствовать её красоту и любоваться ею; ознакомить с правилами экологически грамотного поведения.
2. Игра «И картина ожила».
Цель: формировать знания детей о разных жанрах живописи.
Игра «Путешествие в Играй – город».
3. Цель: приобщать детей к искусству; формировать умение детей играть в игры со словом, музыкальные, театрализованные, развивающие игры; развивать творческую активность.
4. Игровое упражнение «Красота лица и души»
Цель: развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения; развивать умение и навык всматриваться в человеческие лица, адекватно оценивать мимику.
5. Слушание музыки Шостаковича «Грустная сказка», музыки Э. Григ «Вальс».
Цель: расширять представления детей о значении музыки в жизни - для укрепления душевного здоровья.
6. Сюжетно-ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов и игрушек».
Цель: закрепить названия музыкальных инструментов, обыгрывать ситуацию. Развивать у детей интерес к музыкальным инструментам, которые умеют издавать красивую музыку в руках музыкантов.
7. Сюжетно-дидактическая игра «Мы принимаем гостей».
Цель: развивать эстетический вкус детей, закрепить определенные манеры поведения, познакомить с «живыми картинами».
8. Игровая ситуация «В гости к книжке» (знакомство с творчеством художников-иллюстраторов).
Цель: познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю. Васнецова, В.Чижикова, Е.Чарушина, с тем, как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Развивать произвольное внимание. Воспитывать эстетический вкус.
9. Оформление участка снежными постройками и цветными льдинками.
Цель: развивать эстетические чувства, художественное восприятие детей. Упражнять в передаче своего отношения к продукту детского творчества. Учить делать вокруг себя прекрасное.
10. Игра «Подбери к пейзажу стих» по теме «Зимушка-зима».
Цель: формировать способность чувствовать красоту зимы и любоваться ею.
11. Разучивание закличек, колядок.
Цель: формировать умение эмоционально и выразительно исполнять колядки.
12. Презентация «Русская красавица».
Цель: познакомить детей с историей появления матрёшки на Руси; развивать чувство цвета и ритма; интерес детей к русскому народному творчеству; воспитывать уважение к труду, к человеку мастеру.
13. Прослушивание музыкальных произведений: А. Вивальди «Времена года» (Весна), просмотр картин Н.С. Курундаков «Подснежники», Ю.Б. Левитан «Март».
Цель: развивать основы восприятия и понимания художественных и музыкальных произведений.
Беседа по картинам по теме «Весна».
Цель: раскрыть величие и красоту природы как источника чувств. Прививать любовь к природе родного края с использованием произведений поэзии, живописи, музыки.
14.Презентаций «Музеи бывают разные».
Цель: формировать желание детей узнавать о знаменитых музеях нашей страны и их коллекциях. Вызвать у детей положительные эмоции от знакомства с музеем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа
ГЛАВА I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре. Сущность понятий «культура» (народная, этническая, национальная), субкультура, детская субкультура. ...
Презентация: «Место изобразительного искусства в содержании работы по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Формирование духовного мира ребёнка путем приобщения к различным видам искусства...
«Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении ...
Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях на основе эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Презентация на тему: «Коррекция психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством музыкотерапии»...
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".
Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования". Цели повышения...
Газета о детях для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать...