Консультация для родителей «Навыки этикета детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Мубаракшина Лиля Рафиковна

Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Навыки этикета детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста»

С какого возраста следует начинать обучение этикету?

Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения.

• Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т. д.

• Уже в самом раннем возрасте стоит ребенка хвалить за хорошие манеры, а также интонацией голоса показывать, когда он поступает не совсем правильно.

Стандарт дошкольного образования, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Исходя из выдвигаемых требований, ознакомление дошкольников с правилами и нормами этикета начинается с первого дня посещения ребенком детского сада и продолжается на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОО.

Приходя в детский сад, ребёнок попадает в интересное и необычное для него пространство. Это совершенно новый коллектив - воспитатели, младшие воспитатели, педагоги и - такие же, как он сам, - малыши. Существуют определенные нормы и правила поведения, которые нужно постепенно объяснить ребенку. Другими словами, разъяснить, что такое «хорошо», и что такое «плохо». Проводимая работа помогает ребенку адаптироваться в коллективе, учит общаться со сверстниками и родителями, другими взрослыми.

Необходимый настрой на этикетное поведение создаёт установленный порядок в группе, выработанный совместными усилиями воспитателя и детей. Для воспитания этикетного поведения необходимы определённые условия.

Основные правила этого порядка можно сформулировать так:

- Проявляем к каждому дружеское участие и терпение;

- Сопереживаем и стремимся оказать помощь друг другу;

- Доброжелательно воспринимаем каждого из своих товарищей;

- Не отказываемся в участии в играх и упражнениях;

- Не стесняемся своего незнания и неумения;

- Не боимся ошибаться сами и не смеёмся над ошибками других.

В результате постепенно у детей формируется интерес к правилам поведения, желание их выполнять.

Формирование правил и этикетных норм поведения в дошкольном возрасте ведется в трех основных направлениях:

• Столовый этикет

• Речевой этикет

• Гостевой этикет

Ранний дошкольный возраст - 1-3 года

Именно в этот период, когда ребенок приходит в детский сад, начинает свое активное общение посредством речи с окружающим миром, он знакомиться с простейшими правилами этикета для детей. Воспитатели рассказывают малышу, как стоит поступать, а как нет, мотивируют ребенка, показывая правила этикета на личном примере. Прежде всего, столового.

Столовый этикет представляет собой свод небольших, но довольно значимых правил, которые должны быть известны детям раннего возраста. Прежде всего, малышам объясняют, что они не должны выплевывать еду, размазывать ее по столу, выбрасывать из тарелки, учат правильно держать ложку и чашку; самостоятельно есть ложкой из тарелки; пить из чашки; откусывать хлеб или яблоко; вытирать рот салфеткой. Это самые основные правила. Столовый этикет для детей 1-3 лет не слишком обширный. Достаточно того, что малыши будут вести себя тихо и спокойно за столом, не будут разговаривать во время еды.

Младший дошкольный возраст - 3-4 года

В 3-4 года детей в детском саду учат сохранять правильную позу во время еды. Приучают пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой. Объясняют, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка и др.) Знакомят с разновидностями посуды (чайная, столовая); учат сервировать стол к чаю. Привлекают внимание к заданному взрослым образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом). Взрослые обращают внимание на красоту правильно сервированного стола, тем самым, вызывая ответный эмоциональный отклик.

В 4-5 лет детей продолжают учить сохранять правильную позу во время еды. Совершенствуется умение детей пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой. Дети учатся способам общения за столом, демонстрировать специальные речевые формулы («Подай (подайте, пожалуйста»; «Будь добр (будьте добры, передай пожалуйста»; «Спасибо», «Пожалуйста», «Благодарю»). Продолжается знакомство детей с тем, что, как и чем едят (печенье, конфеты, ягоды, фрукты из компота, сосиски, омлет, пирожки и др.). Расширяются знания детей о сервировке стола (завтрак, обед) и столовых приборах (суповая тарелка, нож, чайная ложка). Формируется эстетическое отношение к сервировке стола, дети упражняются в умении украшать стол (вазочки с цветами, разные виды салфеток и т. д.).

Ознакомление с речевым этикетом

малышей раннего возраста начинается со знакомства с "волшебными" словами, спасибо; пожалуйста, здравствуйте; доброе утро; приятных слов, детям такого возраста тяжело даются сложные слова, однако ребенок должен их слышать, т. к. слыша эти слова, ребенок учиться понимать их смысл, что в будущем ему обязательно пригодится.

