Педагогический проект «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Серова Елена Валентиновна

В группах дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением педагогов детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poekt_sotsializatsiya.docx53 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Авторы проекта: Сафронова И.Б., Серова Е.В.,

воспитатели ГБОУ «Школа № 842»

В группах дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением педагогов ОУ.

Под социализацией принято понимать процесс и результат развития индивида, а также адаптация ребенка к обществу путем усвоения социального опыта, норм поведения, общения. Этот процесс начинается и происходит в дошкольном учреждении в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как часть того общества, к которому он принадлежит.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя:

1. Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

2. Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.

Для успешной социализации по Нейлу Смелзеру необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Формирование, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2. Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3. Стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

         Позитивная социализация детей дошкольного возраста включает в себя:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

В дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов: (Д.Б.Эльконина, Д.В.Менджерицкой, А.В.Черкова, П.Г.Саморуковой, Н.В.Королевой Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.П.Усова и др) показали, что сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.

Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций. Таких как: отражение ребенком окружающей реальности; импровизация;    самостоятельная деятельность ребенка; школа воспитания чувств дошкольников; средство интеллектуального развития ребенка; действенное средство коррекции нарушений; способ развития детского воображения и творческих способностей; подготовка ребенка к взрослой жизни; работа ребенка над самим собой.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.

Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.

Проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели:

- несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;

- нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;

- занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка.

         Результаты анкетирования родителей нашей группы показали, что более 40% родителей предпочитают, чтобы в детском саду был надежный присмотр и уход, отдают приоритет развитию познавательной сферы ребенка, его подготовке к школе и ставят на второй план социально-личностное развитие.

Проблемы современной игры дошкольников:

- интеллектуальная загруженность детей. Игры стали превращаться несвойственную дошкольникам учебную деятельность;

- недостаточность знаний у педагогов. Слабая подготовка педагогов по руководству поведением детей в игре и развитием сюжета, приводит к тому, что игры становятся малосодержательными;

- СМИ. Значительную часть сведений, впечатлений, необходимых для игры, сегодняшние дети получают из СМИ, а не из окружающей жизни (отрицательные, агрессивные герои, которые проигрывают в человеческих качествах героям прошлых лет);

- отсутствие игры дома. Причины - занятость родителей, увлечение компьютерными играми, телевидением, отсутствие партнеров для игры (в большинстве семей один ребенок).

Актуальность и проблемы обозначили тему проекта «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».

Информация о проекте

Название проекта: «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру», длительность 4 года.

Участники проекта: педагоги дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842», дети младшего и старшего дошкольного возраста, семьи воспитанников.

Цель проекта: позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством реализации модели взаимодействия педагогов, детей и родителей.

Задачи проекта:        

- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме проекта;

- разработать модель взаимодействия педагогов и семей воспитанников ОУ, обеспечивающую сопровождение позитивной социализации детей дошкольного возраста;

- выявить уровень социализации (социально-коммуникативного развития) детей младшего и старшего дошкольного возраста;

- разработать комплекс сюжетно-ролевых игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста;

- создать условия для позитивной социализации дошкольников;

- включить родителей в проектную деятельность, построить с семьями воспитанников партнёрские отношения;

- проанализировать результаты проектной деятельности, сделать выводы, разработать методические рекомендации для педагогов и родителей.

Критерии эффективности проекта        

1.Положительные изменения в социально-коммуникативном развитии детей младшего и старшего дошкольного возраста.

2.Повышение педагогической компетентности родителей.

3.Повышение педагогического мастерства педагогов в вопросах социализации детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Этапы проекта        

1.Подготовительный.

2.Основной.

3.Заключительный.

Ожидаемые результаты проекта

Для детей

Повышение уровня социально-коммуникативного развития; формирование детского сообщества.

Для педагогов

Повышение знаний и опыта в вопросах позитивной социализации детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Для родителей

Развитие партнёрских отношений, включение родителей в образовательную и проектную деятельность, повышение педагогической компетентности в вопросах позитивной социализации детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Ход проекта

1.Подготовительный        

1. Изучение научно-методической литературы.

2.Диагностика развития социально-коммуникативного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.

