Картотека пальчиковых игр
картотека
Предварительный просмотр:
Наш детский сад Пальчики Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Это Маша, начиная с мизинца).
|
Овощи Овощи.
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца Овощи. Раз, два, три, четыре, пять Будем овощи считать. Раз - капуста, Два - лучок, Три - румяный кабачок. Четыре - свекла, Репа - пять. Все успели посчитать! Капуста. Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.) Мы морковку трем, ( Трут ладони друг об друга.) Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой.) Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками.) Мы капусту нарубили, ( Ритмичные удары ребром ладоней по столу.) Перетерли, ( Трут ладони друг об друга.) Посолили, ( Указательный и средний палец трутся о большой.) И набили плотно в кадку ( Удары обеими руками по столу.) Все теперь у нас в порядке. ( Отряхивают руками.) С базара однажды хозяйка пришла… С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу) С базара хозяйка домой принесла: (по очереди загибаем на руках пальцы) Капусту, Картошку, Морковку Свеклу, Петрушку и горох. Ох!.. (хлопок в ладоши) |
Фрукты Апельсин.
Этот пальчик - апельсин, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Катилось яблочко по огороду (Сложите руку в кулак и покрутите кулаком.) «Фрукты» Я у бабушки в деревне (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке) Фрукты собираю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке) Груши, яблоки и сливы (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке) С дерева срываю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке) «Яблоко» Яблочко из сада (округляют ладони, пальцы касаются друг друга) Еж в нору принес («ежик»-кулачок правой руки прижать к ладони левой) Наливное, сладкое (округляют ладони, поворачивая их в стороны) Ежихе преподнес. («ежик») «Фрукты» Знают взрослые и дети: (сжимают и разжимают пальцы) Много фруктов есть на свете! Яблоки и апельсины, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца) Абрикосы, мандарины, И бананы, и гранаты Витаминами богаты. «Компот» Будем мы варить компот – Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают») Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого) Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают») |
Деревья Яблонька. Клён.
«Ветер по лесу летал». Ветер по лесу летал, (плавные движения ладонями) Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках) Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол). «Осинка». Зябнет осинка, дрожит на ветру, (раздвинув пальцы на руках, трясут руками) Стынет на солнышке, мерзнет в жару…(сжимают и разжимают пальцы рук) Дайте осинке пальто и ботинки: Надо согреться бедной осинке. (соединяют пальцы рук вместе и дуют на них) Деревья. На березе, на осине (сжимают и разжимают кулачки) Догорели листья… Дунул ветер, и рябина (разжимают кулачки и тихонько кладут ладони на стол) Уронила кисти… Дождик моет желтый луг (поглаживание кисти правой, затем левой руки) Ржавый и шершавый И земля вздыхает:- Уф!.. Отдохну, пожалуй… (спокойно положить руки на стол) |
Грибы «Этот пальчик в лес пошел…» Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Ну а этот все поел, От того и потолстел. (Массировать каждый пальчик по очереди) «Грибы». «По грибы» В лес пойду я по грибы, (левую руку сжать в кулак, правую ладошку положить сверху) Соберу боровики. (сжимать и разжимать кулачки) Принесу я их домой. («домик»-соединить пальцы рук «крышей») Мама сварит суп грибной. (поочередно соединять пальцы с большим на обеих руках) «За грибами» Мы идем дорожками, Мы идем тропинками, (сжимают и разжимают кулачки) Мы идем с лукошками, Мы идем с корзинками. («шагают» пальчиками по столу) Прямо за опушкой вдруг Нашли волнушки мы (загибают по очереди пальцы) И пенек с опенками под рябинкой тонкою. Крепкий подберезовик вырос под березою, Красный подосиновик вырос под осиною. «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять! (сжимают и разжимают пальцы) Мы идем грибы искать. (поочередно разгибают из кулачка по одному пальцу, с мизинца) Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. «Грибы» Топ-топ – пять шагов, («шагают» пальчиками по столу) В туесочке пять грибов. (переплести пальцы обеих рук) Мухомор красный – гриб опасный. (поочередно загибают по одному пальцу) А второй – лисичка, рыжая косичка. Третий гриб – волнушка, розовое ушко. А четвертый гриб – сморчок, бородатый старичок. Пятый гриб – белый, ешь его смело! «Опята» На пеньке живет семья, (одна рука сжата в кулак, прикрыта ладошкой другой руки) Мама, папа, братья, я. (ладошку снимают, пальчики поочередно разжимаются) Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх) Есть у каждого своя. («крыша» из ладошек) |
Перелетные птицы Грачи.
