«Воспитатель и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества»
материал

Винокурова Анастасия Артуровна

доклад.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку;  решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника.  Нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки. Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.

Профессиональные задачи воспитателя :

Помощь в процессе проведения музыкальных занятий : петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

Отбор музыкально-дидактических материалов для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей.

Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка дошкольника является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда

Причины проблем осуществляющего сотрудничества.

Музыкальный руководитель- Не знает особенности общекультурной компетентности воспитателя детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а также плохо представляет свою роль в педагогическом процессе-Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач и развитие ребёнка посредством музыки

- Самоустранение от педагогического процесса ДОУ

-Не достаточно владеет знаниями основы педагогики и психологии дошкольников.

Воспитатель-Не знает функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ

- Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач и развитие ребёнка посредством музыки

- Не знает свои обязанности в процессе проведения НОД

- Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания.

Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды.

-создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного развития и воспитания ребёнка)

-создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребёнка.

Формы работы музыкального руководителя и воспитателя.

разработка единых диагностических карт музыкальности ребёнка : совместное обсуждение результатов диагностики и их индивидуальных музыкальных проявлений в условиях НОД и в повседневной жизнедеятельности;

совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;

взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития ;

взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;

музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;

совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребёнка дошкольника средствами музыки;

совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребёнка;

организация смотров-конкурсов проектом музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;

составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использование музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников

Профессионализм музыкального руководителя немыслим без постоянного поддержания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования. Этот уровень во многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произведений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические - движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка), организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель работает вместе с воспитателем, имеющим твердые навыки элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и знающим наиболее известные музыкально-дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю нужно не учить воспитателя, а лишь актуализировать его музыкальный опыт, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей. Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Музыка», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения), в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Воспитатель и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества»

Консультация в помощь педагогам ДОУ, раскрывает формы сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя....

Консультация для воспитателей "Воспитатель и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества"

Консультация для воспитателей "Воспитатель и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества"...

Консультация для воспитателей «Воспитатель и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества»

Консультация для воспитателей «Воспитатель и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и  сотворчества»...

Консультация для воспитателей «Воспитатель и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества»

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в сов...

Воспитатель и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества

Обобщенный материал, с использованием собственной практики и требований ДОУ, по теме важности взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в процессе образовательной деятельности...