Дидактическая игра-тренажёр "Волшебный Фонарик"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дидактическая игра-тренажёр «Волшебный фонарик»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_-_kopiya.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра-тренажёр «Волшебный фонарик»
Дидактическая игра-тренажёр «Волшебный фонарик»
Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала.
Наблюдения показали, что у детей в дошкольном возрасте в приоритете продуктивные виды деятельности. Но в силу своего возраста они не владеют приёмами изобразительной деятельности. А у педагогов-дошкольников нет готовых пособий, которые бы помогали ребёнку, играя, осваивать приёмы рисования.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности и служит основным способом познания мира.
А педагог для решения образовательных задач определяет и выбирает дидактические игры, которые, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе таких игр формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки (дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, экспериментировать). Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает.
Данная дидактическая игра-тренажер была разработана после прочтения детям русской народной сказки «Заюшкина избушка». Ребятам стало жаль зайчика, и они решили нарисовать для него домики. У детей появилось желание продолжить играть с зайчиком, и мы решили сделать дидактическую игру-тренажёр «Волшебный фонарик».
Дидактическое игровое пособие рекомендуется для использования детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в зависимости от преследуемых педагогом задач. Игра-тренажёр подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.
Данное пособие позволяет в недирективной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу детей в разной игровой ситуации. Игровое пособие позволяет развивать мелкую моторику, мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, а также сенсорные представления.
Многофункциональное дидактическое пособие представляет собой мобильный набор в коробке, которые состоит: из пяти ламинированных домиков, двух фонариков, Зайчика, карточек с различными рисунками-образцами и материалами и инструментами для рисования: маркеры (синий, красный, желтый, зеленый), меламиновые губки, влажные салфетки, набор гуаши (для пальчикового рисования), штампы, прищепки, губки, ватные палочки).
Цель данной игры:
Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников через освоение традиционных и нетрадиционных приемов рисования.
Задачи дидактической игры-тренажёр:
- Формировать сенсорные эталоны: знание основных геометрических фигур; цветов и их оттенков; развитие мелкой моторики рук.
- Осваивать приемы рисования в традиционной и нетрадиционной технике.
- Способствовать подготовке руки к письму – формировать умение заштриховывать по образцу.
- Формировать представление о цифрах.
- Воспитывать эстетический вкус.
- Поощрять развитие детской инициативы и самостоятельности при выборе материалов, способе рисования и партнёров по деятельности.
Данная игра-тренажёр позволяет реализовать интеграцию образовательных областей:
- Художественно-эстетическое развитие – формировать у детей интереса эстетической стороны окружающей действительности, удовлетворить потребность детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование:традиционное, нетрадиционное), развивать способность к самостоятельному творчеству, формировать технические навыки, умения.
- Познавательное развитие – формировать потребность в приобретении новых знаний, умение самостоятельно использовать знания при решении задач, проявлять смекалку, находчивость, наблюдательность, творческую активность.
- Социально-коммуникативное развитие – формировать свободное общение с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности (договорится о правилах, ведущем, порядке игры), желание обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игры, общаться и устанавливать дружеские взаимоотношения.
- Физическое развитие – закрепление умения сохранять правильную осанку во время действий с развивающими тренажерами;
- Речевое развитие – расширение словарного запаса, развитие речи в ситуации общения.
Методические рекомендации организации игровой деятельности:
Для детей младшего и среднего возраста педагог выступает в роли ведущего, знакомит детей с игрой, дает рассмотреть все карточки, затем предлагает выбрать домик. Педагог вставляет в фонарик карточку-образец даёт ребёнку инструкцию «Зайчик включил в домике лампочку жёлтого цвета. В какой цвет нужно раскрасить окна?».
Варианты инструкций педагога:
«Зайчик увидел в окно травку. Нарисуй травку. Какого цвета травка?»
«Зайчик видит в окно цветочек. Что ты нарисуешь в окне? Каким способом ты нарисуешь цветочек? Чем будешь рисовать?»
«Какую геометрическую фигуру ты видишь в окне у Зайки?» (квадрат, треугольник, круг). Нарисуй такую же фигуру.
Ребёнок в зависимости от инструкции по образцу выполняет задание: раскрашивает окна в нужный цвет, рисует пальчиком узор (цветочек, солнышко…), ставит штампы, рисует ватными палочками и др..
В старшей и подготовительной группе дается право выбора детям. В роли ведущего выступают сами дети. Ведущий может сам давать задания: выбирает карточку, вставляет в фонарик, дети выполняют задания.
Второй вариант игры: ведущий раскладывает карточки картинками вниз, дети выбирают карточку, ведущий вставляет ее в фонарик, выполняется задание.
«Заштрихуй окно в волнистыми линиями красного цвета».
«Напиши цифру три в окне».
«В одном окне напиши цифру один, другое окно заштрихуй прямыми линиями».
Усложняем игру, кладём перед детьми три разные карточки рисунками вверх, детям внимательно рассматривают, что изображено на карточках, переворачиваю карточки картинками в низ, дети по памяти изображают в окнах домика, то что они увидели на карточках.
Использование дидактической игры-тренажёр «Волшебный фонарик» способствует развитию ощущений и восприятии, внимания, памяти, наблюдательности. При решении разнообразных задач у детей развиваются основные процессы мышления: сравнения, анализ, умозаключения. Как показала практика, результат работы с сенсорно-развивающими тренажёрами очень эффективен, с их помощью происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная детская деятельность.
Игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполненной деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторять один то же материал без монотонности и скуки.
Данная дидактическая игра-тренажёр является средством организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности. Игра в полной мере способствует созданию условий для художественно-эстетического развития дошкольников через освоение и приёмов рисования, а в старшем дошкольном возрасте ещё и является средством для развития самостоятельности и инициативы у дошкольников, а значит, способствует формированию целевых ориентиров у дошкольников.
Дидактическая игра-тренажёр «Волшебный фонарик» представляет собой многоплановое, сложное педагогическое решение: она является, и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра с фонариком " За креслом у крокодила"
Цель: дифференциация звуков Р и Л в предложениях. Описание: ребенку предлагается картинка с изображением кресла, за которым спрятан какой-либо предмет. При подсветке фонариком, картинка проявляется. Р...
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком».
Интересный материал для педагогов по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика....
Дидактическая игра с фонариком "Веселые машинки" по автоматизации звука Ш в предложениях
Цель: автоматизация звука Ш в предложенияхМатериал: изображения машинок и картинки, в названиях которых есть звук Ш.Ход: ребенок подсвечивает фонариком каждую машинку, высвечивая находящуюся на оборот...
Дидактическая игра с фонариком для детей среднего дошкольного возраста «В гости к бабе Яге»
развития эмоциональной сферы дошкольников, распознавание эмоциональных состояний героев сказок....
Дидактическая игра "Волшебный фонарик"
Эту игру можно использовать: на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях:• при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира;• при работе над грамматическими ка...
Дидактическая игра с фонариком "Вкусные блинчики"
Дидактическая игра с фонариком "Вкусные блинчики"...
Дидактическая игра с фонариком "Капелька"
Любая деятельность в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ носит характер сотрудничества. Ребенок перестал быть объектом педагогического воздействия и стал активным участником творческой деятел...