Мастер-класс для воспитателей (изобразительное творчество) по теме «Гжельская роспись».
материал
Мастер-класс для воспитателей (изобразительное творчество)
по теме «Гжельская роспись».
Подготовили: Серебренникова АИ., Дашидоржиева М.В. , Зориктуева О.С. ( Эрхирик 2024)
Цели: повышение профессионального уровня педагогов.
Задачи:
- знакомство воспитателей с историей промысла Гжель;
- ознакомление с инструментами и особенностями нанесения краски при росписи
Гжель;
-«Гжель» в нетрадиционной технике.
- повышение профессионального уровня педагогов;
- формирование положительного эмоционального фона, психологический отдых.
- дидактическая игра «Разрезные картинки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 335.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
(изобразительное творчество)
по теме «Гжельская роспись».
Мастер-класс для воспитателей (изобразительное творчество)
по теме «Гжельская роспись».
Цели: повышение профессионального уровня педагогов.
Задачи:
- знакомство воспитателей с историей промысла Гжель;
- ознакомление с инструментами и особенностями нанесения краски при росписи
Гжель;
-«Гжель» в нетрадиционной технике.
- повышение профессионального уровня педагогов;
- формирование положительного эмоционального фона, психологический отдых.
- дидактическая игра «Разрезные картинки»
Оборудование: белые альбомные листы, кисти толстая круглая, синяя гуашь на палитре, стаканчики с водой, доска для показа образца рисования, образцы рисунков, заготовки для нетрадиционной техники росписи, напечатанные шаблоны посуды для гжельской росписи педагогами, влажные салфетки.
Гжель
Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака – изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы, зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.
На Руси живёт века промысел старинный.
Поколенья мастеров бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!
Ход занятия: Уважаемые коллеги, Гжель - село, название которого стало узнаваемым символом неповторимого искусства и народного мастерства. Также гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.
В селе ведется добыча глин, которые используются для производства посуды. Изначально, из гжельской глины создавали аптекарские сосуды, по указу 1663 года царя Алексея Михайловича «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».
История промысла начинается с XVIII века. Мастера Гжели делали обычную посуду, кирпич, изразцы для печей, детские игрушки. Все это пользовалось спросом в Москве (везти было недалеко и качество было очень хорошее). Умельцы делали из глины все, что необходимо в быту хозяйке — кувшины, миски, тарелки, квасники и т. д. Расписывалось все это великолепие в стиле Майолика
Работа требовала большого терпения и мастерства - роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью.
Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива.
Около 1800 года в селе Володино Бронницкого уезда был открыта гончарня Петра Куликова, где впервые стали создавать фарфор. Дабы не рассекретить производство чуда чудного фарфора. Куликов работал на гончарне сам и в помощь ему были два работника. Этот заводик славен тем, что от него пошла Гжель фарфоровая, а не глиняная.
К 1812 году в истории гжельского промысла уже насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Н. Гусятников, И. Срослей, И. Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Мотивами росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. роспись сложна тем, что краска моментально впитывается в черепок и исправить ничего уже нельзя.
Из фарфора стали делать масленки, молочники, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов.
История синей, кобальтовой гжели началась только в 40-х годах XX века. Гжельское искусство пришло в упадок и, казалось было забыто навсегда. Но, после ВОВ одна из мастериц гжельского производства представила на Всесоюзной выставке свои работы, расписанные в знакомой нам сине-белой гамме, используя серый кобальт, который при обжиге становится щемяще-синим. На заводе работы были приняты без восторга, но на выставке они получили высшее признание — премию Ильи Репина. С этого момента началась история знакомой всем Гжели — синей сказки.
Для начала, нам надо научиться правильно набирать краску. Важно! Рисуем только одной стороной кисти, не переворачиваем ее. Для этого берем толстую кисть и смачиваем ее в воде, отжимаем о край стаканчика и движением «от себя» проводим рядом с краской, таким образом, на одну сторону кисти набирается краски больше, чем на другую.
Упражнение 1. Полоски.
Набрав краску, проводим полоску от себя.
Упражнение 2. Листья вверх-вниз
Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок вверх или вниз.
Упражнение 3. Лепесток вниз.
Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу, с легким нажимом проводим линию вниз, чуть в сторону и поднимаем кисть.
Упражнение 4. Лепестки вправо и влево.
Набрав краску, приставляем кисть перпендикулярно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок влево или вправо.
Упражнение 5. Розан
С помощью изученных элементов собираем розан.
Тонкой кистью и кистью для примакивания оформляем и дополняем рисунок.
Упражнение 6 — элементы декора Гжель и орнаменты, которые использует роспись.
В гжельской росписи используются различные орнаменты из линий, полос, цветов, точек и т. д., а также различная техника, с одной из которых мы сейчас вас познакомим - это гжельская роспись по парафину (показ презентации). А теперь давайте попробуем воспроизвести их или придумать что-то свое. Для этого мы используем толстую кисть и шаблоны посуды, а также заготовки для росписи по парафину.
Ну, вот мы и закончили наш мастер-класс, давайте посмотрим на работы, оценим их, что получилось лучше, что хуже, какие элементы давались труднее?
Теперь очевидно, что научиться рисовать элементы гжельской росписи не так уж и трудно, важны годы и годы упорного труда, тысячи повторов для того, чтобы умение переросло в мастерство. Вы, как педагоги, сможете научить детей сине-белой росписи, прекрасной гжельской сказке.
И в завершении нашего мастер класса мы хотим показать Вам дидактическую игру, которая пригодится при изучении гжельской росписи.
Д/и «Разрезные картинки»
Дидактические задачи:
-закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах,
- упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей,
- развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество,
-вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.
Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Спасибо за творческую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по методике развития детского изобразительного творчества на тему: «Роспись чайника» (по мотивам гжельской росписи) в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ
Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, цв...
Мастер - класс по образовательной области "Художественное творчество" на тему "Чудо - бабочки" в средней группе.
Наблюдени за бабочками, чтение художественной литературы о бабочках, рассматривание иллюстраций, разучивание игр, стихов и песен о бабочках и лете....
Мастер - класс по образовательной области "Художественное творчество" на тему "Чудо - бабочки" в средней группе.
Мастер класс по образовательной области "Художественное творчество" на тему " Чудо бабочки" в средней группе....
Мастер-класс для родителей по изобразительной деятельности на тему "Березка" с использованием нетрадиционной техники Батик
Уже несколько лет являюсь педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности. При составлении программы использовала разработки И. А. Лыковой программа «Цветные ладошки»...
Мастер класс для педагогов МБДОУ ЦРР №5 на тему «Пряничная роспись»
Мастер класс для педагогов МБДОУ ЦРР №5 на тему «Пряничная роспись»...
Мастер-класс для воспитателей (изобразительное творчество) по теме «Гжель-синяя сказка».
quot; Гжель- синняя сказка"...
Доклад Воспитателя детского сада №13 ЛГО Кудряшовой Елены Леонидовны на тему: Мастер–класс для педагогов по изобразительной деятельности.
Мастер–класс для педагогов по изобразительной деятельности.Перед современным педагогом поставлена важная задача: сформировать всесторонне развитую личность, научить фантазировать, конструировать...