3. Разработка модели взаимодействия педагогов и семей воспитанников ОУ, обеспечивающей сопровождение позитивной социализации детей дошкольного возраста.

4. Разработка комплекса сюжетно-ролевых игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста, направленных на позитивную социализацию.

5. Разработка консультаций и рекомендаций для педагогов и родителей.

2.Основной        

1.Работа с педагогами: консультации, представление хода проекта на педагогических советах, открытые просмотры игровой деятельности детей.

2.Работа с родителями: родительские собрания, консультации, мастер-классы, совместная досуговая деятельность.

3. Работа с детьми: реализация комплекса сюжетно-ролевых игр направленного на позитивную социализацию дошкольников.

3. Заключительный

1. Анализ проектной деятельности.

2. Диагностика развития у детей младшего и старшего дошкольного возраста уровня социально-коммуникативного развития.

3. Презентация результатов проектной деятельности на педагогическом совете.

Модель взаимодействия по социализации детей 3-4 лет в сюжетно-ролевой игре

Позитивная социализация дошкольников является сложным процессом и сложным структурным образованием, которое отражает потребности ребенка в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действительности, которые зависят от совокупности определенных знаний о мире, от содержания установок, мотивов и связанных с ними отношений, интересов, стремлений и актуализации собственного опыта.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), дошкольный период – это важный период для социального, интеллектуального и личностного развития.

На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него «открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития». (Д.И. Фельдштейн)

По мнению современных ученых, социализация признается как процесс и результат включения ребенка в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения ребенком социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе позитивной социализации ребенок становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей, в обществе знания, умения, навыки.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль - средство реализации сюжетно-ролевой игры.

Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

На третьем году жизни наблюдается эмансипация (освобождение) ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, играя, малыш начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые зачатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — шофер, я — врач.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.

Комплекс сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 лет

Сентябрь

Тема месяца «Мой дом детский сад»

Способствовать формированию представлений о детском саде как о социально-значимом объекте

неделя

название игры

задачи

1

«Кукольный детский сад»

Формировать умение выполнять правила игры, воспитывать дружеские взаимоотношения.

2

«Детский сад»

Углублять представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада. Развивать сюжет игры, способность подбирать атрибуты, организовывать игровое пространство. Воспитывать желание детей посещать детский сад.

3

«День рождения»

Формировать умение выполнять правила игры, воспитывать дружеские взаимоотношения.

4

«Обед»

Расширять представления о профессиях воспитателя и помощника воспитателя, формировать бережное отношение к окружающим предметам, воспитывать культурно-гигиенические навыки

Октябрь

Тема месяца «Я живу в Москве»

Формирование представлений о родном городе; чувство гордости и восхищения за свой город, за его красоту, его достопримечательности.

Синтезировать представления детей о городе, его людях и приблизить к пониманию статуса жителя определенной местности.

1

«Семья»

Продолжать развивать умение объединяться в небольшие группы, отражать впечатления от окружающей действительности,  расширять представления о различных профессиях, формировать бережное отношение к окружающим предметам .

2

«Идём в театр»

Формировать умение выполнять правила игры, воспитывать дружеские взаимоотношения.

3

«В автобусе»

Расширять представления о профессии водитель, формировать навыки поведения в транспорте

4

«Идём в детский сад»

Расширять представления о городе, о безопасном поведении на улицце

Ноябрь

Тема месяца «Я житель  Земного шара»

Способствовать развитию интереса и уважения к народам других стран и континентов через овладение элементарными представлениями о пространстве Земли.

1

«Поезд»

Расширять представления о профессии  машинист, проводник, формировать навыки поведения в транспорте

2

«Семья»

Закрепить знания детей о членах семьи. Развивать умение употреблять знакомые потешки в различных режимных моментах в игре. Воспитывать любовь и уважение к своим близким и к родному краю.

3

«Детский сад»

Развивать дружеские взаимоотношения детей в игре, развивать её сюжет, способствовать становлению сюжетно – ролевых игр на основе впечатлений, полученных во время рассматривания картин, чтения художественной литературы.

4

«Магазин»

Расширять представления  об окружающем мире. Расширять знания об овощах и фруктах, о профессиях. Развивать сюжет игры. Воспитывать желание объединяться для игры.