В этом же возрасте в детском саду учат ребенка не обижаться по пустякам, не обижать сверстников, не отбирать игрушки. От этого зависит то, насколько подготовленным он окажется к большему по размеру коллективу (к школе).

В 3-4 года Основной целью для педагогов является ввести в речь ребенка общепринятые формы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинения и так далее). Учат договариваться друг с другом во время игры, соблюдать очередность, не обижать товарищей, уважительному и доброжелательному общению по отношению к окружающим.

В 4-5 лет закрепляются навыки приветствия при встрече знакомых, прощания при расставании; дети учатся самостоятельно без напоминания применять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините», благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т. д.

Договариваться между собой, обращаться к взрослым уважительно, на «Вы»; не оскорблять других детей; не ябедничать; в случае проступка просить прощения, сдерживать свои отрицательные эмоции.

Разговаривая с собеседником, смотреть на него, не перебивать чужой разговор; задавать вопросы в конце беседы. Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, могут сделать ему замечание.

Узнают о том, что в разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети активно усваивают правила общения со сверстниками и взрослыми, знакомятся с гостевыми правилами общения:

Во-первых, отправляясь к знакомому или другу, нужно взять из дома хорошее настроение.

Во-вторых, нельзя чего-то требовать от хозяина дома. Ребенок должен знать, что в гостях не следует ничего трогать без разрешения. А тем более требовать! Вот тут могут прийти на помощь "волшебные" слова, которыми малыш может попросить то, чего ему хочется, у хозяина дома.

В-третьих, нельзя сидеть допоздна. Даже если очень хочется, даже если не все игры были переиграны, а дела переделаны, то есть уйти домой нужно тогда, когда решат родители.

Также дети знакомятся с правилами приема гостей, если к малышу пришел друг, то ребенок должен знать о том, как себя нужно вести:

1. Делиться своими игрушками и вещами.

2. Не обижать и не задирать гостя.

3. Угощать сладостями и лакомствами.

4. Развлекать гостя, чтобы ему не было скучно и тоскливо.

При ознакомлении детей в детском саду с правилами этикета, уделяется внимание внешнему виду детей, как правило, к пяти годам дети самостоятельно могут контролировать свой внешний вид.

Самостоятельно, по мере надобности умывают лицо, моют руки, используют при необходимости носовой платок; устраняют непорядок в своем внешнем виде и помогают это делать другим детям.

Наряду с основными видами этикета: столовый (правила общения во время еды, речевой (правила общения со сверстниками и взрослыми, гостевой этикет (правила поведения в гостях, детей дошкольного возраста в детском саду знакомят с основными правилами других видов этикета:

• выходной (правила поведения в общественных местах для отдыха, например, театре или кино)

• семейный (правила общения между членами семьи, в том числе, старшими и младшими)

• телефонный (правила общения при разговоре по телефону)

• пассажирский (правила поведения в транспорте)

Также выделяют следующие виды этикета: Учебный, спортивный, свадебный, траурный, военный, религиозный, дипломатический, корпоративный, с которыми ребенок познакомится в более старшем возрасте.

К пяти годам ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и взрослыми.

Важная роль в обучении отводится не только воспитателям детских дошкольных учреждений, но и родителям. Ведь примером для подражания и единственным авторитетом для ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте являются мама и папа.

Также родители должны понимать, что на развитие их малыша значительное влияние оказывает и его окружение. Чтобы ребенок имел хорошие манеры, необходимо ограничить его контакты с теми людьми, которые ими не обладают.

При соблюдении единых требований со стороны всех взрослых, родителей, педагогов, при системной работе мы можем добиться того, что дети усвоят принятые нормы поведения, правила этикета.

Слова «Какой воспитанный ребенок!», брошенные кем-то знакомым или незнакомым, звучат музыкой для родительских ушей. Они горды за свое чадо и за себя, так как сумели привить ему правила хорошего тона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме «Экологическое воспитание детей второй младшего и среднего дошкольного возраста»

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду....

Консультация для педагогов «Развитие игровых умений в младшем и среднем дошкольном возрасте»

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качест...

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Развитие умения общаться: упражнения, игры.

В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях....

Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"...

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание детей 2 младшего и среднего дошкольного возраста"

laquo;Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев ипесню кузнечика, журчание ручья и звон серебряныхколокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежиноки завывание вьюги за окном, ласковый п...

Консультация для родителей " Воспитание у детей раннего и младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков"

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки - это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычк...