Проект " Сказки читаем - речь развиваем"
проект
Проект рассчитан на вторую группу раннео возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazki.docx | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка» Козловского муниципального округа Чувашской Республики
Проект
«Сказки читаем – речь развиваем»
Составители: воспитатели
МА ДОУ «Козловский ЦРР – детский сад «Пчёлка»
Козловского муниципального округа
Цирулина Е.В., Залялова Р.Р., Большова Т.В.
.
Козловка, 2023
Введение
Вид проекта: краткосрочный, творческий, информационно-познавательный
Срок реализации: долгосрочный (с октября по декабрь 2023 года)
Участники проектной деятельности: воспитатели и воспитанники 2 группы раннего возраста «Колокольчик» и «Фиалочки», родители воспитанников.
Актуальность: Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание, выражает свое отношение к происходящему. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей стоит на первом плане. Сказка является наиболее доступным материалом для развития всех видов деятельности ребёнка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Сказка помогает ребенку открыть новый, неведомый и огромный мир. Она учит его думать, тренирует память, внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, тянет-потянет, бил-бил, не разбил) – это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых еще плохо развито слуховое внимание. Шаг за шагом малыши усваивают новые слова, фразы.
Проблема проекта: Работая в группе раннего возраста, мы отметили, что чем лучше развита речь у ребенка, тем легче он идет на контакт с воспитателем, со сверстниками, тем легче проходит его адаптация к условиям детского сада. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Для успешного решения задачи развития речи детей в своей работе мы используем сказки. Сказки передаются из поколения в поколение на протяжении веков, они играют большую роль в становлении личности ребенка, играют большую роль в модели его поведения. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать, любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Цель проекта: развивать активную речь детей, вызвать живой интерес к сказкам.
Задачи:
.Образовательные:
•Побуждать у детей интерес к сказкам;
•Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками;
•Способствовать обогащению речи, активизировать словарь детей, развивать грамматический строй речи, навыки диалогической, монологической речи.
Развивающие:
•Развивать у детей художественно - речевые исполнительские способности выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.
•Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию;
•Развивать совместную творческую деятельность детей и родителей.
Воспитательные:
•Воспитывать интерес к живому слову;
•Воспитывать у детей положительные черты характера (отзывчивость, доброжелательность, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения);
•Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании и развитии
•Способствовать приобщению родителей к жизни детей в группе, созданию атмосферы сотрудничества, реализации художественно-речевых способностей родителей.
Основные формы реализации проекта:
1. Чтение (восприятие)
2. Беседы
3. Занятия в игровой форме
4. Дидактические игры
5. Пальчиковые гимнастики, словесные игры
6.Образовательная деятельность в режимных моментах.
7. Самостоятельная деятельность детей.
8.Совместное творчество взрослых и детей.
9. Оснащение предметно-развивающей среды.
10. Работа с родителями
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- Дети знакомятся со сказками.
- Овладевают расширенным словарным запасом.
- Через рассказывание сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
- Дети получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
- Развитие коммуникативных качеств у детей.
- Развитие интереса к русскому народному творчеству.
- Проявление уверенности у детей в своих действиях при взаимоотношениях со сверстниками.
- Умение детей выражать свои эмоции с помощью жестов, мимики, сопереживать героям.
Родители:
- Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
- Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Педагоги:
- Оснащение театрального уголка: изготовление атрибутов (маски, шапочки, костюмы, декорации, различными видами театров)
- Пополнение книжного уголка.
- Подбор материала о героях из сказок (стихи, загадки, песни).
- Изготовление пособия «Сказка на фартуке»
Партнеры проекта: МАУК «Централизованная система библиотечного и архивного дела» Козловского муниципального округа Чувашской Республики
План график мероприятий
I этап предварительный
- - анкетирование родителей «Читая, учим говорить»;
- - определение темы, целей, задач, содержания проекта;
- - прогнозирование результатов;
- - обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II этап основной, организационно-практический – реализация проекта
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
В течение реализации проекта | Пальчиковые игры. «Репка», «Теремок», « Про курочку Рябу» Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Дидактические игры «Чудесный мешочек» Цель: учить детей доставать из мешочка героя сказки и называть его. Д/и «Теремок» Цель: учить детей составлять пирамидку и называть героев сказки теремок. Д/и «Дикие животные» Цель: учить различать и называть диких животных, развивать речь, память, мышление, воспитывать усидчивость. | Анкетирование родителей «Читая, учим говорить» Папка-передвижка: «Воспитание сказкой». Цель: дать рекомендации родителям по домашнему чтению. | Пополнение театрализованного уголка масками сказочных персонажей |
В течение реализации проекта | Разучивание песенок потешек: «Пальчик-пальчик», «Заинька, попляши», «Сорока-сорока», «Как у нашего котакота», «Сидит белка на тележке», «Чики-чики-чикалочки», «Кисонька-мурысонька», Я пеку, пеку, пеку…» Цель: Создание необходимых условий для положительных эмоций, развития речи, памяти, воображения, мышления, | Участие в акции «Почитай мне сказку, пожалуйста» Цель: приобщение родителей и детей к культуре семейного чтения. | Создание игрового пособия «Сказочные фартучки на фетре» |
Сюжетно-ролевые игры «В гостях у колобка», «День рождения Машеньки», «Строители: строим Теремок». Цель: способствуют развитию навыков коммуникабельности, уверенности в себе, формируют умение детей готовить обстановку для игры, подбирать атрибуты, развивают умение договариваться, планировать, обсуждать. | |||
Октябрь | Беседа «Моя любимая сказка» Цель: Создание условий для формирования представлений о народных сказках, устном народном творчестве. Чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Колобок». Цель: формировать умение слушать сказку, побуждать детей называть героев сказки. Настольный театр «Три поросенка» Цель: учить детей пересказывать сказку, тем самым развивая речь и память. Лепка «Зернышки для Рябы» Цель: учить детей скатывать колбаску из пластилина и отрывать кусочки «зернышки для Рябы». Формировать эмоциональное переживание Конструирование «Построим теремок» Цель: развивать конструктивные способности и навыки в процессе действия со строительным материалом. Упражнять детей строить домик, развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память. | Буклет «Что читать детям раннего возраста. Роль чтения в семье». | Организация выставки «Моя любимая сказка». Создание театра на палочках к сказке «Заюшкина избушка» |
Ноябрь | Беседа-рассуждение «Правила общения с книгой» Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к книге. Формировать понимание необходимости книг и их значения. Дидактическая игра: «Расскажи сказку» Цель. Формировать умение узнавать знакомых персонажей, развивать воображение, зрительное восприятие Игра-забава: «Петушок, петушок, золотой гребешок…» Цель. Приобщать детей к русскому народному фольклору, включая детей в инсценировку, воспитывать умение общаться друг с другом. Инсценировка сказки « Курочка Ряба» Цель: Развитие творческой активности детей и поэтапного освоения детьми элементов театрализованной деятельности. | Консультация: «Влияние русских народных сказок на развитие ребенка». | Подбор раскрасок на тему «Русские народные сказки» |
Декабрь | Чтение стихотворений А. Барто. Цель: Продолжать знакомить детей со стихотворениями А. Барто, воспитывать добрые чувства, положительные эмоции, учить слушать. Рисование восковыми мелками «Дорожка для Колобка» Лепка «Пряники для Мишки». Цель: учить скатывать кусочек пластилина в шарик и слегка сплющивать его. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси – лебеди». Способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным творчеством. | Конкурс семейного творчества «Обложка моей любимой сказки» Цель: привлечь родителей к активной совместной деятельности для достижения положительных результатов в реализации проекта | Изготовление настольно-печатной игры «Разрезные картинки» с изображением героев сказок. |
Январь | Коллективный труд – «Больница для книг» Цель: формировать у детей бережное отношение к книгам, заклеивать если они порвались. Чтение сказки «Теремок»; показ картинок; беседа о прочитанном Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, учить узнавать сказочных героев из сказки «Теремок» и называть их; формировать умение отвечать на вопросы; воспитывать у детей сочувствие, доброту, желание прийти на помощь; закладывать основы нравственности. Рисование «Сказочный теремок» (с помощью спонжиков) Цель: расширять представления об оригинальных способах изобразительного творчества, формировать творческий интерес. Закрепит знания детей о цвете Беседа «Какие бывают книги». Цель: закрепление знаний детей о книгах; уточнение знаний детей о предназначении книг; развитие познавательных процессов. Инсценировка сказки «Репка» Цель: Учить детей участвовать в инсценировке сказки, передавать характерные черты героев сказки с помощью простейших движений, жестов и мимики. Развивать речь. Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности. | Информация для родителей «Зачем читать детям сказки?» Цель: Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. Развитие нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам. |
III этап заключительный
Фотоколлаж «Почитай мне сказку, пожалуйста»
Конкурс совместного творчества «Обложка моей любимой сказки»
Инсценировка сказки «Репка»
II Оценка результатов и отчетность
Восприятие сказок позволяет нам:
- развивать духовно-богатую личность ребёнка, представлять его как активного и творческого участника проекта;
- создавать благоприятные условия для того, чтобы ребёнок занимался саморазвитием;
- прививать детям любовь к родной стране.
К концу проекта ожидаются следующие результаты:
- Дети имеют представления и знания о многих русских народных сказках, знают их содержание;
- Сформирован интерес к устному народному творчеству - сказкам;
- Умеют через имитацию образа героев сказок различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других;
- Дети увереннее участвуют в инсценировке сказок;
- Обогащение словарного запаса.
В результате совместной деятельности (воспитатели, родители и воспитанники, дети полюбили сказки, получили возможность восполнить кругозор о сказках, научились сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Повысилась активность родителей в воспитательно-образовательном процессе с 40% до 70%.
Данный проект может быть рекомендован для педагогов дошкольных образовательных организаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Сказки читаем — речь развиваем!»
Народная сказка - одна из произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем возрасте....
Консультация для родителей «Сказки читаем — речь развиваем!»
Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, к...
Консультация для родителей "Сказки читаем - речь развиваем!".
Сказки помогают детям разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогают оценить их поступки, вызывают либо сочувствие, либо осуждение....
«Сказки читаем — речь развиваем!»
Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает в первые годы жизни разобраться в таких ...
Консультация для родителей «Сказки читаем — речь развиваем!»
Уважаемые родители! Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких ...
Проект "Сказки читаем - речь развиваем!"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежденияУжурский детский сад №3 «Журавлёнок» Паспорт педагогического проектаПедагог: Ивченко Ольга Ивановна Тема проекта:&laq...
Проект по речевому развитию обучающихся старшего дошкольного возраста с ЗПР "Сказки читаем - речь развиваем"
Данный проект направлен на развитие всех компонентов речевой системы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через приобщение их к сказкам. Описаны актуальность и значимость проекта, поставлены цели...