ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «СЕМЬЯ» ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия

Алексеева Светлана Геннадьевна

Цель: Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, формирование у детей первоначальных представлениях о семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

                            МБДОУ  «ЦРР – Усть-Баргузинский  детский сад «Золотая рыбка»

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «СЕМЬЯ»

ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

                       

                                                                        Подготовила: Воспитатель: Алексеева С.Г.  

             

                                                         Усть-Баргузин  

                                                                  2024 г.

       ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «СЕМЬЯ» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

Цель: 

  • Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, формирование у детей первоначальных представлениях о семье.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «семья», «имя», «фамилия».
  • Учить называть членов своей семьи.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, встаю в круг.

Воспитатель: 

Утром встали малыши, в детский сад они пришли.

Гости здесь у нас с утра, поздоровайтесь, друзья!

 Игра «Здравствуйте, ребята!»

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, котята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, козлята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, поросята? (Нет)

А кто вы? У вас есть имена?

Дети: Да.

Воспитатель:

 Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите

Дети:  Дети называют своё имена.

Воспитатель:

Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети, у которых есть имена.

Сюрпризный момент:

- Дети, к нам в гости пришла кукла Маша.

Маша: Здравствуйте, ребята, послушайте стихотворение.

У меня есть папа,

У меня есть мама,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

У меня есть братик,

А у них есть я.

Это вся моя…

ДетиСемья.

Воспитатель: Ты знаешь, Маша, у каждого из наших детей тоже есть семья! Есть мама и папа, бабушка и дедушка.

ВоспитательСемья – это дом, это место, где нас любят и ждут. Семья – это наши родные, кого мы больше всех любим. Ребята приготовили со своими родными древо своей семьи, посмотри пожалуйста (Дети показывают своих мам,пап, бабушек, дедушек)

Воспитатель: 

А сейчас Маша мы с ребятками  приготовили игровые ситуации, которые помогут нам рассказать о всех членах дружной семьи.

Ситуация первая:

Девочки - мамы проходят и показывают чем заняты наши мамы.

Воспитатель читает стих про маму:

Она держит дом в порядке,
Создаёт в семье уют,
Представляете, ребятки,
Это всё огромный труд!
Она моет и стирает,
Она ходит в магазин,
Пыль с комода вытирает,
Пылесосит ковролин...
Помогает нам в учёбе,
Учит меж собой дружить,
Для неё так важно, чтобы
Мы учились в мире жить!
Шьёт, готовит нам обеды,
Вяжет шарфики к пальто,
За столом ведёт беседы
И умеет как никто
Поддержать нас добрым словом,
Пожалеть и обогреть,
Наша мама дышит домом -
Он душа её на треть!

Воспитатель: 

Скажите ребятки про кого идет речь?

Дети: Мамочка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей):

- Как зовут твою маму?

-Как она заботится о вас? (готовит кушать, кормит, жалеет, спать укладывает).

Игра «Поможем маме»

Воспитатель проговаривает и показывает игровые действия. Дети повторяют за ним.

Начнем стирку.

Мы водичку выливаем, выливаем, выливаем.

Порошок мы насыпаем, насыпаем, насыпаем.

В таз платочки опускаем, опускаем, опускаем.

В тазу платочки поласкаем, поласкаем, поласкаем.

А теперь их постираем, постираем, постираем.

И опять прополоскаем, поласкаем, поласкаем.

А теперь их отжимаем, отжимаем, отжимаем.

У всех чистые платочки? Проверим. Возьмем за концы и встряхнем. На платочки посмотрим со всех сторон. Осталось нам их посушить

Воспитатель:

 Замечательно!

 Ситуация вторая:

Мальчики выходят и берут инструменты и показывают, что делают папы.

 Кто научит гвоздь забить

Даст машиной порулить

И подскажет, как быть смелым

Сильным ловким и умелым?

Все вы знаете ребята

Это наш любимый (папа)

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

А что делает ваш папа? (Папа катает на машине, заботится о нас, защищает нас, ремонтирует мебель).

Пальчиковая гимнастика «Поможем папе»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздается звонкий стук.

Мы стучим молотком,

Ремонтируем наш дом.

Мы кочаем шины

У нашей машины.

Ш-ш-ш, ш-ш-ш.

С папой в магазин пойдем

И продукты принесем.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Читаем следующую загадку:

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Дети: Бабушка.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

Дети: Дедушка.