Декабрь

Тема месяца «Волшебные подарки»

Развитие представлений о природных особенностях зимы, зимних

праздниках (Новый год, Рождество), традициях празднования.

1

«Семья»

Закреплять знания детей о членах семьи. Воспитывать любовь и уважение к своим близким и к родному краю.

2

«Подарки»

Продолжать формировать у детей первоначальные основы праздничной культуры. Воспитывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.

3

«Кондитерская»

Продолжать формировать представления детей о различных видах труда, воспитывать уважение к труду взрослых показать способы ролевого поведения.

4

«В цирке»

Расширять представления о труде взрослых. Закреплять знания детей об увиденном в окружающем мире и переносить эти знания в игру. Воспитывать интерес к игре.

Январь

Тема месяца «Мальчики и девочки»

Способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоения норм поведения в обществе сверстников соответственного пола.

Способствовать формированию личностных качеств у детей в соответствии с гендерной принадлежностью

1

«Семья»

Развивать дружеские взаимоотношения детей в игре, развивать её сюжет, способствовать становлению сюжетно – ролевых игр на основе впечатлений, полученных во время рассматривания картин, чтения художественной литературы.

2

«Парикмахерская»

Продолжать развивать приёмы предметно – игрового взаимодействия, расширять представления о профессии парикмахера, обогащать арсенал игровых действий.

3

«Строители»

Продолжать формировать представления детей о различных видах труда, воспитывать уважение к труду взрослых показать способы ролевого поведения.

4

«Поликлиника»

Продолжать развивать умения детей придумывать несложный сюжет, брать на себя определённые роли,   играть дружно, поощрять желание использовать в играх предметы – заместители , умение переносить знакомые действия в новые игровые ситуации.  

Февраль

Тема месяца «Моя семья, мои корни»

Формирование представлений ребенка о себе и близких людях.

1

«Семья»

Продолжать знакомить с определёнными действиями – убирать комнату, протирать пыль и т.д. Формировать умение выбирать роль, договариваться об игре, отражать свои действия в речи, воспитывать ласковое, чуткое отношение к своим близким.        

2

«Едем в гости»

Развивать способность организовывать игровое пространство, распределять роли. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.

3

«В супермаркете»

Продолжать   формировать у детей игровые навыки, в совместной с детьми игре развивать умение придумывать и разыгрывать сюжет,  стимулировать желание выбирать  определённую  роль в соответствии с сюжетом.

4

«День рождения»

Продолжать расширять представления детей об обязанностях членов семьи. Воспитывать любовь к своей семье, дружеские взаимоотношения между членами семьи.

Март - апрель

Тема месяца «Космос. Я часть Вселенной»

Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле. Познакомить с многообразием растительного мира на Земле со значением растений в жизни человека.

1

«В парке»

Закреплять знания детей о природе. Развивать сюжет игры, учить подбирать атрибуты, организовывать игровое пространство. Воспитывать дружеские отношения в игре.

2

«Магазин овощей и фруктов»

Продолжать формировать у детей умение объединять игровые действия в развёрнутый игровой сюжет, понимать и поддерживать игровые действия других детей, развивать навыки культурного общения, воспитывать вежливое, доброе отношение друг к другу.  

3

«Космонавты»

Развивать умение распределять роли, обыгрывать игровое пространство. Воспитывать желание овладевать средствами общения в игре и способами взаимодействия со взрослыми.

4

«Магазин игрушек»

Продолжать совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Май

Тема месяца «Мы живем в России»

Способствовать моделированию позиции патриота своей страны через упорядочивание представлений детей о России.

1

«Праздник»

Помочь детям объединить игры единым сюжетом, продолжать развивать умение отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения, способствовать развитию единой сюжетной линии игр, поощрять попытки детей выбирать атрибуты для игры, обогащать личный опыт детей.  

2

«Экскурсия на автобусе»

Закрепить знания детей видов транспорта. Уточнить знания о сигналах светофора и действиях пешеходов. Развивать умение использовать в игре дорожные знаки. Развивать желание соблюдать правила поведения на улице города.

3

«Идём в кино»

Формировать умение выбирать роль, договариваться об игре, отражать свои действия в речи, воспитывать ласковое, чуткое отношение к своим близким.        

