Конспект НОД для детей средней группы «Наш Чехов, наш земляк»
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей средней группы «Наш Чехов, наш земляк»
Тема: «Наш Чехов наш Земляк»
Цель: расширение знаний детей о родном городе, об А. П. Чехове его произведениях: «Каштанка», «Белолобый», «Ванька».
Задачи:
1. Закреплять знания детей о жизни и творчестве А. П. Чехова, о местах города Таганрога, связанных с именем Чехова.
2. Развивать интерес к произведениям А. П. Чехова «Каштанка», «Белолобый», «Ванька»; речь, мышления, творческое воображение.
3. Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за великие свершения соотечественника; чувство коллективизма, сотрудничества.
Предварительная работа: беседы о родном городе, о жизни и творчестве А. П. Чехова; чтение произведений А. П. Чехова «Каштанка», «Белолобый», «Ванька»; рассматривание иллюстраций, открыток; рисование в свободное от занятий время; работа с родителями; выставка детских работ к 150-летию А. П. Чехова.
Оборудование: открытки «Таганрог», книги с рассказами А. П. Чехова «Каштанка», «Белолобый», «Ванька»; конверт, письмо от незнайки, геометрические карточки, «страницы» книг с текстом, «страницы» книг с иллюстрациями, обложки книг, степлер, подставки для книг; акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, стаканчики для воды, кисточки, листы с кляксами для каждого ребенка; аудиозапись для физминуток, для сопровождения рисования.
Ход НОД
Почтальон приносит конверт, в котором находятся: письмо от Незнайки, обложки книг, страницы с текстом, страницы с иллюстрациями. Дети открывают конверт, находят письмо, читают:
«Здравствуйте, девочки и мальчики.
Что за добрые друзья
Живут в доме у меня?
Они стоят в шкафу на полках
В переплетах толстых, тонких.
Друзья рассказывают мне
Что происходит на земле.
Отгадали? Это книги. У меня их очень много. Но вот беда - они упали с полки, и в них перепутались все страницы. Я не сумел собрать книги с рассказами известного писателя. Как зовут его я забыл. Поэтому и обращаюсь к вам с просьбой, помогите мне, пожалуйста. Посылаю вам книжки и портрет писателя (дети находят портрет А. П. Чехова).
Воспитатель: Кто это? (Ответы детей.)
Да, это Антон Павлович Чехов - великий писатель. Все, что мы будем говорить о Чехове, запишем на кассету и отошлем Незнайке. (Воспитатель включает магнитофон, идет запись.)
Воспитатель: Мы говорим: Наш Чехов
Наш Земляк! И оттого спокойней и сильнее Когда б не он - бедней была б Земля, Людские души были бы беднее. Идет по жизни рядом с нами он
И хоть на вид и прост и неприметен,
В созвездии негаснущих имен
Его звезда нам прямо в сердце светит.
Воспитатель задает детям вопросы в ходе беседы об А. П. Чехове:
1. Где и когда родился А. П. Чехов? (В г. Таганроге, 29 января 1860г.)
В этом году, 29 января, исполнилось 150 лет со дня рождения великого писателя. Имя Чехова известно не только в нашей стране и за рубежом. Кто бы не заговорил об А. П. Чехове, вспоминает строки его биографии. А они начинаются здесь, в Таганроге. Ребенок читает стихотворение:
Над зеркальною гладью залива
Ты стоишь в изумрудных садах.
Город Чехова
Город счастливый
Не подвластный суровым годам.
2. Как раньше называлась улица Чехова?
(Полицейская. В 1904г. после смерти писателя улица Полицейская была переименована в улицу имени Чехова.)
3. Кем работал А. П. Чехов прежде, чем стал писателем? (Врачом.)
4. Что необходимо человеку, чтобы получить профессию? (Ответы.)
5. Какие произведения написал А. П. Чехов? (Ответы.)
Воспитатель: В нашем городе все дышит Чеховым, все напоминает о нем: домик, где он родился, школа, в которой он учился, улицы, по которым он ходил.
Годы детства. У Чехова они были связаны со многими местами нашего города. Знаменитая Каменная лестница. Она была любимым местом отдыха юного Антона. Он любил участвовать в веселых состязаниях на санках на спуске возле Каменной лестницы. Спуск заливался обычно водой. Большая скорость, высота и крутизна спуска создавали захватывающие ощущения страха и счастья от полета. Эти впечатления легли в основу рассказа «Шуточка».
Еще ступень.
И вот то место:
Сюда, сорвав осенний лист,
Еще России неизвестный
Спускался Чехов - гимназист.
Смотрел, как Чайка пролетала,
Волну стараясь не задеть.
Она тогда еще не знала,
Что ей в бессмертие лететь. Антон Павлович не только великий писатель, он прежде всего человек, любивший природу и животных.
В детстве он с друзьями любил ловить птиц. Ловили их обычно в конце лета и осенью. Всю зиму птицы жили у Чеховых. Весной, по старому русскому обычаю, их выпускали на волю. Были у Антона и щеглы, и голуби.
Когда Чехов жил в Ялте, у него был и ручной журавль по имени Журка. Своеобразным было отношение Чехова к четвероногим друзьям - собакам. Будучи еще ребенком, Чехов любил с друзьями ходить на море купаться и половить бычков. С собой он брал и четвероногих друзей. У него жили таксы Бром и Хина.
В Ялте Чехова тоже можно было увидеть на прогулке по своему саду в сопровождении дворовых псов - одноглазового Тузика и глуповатого Каштана.
Имя Чехова неразрывно связано с театром. На его сцене были поставлены такие пьесы, как «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и многие другие.
В течение всей жизни Чехов пристально следит за развитием родного города, заботится о его культурном процветании. Чехов принял активное участие в установлении памятника Петру I.
Антон Павлович неустанно хлопотал о пополнении библиотеки. Многие книги Чехов покупал в Москве, за границей за свой счет и пересылал их в Таганрог.
В красивом зеленом сквере на улице Чехова благодарные таганрожцы поставили памятник великому писателю. Люди всех возрастов приходят сюда, чтобы еще и еще раз поклониться доброму другу и земляку за то, что он создал для человечества, за то, что он сделал для Таганрога.
Воспитатель: Вы гордитесь Чеховым? Почему? (Ответы.) Воспитатель:
Гордимся мы, что так сегодня властно В наш быт желание Чехова вошло И люди наши подлинно прекрасны Лицом, одеждой, мыслями, душой. И новый быт, и новый город строя, Мы помним этот Чеховский девиз
И принимаем тех его героев, Кто помогает строить нашу жизнь! Плывут над морем звуки новых песен, Сменив старинный колокольный звон, В них наша гордость, что великий Чехов Навеки поселился в городе родном! А. П. Чехов прославил наш город. И в наше время рядом с нами живут замечательные люди, которые дороги нам. Но самое главное, что растет новое поколение, которое продолжит славные традиции таганрожцев. Это вы, ребята.
Чтобы достичь этой цели надо хорошо учиться и всей душой любить свой родной город.
Чтобы Незнайка больше не забывал имен великих людей, мы подпишем портрет А. П. Чехова.
Физминутка.
Воспитатель. А. П. Чехов очень любил птиц, Представьте, что вы веселые птички, которые любят танцевать. (Дети танцуют)
Воспитатель: Теперь нам надо привести в порядок книги.
(Дети достают из конверта обложки книг, страницы с текстом, страницы с иллюстрациями.)
Воспитатель: Бедные книжки, как они пострадали. Вам жалко их? Как надо обращаться с книгами? (Ответы.)
Как же определить, какие книги прислал нам Незнайка? (Ответы. Дети находят обложки книг и устанавливают их на подставки для книг.)
Воспитатель: Читаем названия книг. (Дети читают.) «Каштанка».
-С какой буквы начинается слово?
-Сколько букв в слове?
-Сколько звуков в слове?
-Сколько гласных?
-Сколько согласных? «Белолобый».
-Назовите букву, с которой начинается слово.
-Назовите звук, с которого начинается слово. (Характеристика звука [б]: гласный или согласный, звонкий или глухой, парный или непарный.)
«Ванька».
-С какой буквы начинается слово? -Сколько слогов в слове? -Какой ударный слог?
-Произнесите это слово с разной интонацией (.?)
Воспитатель: Сколько книг надо собрать? (3)
Чтобы быстрее собрать страницы к этим книгам, на сколько команд разделимся? Как можно это сделать? (считалки, жребий.) А хотите по-новому? Разбирайте геометрические карточки. Поднимите квадраты - это первая команда. Поднимите треугольники - это вторая команда. Поднимите круги - это третья команда.
Буква на вашей карточке означает название книги, которую вы будете собирать. Сначала мы соберем страницы с текстом.
Я буду читать отрывок из рассказа, если он относится к вашему рассказу - поднимите карточки.
Воспитатель читает отрывки из рассказов, дети определяют, из какого рассказа.
«Каштанка»
«Молодая, рыжая собака - помесь такса с дворняжкой, - очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам.»
«. И он стал учить ее разным наукам. В первый урок она училась стоять на задних лапах, что ей ужасно нравилось.»
«Прежде всего, он надел на голову парик с пробором и двумя вихрами, похожими на рога, потом густо намазал лицо чем-то белым и сверх белой краски нарисовал еще брови, усы, румяна.»
«Белолобый»
«Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. ЕЕ волчата все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга.»
«. Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать.»
«. .Это был не ягненок, а щенок, черный, с большой головой и на высоких лапах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки.»
«Волчата погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать, но не больно, а в шутку.»
«Ванька»
«Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.»
«. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосы на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул».
«. Приезжай, милый дедушка, - Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, и кушать страсть как хочется».