-Правильно, дедушка.
«У меня есть дедушка,
Как зима седой…
У меня есть дедушка,
С белой бородой.
Мне на всё мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка
Хоть ему сто лет!»

А наша бабушка очень любит рассказывать сказки.

Сказка-игра «Репка» (выбирают главных героев, надевают на голову ободки с изображением героев и дети играют сказку).

Сказочница:За ступенькою ступенька, будет лесенка.

Слово к слову– будет песенка.

А колечко на колечко – будет вязочка.

Сядьте рядышком тесненько слушать сказочку.

Инсцинировка сказки…

Сказочница: Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

А сейчас я предлагаю поиграть с репкой.

Игра «Репка».

Дети встают в круг, в центре – «репка»

Репка – репенька,

Вот какая крепенька.

Ты на месте покружись,

А потом остановись.

Раз – два, не зевай!

Кого хочешь, выбирай!

«Репка» выбирает кого-нибудь из круга и под музыку танцует с ним.

Воспитатель: Маша, тебе понравилось у нас в гостях?

Маша: Мне очень понравилось у вас в гостях, я узнала про вашу семью. Ой, я совсем забыла, что меня ждет моя семья. До свидания, ребята!

Рефлексия. 

Ребята, семья - это дом.

Семья-это мир, где царят любовь, преданность, дружба.

Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека…

– Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили?

Дети: Говорили о семье.

У нас у всех есть семья

Семья - это самые близкие люди: мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки. У кого-то она большая, у кого-то поменьше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы самые счастливые дети на свете.

А в детском саду у нас тоже есть дружная семья. Как вы думаете кто это? Это мы с вами!

И я хочу пожелать вам, чтобы вы принесли частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью.

  1. пал. игра «Дом»

У дома есть крыша, (Руки треугольником над головой.)

У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.)

У дома есть дверь, (Ладони перед грудью.)

А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак .)

Кто его открыть бы смог? (Покрутили скрещенными в замок  пальцами.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте - я ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.)

В: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук!

(Воспитатель стучит в дверь дома.)

Семья - это мама, папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье еще братья и сестры бывают,

В семье все любят меня и ласкают,

И лучше семьи ничего не бывает!

как зовут ваших мам? (3-4 ребенка).

Что это?

Для чего это нужно маме?

Покажи, как она гладит белье, а как утюг шипит?

Как стиральная машинка гудит?

 Как суп кипит в кастрюле?

Молодцы ребята много вы знаете предметов, которые необходимы маме дома.

Кто еще у вас в семье есть? (Папа)

А как зовут твоего папу? 

Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?

Дети: Они поссорились.

Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем  сделать?

Дети: Надо семью помирить.

Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!

4. Подвижная игра «Помирились»

Плохое настроение у нас в семье с утра,

И потому в семье у нас не ладятся дела.

(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)

У дедушки у нашего весь день болит спина,

(наклониться вперёд, руки за спину)

У бабушки у старенькой кружится голова,

(круговые движения головой)

Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал

(стучим кулачками друг о друга)

У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал

(смотрим на раскрытые ладони)

Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся

(взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились.

Дети и воспитатель:

Дома бывают разные-

Кирпичные, каркасные.

С балконами железными;

Бывают даже снежные,

Совсем как настоящие.

Но самый лучший – это мой,

Я в нём живу

С моей семьёй.

Физкультминутка с детьми «Ладушки».

Ладушки, ладушки, где были?

У бабушки (хлопки)

Ей мы помогали, (выполнение движений по тексту)

 в доме подметали.
Дрова мы руби

 Цветочки полили.
 Яблочки срывали,
готовить помогали,
Потом ужинать мы стали и спали.

«Дедушка сапожник» подвижная игра.

Цель: развивать внимание.

Дети стоят в кругу, в центре «дедушка сапожник». После каждого слова дети на шаг подходят к водящему.

Дети: Дедушка сапожник, сшей нам сапоги.

Дед: Подождите, дети, потерял очки!

Дети: Дедушка сапожник, сколько с нас возьмешь?

 Дед: Два рубля с полтиной, пятачок и грош.

Дети: Дедушка сапожник, ты с ума сошел?

Дед: Подождите, дети, я очки нашел! Дед догоняет детей, кого поймает, то и водит.

 

«Дедушка Мазай» подвижная игра.

Цель: развивать воображение, смекалку.