4

 «В супермаркете»

Продолжать   формировать у детей игровые навыки, в совместной с детьми игре развивать умение придумывать и разыгрывать сюжет,  стимулировать желание выбирать  определённую  роль в соответствии с сюжетом

Июнь

Тема месяца «Таинственный остров»

Способствовать развитию позиции исследователя.

1

«Семья отдыхает на природе»

Помочь детям объединить игры единым сюжетом, продолжать развивать умение отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения, способствовать развитию единой сюжетной линии игр, поощрять попытки детей выбирать атрибуты для игры, обогащать личный опыт детей.  

2

«Мы идем в поход»

Развивать сюжет игры, учить подбирать атрибуты, организовывать игровое пространство. Воспитывать дружеские отношения в игре.

3

«Лесная история»

Продолжать формировать знания детей о труде взрослых. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

4

«Строители»

Помочь детям самостоятельно и развёрнуто отображать сюжет игры, использовать различные атрибуты и материал, продолжать формировать умение договариваться.                

Взаимодействие с педагогами и родителями

С педагогами

 С родителями

сентябрь

1.Выступление на совещании педагогов «Реализация модели образовательного процесса в контексте инновационной программы «От рождения до школы».

2. Консультация для педагогов «Позитивная социализация дошкольников».

1. Анкетирование «Родители о социализации детей».

2. Консультация «Закономерности психического развития детей дошкольного возраста».

октябрь

1.Выступление на круглом столе «Проведение анализа и самоанализа педагогической деятельности ОУ в соответствии с показателями и критериями дошкольного образования».

1. Консультация «Позитивная социализация дошкольников».

2. «Наша семья на фоне достопримечательностей Москвы» - фотовыставка.

ноябрь

1.«Тренинг педагогической осознанности».

1.Родительское собрание «Растём, играем, развиваемся».

2.Стендовая информация:

 «Законы родительской истины».

декабрь

1.Выступление на педсовете «Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Основные задачи воспитателя-профессионала».

1.Консультация для родителей «Новогодний праздник в жизни семьи».

2. Выставка семейного творчества «Новогодние традиции».

январь

1.Круглый стол «Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ в организации   взаимодействия с семьями воспитанников».  

1.Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника».

2.День открытых дверей «Мы играем»

февраль

1. Выступление на семинаре «Концепция организации процесса взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников «Детский сад и семья: психология доверия».

1.Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

2.Выставка работ семейного творчества «Семейные поделки»

март

1.Круглый стол «Разработка системы мониторинга по проблеме взаимодействия педагогов с семьями воспитанников».  

2. Выступление на педсовете «Как эффективно использовать технологии фасилитации в организации взаимодействия с родителями».

1. «Мамины уроки» - организация совместной деятельности с мамами воспитанников.

2.Консультация ««Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

апрель

1.Педагогический форум «Профессиональное мастерство и педагогический опыт» (отчет по плану самообразования)  

2.Консультация «Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

3.Выставка работ семейного творчества «Любимые игры»

май

1.Педагогический совет «Модель профессионального роста и саморазвития педагогов как условие позитивной социализации детей в ДОУ».  Презентация результатов проектной деятельности.

1.Анкетирование родителей «Родители о социализации детей».

2.Консультация ««Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

Модель взаимодействия по социализации детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре

Рассмотрим психологические особенности социализации среднего  дошкольного возраста. Возраст 4-5 лет характеризуется тем, что дети начинают задавать бесконечно количество вопросов обо всём на свете! Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь становится главным способом его общения. Принимает участие в играх с четкими правилами. Готов делиться игрушкой, угощениями. Проявляет чуткость к сверстнику и взрослому. Дети среднего дошкольного возраста чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений. Дети  заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочные. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.

Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. В игровую среду необходимо включать игрушки, отражающие предпочтения, как мальчиков, так и девочек. Игровые интересы мальчиков и девочек обусловлены как половой принадлежностью, так и современной социокультурной средой.

В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли формируется у детей умение договариваться, распределять между собой материал, согласовывать действия.  Важно побуждать детей к планированию. То есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощаться в игре, учить их описывать сюжетные события, называть круг действующих лиц (персонажей) в игре. Так же необходимо вызвать речевую активность ребенка, учить вступать в диалог со сверстниками. Для обозначения игровой ситуации нужно помочь малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры), а также сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков, колесиков и др.)

