"художественно - эстетическая деятельность, как средство развития речи дошкольников"
материал

Халманских Александра Николаевна

"художественно - эстетическая деятельность, как средство развития речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_1_-_kopiya.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 «Художественно – эстетическая деятельность

как средство развития речи дошкольников»

     В нашей работе,  я уверена, что самый сложный и важный этап обучения, развития и воспитания дошкольников — это наша первая младшая группа с ребятами  2-3 лет, которые впервые перешагнули порог д/сада, многие на руках родителей. И вся образовательная деятельность с малышами такого возраста входит во все режимные моменты, что, в свою очередь, делает её непрерывной: один вид деятельности трансформируется в другой. Большинство ребятишек не умеют сами кушать, одеваться, засыпать без мамы, а главное, многие из них ещё не умеют говорить, выражая своё эмоциональное и физическое состояние мычанием, гудением и плачем. Ранний возраст - особый период развития ребенка. Как показывают многочисленные исследования формирование его речи  на протяжении первых трех лет жизни – это не просто количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия с окружающей средой и в ситуации общения со взрослыми. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе,  это – необходимая база, без которой невозможно  решить более сложные задачи в старших возрастных группах. Поэтому одна из главных целей наших образовательных занятий - это развитие речи.

Представляю вашему вниманию четыре варианта наших  занятий  по развитию речи через художественно-эстетическую деятельность                      

Тема недели: «Осень золотая».

Цель:  развитие эмоциональной, выразительной речи детей раннего дошкольного возраста средствами художественно-эстетической деятельности.

Задачи:

- активизировать и развивать речь детей  через ознакомление со временем года «Осень»;

- обучать навыкам  художественной деятельности - использования красок  (традиционным и нетрадиционным способами), аппликации  для выражения своего творчества;

- развивать  моторику рук;

-  воспитывать способность замечать красивое в окружающей жизни,  создавая радостное эмоциональное настроение.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие,  художественно-эстетическое развитие,  социально-коммуникативное развитие.

      При подготовке к занятиям, я думала,  как их организовать так, чтобы достигая поставленной цели и задач, пробудить в детях стремление к активному общению, и при этом не утратить их интереса на протяжении всего процесса и не утомить их?  

Для этого я чередовала традиционный способ рисования, нетрадиционный и коллективную аппликацию.

По теме недели я проводила предварительную работу: наблюдения за осенней природой во время прогулок, чтение стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, рассматривание овощей и фруктов, рассматривание осенних поделок, разучивание танца с листьями.

Занятие 1. 

«Что такое осень?» (традиционное раскрашивание)

    Каждое наше занятие начинается с ритуала приветствия-беседы (я спрашиваю, сколько нас сегодня и предлагаю ребятам назвать всех по именам и посчитать вместе), которая дает установку на позитивную ориентацию на общение и совместную деятельность. 

Материалы и оборудование: макет осеннего дерева, , картинки, краски «акварель», кисточки, стаканчики-непроливайки, шаблоны листьев, салфетки.

Организационный момент.

Мотивация – использую художественное слово:

«Осень чувствуется всюду -
В парке, роще и в лесу,
Своей щедрою рукою
Всю раскрасила листву.
На ветру она трепещет,
Обольщает красотой,
Заставляет любоваться
Золотой своей листвой.
В ярких платьях все деревья
Обновлённые стоят.
Как красива, чудо-Осень,
И красив её наряд!»             (Эдит Сницарук)

Я рассказываю детям, что наступила осень и показываю им красивое осеннее дерево. Листья у него желтые, красные, оранжевые.

Рассматриваем макет осеннего дерева. Обсуждаем его цвета.

Кого можно встретить в лесу под деревом? (Актуализация собственных знаний: дети радостно узнают ежика, белку, зайчика).

Использую художественное слово: 

«Листопад, листопад,
Листья желтые летят…»

Под деревом лежат цветные раскрашенные листья, но есть  грустные неокрашенные листочки.

При осмотре дерева дети их находят.

Я предлагаю раскрасить грустные листочки  красивыми красками.  Перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, малыш должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит.  Ему интересно рисовать хорошо знакомые вещи, а не что-то непонятное, поэтому  раскрашивание  шаблона наилучший вариант для начального творчества.                  

Практическая часть:

Знакомство с акварелью. Показ приёма раскрашивания. Кисть макаем в краску, лишнюю уберём о край баночки, примакиваем к бумажному шаблону – листочку. Показываю прием раскрашивания индивидуально. Учимся правильно сидеть, держать кисточку.

Игровая пауза:

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

(Я разбрасываю листья. Дети ловят листья,)

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(Дети приседают, поднимая листочки над головой).

Самостоятельная работа:

Дети  выбирают цвет краски.

        Для радостной эмоциональной устойчивости малышу  очень важны теплые цвета: желтый, красный, оранжевый.  Но нужно  предоставлять ребенку возможность выбора. Дети раскрашивают листья (звучит песня «Осень милая шурши…Музыка – М. Еремеева. Слова – С. Еремеев)

 Рефлексия

Ребята, полюбуйтесь, какие красивые осенние листья у нас получились!

По окончании выполнения работы, дети любуются своими разноцветными листьями. 

Я  читаю стихотворение:

«Опадают листья жёлтым покрывалом,

Оголив деревья, осень, лес прибрав,

Красок разноцветных всюду разбросала,

Нас своей красою вновь очаровала»

Занятие 2.

 «Деревце простое
  Вдруг стало золотое » (нетрадиционное рисование (напыление, «тычок»).

Материалы и оборудование: макет осеннего дерева (яблоня), трафарет дерева, ватман, картинки , коробка с предметами для нетрадиционного рисования (три бутылки-распылителя с краской «гуашь» трех цветов, зубные щетки, щетки-мойки, соломинки, ватные палочки, печатки, губки), картинки, салфетки.

Организационный момент.

Мотивация.  Ритуал приветствия-беседы, который дает установку на позитивную ориентацию на занятие, общение и совместную деятельность (встреча с куклой Катей, одетой по погоде осени) Беседа, почему Катя так одета.  

Сюрпризный момент:  Кукла Катя  показывает  загадочную коробку.

Что в коробке той лежит? 

Рассматривание содержимого коробки (бутылки-распылители с краской «гуашь»- зеленая, желтая, красная , зубные щетки, щетки-мойки, соломинки, ватные палочки, печатки, губки). Катя спрашивает, вызывая интерес: Что же с этим делают? Дети узнают предметы, беседуем.

Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана с прикрепленным к нему шаблоном дерева. Что мы будем делать? Осень рисовать! 

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.  Вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.                                                                                                                  Дети выбирают цветные бутылки-распылители. Предлагаю их испробовать.                               Показ выполнения действия. Повторяю с каждым индивидуально разными цветами.

Игровая минутка 

«Ветер дует нам в лицо».

Ветер дует нам в лицо, (взмахи листиками перед лицом)

Закачалось деревцо. (взмахи руками вправо, влево над головой)

Ветерок всё тише, тише, (касаясь руками пола)

Деревцо всё выше, выше! (поднимая руки вверх и бросают листья)

       Пробуем рисовать щетками – мойками, добавляя ярких красок - «тычок»

Кто постарше – пробует элемент «раздувания». Нестандартные приемы рисования развивают детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

Рефлексия:

Освобождаем лист от шаблона. Что у нас тут получилось?

Кукла Катя говорит: Какое красивое осеннее дерево!                                                                                         Вам нравится? Молодцы, ребята, хорошо постарались!

Занятие 3. 

«Осенние радости » (традиционное раскрашивание)

Материалы и оборудование: макет осеннего дерева, корзинка с фруктами, поделка  Ёжик, картинки по теме, шаблоны яблок, груш, краски «акварель», стаканчики – непроливайки, кисточки, салфетки.

Организационный момент.

Мотивация.  Ритуал приветствия-беседы, который дает установку на позитивную ориентацию на занятие, общение и совместную деятельность. Актуализация собственных знаний.

 (Встреча с Ёжиком) Беседа «Что ищет Ёжик под деревом

Что любит кушать Ёжик больше яблоко или грушу? Рассматривание и обсуждение.

Использую художественное слово:

«Яблоко с ветки, в траву  упадет,
Яблоко с ветки, ёжик найдет.
Яблоко ёжик домой принесет.
Крошкам ежатам на терке натрет».

      Под деревом лежат неокрашенные шаблоны  яблок и груш. При осмотре дерева дети их находят. Я предлагаю раскрасить яблоки и груши  красивыми красками, чтобы они понравились Ёжику.  

 

Практическая часть:

Продолжаем знакомство с акварелью. Выбираем цвета, повторяя их названия. Учимся правильно сидеть, держать кисточку.

Игровая пауза с элементами пальчиковой гимнастики.

Рефлексия: показываем Ёжику раскрашенные яблоки и груши.  Ёжик очень рад.   Вопросы-ответы.                                                        

«А в осеннем небе тучки,
Дар осенний на траве…
На своих несёт колючках
Фрукты ёж к своей норе»

Занятие 4. 

«Чудо-дерево» (коллективная аппликация).

Материалы и оборудование: стенд «Наше творчество»,  созданная картина дерева, раскрашенные шаблоны листьев, яблок, груш, клей ПВА, салфетки.

Организационный момент.

Мотивация.  Ритуал приветствия-беседы, который дает установку на позитивную ориентацию на занятие, общение и совместную деятельность.

«Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.                                                                                                                             Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!»

Вместе с детьми вывешиваем созданную картину на стенд «Наше творчество», беседа о том, какую красоту увидят наши родители. Чтобы дерево стало чудесным, предлагаю украсить его листьями, яблоками, грушами, которые мы раскрасили.

Рефлексия

- Посмотрите, какую красоту нам осень подарила!

 «Потихоньку подходите.
Полюбуйтесь-поглядите!
А появится охота –
Можно даже сделать фото».

Ожидаемые результаты в речевом развитии

- Дети выражают свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств;

- Дети вступают в речевое общение различными способами: сообщение, беседа, вопросы, восклицание, диалог и др. ;

- Совершенствуется звуковая культура речи, интонационный строй, активизируется словарь;

- Дети эмоционально откликаются на художественное слово, музыкальное произведение,  произведения различных жанров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

В статье рассматриваются возможности развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности и знакомством с театральным искусством. Приведены примеры игр используемых в театральной...

Консультация для воспитателей «Театральная деятельность как средство развития речи дошкольника»

Как театрализованная деятельность влияе на развитие речи дошкольников....

«Использование логоритмики в художественно — эстетической области, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

На своих музыкальных занятиях я использую логоритмику, пальчиковые гимнастики, речевые игры, игры с аккомпанементом звучащих жестов – всё это не только развивает чувство ритма и музыкальность, а...

Консультация для родителей «Художественно – эстетическое восприятие как средство развития речи детей».

Роль развития речи ребёнка впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды деятельности детей и &la...

Статья "Художественно – эстетическая деятельность как средство развития речи младших дошкольников"

В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. ...