- "До свиданья, до свиданья, - Возвращайтесь поскорей!" - - Провожаем, провожаем - В путь-дорогу журавлей. Машем ручкой вслед птицам. Перелетные птицы. Перелетные птицы. Снова осень наступает, (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке) Птицы гнезда покидают, (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке) В стаи собираются, (сжать пальцы в «замок») До весны прощаются. (по очереди соединять пальцы обеих рук) Перелетные птицы. Птицы перелетные Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз. В стаи собираются, Сжимают пальцы рук в кулаки. В края теплые летят, Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз. До весны прощаются. Двигают пальцами рук – «машут, прощаются». Стаи журавлиные, Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке Стаи лебединые, Стаи соловьиные, Гусиные, утиные – К югу все они летят, Здесь замерзнуть не хотят. Как наступят холода – Не найдется им еда. |
Осень «Осень» Цель: развивать мелкую моторику рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики. Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки) Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем) Птицы к югу полетели, (Изображаем крылья) Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши) «Осенние листья». Цель: развивать мелкую моторику рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики. Раз-два-три-четыре-пять- Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулаки.) Листья березы, листья рябины, Листья осины, Листики дуба мы соберем, (Загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу.) Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулаки.) Осень.
|
Семья "Семья" (поочередно загибаем пальцы, начиная с большого) Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вместе – дружная семья! Семья
|
Наше тело и предметы гигиены Ладушки ладошки ( Выполняются движения по тексту стихотворения.) Мыли мылом ручки. Мыли мылом ножки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Наварили кашки Помешали ложкой. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Строили ладошки Домик для матрешки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Курочке Пеструшке Накрошили крошек. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Хлопали ладошки Танцевали ножки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Прилегли ладошки Отдохнуть немножко. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Прятки (Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках) В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали. Отдохнем - Наши пальчики просулись, - Потянулись, потянулись… - И встряхунлись… -выполняем все эти движения - По ладошке побежали -по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот - Побежали, побежали, - Поскакали, поскакали -изобразите эти движения - И устали. Сели отдыхать -потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени «Человечек» Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы) Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку) Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг) Ножки, ручки, глазки, ротик И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки) Получился человечек. (развести руки в стороны) «Тело» Есть на пальцах наших ногти, (указывают на упоминаемую часть тела) На руках – запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Есть колени. Есть спина, Но она всего одна. «Голова» Есть у нас на голове (указывают на упоминаемую часть тела) Уха два и мочки две. Брови. Скулы и виски, И глаза, что так близки. Щеки. Нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой. Вот, что знаем мы с тобой! Предметы гигиены Ах вода, вода, вода! (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук») Будем чистыми всегда! Брызги-вправо, брызги –влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду) Мокрым стало наше тело! Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем) Вытрем ручки очень быстро. |
Одежда «Гномики- прачки» Жили-были в домике Стирка
Это чья рубашка – (сжимают и разжимают пальцы) Белые горошины? (складывают пальцы, образуя «горошину») Бабушка старалась, (движения, напоминающие шитье иглой) Шила для Алешеньки. Это чей сарафан (сжимают и разжимают пальцы) С белыми ромашками? Бабушка старалась, («шьют» иголкой) Шила для Наташеньки. «Одежда» В понедельник я кроила, (загибают по одному пальцу) А во вторник – платье шила. В среду – фартук вышивала, А в четверг – белье стирала: Все свои платочки И братишкины носочки. А в пятницу, субботу Отдыхала от работы. «Рукавички» Рукавички новые, (сжимают и разжимают пальцы рук) Теплые, пуховые. Мне их бабушка связала, (делают движения, словно вяжут) Подарила и сказала: «Вот теперь у внучки (сжимают и разжимают пальцы рук) Не озябнут ручки». |
Обувь и головные уборы «Ботинки» Всюду, всюду мы вдвоём Неразлучные идём. (Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.) Мы гуляем по лугам, По зелёным берегам, Вниз по лестнице сбегаем, Вдоль по улице шагаем, После лезем под кровать, (Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.) Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол.) Обувь.
|
Домашние птицы "Домашние птицы" Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. (Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца) У каждой мамы малыши, Все красивы хороши! (Показать все пальчики, «играя» ими) «Уточка» Шла уточка бережочком, («идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь) Шла серая по крутому. Вела детей за собою: И малого, и большого, (загибают безымянный, большой пальцы) И среднего, и меньшого, (загибают средний и мизинец) И самого любимого. (загибают указательный палец) «Курочка» Вышла курочка гулять, (соединить кончики указательного и большого пальца) Свежей травки пощипать, (сжимают и разжимают кулачки) А за ней ребятки – ( постукивают пальцами по столу) Желтые цыплятки. Индюк Домашние птицы. Домашние птицы. |
Домашние животные Кошка Поросята.
пальцы правой руки. каждый палец правой руки, начиная с большого. правой руки, а затем левой, начиная с большого. согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака».
- "Вот какой козел рогатый!" - - Рожки делают ребята. - "Вот какие рожки - У козла Тимошки!" - Встрече Тимофей не рад - - Грозно смотрит на ребят. - "Уходите, вас не знаю: - Забодаю, забодаю!" Пальчиками изображаются козлиные рожки. «Рыжая корова» Ходит-бродит по лужку («шагают» пальцами по столу) Рыжая корова. (делают «рога» и качают головой) Даст она нам к вечерку (сжимают и разжимают пальцы рук) Молока парного. |
Дикие животные «Дикие животные» Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибать пальцы в кулачок, начиная с мизинца) Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок (Вращать большим пальцем) Бурый, мохнатый, смешной медвежонок Сидит белка.
«Бурый мишенька» Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы) Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку) Весною он проснулся, (тянут руки вверх) Зевнул и потянулся. - Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы) - Здравствуй, белочка-сестричка! - Здравствуй, серенький волчонок! - Здравствуй, беленький зайчонок! «Зайчик» Зайчик скачет по лужайке, (сжать пальцы в кулак, указательный и средний поднять вверх) Прыг-скок, прыг-скок, (сжать руки в кулаки, «зайчик» - чередовать движения) Испугался волка зайка (сжать руки в кулаки, поднести их к груди) И пустился наутек. (раскрыть ладошки, вытянуть руки перед собой) «Есть у каждого свой дом» У лисы в лесу глухом (загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое двустишие) Есть нора – надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, (удары ладонями и кулачками поочередно) Всем тепло, уютно в нем. |
Зима. Зимние забавы Мороз
«Зимние забавы» Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться.(Поочередно соединяют большой палец с остальными.) Зимние забавы. Лыжники Снежок
|
Новый год Новогодние игрушки Праздник приближается, елка наряжается. (Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.) Мы развешали игрушки: бусы, шарики, хлопушки. (Поочередно соединяют большой палец с остальными.) А здесь фонарики висят,блеском радуют ребят. (Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».) Новогодний праздник
«Елочка» Перед нами елочка: (переплести пальцы обеих рук) Шишечки, иголочки, (сжимают кулачки, выставляют указательные пальчики) Шарики, фонарики, (округляют пальцы, соединяют подушечки пальцев) Зайчики и свечки, (пальцы сжать в кулачок, выставив вверх указательный и средний) Звезды, человечки. (складывают ладони вместе, разводят пальцы). «Дед Мороз» Этот пальчик – Дед Мороз. (руки сжать в кулачки, выставив вверх большие пальцы) У него есть красный нос, (поочередно отгибают из кулачков указательные пальцы) Есть седая борода. (отгибают средние пальцы) Очень ждем его всегда! (делают ладонями подзывающие движения) Со Снегуркой он придет («шагают» пальчики по столу) И подарки принесет. (хлопают в ладоши) |
