"художественно - эстетическая деятельность, как средство развития речи дошкольников"
материал
"художественно - эстетическая деятельность, как средство развития речи дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo_1_-_kopiya.docx | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Художественно – эстетическая деятельность
как средство развития речи дошкольников»
В нашей работе, я уверена, что самый сложный и важный этап обучения, развития и воспитания дошкольников — это наша первая младшая группа с ребятами 2-3 лет, которые впервые перешагнули порог д/сада, многие на руках родителей. И вся образовательная деятельность с малышами такого возраста входит во все режимные моменты, что, в свою очередь, делает её непрерывной: один вид деятельности трансформируется в другой. Большинство ребятишек не умеют сами кушать, одеваться, засыпать без мамы, а главное, многие из них ещё не умеют говорить, выражая своё эмоциональное и физическое состояние мычанием, гудением и плачем. Ранний возраст - особый период развития ребенка. Как показывают многочисленные исследования формирование его речи на протяжении первых трех лет жизни – это не просто количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия с окружающей средой и в ситуации общения со взрослыми. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе, это – необходимая база, без которой невозможно решить более сложные задачи в старших возрастных группах. Поэтому одна из главных целей наших образовательных занятий - это развитие речи.
Представляю вашему вниманию четыре варианта наших занятий по развитию речи через художественно-эстетическую деятельность
Тема недели: «Осень золотая».
Цель: развитие эмоциональной, выразительной речи детей раннего дошкольного возраста средствами художественно-эстетической деятельности.
Задачи:
- активизировать и развивать речь детей через ознакомление со временем года «Осень»;
- обучать навыкам художественной деятельности - использования красок (традиционным и нетрадиционным способами), аппликации для выражения своего творчества;
- развивать моторику рук;
- воспитывать способность замечать красивое в окружающей жизни, создавая радостное эмоциональное настроение.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
При подготовке к занятиям, я думала, как их организовать так, чтобы достигая поставленной цели и задач, пробудить в детях стремление к активному общению, и при этом не утратить их интереса на протяжении всего процесса и не утомить их?
Для этого я чередовала традиционный способ рисования, нетрадиционный и коллективную аппликацию.
По теме недели я проводила предварительную работу: наблюдения за осенней природой во время прогулок, чтение стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, рассматривание овощей и фруктов, рассматривание осенних поделок, разучивание танца с листьями.
Занятие 1.
«Что такое осень?» (традиционное раскрашивание)
Каждое наше занятие начинается с ритуала приветствия-беседы (я спрашиваю, сколько нас сегодня и предлагаю ребятам назвать всех по именам и посчитать вместе), которая дает установку на позитивную ориентацию на общение и совместную деятельность.
Материалы и оборудование: макет осеннего дерева, , картинки, краски «акварель», кисточки, стаканчики-непроливайки, шаблоны листьев, салфетки.
Организационный момент.
Мотивация – использую художественное слово:
«Осень чувствуется всюду -
В парке, роще и в лесу,
Своей щедрою рукою
Всю раскрасила листву.
На ветру она трепещет,
Обольщает красотой,
Заставляет любоваться
Золотой своей листвой.
В ярких платьях все деревья
Обновлённые стоят.
Как красива, чудо-Осень,
И красив её наряд!» (Эдит Сницарук)
Я рассказываю детям, что наступила осень и показываю им красивое осеннее дерево. Листья у него желтые, красные, оранжевые.
Рассматриваем макет осеннего дерева. Обсуждаем его цвета.
Кого можно встретить в лесу под деревом? (Актуализация собственных знаний: дети радостно узнают ежика, белку, зайчика).
Использую художественное слово:
«Листопад, листопад,
Листья желтые летят…»
Под деревом лежат цветные раскрашенные листья, но есть грустные неокрашенные листочки.
При осмотре дерева дети их находят.
Я предлагаю раскрасить грустные листочки красивыми красками. Перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, малыш должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Ему интересно рисовать хорошо знакомые вещи, а не что-то непонятное, поэтому раскрашивание шаблона наилучший вариант для начального творчества.
Практическая часть:
Знакомство с акварелью. Показ приёма раскрашивания. Кисть макаем в краску, лишнюю уберём о край баночки, примакиваем к бумажному шаблону – листочку. Показываю прием раскрашивания индивидуально. Учимся правильно сидеть, держать кисточку.
Игровая пауза:
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Я разбрасываю листья. Дети ловят листья,)
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети приседают, поднимая листочки над головой).
Самостоятельная работа:
Дети выбирают цвет краски.
Для радостной эмоциональной устойчивости малышу очень важны теплые цвета: желтый, красный, оранжевый. Но нужно предоставлять ребенку возможность выбора. Дети раскрашивают листья (звучит песня «Осень милая шурши…Музыка – М. Еремеева. Слова – С. Еремеев)
Рефлексия
Ребята, полюбуйтесь, какие красивые осенние листья у нас получились!
По окончании выполнения работы, дети любуются своими разноцветными листьями.
Я читаю стихотворение:
«Опадают листья жёлтым покрывалом,
Оголив деревья, осень, лес прибрав,
Красок разноцветных всюду разбросала,
Нас своей красою вновь очаровала»
Занятие 2.
«Деревце простое
Вдруг стало золотое » (нетрадиционное рисование (напыление, «тычок»).
Материалы и оборудование: макет осеннего дерева (яблоня), трафарет дерева, ватман, картинки , коробка с предметами для нетрадиционного рисования (три бутылки-распылителя с краской «гуашь» трех цветов, зубные щетки, щетки-мойки, соломинки, ватные палочки, печатки, губки), картинки, салфетки.
