Инновационный проект "Родительская пятница"
проект (подготовительная группа)
Данный проект направлен на работу с родителями (законными представителями)
В целях профилактики, а в дальнейшем и коррекции речевых нарушений у воспитанников, возникла необходимость разработать такую систему работы, которая позволяла бы на раннем этапе способствовать формированию возрастных норм речевого развития у детей и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_roditelskaya_pyatnitsa.docx | 630.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» г. Камень – на – Оби, Каменского района
V муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку
«Все вместе»
Инновационный проект «Родительская пятница»
«Воспитывает всё: вещи, явления, но прежде всего – люди.
Из них на первом месте –родители и педагоги».
(А.С. Макаренко)
Автор: Никулина Наталья Николаевна
учитель-логопед высшей категории
2023 г.
Аннотация
Не для кого не секрет, что именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребёнка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОО. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОО и семьи с целью личностного развития ребёнка вместе с взрослыми с учётом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и особенностей.
Отмечается, что рост числа нарушений развития речи в современном мире объясняется не столько медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. И действительно, мониторинг уровня речевого развития воспитанников подтверждает неутешительную статистику возросшего за последние годы увеличения количества детей с речевыми патологиями.
В целях профилактики, а в дальнейшем и коррекции речевых нарушений у воспитанников, возникла необходимость разработать такую систему работы, которая позволяла бы на раннем этапе способствовать формированию возрастных норм речевого развития у детей и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Актуальность: В нашем современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности полно, эффективно и успешно взаимодействовать с детским садом во благо развития ребёнка.
Данную проблему можно и нужно решать с помощью разнообразных интерактивных форм работы с родителями, что позволяет значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, дать возможность наблюдать за совместной деятельностью педагога и детей через различные инновационные формы работы. Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребёнка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалиста ДОУ с законными представителями и определил актуальность темы проекта.
Исходя из этого я выдвинула гипотезу: возможно если партнёрство семьи и учителя-логопеда будет более тесным, то процесс развития речи ребёнка будет наиболее эффективным.
Цель проекта: установление партнерских отношений с семьями воспитанников через инновационные формы взаимодействия, направленные на полноценное речевое развитие и социализацию детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада путём использования web-технологий.
Задачи:
- повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития и
формирование умений для оказания помощи детям в коррекции речевых недостатков.
- создание условий для гармонизации детско-родительских отношений,
обогащение форм игрового взаимодействия родителей (законных представителей) с ребенком и для обмена опытом семейного воспитания;
- обеспечение заитересованности и взаимоподдержки родителей (законных представителей) через организацию и проведение мероприятий с использованием web-технологий.
Объект исследования: партнёрские взаимоотношения между ДОУ и семьёй.
Предмет исследования: эффективность партнёрских взаимоотношений между ДОУ и семьёй в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Участники проекта : учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 15 «Ладушки», дети, посещающие логопункт и родители (законные представители)
Тип проекта: краткосрочный, информационно-практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: октябрь-ноябрь 2023 г.
Предполагаемые результаты:
Создание инновационной системы сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй будет способствовать:
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей посредством web-технологий;
- формированию мотивации родителей (законных представителей) к сотрудничеству с ДОУ;
- созданию методического обеспечения по теме проекта;
- специалист ДОУ повысит, апробирует и распространит свой инновационный опыт работы по теме проекта.
Проект основан на следующих принципах:
- Доступность (использование бесплатных мобильных приложений).
- Наглядность (привлечение различных средств, способствующих восприятию и запоминанию).
3. Научность (достоверность предоставляемой информации, соответствие содержания современному уровню развития науки, технологии, культуры).
4. Природосообразность (учёт психологических, возрастных особенностей участников).
5. Системность, последовательность (поэтапность предоставления материала, каждый последующий элемент логически связан с предыдущим).
6. Вариативность по содержанию (возможность выбора материала, видов активности участников совместной деятельности и общения).
7. Целесообразность (продуктивность и эффективность использования материала, методически оправданное, обоснованное использование ИКТ).
8. Эстетичность (формирование культуры общения, умения кратко, грамотно и корректно выразить свою мысль; художественное оформление материала).
9. Рефлексия (осознанная необходимость в приросте знаний).
Формы и методы.
Общение учителя-логопеда и родителей (законных представителей) будет проходить через следующие формы и методы:
- Консультация и видео консультация;
- видео ролик;
- видео игра;
- онлайн-выставки;
- Презентации
Итоговый продукт: мероприятие с родителями «Сегодня вечером»
Этапы реализации проекта:
Мероприятия | ответственные за проведение мероприятий |
| |
1. Консультация для родителей на тему: «Ребёнок и личный авторитет родителя. Часто ли Вы занимаетесь с ребёнком?» 2. Обсуждение плана работы над проектом «Родительская пятница». 3. Анкета для родителей: «Речевое развитие моего ребёнка». (см. Приложение 1) 4. Разработка методического сопровождения по проекту. 5. Учитель-логопед вводит в тему инновационного проекта участников взаимодействия. | Учитель-логопед Никулина Н.Н. |
| |
Осуществление проекта. Родители были разделены на четыре подгруппы. (Материал прилагается)
- выполнение домашнего задания по формированию лексико-грамматических средств языка 2. Вторая родительская пятница - Онлайн – акция в рамках логопедической недели «Тренажёры для развития речевого дыхания», (видео ролик изготовления тренажёра) 3. Третья родительская пятница – Онлайн – флешмоб «Удивительные звуки и буквы» (Фотопрезентация «Мой звук и моя буква») 4.Четвёртая родительская пятница – Челлендж «Мы играем и развиваемся» (Как умелые ручки язычку помогали) Онлайн-игра – изготовление игры на развитие мелкой моторики и проговаривание чистоговорок | Родители первой подгруппы (пять семей) Родители второй подгруппы (пять семей) Родители третьей подгруппы (пять семей) Родители четвёртой подгруппы (пять семей) |
| |
Показ результатов работы над проектом на мероприятии «Сегодня вечером» Непосредственно презентация продукта деятельности. Участники проекта рассказывают о результатах своей деятельности (см. Приложение 2) |
Перспективы развития
Опыт работы по внедрению и апробации инновационных форм работы с семьями воспитанников, полученный в ходе реализации проекта, будет способствовать обновлению форм взаимодействия всех участников проекта и может быть использован другими образовательными учреждениями Каменского района.
Работа в данном направлении имеет дальнейшую перспективу развития, так как современная действительность требует от нас постоянного поиска инновационных подходов в работе дошкольного учреждения с семьёй.
Информационные ресурсы: Использование интернет – ресурсов и Wi-Fi, сотовая связь, электронная почта, официальный сайт ДОУ и сайт педагога.
Материально-технические ресурсы: Ноутбук, экран и проектор, компьютер, принтер, флеш накопители.
Заключение
Семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Для
создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть определенными психолого-педагогическими знаниями, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Апробация данного инновационного проекта «Родительская пятница» показала, что это не только интересная современная форма работы по привлечению родителей к активному участию в коррекционно -образовательном процессе, но и способствующая укреплению связи между
дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
Критерии эффективности работы в рамках проекта:
- повышение эффективности работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет), направленную на коррекцию звукопроизношения и развития устной речи на 30%, за счет повышения логопедической компетентности родителей, побуждения к сознательной деятельности по речевому развитию ребенка в семье;
- рост активной жизненной позиции родителей: выросло количество родителей, принявших участие в совместных мероприятиях (на 9%).
Ссылки на источники
1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – URL: http://минобрнауки.рф.
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.
3. Езопова С. А. Обеспечение доступности и качества образования детей старшего дошкольного возраста в российской федерации: проблемы и пути их решения // Вестник Герценовского уни- версистета. – 2007. – № 11. – С. 42–46.
4.Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.,«Владос», 2002 г.
5.Максаков «Воспитание звуковой культуры речи», М., Мозайка-Синтез, 2005 г.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Фамилия, имя ребёнка________________________________________________________
2. Дата рождения_______________________________________________________________
3. Домашний адрес_____________________________________________________________
4. Сведения о родителях:
Мать (Ф.И.О., возраст на момент родов)___________________________________________
_____________________________________________________________________________
Место работы______________________________________________тел_________________
Отец (Ф.И.О. возраст)__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Место работы________________________________________________тел______________
5. От которой по счёту беременности ребёнок______________________________________
Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания)__________________________________________________________________
6. Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные)___________________________________________________________________
7. Когда закричал ребёнок_______________________________________________________
8. Вес и рост при рождении_____________________________________________________
9. Вскармливание_____________________________________________________________
10. Голову держит с ____________________________Сидит с ________________________
Ползает с ___________________________Стоит с __________________________________
Ходит с _______________________________Появление первых зубов_________________
11. Перенесенные заболевания:
До года_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
После года___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ушибы, травмы головы________________________________________________________
____________________________________________________________________________
12.Раннее речевое развитие (со слов матери):
Гуление______________________________ Лепет (4-8 мес.)__________________________
Первые слова (1 г)_____________________Первые фразы (1,5-2 г)_____________________
13. Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине____________________________
Использование жестов_________________________________________________________
14. Есть ли у вас дома игры для развития мелкой моторики?________________________
15. Играете ли вы с ребенком в игры для развития речи?_____________________________
16. Читаете ли вы ребенку книги?_______________________________________________
17. Обмениваетесь ли вы впечатлениями о прочитанной книге?_______________________
18. Знает ли ваш ребенок стихи и сказки?__________________________________________
19. Речевое окружение :
Есть ли в близком окружении ребенка взрослые с нарушениями звукопроизношения ____________________________________________________________________________
20. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?
__________________________________________________________
21. Исправляете ли Вы его речевые ошибки?
__________________________________________________________
22. Как ребенок относится к своему речевому дефекту
(не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает)?
23. Какие темы с учителем-логопедом детского сада Вы хотели бы обсудить?
Дата:_____________ Подпись родителей: __________
Спасибо!!!
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "Весёлая пятница"
Развлечение "Весёлая пятница" - весёлый праздник для детей старшего дошкольного возраста....
Проект: «Веселая пятница»
Развитие ребенка как личности. Формирование духовно-нравственных приоритетов, чувства собственного достоинства. Воспитывать интерес и уважение к сверстникам, желание и умение дарить радост...
Удивительная группа «С понедельника по пятницу»
Зачастую не только видишь широко раскрытые глаза собеседника, отвечая на вопрос где работаете, но и встречные вопросы : « А что у нас есть в городе круглосуточные группы?», «И кто же туда отдает...
Перспективный план проведения «Театральной пятницы» (подготовительная к школе группа)
ОКТЯБРЬ. 1 неделя.Беседа с детьми "Что такое театр"Цель: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый ...
Перспективный план проведения «Театральной пятницы» (подготовительная к школе группа)
ОКТЯБРЬ. 1 неделя.Беседа с детьми "Что такое театр"Цель: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый ...
Проект "Театральные пятницы"
В рамках приоритетного направления детского сада по поддержке детской инициативы, реализуется проект «Театральные пятницы», способствующий формированию культуры здорового образа жизни и установл...
План проведения родительских пятниц
План проведения родительских пятниц по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской культуры"...