Зимующие птицы Кормушка Сколько птиц в кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. (сжимать и разжимать кулачки) Две синицы, воробей,(На каждое название птицы загибать пальцы). Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. (Сжимать и разжимать кулачки). Покормите птиц
Один улетел, а другие запели. а затем загибать их по одному).. «У кормушки» Ждут воробьи (ладони повернуть к себе, скрестить и переплести большие пальцы) У кормушки кормежки. (складывают ладони «подносом») Принес им Сережка («шагают» пальчиками по столу) Зерна и крошки. («сыпают корм» щепоткой) «Голуби» Голуби, голуби, (ладони повернуть к себе, скрестить и переплести большие пальцы – «птичка») Раз, два, три… (считают пальчики) Прилетели голуби – сизари. («птичка») Сели и нахохлились у дверей. (кисти рук повернуть ладонями к себе, кончики средних пальцев соприкасаются) Кто накормит крошками сизарей? («сыплют корм» щепоткой) «Птицы» Холодно на улице, (на правой руке соединять все пальцы с большим) Замерзают птицы. Чтобы не замерзнуть, (на левой руке соединять все пальцы с большим) Надо подкрепиться. Мы про них не забываем, (на обеих руках соединять по очереди все пальцы с большим) Корм в кормушку насыпаем. |
Посуда «Помощники» Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку.(Удары кулачками друг об друга.Одна ладонь скользит по другой. Загибают пальчики, начиная с большого). «Помощница» Я тарелки разложу, (переворачивать ладони вверх-вниз) Ложки, вилки положу. (согнуть пальцы, образуя «ковшик», перевернуть руки ладошками вниз, пальцы в стороны, постучать ладошками по столу) Маме помогаю, (соединить ладошки друг с другом) На стол я накрываю. (левую сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь правой руки) Посуда В сахарницу сахар насыпаем, Сгибать одновременно большие пальцы обеих рук. Посуда.
(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.) Раз, два, три, четыре, (Одна ладонь скользит по другой по кругу.) Мы посуду перемыли: (Загибать пальчики по одному, начиная с большого.) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. (Одна ладонь скользит по другой.) Мы посуду перемыли, (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.) Так мы маме помогали. |
Продукты питания «Пирог» Падал снег на порог. 2 раза медленно опускают ладони на стол Кот слепил себе пирог. Прижимают ладонь к ладони «лепят» пирог. А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. «Бегут» пальчиками по столу. Пирожки себе пеки Не из снега – из муки. Прижимают ладонь к ладони «лепят» пирог «Месим тесто».
«Зернышко» Мышка зернышко нашла (сжимают и разжимают пальцы) И на мельницу снесла. Намолола там муки, Испекла всем пирожки: Мышонку – с капустой, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца) Мышонку – с картошкой, Мышонку – с морковкой, Мышонку – с морошкой. Для большого толстяка Все четыре пирожка: С капустой, с картошкой, С морковкой, с морошкой «Машина каша» Маша каши наварила, (указательным пальцем правой руки мешают в левой ладошке) Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке – в чашку, (загибают по одному пальчику) Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, (разжимают кулачок) Все до крошки раздала. (сдувают «крошки» с ладошки) |
Мебель «Много мебели в квартире». Раз, два, три, четыре – (загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках) Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают пальцы) В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальцы, начиная с большого) А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидим за столом, Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают и стучат кулачками) Много мебели в квартире. Мебель.
«Стул» Ножки, сиденье и спинка – Стульчик для нашей Маринки. (левую ладонь держать вертикально, к ней приставить правую руку, сжатую в кулак) «Стол» Под крышей четыре ножки, А на крыше суп да ложки. (правую руку сжать в кулачок, сверху положить выпрямленную ладонь левой руки) «Кровать» Мы поставили кровать, (соединяют ладони перед грудью, опустив вниз большие пальцы и мизинцы) Чтобы мягко было спать. (подносят сложенные вместе ладошки к щеке) «Диван» В комнате стоит диван, А на нем сидит Иван. (к ребру выпрямленной ладони приставить под прямым углом ребро второй выпрямленной ладони) «Мебель» На эту кушетку, (поочередно загибают пальцы рук) На эту тахту, На эту кровать Или даже на ту, На этот диван Или даже на тот, Где целыми днями (сжимают и разжимают пальцы) Валяется кот, Ложитесь и спите, (ладони кладут под щеку) Пожалуйста, сами! «Шкаф» Шкаф дремучий, шкаф из дуба. (сжимают и разжимают пальцы) В нем – костюмы, платья, шубы. (поочередно загибают пальцы) В нем - еноты, лисы, волки. Белки там – на верхней полке. И весь день в шкафу темно, (закрывают глаза руками) Как в лесу или в кино. (открывают глаза). |
Профессии «Шофер» Целый день шофер трудился, (сжимают и разжимают пальцы) Он устал, он запылился, (загибают пальцы рук по одному) Он возил кирпич на стройку, Дом он строить помогал. А теперь ведет на мойку (крут воображаемый руль) Свой огромный самосвал. «Швея» Мама кукле платье шила, (по очереди касаться большим пальцем остальных на правой руке) Я ей помогала. (то же на левой руке) Чтобы мама не грустила, (то же на правой руке) Песни распевала. (то же на левой руке) Почтальон
«Такие разные дела» Раз, два, три, четыре! Дети, (сгибают пальцы по одному в кулачок) Много дел на белом свете. (разжимают пальцы по одному) Вот военные идут – («шагают» пальцами по столу) Они границу берегут. А швея иглу берет (имитируют шитье иглой) И одежду людям шьет. Дворник улицу метет, (плавные движения ладоней) Звонко песенку поет. Птичница во двор пришла, («кормят птиц» – щепотка) Курам зёрна принесла. |
Игрушки Игрушки У Антошки есть игрушки.
|
8 Марта. Мамин праздник «Мамин день» Первые подснежники (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены) Я в руках несу. (сжать обе руки в кулак) Нежные цветочки (пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу) Маме подарю. (вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей) Будь всегда красивой, (развести руки в стороны) Нежной, как цветы! (пальцы лодочкой) Хорошо, что рядом (соединить ладони, прижать) Есть со мною ты! (вытянуть руки вперед ладонями) Наши мамы. |
Весна. Признаки весны «Весна» Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки) Два – капель, (согнуть безымянный палец) Три – сосульки тают. (согнуть средний палец) Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец) Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица») Весна
С юга птицы прилетели! Птицы прилетают.
- Утро красное пришло, - Солнце ясное взошло. - Стали лучики светить - Малых деток веселить. Пальчики разгибаются по одному - Прилетели тучки - Спрятались лучики. Пальчики прячутся в кулачок «Апрель» Мы раскрыли окна, (как будто раскрывают окна) Распахнули дверь. (открывают дверь) Солнечный и мокрый (сжимают и разжимают пальцы) К нам пришел апрель. («шагают» пальцами по столу) Забурлил ручьями, (загибают по одному пальцу) Зазвенел, запел. Первыми скворцами (машут руками, словно крыльями) На березы сел. «Ласточка» Ласточка, ласточка, (на каждую строку большой палец «здоровается» дважды с другими) Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? - За морем бывала, Весну добывала. Несу, несу, Весну-красну. |
Наш дом Новый дом.
«палочкой», остальные соединяют «крышей»). Домик для зайчат.
