Консультация для педагогов «Развитие игровых умений в младшем и среднем дошкольном возрасте»
консультация (младшая, средняя группа) на тему

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

           Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет). Такое деление иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один-два года.

         Игра – самая естественная деятельность ребенка. Для того, чтобы ребенок в полной мере овладел игрой, взрослые должны применять особые способы ее педагогического сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_igrovyh_umeniy.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие игровых умений в младшем и среднем дошкольном возрасте»

           Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

           Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет). Такое деление иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один-два года.

         Игра – самая естественная деятельность ребенка. Для того, чтобы ребенок в полной мере овладел игрой, взрослые должны применять особые способы ее педагогического сопровождения.

          На протяжении дошкольного возраста игра видоизменяется, совершенствуется. Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку  (игры рядом, индивидуальные), т.к. они не умеют договориться между собой, распределить роли, игровой материал. Темы игр в основном бытовые, берутся из жизни: впечатления собственной жизни, непосредственного окружения. Это – «дочки-матери», «детский сад», «езда» на машине, «лечение». В играх дети используют и эпизоды из хорошо знакомых сказок. Сюжеты игр однообразны, в основном – многократное повторение игровых действий. Среди игровых действий преобладают внешние действия изображаемых людей.           Словесные игровые действия выполняются редко, т.к. этому необходимо специально обучать. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Включаясь  самостоятельную деятельность детей, воспитатель способствует появлению у детей активных форм речи, например: для этого используются вопросы: «Как ты сегодня будешь играть с куклой? Что будешь делать?» Это способствует тому, что в игре появляется замысел, суть которого – элементарная схема «что сначала, а что потом».

     В своих предметных и конструкторских играх дети совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно – ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности — ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать.

      Постепенно идет смена сюжетно-ролевой игры – переход от одиночных игр к совместным, где участвуют двое и более детей. Этот переход проявляется следующим образом: сначала ребенок проявляет интерес к игре товарища, потом на короткое время включается в игру друга, а затем дети снова расходятся. Взаимодействие с партнером чередуется с индивидуальной игрой. В игре повторяются одни и те же игровые действия. Дети в результате глубокого проникновения в жизнь взрослых начинают понимать, что она проходит в отношениях с другими взрослыми и желание воспроизвести их жизнь заставляет детей включить в игру своих друзей. Возникает необходимость организовать игру, которая включает несколько ролей, и потребность договориться о ходе игры с другими детьми. 

         В среднем дошкольном возрасте 4 –5 лет у ребенка появляется круг элементарных обязанностей. С одной стороны, под руководством взрослого, который создает условия и обучает, а с другой стороны под воздействием «детского общества». Дети общаются между собой, действуют совместно, в процессе этой деятельности создается их общественное мнение. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен. Социальная ситуация развития выражается во всех видах деятельности и прежде всего в сюжетно – ролевой игре. Ребенок активно ищет повода для совместной игры, для установления отношений. Продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают объединяться для игры и общения на более длительное время. Сама игра требует этого и способствует этому. Игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно – ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре:

  • семейные роли (папа, мама, бабушка, дедушка и т. д.);
  • воспитательные (няня, воспитательница в детском саду);
  • профессиональные (врач, командир, пилот);
  • сказочные (козлик, заяц, змея).

    Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые и дети, или заменяющие их игрушки, например куклы. Сюжетно - ролевые игры в этом возрасте отличаются гораздо большим разнообразием, тематикой ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил. Многие предметы натурального характера, используемые в игре, здесь заменяются условными, и возникает символическая игра. Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений. В этом возрасте впервые появляется лидерство, у детей начинают появляться организаторские умения и навыки.        

         Дети 4 – 5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Поэтому очень важно правильно определять степень сложности задания и его объем. Некоторые сложные умения и навыки надо формировать поэтапно, выделяя отдельные элементы. Желание ребенка строить, лепить, трудиться, рассказывать необходимо, поддерживать и развивать. В этом возрасте дети хорошо осваивают правила, что служит основой формирования произвольного   поведения.

        В игре появляются группки по 2-3 человека (групповая форма организации). Их объединяет интерес к одним и тем же темам, сюжетам игр

        Большая роль в организации игры принадлежит взрослым, но помощь должна быть ненавязчивой. Детям нельзя давать рецепты игры, воспитатель лишь помогает детям в организации и ходе игры. При возникновении конфликтов воспитатель обязательно помогает их разрешить. Постепенно, с помощью педагога, дети сами начинают управлять игрой, организовывать ее.

       Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения (сегодня – «мама», завтра – «дочка») и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

      Также игра влияет на развитие воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

       В игре воспитывается  «школа морали». Здесь отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Именно в совместных детских играх формируются гуманные взаимоотношения. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка.

      В процессе игры формируются коммуникативные и организаторские способности детей. Игровая ситуация требует от каждого ребенка определенного уровня развития речевого общения. Развитие организаторских способностей обусловлено умением выбрать тему в совместной игровой деятельности, определить состав участников, распределить роли, атрибуты, контролировать правильность выполнения игровых действий и т.д.

      Таким образом, цель воспитания в детском саду состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры, способствуя тем самым развитию всех психических функций.

Список литературы:        

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М.: Просвещение. 1987.

2. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.

3. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика,1991.

5. Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие изобразительного творчества в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами".

Консультация для педагогов на творческом предметном объединении "Развитие изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста технике оригами"....

Выступление на педсовете на тему "Развитие игровых умений в младшей и средней группах"

Игра имеет большое значение для развития ребенка, в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношении между людьми, первоначальные навыки кооперации, развиваются способность к воображен...

Консультация для педагогов развитие игровых умений у детей младшей группы.

В работе указаны основные напрвления игровой деятельности детей младшего возраста, значение и способы развития игры....

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание детей 2 младшего и среднего дошкольного возраста"

laquo;Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев ипесню кузнечика, журчание ручья и звон серебряныхколокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежиноки завывание вьюги за окном, ласковый п...

Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов "Развитие художественно- творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования".

Консультация для педагогов "Развитие художественно- творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"....