Организационный момент.
Мотивация. Ритуал приветствия-беседы, который дает установку на позитивную ориентацию на занятие, общение и совместную деятельность (встреча с куклой Катей, одетой по погоде осени) Беседа, почему Катя так одета.
Сюрпризный момент: Кукла Катя показывает загадочную коробку.
Что в коробке той лежит?
Рассматривание содержимого коробки (бутылки-распылители с краской «гуашь»- зеленая, желтая, красная , зубные щетки, щетки-мойки, соломинки, ватные палочки, печатки, губки). Катя спрашивает, вызывая интерес: Что же с этим делают? Дети узнают предметы, беседуем.
Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана с прикрепленным к нему шаблоном дерева. Что мы будем делать? Осень рисовать!
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Дети выбирают цветные бутылки-распылители. Предлагаю их испробовать. Показ выполнения действия. Повторяю с каждым индивидуально разными цветами.
Игровая минутка
«Ветер дует нам в лицо».
Ветер дует нам в лицо, (взмахи листиками перед лицом)
Закачалось деревцо. (взмахи руками вправо, влево над головой)
Ветерок всё тише, тише, (касаясь руками пола)
Деревцо всё выше, выше! (поднимая руки вверх и бросают листья)
Пробуем рисовать щетками – мойками, добавляя ярких красок - «тычок»
Кто постарше – пробует элемент «раздувания». Нестандартные приемы рисования развивают детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
Рефлексия:
Освобождаем лист от шаблона. Что у нас тут получилось?
Кукла Катя говорит: Какое красивое осеннее дерево! Вам нравится? Молодцы, ребята, хорошо постарались!
Занятие 3.
«Осенние радости » (традиционное раскрашивание)
Материалы и оборудование: макет осеннего дерева, корзинка с фруктами, поделка Ёжик, картинки по теме, шаблоны яблок, груш, краски «акварель», стаканчики – непроливайки, кисточки, салфетки.
Организационный момент.
Мотивация. Ритуал приветствия-беседы, который дает установку на позитивную ориентацию на занятие, общение и совместную деятельность. Актуализация собственных знаний.
(Встреча с Ёжиком) Беседа «Что ищет Ёжик под деревом?»
Что любит кушать Ёжик больше яблоко или грушу? Рассматривание и обсуждение.
Использую художественное слово:
«Яблоко с ветки, в траву упадет,
Яблоко с ветки, ёжик найдет.
Яблоко ёжик домой принесет.
Крошкам ежатам на терке натрет».
Под деревом лежат неокрашенные шаблоны яблок и груш. При осмотре дерева дети их находят. Я предлагаю раскрасить яблоки и груши красивыми красками, чтобы они понравились Ёжику.
Практическая часть:
Продолжаем знакомство с акварелью. Выбираем цвета, повторяя их названия. Учимся правильно сидеть, держать кисточку.
Игровая пауза с элементами пальчиковой гимнастики.
Рефлексия: показываем Ёжику раскрашенные яблоки и груши. Ёжик очень рад. Вопросы-ответы.
«А в осеннем небе тучки,
Дар осенний на траве…
На своих несёт колючках
Фрукты ёж к своей норе»
Занятие 4.
«Чудо-дерево» (коллективная аппликация).
Материалы и оборудование: стенд «Наше творчество», созданная картина дерева, раскрашенные шаблоны листьев, яблок, груш, клей ПВА, салфетки.
Организационный момент.
Мотивация. Ритуал приветствия-беседы, который дает установку на позитивную ориентацию на занятие, общение и совместную деятельность.
«Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!»
Вместе с детьми вывешиваем созданную картину на стенд «Наше творчество», беседа о том, какую красоту увидят наши родители. Чтобы дерево стало чудесным, предлагаю украсить его листьями, яблоками, грушами, которые мы раскрасили.
Рефлексия
- Посмотрите, какую красоту нам осень подарила!
«Потихоньку подходите.
Полюбуйтесь-поглядите!
А появится охота –
Можно даже сделать фото».
Ожидаемые результаты в речевом развитии
- Дети выражают свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств;
- Дети вступают в речевое общение различными способами: сообщение, беседа, вопросы, восклицание, диалог и др. ;
- Совершенствуется звуковая культура речи, интонационный строй, активизируется словарь;
- Дети эмоционально откликаются на художественное слово, музыкальное произведение, произведения различных жанров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
В статье рассматриваются возможности развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности и знакомством с театральным искусством. Приведены примеры игр используемых в театральной...
Консультация для воспитателей «Театральная деятельность как средство развития речи дошкольника»
Как театрализованная деятельность влияе на развитие речи дошкольников....
План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...
«Использование логоритмики в художественно — эстетической области, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
На своих музыкальных занятиях я использую логоритмику, пальчиковые гимнастики, речевые игры, игры с аккомпанементом звучащих жестов – всё это не только развивает чувство ритма и музыкальность, а...
«Использование логоритмики в художественно — эстетической области, как средство развития речи детей от 2 до 5 лет»
laquo;Музыка побуждает нас красноречиво мыслить». Ральф Эмерсон...
Консультация для родителей «Художественно – эстетическое восприятие как средство развития речи детей».
Роль развития речи ребёнка впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды деятельности детей и &la...
Статья "Художественно – эстетическая деятельность как средство развития речи младших дошкольников"
В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. ...