Дом. - Молоточком я стучу, постукивать кулачками друг о друга - Дом построить я хочу. соединить кончики пальцев обеих рук - Строю я высокий дом, поднять выпрямленные ладони вверх - Буду жить я в доме том. похлопать ладонями. «Строим дом» Молотками мы стучим, (стучат кулачками, держа сверху то один, то другой) Строить новый дом хотим. («домик» - соединяют ладони крышей) Кто в доме будет жить?(сжимают и разжимают переплетенные пальцы обеих рук) С нами кто будет дружить? - Девочки и мальчики, (поочередно сжимают и разжимают кулачки обеих рук) Маленькие пальчики! (пальчики «здороваются» друг с другом) «Наша квартира» В нашей комнате – столовой – Есть отличный стол дубовый, (поочередно загибают по одному пальцу) Стулья – спинки все резные, Ножки гнутые, витые. И ореховый буфет Для варенья и конфет. В комнате для взрослых – спальне – Есть для платьев шкаф зеркальный, Две широкие кровати С одеялами на вате И березовый комод, Мама там белье берет. А в гостиной кресла есть, Телевизор смотрят здесь. Есть диван и стол журнальный, В стенке – центр музыкальный. Дом. Этот дом – одноэтажный. Этот дом – он двухэтажный. А вот этот – трёхэтажный. Этот дом – он самый важный: Он у нас пятиэтажный! Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. |
Электроприборы «Компьютер» Мы компьютер покупаем, (сжимают и разжимают пальцы) Ждал его я целый год! (хлопают в ладоши) Но одно меня смущает: (сжимают и разжимают пальцы) Мышь в компьютере живет. (пальцами «бегут» по столу). Магнитофон. больших.
|
Транспорт Транспорт. Транспорт. По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.) Транспорт
«Транспорт». Мы с первым пальцем-малышком (по очереди загибают пальцы) В трамвайный парк пойдем пешком. С другим – поедем мы в трамвае, Тихонько песни напевая. А с третьим – сядем мы в такси, Попросим в порт нас отвезти! С четвертым пальчиком в ракете Мы полетим к другой планете. Садись-ка, пятый, в самолет, С тобой отправимся в полет. |
Наша улица. Наш город. Наша страна. Наша улица. Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. Мы по улице шагаем, Этажи в домах считаем: Раз этаж, два этаж – Двухэтажный домик наш. По бульвару мы шагаем, Липы с клёнами считаем: Одна, два, три, четыре, пять… Трудно нам их сосчитать. Поспешим, прибавим ходу, Подойдём мы к переходу. К светофору подошли, Красный свет мигнул нам: «Жди!» Вот уж желтый свет погас, Зелёный – пропускает нас. Наш город Мы по городу шагаем, Много видим, называем: («шагают» пальчиками по столу) Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. (загибают поочередно пальчики, начиная с большого). Я по городу хожу. Я по городу хожу, Ходьба на месте Я про город расскажу. Поликлинника, аптека, Сгибают пальцы на обеих руках Магазин, библиотека. Много здесь жилых домов Разжимать по очереди пальцы И деревьев, и цветов. Школа, детский сад, музей, Стучать пальчиком о пальчик Город нужен для людей. Хлопки. «Мой город» Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке) В город выйду погулять (загибают пальцы на левой руке) Вдоль по улице иду, (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке) Во все стороны смотрю. (разгибают пальцы на правой руке) Как красиво все кругом, (загибают пальцы на левой руке) В моем городе родном! (загибают пальцы на правой руке) Край родной. Моя страна |
Насекомые «Пчела» Прилетела к нам вчера (машут ладошками) Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелек (на каждое название загибают один пальчик) И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (делают круги из пальцев, подносят к глазам) Пожужжали, полетали, (машут ладошками) От усталости упали. (роняют ладони на стол) Божьи коровки.
Жук. - Шесть мелькает ножек-рук - - Это убегает жук. - Ты куда? - но нет ответа. - Жук в траве укрылся где-то. Изображаем пальчиками лапки жука. «Жук». Я веселый майский жук, (сжимают кулачки) Знаю все сады вокруг. (указательный и мизинец разводят в стороны – «усы») Над лужайками кружу, (шевелят «усами») А зовут меня Жу-жу. Божья коровка. Божья коровушка, (сжимая пальцы в кулак сделать «жука») Полети на облышко, (машут руками) Принеси нам с неба, (сжимают и разжимают пальцы) Чтобы были летом (загибают пальцы по одному) В огороде бобы, В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, Во поле пшеница. |
Цветы "Цветы". Только солнышко взойдет, (сжимают и разжимают пальцы) Мак на грядке расцветет. Бабочка-капустница (соединяют большие пальцы, остальными машут) На цветок опустится. Поглядишь – а у цветка (сжимают и разжимают пальцы) Больше на два лепестка. Цветы. Наши алые цветы
Носит одуванчик (кисти рук поставить на локоть, округлить ладони и раздвинуть пальцы) Желтый сарафанчик. Подрастет – нарядится (сцепить пальцы в «замок») В беленькое платьице, Легкое, воздушное, (наклоны кистей вправо-влево) Ветерку послушное. «Колокольчики». В прятки пальчики играют (сжимают и разжимают пальцы) И головки убирают, (открывают и закрывают ладонями лицо) Словно синие цветки (сводят и разводят пальцы веером) Распускают лепестки. Наверху качаются, (наклоны кистей вправо-влево) Низко накланяются. Колокольчик голубой (круговые движения кистями) Поклонился нам с тобой. (наклоны кистей вниз, вверх) Колокольчики-цветы (повороты кистями)Очень вежливы, а ты? |
Ягоды «За ягодами». Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы обеих рук «здороваются») В лес идем мы погулять («шагают» указательный и средний пальцы по столу) За черникой, за малиной, (загибают пальцы, начиная с большого) За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем Мамочке мы отнесем. «Малинка». Что очень любит детвора (сжимают и разжимают кулачки) Срывать с колючего куста (пальцы обеих рук поочередно касаются большого) И собирать в корзинку? (из одной руки делают «корзинку», другой «кладут ягодки») Конечно же малинку. Ягоды. С веток ягоды снимаю (пальцы обеих рук поочередно касаются большого) И в лукошко собираю. Ягод – полное лукошко! (сжимают и разжимают кулачки) Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть - (руки подносят ко рту – «едят») Легче будет к дому путь. («шагают» пальцы по столу) Я поем еще малинки. («едят») Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять…(загибают пальцы по одному) Снова буду собирать. |
День Победы На параде.
На парад идут солдаты! и левой руки. ) Потом артиллеристы, За ними связисты
руках. |
Лето. Летние игры. «Лето по полю гуляло» Лето по полю гуляло. («шагают» пальцы по столу) Лето шило-вышивало (загибают пальцы по одному) Луг – цветами, Лес – листами, День – лучами, Ночь – звездами. Лето наступает. Вот и лето наступает (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.) Всех на отдых приглашает (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших) Будем плавать, загорать (Круговые движения кистями, «солнце») И на даче отдыхать («Домик») Солнышко. Солнышко проснулось (Сжимают ладошку в кулачок.) Сладко потянулось. (Поднимают кулачок вверх.) Лучикам пора вставать (Разжимают по одному пальчику) Раз, два, три, четыре, пять. |
Литература:
1. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова - Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 3-4 года. М., из-во Каро,2007г.
2. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова - Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 5-6 лет. М., из-во Каро,2007г.
3. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова - Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет). М., из-во Каро,2007г.
4. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки. Для детей 6-7 лет Автор/составитель: Никитина А. В. М. из-во: КАРО,2009г.
5. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях М.: ТЦ Сфера, 2009.
6. Артикуляционная гимнастика Автор: Пожиленко Е. А. Издательство: КАРО Серия: Популярная логопедия Дата издания: 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...