Наиболее востребованными сюжетами у детей средней группы становятся игры в семью. Играя в дочки-матери, дети проигрывают отношения родителей и их детей. При этом они довольно часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но их внимание больше привлекают не сами предметы, а семейные отношения. Ребенок должен отражать характер главной роли. Так, если ребенок берет роль мамы, то он знает, что может делать мама (кормить ребенка, водить его в детский сад, покупать игрушки и др.). Любимыми сюжетами у детей 4-5 лет остаются игры в больницу.  Ролевые действия продолжают отражать жизненный опыт детей. (Медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки).

 Играя в детский сад педагогу важно обращать внимание детей на особенности взаимоотношений воспитателя и воспитанников и на ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду (в группу пришел новичок, воспитатель учит рисовать и т.д.). 

Таким образом, сюжетно-ролевая игра в среднем возрасте является средством социально-личностного развития ребенка, предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками.

Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Процесс этот долгий, и у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации детей в школе и в дальнейшей жизни.

Комплекс сюжетно-ролевых игр для детей 4-5 лет

Сентябрь

Тема месяца «Мой дом детский сад»

Способствовать формированию представлений о детском саде как о социально-значимом объекте

неделя

название игры

задачи

1

«Кукольный детский сад»

Учить детей объединяться в игре, распределять роли, действовать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

2

«Детский сад»

Учить детей выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры.

3

«День рождения»

Формировать умение выполнять правила игры, воспитывать дружеские взаимоотношения.

4

«Сладкий час»

Актуализация знаний детей о том, какие бывают магазины, что в них продают, помощь детям в подборе предметов-заместителей, денег.

Октябрь

Тема месяца «Я живу в Москве»

Формирование представлений о родном городе; чувство гордости и восхищения за свой город, за его красоту, его достопримечательности.

Синтезировать представления детей о городе, его людях и приблизить к пониманию статуса жителя определенной местности.

1

 «Транспорт на улицах города»

Расширять представления о профессии водитель, формировать навыки поведения в транспорте

2

«Туристическое бюро»

Формировать умение выполнять правила игры, воспитывать дружеские взаимоотношения.

3

«Едем в Москву»

Продолжать развивать умение объединяться в небольшие группы, отражать впечатления от окружающей действительности,  расширять представления о различных профессиях, формировать бережное отношение к окружающим предметам.

4

«Магазин»

Расширять представления о магазинах, профессиях, формировать навыки поведения в общественных местах

Ноябрь

Тема месяца «Я житель  Земного шара»

Способствовать развитию интереса и уважения к народам других стран и континентов через овладение элементарными представлениями о пространстве Земли.

1

«Путешествие»

Расширять представления о профессиях, формировать навыки поведения в транспорте, развивать интерес к другим странам и народам.

2

«Семья»

Закрепить знания детей о членах семьи. Воспитывать любовь и уважение к своим близким и к родному краю.

3

«Туристическое бюро»

Развивать дружеские взаимоотношения детей в игре, развивать её сюжет, способствовать становлению сюжетно – ролевых игр на основе впечатлений, полученных во время рассматривания фотографий, иллюстраций, чтения художественной литературы.

4

«Готовим обед»

Расширять представления  об окружающем мире. Расширять знания о профессиях, кухнях народов мира. Развивать сюжет игры. Воспитывать желание объединяться для игры.

Декабрь

Тема месяца «Волшебные подарки»

Развитие представлений о природных особенностях зимы, зимних

праздниках (Новый год, Рождество), традициях празднования.

1

«Семья готовится к Новому году»

Закреплять знания детей о членах семьи. Воспитывать любовь и уважение к своим близким и к родному краю.

2

«Подарки к Новому году»

Продолжать формировать у детей первоначальные основы праздничной культуры. Воспитывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.

3

«Кондитерская»

Продолжать формировать представления детей о различных видах труда, воспитывать уважение к труду взрослых показать способы ролевого поведения.

4

«Семейный праздник»

Расширять представления о труде взрослых. Закреплять знания детей об увиденном в окружающем мире и переносить эти знания в игру. Воспитывать интерес к игре.

