Образовательные технологии в обучении и воспитании дошкольного возраста с ОВЗ
статья

В настоящее время актуализируется проблема поиска наиболее эффективных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания. На современном этапе развития образования России происходят изменения и в образовательных процессах. Изменяющиеся условия диктуют педагогу необходимость в развитии таких умений как умения ориентироваться в многообразии подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Сегодня быть педагогическим грамотным специалистом нельзя без изучения всего арсенала образовательных технологий.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребёнок, нормально развивающийся, растёт и развивается. Психика человека активно меняется и трансформируется в процессе деятельности, а для того чтоб добиться наилучшего результата образовательная деятельность должна непрерывно обогащается новыми технологиями, которые включаются в работу с детьми с ОВЗ.

В нашем учреждении 600 воспитанников из них 234 ребенка с различной нозологией: это дети с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, дети с нарушением слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них среды, обеспечивающей адекватные условия для получения образования и включает использование в практику эффективные педагогические технологии.

Для эффективной коррекционно-развивающей работы, педагоги учреждения применяют разнообразные образовательные технологий, в том числе и инновационные.

Использование инновационных технологий в работе служит эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным классическим технологиям, которые уже разработаны. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий, помогая оптимизировать работу, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, способствуя включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

Многие из этих технологий знакомы вам, а я в свою очередь хочу представить вам часть технологий, которые активно применяются в нашем учреждении.

Без информационно-компьютерных технологий нельзя представить современное образование. Понимая требования, выдвигаемые современным обществом, на занятиях используются различные виды информационных компьютерных технологий.

Педагоги показывают на экране презентации по лексическим темам, познавательные видео, проводят конкурсы, викторины, также демонстрируют работы детей, выполненные совместно с родителями, которые дети презентуют на занятиях. В программном комплексе для педагогов собраны игры и занятия по разным направлениям.

Познавательная направленность заданий, красочные картинки, звуковое сопровождение действий, игровая форма изложения материала делают обучение интересными, что способствует повышению мотивации к выполнению детьми заданий.

В нашем учреждении ИКТ оборудование представлено интерактивными столами, интерактивными досками, интерактивными панелями.

В последнее время педагоги нашего учреждения активно включают в работу с детьми нейротехнологии. Нейротехнологии – технологии, которые направлены на стимулирование работы мозга и психических процессов, что так важно в работе с детьми с ОВЗ.

Нейроигровые технологии направлены на развитие: разных видов восприятия, внимания, памяти, формирование пространственных представлений, умения прогнозировать результаты своих действий умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий.

Нейротехнологии работу с детьми включают учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя физкультуры и музыки, а также воспитатели. А сейчас я бы хотела вам показать видео ролик, в котором представлены использование нейроигр. Включение нейроигр игр делают учение интересным занятием, что значительно повышает результаты коррекционно-развивающего процесса.

Проектная технология. 

В нашем учреждении реализуются разнообразные проекты, краткосрочные, долгосрочные, различной направленности. но хочется вам представить глобальный проект который был реализован в прошлом году, это проект «Выходной с пользой».

Данный проект – это комплексная деятельность, в рамках проекта дети осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни, одна из задач проекта социализация детей.

Данный проект помог связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его и увлечь в деятельность.

В проекте сотрудничество педагогов и родителей выступает как взаимосвязь, как взаимная поддержка, направленная на обучение и воспитание ребёнка.  Данный проект предполагал совместное посещение музеев, театров, экскурсии по достопримечательностям города, мастер классы, за пределами учреждения, где в неформальной обстановке дети получали знания.

