«Использование логоритмики в художественно — эстетической области, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике
На своих музыкальных занятиях я использую логоритмику, пальчиковые гимнастики, речевые игры, игры с аккомпанементом звучащих жестов – всё это не только развивает чувство ритма и музыкальность, а так же речь.
Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого «ритмического воспитания», основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при помощи движения, т.е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом. Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика.
Что такое логоритмика? Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи, это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге для адаптации человека к условиям внешней и внутренней среды.
Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2 до 5 лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
В результате практической работы сложилась следующая структура интегрированных занятий:
• движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
• разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
• песня, сопровождаемая жестами;
• логопедическая гимнастика;
• мимические упражнения;
• массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;
• пальчиковая гимнастика;
• подвижная или коммуникативная игра.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. При организации начала занятия я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Выполняя упражнения, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат.
Приветственная игра
«Здравствуй»
Приветствие сопровождается движениями:
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх
В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с палочками - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
Упражнение «Ножки» И. Галянт.
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - поглаживание руками лежащих палочек
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу
Листопад
Осень, осень! Листопад! Ритмичные хлопки.
Лес осенний конопат. Щелчки пальцами.
Листья рыжие шуршат Трут ладошку о ладошку.
И летят, летят, летят! Качают руками.
Игра «Прыг – скок».
1. Дети стоят врассыпную по залу.
Прыг- скок (дети выполняют прыжок назад, вперед)
Полный поворот, (поворот вокруг себя)
Хлоп- хлоп, (2 хлопка)
Я весело иду вперед (идут в разном направлении)
2. Эти же движения дети выполняют в паре, стоя в кругу, затем переходят к другому партнеру.
3. Дети стоят лицом к педагогу.
Прыг – скок (прыжки на месте)
Полный поворот, (шлепки по коленкам)
Хлоп – хлоп, (стучат кулачками по коленкам)
Я весело иду вперед (стучат кулачками)
4. Дети отхлопывают ритм стихотворения, а текс, произносят про себя.
Речевое упражнение «Рыбка разговаривает».
Ход: дети тихо и быстро произносят «П-П-П-П...»
Рыбки играли и танцевали. Руками изображают рыбок
Плавали вместе,
И вместе устали положить обе ладошки рук к себе на грудь
Полежали, отдохнули, движения по тексту
Хвостиком вильнули,
Уплыли к себе домой
И дома заснули. обе руки плавно возвращаются за спину.
Звукоподражащие и звучащие жесты «Хвостатый — хитроватый».
- Эй, хвостатый – хитроватый!
- Это ты в ветвях повис?
- С-с-с-с-с-с-с-с!
- Эй, хвостатый – хитроватый!
- Это ты в траве шуршишь?
- Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
- Эй, хвостатый – хитроватый!
- Не боюсь твоих «шу-шу».
- «Укушу!»
Логопедическая разминка.
Наш огород.
1. Свободная ходьба.
На огород мы наш пойдем,
И овощей там наберем.
Дорога коротка, узка,
Идем, ступая, мы, с носка.
2. Ходьба в полуприседе.
Дождик, дождик, веселей,
Капа, капай, не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприседе.
И по бордюру мы пойдем,
И приседаем мы на нем,
Потом обходим деревца,
И пробежимся мы слегка.
4. Свободная ходьба.
А что в нынешнем году,
В нашем выросло саду?
Все мы вам покажем,
Обо всем расскажем.
Т.о. в результате практической работы использования логоритмики с детьми совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой). Развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
Предложенная тематическая направленность и организационная вариативность таких занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_ds_130.pptx | 98.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На своих музыкальных занятиях я использую логоритмику , пальчиковые гимнастики, речевые игры, игры с аккомпанементом звучащих жестов – всё это не только развивает чувство ритма и музыкальность, а так же речь.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи , это система двигательных упражнений , в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала . Что такое логоритмика ?
Прежде всего , это комплексная методика , включающая в себя : средства логопедического ; музыкально-ритмическог о; физического воспитания . Основой логоритмики являются : р ечь ; м узыка ; движение
Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста, путем развития , воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыко й .
В результате практической работы сложилась следующая структура интегрированных занятий: движения под музыку , упражняющие в различных видах ходьбы и бега ; разучивание четверостишия , сопровождаемое движениями ; песня , сопровождаемая жестами ; логопедическая гимнастика ; мимические упражнения; массаж ( спины , рук , ног и т. п.) или гимнастика для глаз ; пальчиковая гимнастика ; подвижная или коммуникативная игра.
З анятие может включать упражнения на релаксацию под музыку , чистоговорки , речевые или музыкальные игры ; занятия на развитие чувства ритма или внимания . Все упражнения проводятся по подражанию.
Приветственная игра «Здравствуй » Приветствие сопровождается движениями: Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой Здравствуй, наша большая семья! Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с палочками - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
Упражнение « Ножки» И. Галянт Ножки , ножки , вы шагали ? Мы шагали , мы шагали ! - ритмичные удары палочками по полу Ножки , ножки , вы бежали ? Мы бежали , мы бежали ! - ритмичные удары в темпе бега Ножки , ножки , вы стучали ? Мы стучали , мы стучали ! - удары свободными концом палочки об пол Ножки , ножки , вы плясали ? Мы плясали , мы плясали ! - удары палочкой крест на крест Ножки , ножки , вы устали ? Мы устали , мы устали ! - удары лежащих палочек друг о друга Ножки , ножки , отдыхали ? Отдыхали , отдыхал ! - поглаживание руками лежащих палочек И опять всё начинали ! - ритмичные удары по полу
Листопад Осень , осень ! Листопад ! Ритмичные хлопки . Лес осенний к а н а пат . Щелчки пальцами . Листья рыжие шуршат , Трут ладошку о ладошку . И летят , летят , летят ! Качают руками . Пальчиковая игра
Игра «Прыг – скок » 1. Дети стоят врассыпную по залу. Прыг- скок ( дети выполняют прыжок назад, вперед) Полный поворот, ( поворот вокруг себя) Хлоп- хлоп , ( 2 хлопка ) Я весело иду вперед (идут в разном направлении) 2. Эти же движения дети выполняют в паре, стоя в кругу, затем переходят к другому партнеру. 3. Дети стоят лицом к педагогу . Прыг – скок ( прыжки на месте) Полный поворот , ( шлепки по коленкам) Хлоп – хлоп , ( стучат кулачками по коленкам) Я весело иду вперед ( стучат кулачками) 4. Дети отхлопывают ритм стихотворения, а текс, произносят про себя. Речевое упражнение
« Рыбка разговаривает » Ход : дети тихо и быстро произносят «П-П-П- П...» Рыбки играли и танцевали . Руками изображают рыбок Плавали вместе , И вместе устали положить обе ладошки рук к себе на грудь Полежали , отдохнули , движения по тексту Хвостиком вильнули , Уплыли к себе домой И дома заснули . обе руки плавно возвращаются за спину.
«Хвостатый — хитроватый » - Эй , хвостатый – хитроватый ! хлопки - Это ты в ветвях повис ? Встряхивание кистями рук - С-с-с-с-с-с-с-с! Палец приложить к губам - Эй , хвостатый – хитроватый ! хлопки - Это ты в траве шуршишь ? потирать ладошку о - Ш-ш-ш-ш-ш-ш! ладошку - Эй , хвостатый – хитроватый ! хлопки - Не боюсь твоих « шу-шу ». По тексту - « Укушу !» Звукоподражащие и звучащие жесты
Наш огород 1. Свободная ходьба. На огород мы наш пойдем, И овощей там наберем. Дорога коротка, узка, Идем, ступая, мы, с носка. 2. Ходьба в полуприседе . Дождик, дождик, веселей, Капа, капай, не жалей. Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи. 3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприседе . И по бордюру мы пойдем, И приседаем мы на нем, Потом обходим деревца, И пробежимся мы слегка. 4. Свободная ходьба. А что в нынешнем году, В нашем выросло саду? Все мы вам покажем, Обо всем расскажем. Логопедическая разминка
Т.о. в результате практической работы использования логоритмики с детьми совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""
Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли. Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....
Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Статья для родителей ...
Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Чтение книг – тропинка, по которой умелый,умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ребенка».В. А. Сухомлинский.Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в...
Самообразование. Чтение художественной литературы, как средство развитие речи детей дошкольного возраста.
Отчет по самообразованию...
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля», как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В данной статье описаны возможности использования игрового набора "Дары Фребеля" в работе воспитателя дошкольного учреждения для развития речи детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучилисьс ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редкоиспользуют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается сутьразрешение ...