Картотека опытов для детей раннего возраста
опыты и эксперименты (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Мыльные пузыри». Рассматривание
Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.
Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.
Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть).
«Рябь на воде». Экспериментирование
Цель: Развитие дыхательного аппарата.
Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Ход занятия: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.
«Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент
Цель: Различие слухового внимания.
Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Ход занятия: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.
«Вода холодная и горячая». Эксперимент
Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
Задачи: Развивать тактильные ощущения.
Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .
«Чудесный мешочек» №1 (по форме). Эксперимент
Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.
«Воздух под водой». Эксперимент
Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.
Задачи: Развивать дыхательный аппарат.
Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.
«Лёгкий - тяжелый». Опыт
Цель: Знакомство детей с весом предметов.
Задачи:
- Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
- Научить определять вес предметов и группировать их по весу.
Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) .
«Игры с губкой». Эксперимент
Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.
Задачи:
- Познакомить со свойствами губки.
- Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.
«Шарики с сюрпризом». Рассматривание
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- Развивать тактильные ощущения.
- Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.
Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.
«Прищепки». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.
Ход занятия: Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.
«Бумага». Эксперимент
Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
- Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.
«Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент
Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.
Задачи:
- Развивать тактильные ощущения.
- Дать детям название цветов, активизировать речь.
- Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
Ход занятия: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.
«Игра с пёрышком». Экспериментирование
Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.
Задачи:
- Формировать словарь: части тела.
- Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.
Ход занятия: Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:
Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.
«Игры с султанчиками». Эксперимент
Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Задачи:
- Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.
- Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .
- Создание положительного эмоционального настроения.
Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.
«Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям). Эксперимент
Цель: Развитие тактильных ощущений.
Задачи:
- Развивать тактильные ощущения.
- Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.
- Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.
«Развесим платочки». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.
Ход занятия: Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.
«Найди по звуку». Эксперимент
Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.
Задачи:
- Определять и различать издаваемые шумовые звуки.
- Создание положительного эмоционального настроения.
- Закреплять названия музыкальных инструментов.
Ход занятия: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.
«Снег. Какой он? ». Рассматривание
Цель: Знакомство со свойствами снега.
Задачи:
- Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).
- Развивать тактильные ощущения.
Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.
«Что в пакете?» Эксперимент
Цель: Обучение детей действиям по показу.
Задачи:
- Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.
- Вызывать чувство радости и интереса.
Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.
«Открываем, закрываем». Опыт
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- Разрабатывать мелкую моторику рук детей.
- Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.
- Повышать эмоциональное настроение.
Ход занятия: Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.
«Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт
Цель: Развитие слухового внимания детей.
Задачи:
- Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.
- Вызывать радость и удивление у детей.
Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.
«Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание
Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.
Задачи:
- Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
- Развивать смекалку, любознательность.
- Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
- Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
- Вызвать чувство радости и удивления.
Ход занятия: посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
«Ветер по морю гуляет». Опыт
Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.
- Учить различать и самим регулировать его силу.
- Поднятие эмоционального настроения у детей.
Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.
«Играем с песком». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- Поднимать эмоциональное настроение у детей.
- Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.
Ход занятия: показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.
«Плавает, тонет». Опыт
Цель: Закрепление знаний о весе предмета.
Задачи:
- Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
- Способствовать созданию радостного настроения.
Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.
«Что в трубке лежит? ». Эксперимент
Цель: Развитие любознательности у детей.
Задачи:
- Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) .
- Развивать усидчивость, терпение.
- Вызвать чувство радости и удивления.
- Развивать мелкую моторику рук.
Ход занятия: Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.
«Доска Самоделкина». Эксперимент
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Поднимать эмоциональное настроение у детей.
Ход занятия: обратить внимание ребят на доску с интересными приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать. Дать поиграть ими Хрюше.
Используемая литература
1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.
4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов для детей раннего возраста
Картотек опытов и экспериментов для детей раннего и младшего дошкольного возрастаТематика опытов:бумагаснегмыльные пузыриводапесоквоздухтканьсолнцеветер камешкимагнитзеркалотень...
Консультация для родителей «Обогащение сенсорного опыта у детей раннего возраста через дидактические игры, способствующие развитию цветового восприятия»
Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания, так как именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством не...
Картотека опытов для детей раннего возраста
подборка опытов для детей 2-3 лет...
Консультация для родителей «Обогащение сенсорного опыта у детей раннего возраста через дидактические игры, способствующие развитию восприятия величины предметов»
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...
Консультация для родителей «Обогащение сенсорного опыта у детей раннего возраста через дидактические игры, способствующие развитию восприятия формы»
Игровая форма обучения- ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором году жизни внимание ребенка привлекает мно...
«Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...
Консультация для воспитателей :"Формирование сенсомоторного опыта у детей раннего возраста" (презентация)
Консультация для воспитателей :"Формирование сенсомоторного опыта у детей раннего возраста" (презентация)...