Дети идут в хороводе, водящий в центре.

Дети: Здравствуйте, дедушка Мазай, из коробки вылезай!

Мазай: Здравствуйте, дети, где вы были, что делали?

 Дети: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!

Дети показывают действия, Мазай должен отгадать их. 

Игра «Бабушка, распутай нас!»
Эта игра рассчитана не только на подвижность, но и на смекалку. Интересней она становится тогда, когда в ней принимает участие как можно больше детей.
Условие: Все становятся в круг, взявшись за руки, и пока судья (в игре – бабушка) отворачивается, все участники должны переплестись между собой так, чтобы их сложно было распутать, но по правилам руки расцеплять нельзя. Если бабушке удается распутать всех детей так, чтобы вновь образовался круг в первозданном своем виде, то игра считается завершенной. 

"Бабушка Маланья"
Задачи: учить становиться в круг, выполнять движения в соответствии с текстом, показом.

Описание игры: дети берутся за руки, образуют круг, взрослый произносит слова:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, все без бровей,

Вот с такими глазами,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На неё глядели,

Делали вот так…

Под эти слова дети сначала идут в одну сторону по кругу, держась за руки. Потом останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «Круглые глаза». «Большой нос», большую голову, бороду и т.п. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. В конце они повторяют за ведущим любое движение: сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, покружиться, поклониться, покачаться из стороны в сторону и т.д.

Игра: «Чья это вещь?»

Для этой игры Вам потребуется по одной вещи каждого членов семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, спрашивайте: «Чья это вещь?»

Аналогично  можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.

Игра с мячом: «Назови ласково»

Взрослый бросает ребёнку мяч и предлагает назвать ласково все членов семьи.

Мама – мамочка

Папа – папочка

Бабушка – бабулечка

Дедушка – дедулечка

Брат – братишка

Сестра – сестричка (Можно рассмотреть семейный альбом, называя ласково членов семьи.)

Подвижная игра «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья»
Цель: Научить детей бегу, держась за руки, точно повторяя движения водящего. Развивать ловкость, быстроту, координацию движений.

Пальчиковые гимнастики:
 "Моя семья" (Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Этот пальчик ДЕДУШКА.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА.
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Вот и вся моя семья.
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

"Мальчик-пальчик"
(Пальцы сжаты в кулачок)
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)

 «Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая
Да весёлая какая.

Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны объедаются.
Две Дашки у кашки питаются.
Две Ульки в люльке качаются.

Ритмичные хлопки в ладоши и
удары кулачками попеременно.

Загнуть большие пальцы на обеих руках.
Загнуть указательные пальцы на обеих руках.
Загнуть средние пальцы.
Загнуть безымянные пальцы.
Загнуть мизинцы.

Развивающие задания для детей на тему «Семья»

В результате выполнения заданий дети должны усвоить: понятие семьи, ее состав и функции каждого члена семьи, отношения в семье (уважение, забота, любовь).
Перед выполнением заданий рекомендуется поговорить с ребенком о его семье. Пусть он ответит на вопросы, с кем живет, кто самый младший, а кто старший, сообщит, как зовут родителей, братьев сестер, где работают родители.

Задания на тему «Семья»

Задание 1. «Ласковое имя».
Игра с мячом. Взрослый кидает ребенку мяч, называя членов семьи, ребенок кидает обратно, называя ласковую форму.
Например: мама-мамочка, сын-сыночек.

Задание 2. «Один – много».
Как и в предыдущей игре можно использовать мяч. Взрослый называет члена семьи в единственном числе, ребенок – в множественном.
Например: мама – мамы, тетя – тети.

Задание 3. «Угадай, о ком речь».
Взрослый задает вопросы, дети должны правильно на них отвечать.
У кого нежный взгляд? (У мамы)
У кого сильные руки? (У папы)
Кто самый непоседливый? (Брат)
У кого самые добрые глаза? (У бабушки)
Кто самый серьезный? (Папа)
Кто самый послушный? (Сестра)
У кого мудрая речь? (У дедушки)

Задание 4. «Устала наша бабушка».
Взрослый просит повторять действия за ним.
Перед выполнением дети встают в круг.
Устала наша бабушка, (дети наклоняются вперед, руки сцепляют за спиной)
Села на порог: (садятся на корточки)
«Куда пропал, куда исчез внучок». (кладут руки на голову и качают ей)
Подумала и всхлипнула, (указательный палец прикладывают к виску, голову