Январь

Тема месяца «Мальчики и девочки»

Способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоения норм поведения в обществе сверстников соответственного пола.

Способствовать формированию личностных качеств у детей в соответствии с гендерной принадлежностью

1

«Семья»

Развивать дружеские взаимоотношения детей в игре, развивать её сюжет, способствовать становлению сюжетно – ролевых игр на основе впечатлений, полученных во время рассматривания картин, чтения художественной литературы.

2

«Парикмахерская»

Продолжать развивать приёмы предметно – игрового взаимодействия, расширять представления о профессии парикмахера, обогащать арсенал игровых действий.

3

«Строители»

Продолжать формировать представления детей о различных видах труда, воспитывать уважение к труду взрослых показать способы ролевого поведения.

4

«Поликлиника»

Продолжать развивать умения детей придумывать несложный сюжет, брать на себя определённые роли,   играть дружно, поощрять желание использовать в играх предметы – заместители , умение переносить знакомые действия в новые игровые ситуации.  

Февраль

Тема месяца «Моя семья, мои корни»

Формирование представлений ребенка о себе и близких людях.

1

«Семья»

Продолжать знакомить с определёнными действиями – убирать комнату, протирать пыль и т.д. Формировать умение выбирать роль, договариваться об игре, отражать свои действия в речи, воспитывать ласковое, чуткое отношение к своим близким.        

2

«Едем в гости»

Развивать способность организовывать игровое пространство, распределять роли. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.

3

«В супермаркете»

Продолжать   формировать у детей игровые навыки, в совместной с детьми игре развивать умение придумывать и разыгрывать сюжет,  стимулировать желание выбирать  определённую  роль в соответствии с сюжетом.

4

«День рождения»

Продолжать расширять представления детей об обязанностях членов семьи. Воспитывать любовь к своей семье, дружеские взаимоотношения между членами семьи.

Март - апрель

Тема месяца «Космос. Я часть Вселенной»

Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле. Познакомить с многообразием растительного мира на Земле со значением растений в жизни человека.

1

«В парке»

Закреплять знания детей о природе. Развивать сюжет игры, учить подбирать атрибуты, организовывать игровое пространство. Воспитывать дружеские отношения в игре.

2

«Магазин овощей и фруктов»

Продолжать формировать у детей умение объединять игровые действия в развёрнутый игровой сюжет, понимать и поддерживать игровые действия других детей, развивать навыки культурного общения, воспитывать вежливое, доброе отношение друг к другу.  

3

«Космонавты»

Развивать умение распределять роли, обыгрывать игровое пространство. Воспитывать желание овладевать средствами общения в игре и способами взаимодействия со взрослыми.

4

«Магазин игрушек»

Продолжать совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Май

Тема месяца «Мы живем в России»

Способствовать моделированию позиции патриота своей страны через упорядочивание представлений детей о России.

1

«Праздник»

Помочь детям объединить игры единым сюжетом, продолжать развивать умение отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения, способствовать развитию единой сюжетной линии игр, поощрять попытки детей выбирать атрибуты для игры, обогащать личный опыт детей.  

2

«Экскурсия на автобусе»

Закрепить знания детей видов транспорта. Уточнить знания о сигналах светофора и действиях пешеходов. Развивать умение использовать в игре дорожные знаки. Развивать желание соблюдать правила поведения на улице города.

3

«Идём в кино»

Формировать умение выбирать роль, договариваться об игре, отражать свои действия в речи, воспитывать ласковое, чуткое отношение к своим близким.        

4

 «В супермаркете»

Продолжать   формировать у детей игровые навыки, в совместной с детьми игре развивать умение придумывать и разыгрывать сюжет,  стимулировать желание выбирать  определённую  роль в соответствии с сюжетом

Июнь

Тема месяца «Таинственный остров»

Способствовать развитию позиции исследователя.

1

«Семья отдыхает на природе»

Помочь детям объединить игры единым сюжетом, продолжать развивать умение отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения, способствовать развитию единой сюжетной линии игр, поощрять попытки детей выбирать атрибуты для игры, обогащать личный опыт детей.  

2

«Мы идем в поход»

Развивать сюжет игры, учить подбирать атрибуты, организовывать игровое пространство. Воспитывать дружеские отношения в игре.