Воспитатель: Теперь надо разложить иллюстрации к книгам. Выбирайте картинку к своему рассказу.
(Дети выбирают иллюстрацию к своему рассказу.)
Вот мы и собрали книги. Осталось проверить, правильно ли мы это сделали?
Кто заботится о том, чтобы книга была без ошибок? (Корректор.)
Кто занимается переплетом напечатанных листов книги? (Переплетчик.)
Воспитатель предлагает выбрать от каждой команды по одному корректору и назначает переплетчика. Дети раскладывают по номерам страницы и скрепляют их.
В это время воспитатель беседует с детьми по содержанию рассказов «Каштанка», «Ванька», «Белолобый».
Вопросы к рассказу «Каштанка».
1. Какой породы была Каштанка? (Помесь такса с дворняжкой.)
2. В чей дом она попала? (В дом незнакомца.)
3. Кем по профессии был незнакомец? (Артистом цирка, клоуном.)
4. С кем познакомилась Каштанка в доме у незнакомца? (С котом, гусем, хрюшкой.)
5. Перечислите или покажите, что умел делать гусь. (Реверанс, звонил в колокол, дергал за веревку, прыгал через обруч и барьер, становился на дыбы.)
6. Какую новую кличку дал дрессировщик Каштанке? (Тетка.)
7. Какое животное больше всех поразило Каштанку, попавшую в цирк? (Слон.)
8. Любимый запах Каштанки. (Запах клея и стружки.)
Вопросы к рассказу «Белолобый».
1. Кто жил в зимовье? (Сторож Игнат.)
2. Почему волчиха решила пойти к зимовью?
3. Кого она хотела схватить в хлеву? (Ягненка.)
4. Кого она схватила на самом деле? (Щенка.)
5. Расскажите о нем.
6. С кем играл Белолобый? Как?
7. Сколько было волчат? (3)
8. Белолобый вернулся домой или остался с волчатами?
Вопросы к рассказу «Ванька».
1. Сколько лет было Ваньке? (9лет)
2. Какому делу учился Ванька? (Сапожному)
3. Чему научила барыня Ваньку в имении? (Читать, писать, считать до 100)
4. Какой танец умел танцевать Ванька? (Кадриль)
5. За что хозяин поругал Ваньку?
6. Куда было адресовано письмо?
7. Получил ли дед, Константин Макарыч, письмо Ваньки? Почему?
8. Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как?
Физминутка. Антон Павлович Чехов любил природу и животных. Попробуем превратиться в героев его рассказов - животных. Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три Чеховские фигуры на месте замри! Фигуры «оживают»: танцуют, импровизируют под музыку.
Воспитатель с детьми расставляет материал для рисования: акварельные краски, стаканчики с водой, кисточки, цветные карандаши, фломастеры.
Воспитатель: Сели свободно, расслабились и представили себе такую картину: стоя перед скамьей на коленях, Ванька пишет письмо деду. По его щеке катится слеза и капает прямо на письмо, и по его строкам растекается чернильное пятно (клякса).
Смотрите, вот оно. На что похоже это пятно? (Ответы.)
Из-за того, что это пятно не имеет точной формы, его можно превращать в кого или во что угодно.
А теперь «оживим» кляксы - превратим их в живые существа или предметы. Дети берут листы с кляксами и рисуют под музыку.
Воспитатель: Незнайка будет рад, что теперь его книжки в порядке, что он много интересного узнал об авторе этих книг - А. П. Чехове, о городе, в котором родился великий писатель, и благодарен, что каждый из вас помог ему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи "Согласование прилагательных с существительными среднего рода"
Формирование грамматического строя речи - одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом....
Конспект занятия для детей средней группы по социализации на тему:"В нашей группе все друзья"
Занятие по социализации для детей средней группы. Используются дидактические, словестные игры....
Конспект занятия для детей средней группы «Волшебная пуговица» Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными.
Конспект занятия для детей средней группы«Волшебная пуговица»Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными; развивать память, мышление, вниман...
КОНСПЕКТ НОД для детей средней группы Образовательная область Познание (Формирование целостной картины мира) тема: "Насекомые.» Составила воспитатель Смирнова О.А. ГБОУ 2075 средняя группа «Акварельки»
Образовательные задачи: Расширить представление детей о жизни насекомых. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида.Активизировать употребление в речи названий частей тела насек...
конспект занятий для детей средней группы "знакомство детей с работой пожарника"
конспект занятий для детей средней группы "знакомство детей с работой пожарника"...
Конспект развлечения для детей средней группы ко Дню защиты детей "Сказочные путешествия"
Конспект развлечения для детей средней группы ко Дню защиты детей "Сказочные путешествия"...
Конспект ООД для детей средней группы для детей средней группы Тема: «Зайчик беленький» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Конспект ООД для детей средней группыТема: «Зайчик беленький» Цель: закрепление навыков рисования гуашью мазками широкой кистью.Задачи: Учить детей рисовать зайчика, перед...