наклоняют)

Затем тихонько встала, (встают и выпрямляются)
Пошла вокруг да около – (идут друг за другом, руки держат за спиной)
Искать внучка сначала. (поворачиваются в разные стороны)

Задание 5. «Скажи иначе».
Взрослый показывает картинки детям с изображением представителя семьи, и говорит, что видит: «У мамы светлые волосы». Детям нужно сказать по-другому: «Мама светловолосая».
У брата голубые глаза – брат голубоглазый.
У сестры розовые щеки – сестра розовощекая.
У папы карие глаза – папа кареглазый.
У дедушки седые волосы – дедушка седовласый.
У бабушки темные волосы – бабушка темноволосая.
Задание

6. «Семейный паровоз».
Ребенку выдают два листа: один с изображением паровоза, второй с членами семьи (можно использовать фотографию), а также ножницы и клей. Задача состоит в том, чтобы наклеить лица в каждый вагон по старшинству. Например, машинистами паровоза станут бабушка и дедушка, а в первом вагоне расположатся мама и папа и т.д.

Если задание выполняют несколько детей, то по его окончанию, работы сравнивают и обсуждают (так как они могут получиться разными).

Задание 7. «Кто за кем».
Сюжетная игра. Взрослый описывает ситуацию. «Однажды семья из 6 человек: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, — отправилась в поход. Кто за кем шел по дорожке?»
«Пришлось им перебираться через бурелом. Ряд их распался. А когда снова они встали в колонну, то их ряд стал совсем другим. Кто перед кем идет по дорожке?»
Далее детям можно дать возможность самим придумать рассказ, несколько раз меняя героев. Предлоги можно использовать разные, например, кто между кем, кто позади всех и т.д.

Задание 8. «Где чьи вещи?»
Детям выдается карточка с изображением членов семьи и разных вещей. Формулируется задание: показать стрелочкой, кому принадлежат вещи.

Далее – идет обсуждение. Взрослый спрашивает: «Чей галстук?» Ребенок должен ответить: «Папин».

Задание 9. «Подели обязанности».
Игра проводится для 2 или более детей.
Реквизит: картинки с членами семьи и орудиями труда.

Правила:
• Распределяются карточки с представителями семьи. Один ребенок – один герой.
• Дети поочередно выбирают картинки с изображением орудия труда и дают объяснение своего выбора.
А также, отвечают на вопрос: кто еще может заниматься этим же делом?
Тот, кто безошибочно справиться с заданием и верно объяснит выбор, выигрывает.

Задание 10. Беседа по картинке «Совместный обед».
Дети отвечают на вопросы.

Кто изображен на картинке?
Какое общее слово их объединяет?
Что делает каждый из героев изображения?
Какие чувства испытывает каждый член семьи?

Задание 11. Рассказ по картинке «Уютный вечер».
Дети описывают изображение. В случае затруднения, нужно им помочь наводящими вопросами.
После рассказа, обсудить с ребенком, почему картинка носит такое название.


Дети выполняют движения в соответствии со смыслом текста стихотворения,
выражают соответствующие эмоции, проявляя фантазию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие для детей второй группы раннего возраста. «Осень золотая»

Игровое занятие для детей второй группы раннего возраста. «Осень золотая»...

Конспект совместной игровой деятельности с детьми второй группы раннего возраста №3 на тему: "Прогулка в весенний лес"

Конспект совместной игровой деятельности с детьми  второй группы раннего возраста №3на тему: "Прогулка в весенний лес"...

«Разработка игровых занятий для детей второй группы раннего возраста»

Я разработала серию игр- занятий, направленных на обогащения опыта и развития игровой инициативы ребенка....

Конспект занятия по игровому экспериментированию для детей второй группы раннего возраста "Удивительная бумага"

Цель: поддерживать познавательную, речевую активность и инициативность в процессе игрового экспериментирования с предложенным материалом....

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием игровых технологий для детей второй группы раннего возраста «Зимнее путешествие».

Предлагаю конспект НОД с использованием игровых технологий на тему: "Зимние путешествие."  2 младшая группа...

План-конспект игрового занятия с детьми второй группы раннего возраста "Волшебные самолеты".

создать положительно-эмоциональный настрой на занятие, приучать детей к самостоятельности и к различным играм, помогающим полностью раскрыться и познать окружающий мир...