3

«Лесная история»

Продолжать формировать знания детей о труде взрослых. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

4

«Строители»

Помочь детям самостоятельно и развёрнуто отображать сюжет игры, использовать различные атрибуты и материал, продолжать формировать умение договариваться.                

Взаимодействие с педагогами и родителями

С педагогами

 С родителями

сентябрь

1.Выступление на совещании педагогов «Реализация модели образовательного процесса в контексте инновационной программы «От рождения до школы» и инновационного проекта»

1.Анкета для родителей: «Ваше отношение к инновационной деятельности»

2.Анкета для родителей: «Родители о самостоятельности детей»

3.Консультация «Закономерности психического развития детей дошкольного возраста»

октябрь

1.Учасие в круглом столе «Экспертная оценка взаимодействия педагога с детьми в образовательной деятельности. (Шкалы ECERS-S. Раздел: Взаимодействие).

1. «Законы родительской истины» - стендовая информация. 2. Выставка рисунков и поделок «Самое красивое место в нашем районе»

3. Консультация «Результаты диагностики,  успехи детей».   

ноябрь

1.Участие в семинаре  «Современные образовательные технологии как формы организации жизни детей в ДОУ».

(оптимальная организация ОП в соответствии с ИП «От рождения до школы»).

2.Анализ своего стиля педагогического взаимодействия педагога с детьми.

1. Выставка детского творчества «Удивительное рядом» (в рамках недели игры и игрушки).

2. Консультация «Социальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»

3. «Бабушкин сундук» - изготовление журналов, альбомов (в рамках фестиваля «Мир игры»).

декабрь

1.Выступление на педсовете «Современное образование для современного детства»

2. Участие в практикуме «Современное образование для современного детства»

1.Консультация для родителей «Новогодний праздник в жизни семьи».

2. Выставка семейного творчества «Новогодние традиции».

3.«В новогоднюю сказку – вместе» - День открытых дверей для родителей.

январь

1.Участие в семинаре «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения».

2.Участие в практикуме «Диагностика профессиональных умений и навыков» (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

1.Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника».

2. «Моя маленькая Вселенная» - оформление семейных газет по итогам праздников.

февраль

1. Участие в семинаре «Концепция организации процесса взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников «Детский сад и семья: психология доверия».

1.Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

2. «Папины уроки» - организация совместной деятельности в группе с отцами воспитанников.

март

1.Круглый стол «Интеракция как ведущее направление в расстановке акцентов сотрудничества педагогов и родителей».  

2. Выступление на педсовете «Сотрудничество с родителями как условие качества современного дошкольного образования».  

1. «Мамины уроки» - организация совместной деятельности с мамами воспитанников.

2. «Семейный круг» - мероприятия с родителями.

апрель

1.Опыт работы в рамках инновационной деятельности по проблеме: «Профессиональная компетентность педагогов как условие позитивной социализации детей»

2.Участие в педагогическом форуме «Профессиональное мастерство и педагогический опыт»

1.Консультация «Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

2.Выставка работ семейного творчества «Любимые игрушки»

май

1.Педагогический совет «Модель профессионального роста и саморазвития педагогов как условие позитивной социализации детей в ДОУ».  Презентация результатов проектной деятельности. 

1.Анкетирование родителей «Родители о социализации детей».

2.Консультация «Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

Источники

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии.
  2. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии
  3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Меж. пед. Академия, 1995. – 212
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред.Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с
  5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система
  6. Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008.
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. - № 6.
  8. .  Мудрик, А.В.Социальная педагогика./ А.В. Мудрик. – М., 2002 – 378 с 2.  
  9. Самородова А.П. Теоретические основания развития профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
  10. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности.
  11. Горелова Г.Г. Личность и профессия: Профессиональная личностная реадаптация в условиях "тройного" кризиса. Челябинск.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

Педагогический проект «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

В группах дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением педагогов ОУ....

Проект по самообразованию «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для до­школьной педагогики проблема использова...

Социализация детей раннего возраста через сюжетно-ролевую игру

Социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности. В дошкольном образовательном учреждении «социализация&ra...

Консультация для педагогов «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Консультация для педагогов«Социализация детей дошкольного возраста  через сюжетно-ролевую игру»...

«Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

laquo;Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»...