Следующая технология, которая активно включается в работу с детьми это STEAM-технология. Данная технология предусматривает наличие современного оборудование, В нашем учреждении это оборудование представлено 3 д принтерами, мультстудиями, робототехническими наборами, разнообразными видами конструкторов, наличием оборудования для опытнической и исследовательской деятельности и многим другим. STEAM интегрирует различную деятельность дошкольников, которая объединяет пять направлений: Science (наука), Technology (технология), Engineering (инженерия) Аrt (творчество), Mathematics (математика), что дает возможность демонстрации результатов. Ведь главный девиз STEAM- программы: «Минимум теории, максимум практики»

У STEАM-технологий есть ряд существенных плюсов:

  • интегративный подход – когда предметы изучаются не изолированно друг от друга, а в тесной связке;
  • практическая направленность – полученные знания готовы к применению в реальной жизни. Каждое усилие приносит конкретный результат, дети понимают, что и для чего они делают, поэтому педагогам не приходится никого ни к чему принуждать;
  • каждое занятие представляет собой поиск решений какой-либо проблемы, развивает навыки критического мышления. Поэтому затруднительные ситуации в жизни перестают вызывать сильный стресс, а лишь помогают мобилизоваться и найти выход;
  • умение находить нестандартные решения самых разных вопросов укрепляет уверенность детей в себе, что так важно для детей с ОВЗ;
  • командная работа развивает коммуникативные навыки, учит искать компромиссные решения, высказывать свою точку зрения и спокойно относиться к мнению других;
  • с помощью данной технологии у детей развивается креативное мышление.

Включение данной технологии в работу с детьми, дает им в последующем хороший багаж знаний, который будет весомым преимуществом, дополнительным плюсом в копилку компетенций, гарантом высокой конкурентоспособности ребенка в будущем.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у детей с ОВЗ познавательной активности, творческих способностей, учебной мотивации в образовательной деятельности. Включение в работу с детьми разнообразных образовательных технологий позволяет достигать цель обучения путем развития личности ребенка. Применяемые технологии в работе педагога должны быть взаимосвязаны, должны дополнять и усиливать друг друга. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов образовательной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Творите сами как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya_111.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время актуализируется проблема поиска наиболее эффективных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания. На современном этапе развития образования России происходят изменения и в образовательных процессах. Изменяющиеся условия диктуют педагогу необходимость в развитии таких умений как умения ориентироваться в многообразии подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Сегодня быть педагогическим грамотным специалистом нельзя без изучения всего арсенала образовательных технологий.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребёнок, нормально развивающийся, растёт и развивается. Психика человека активно меняется и трансформируется в процессе деятельности, а для того чтоб добиться наилучшего результата образовательная деятельность должна непрерывно обогащается новыми технологиями, которые включаются в работу с детьми с ОВЗ.

В нашем учреждении 600 воспитанников из них 234 ребенка с различной нозологией: это дети с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, дети с нарушением слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них среды, обеспечивающей адекватные условия для получения образования и включает использование в практику эффективные педагогические технологии.

Для эффективной коррекционно-развивающей работы, педагоги учреждения применяют разнообразные образовательные технологий, в том числе и инновационные.

Использование инновационных технологий в работе служит эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным классическим технологиям, которые уже разработаны. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий, помогая оптимизировать работу, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, способствуя включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

Многие из этих технологий знакомы вам, а я в свою очередь хочу представить вам часть технологий, которые активно применяются в нашем учреждении.

Без информационно-компьютерных технологий нельзя представить современное образование. Понимая требования, выдвигаемые современным обществом, на занятиях используются различные виды информационных компьютерных технологий.

Педагоги показывают на экране презентации по лексическим темам, познавательные видео, проводят конкурсы, викторины, также демонстрируют работы детей, выполненные совместно с родителями, которые дети презентуют на занятиях. В программном комплексе для педагогов собраны игры и занятия по разным направлениям.

Познавательная направленность заданий, красочные картинки, звуковое сопровождение действий, игровая форма изложения материала делают обучение интересными, что способствует повышению мотивации к выполнению детьми заданий.

В нашем учреждении ИКТ оборудование представлено интерактивными столами, интерактивными досками, интерактивными панелями.

В последнее время педагоги нашего учреждения активно включают в работу с детьми нейротехнологии. Нейротехнологии – технологии, которые направлены на стимулирование работы мозга и психических процессов, что так важно в работе с детьми с ОВЗ.

Нейроигровые технологии направлены на развитие: разных видов восприятия, внимания, памяти, формирование пространственных представлений, умения прогнозировать результаты своих действий умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий.

Нейротехнологии работу с детьми включают учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя физкультуры и музыки, а также воспитатели. А сейчас я бы хотела вам показать видео ролик, в котором представлены использование нейроигр. Включение нейроигр игр делают учение интересным занятием, что значительно повышает результаты коррекционно-развивающего процесса.

Проектная технология.  

В нашем учреждении реализуются разнообразные проекты, краткосрочные, долгосрочные, различной направленности. но хочется вам представить глобальный проект который был реализован в прошлом году, это проект «Выходной с пользой».

Данный проект – это комплексная деятельность, в рамках проекта дети осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни, одна из задач проекта социализация детей.

Данный проект помог связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его и увлечь в деятельность.

В проекте сотрудничество педагогов и родителей выступает как взаимосвязь, как взаимная поддержка, направленная на обучение и воспитание ребёнка.  Данный проект предполагал совместное посещение музеев, театров, экскурсии по достопримечательностям города, мастер классы, за пределами учреждения, где в неформальной обстановке дети получали знания.

Следующая технология, которая активно включается в работу с детьми это STEAM-технология. Данная технология предусматривает наличие современного оборудование, В нашем учреждении это оборудование представлено 3 д принтерами, мультстудиями, робототехническими наборами, разнообразными видами конструкторов, наличием оборудования для опытнической и исследовательской деятельности и многим другим. STEAM интегрирует различную деятельность дошкольников, которая объединяет пять направлений: Science (наука), Technology (технология), Engineering (инженерия) Аrt (творчество), Mathematics (математика), что дает возможность демонстрации результатов. Ведь главный девиз STEAM- программы: «Минимум теории, максимум практики»

У STEАM-технологий есть ряд существенных плюсов:

  • интегративный подход – когда предметы изучаются не изолированно друг от друга, а в тесной связке;
  • практическая направленность – полученные знания готовы к применению в реальной жизни. Каждое усилие приносит конкретный результат, дети понимают, что и для чего они делают, поэтому педагогам не приходится никого ни к чему принуждать;
  • каждое занятие представляет собой поиск решений какой-либо проблемы, развивает навыки критического мышления. Поэтому затруднительные ситуации в жизни перестают вызывать сильный стресс, а лишь помогают мобилизоваться и найти выход;
  • умение находить нестандартные решения самых разных вопросов укрепляет уверенность детей в себе, что так важно для детей с ОВЗ;
  • командная работа развивает коммуникативные навыки, учит искать компромиссные решения, высказывать свою точку зрения и спокойно относиться к мнению других;
  • с помощью данной технологии у детей развивается креативное мышление.

Включение данной технологии в работу с детьми, дает им в последующем хороший багаж знаний, который будет весомым преимуществом, дополнительным плюсом в копилку компетенций, гарантом высокой конкурентоспособности ребенка в будущем.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у детей с ОВЗ познавательной активности, творческих способностей, учебной мотивации в образовательной деятельности. Включение в работу с детьми разнообразных образовательных технологий позволяет достигать цель обучения путем развития личности ребенка. Применяемые технологии в работе педагога должны быть взаимосвязаны, должны дополнять и усиливать друг друга. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов образовательной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Творите сами как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

"Современные образовательные технологии в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"

На современном этапе развития дошкольного образования  происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования ...

Статья «Использование современных технологий при обучении детей старшего дошкольного возраста рассказыванию»

Для успешного освоения программы обучения в школе у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на ...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: "СКАЗКА - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СКАЗКИ "ТЕРЕМОК"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения с использованием электронных образовательных ресурсов....

Статья "здоровьесберегающие технологии в обучении ПДД детей дошкольного возраста"

Игра является уникальным средством передачи знаний детей по ПДД...

"Инновационные технологии по обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуальных при организации работы с...

"Отчет об использовании современных образовательных технологий в обучении и воспитании"

Отчет об использовании современных образовательных технологийв обучении и воспитании.Сухомлинский считал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию ...