ИГРЫ ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)
ИГРЫ ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yanvar_4_igry_triz_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 46.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста
ИГРА «ВЫБЕРИ МЕНЯ»
Цель: Учить анализировать отношения между понятиями. Воспитывать у детей умение определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями:
а) причина – следствие,
б) противоположность,
в) порядок следования,
г) род – вид,
д) часть – целое,
е) функциональные отношения и др.
Ход:
Детям предлагаются три карточки, первые два изображения на них находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных трех – четырех) изображений существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое изображение.
ИГРА «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Цель: Учить, анализируя знакомый сказочный персонаж, находить в нем отличительные признаки, которые свойственные только этому персонажу. Учить изменять сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей.
Ход:
Рассмотреть с детьми по системному (компонентному) подходу любой знакомый сказочный персонаж.
Обратить внимание детей, что подсистемные признаки (атрибуты волшебства, черты характера, поступки) во многих сказках у одного и того же героя одинаковые.
Предложить детям подумать, как будет вести себя сказочный персонаж без своих привычных признаков. Что, например, будет делать Баба Яга без своих дорогих ее сердцу - ступы, черного кота, избушки на курьих ножках… Ведь может совершенно поменяться сюжет сказки, где она участвует.
В начале игры можно обсуждать отдельных сказочных героев, обдумывая и предсказывая их измененный образ жизни. Можно во время обсуждения пользоваться системным оператором.
ИГРА «СДЕЛАЙ ТАК И НЕ ТАК»
Цель: Развитие у детей таких мыслительных операций, как анализ и синтез.
Ход:
Предложить детям рассмотреть образцы построек из строительного материала. Рассмотреть с ними, из чего предлагается сделать предложенные постройки.
Обсудить, есть ли в группе аналогичный материал. Если есть - сделать постройки по образцу.
Если предложенного в образце материала нет - подумать и найти в группе аналогичный, которым можно заменить предложенный в образце.
Предложения принимаются без критики, но обязательно анализируются удобство использования предложенного материала.
ИГРА «МЕНЯЕМ ПОРЯДОК»
Цель: Развивать у детей такие мыслительные операции, как анализ рядоположения, порядка следования. Формировать умения анализировать и находить ошибки в предложениях, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой и смешной.
Ход:
Для рассмотрения детям предлагаются сюжетные картинки. После небольшого самостоятельного рассмотрения детьми, предлагается обсудить.
Что будет, если …
ИГРА «ГДЕ ИГРУШКА?»
Цель: Учить детей анализировать месторасположение предметов, отгадывать загаданную игрушку.
Ход:
Разместить вокруг ребенка несколько его любимых игрушек (4 – 5).
Загадать одну из них. О загаданной игрушке ребенку сообщают только местоположение. Например, она лежит впереди от тебя или позади, справа или слева.
ИГРА «МАСТЕРСКАЯ ПО РЕМОНТУ»
Цель: Учить детей, анализируя зрительный образ, сопоставляя его с уже известным, дорисовать так, чтоб он стал целым, привычным. Более усложненная цель - учить придумывать новое применение видоизмененному объекту, изменять его по собственному желанию для новой функции.
Ход:
Детям раздаются или, они выбирают сами листочки, на которых нарисованы знакомые объекты. Но в каждом рисунке допущена какая –либо ошибка или линии рисунка не соединяются - как бы сломаны: машина без колеса, чашка со сломанной ручкой, стул без одной ножки, самолет без хвоста, расческа со сломанными зубьями и т. д. Детям предлагается взять карандаш, фломастер и «починить» предмет - дорисовать на данном листе. В старших группах можно предложить на новом листе нарисовать
уже «починенную» вещь.
В усложненном варианте дети дорисовывают предметы по собственному желанию и объясняют, для чего теперь можно использовать такой предмет, что он теперь сможет делать.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СКЛАДЫВАЕМ СЛОВА ИЗ ПОЛОВИНОК»
Цель: Упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом, и сразу же обязательно подтверждать ее обнаруженным недостающим фрагментом. Формирует установку на тщательный анализ буквенного состава слов для правильного его прочтения с учетом того, что имеются слова, сходные по написанию, и их недопустимо путать друг с другом.
Ход:
Детям даются карточки с написанными половинами коротких слов, так чтобы первая половина была написана на одной карточке - справа, а вторая половина - на
другой карточке - слева. Например:
КОРО - ВА, ША - РИК, МУР - КА.
Задача детей, имея целый ряд карточек с началами и окончаниями слов, быстро их сложить так, чтобы получалось целое слово.
Как усложненный вариант предлагается к одной первой половине подобрать несколько окончаний и наоборот.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ И АКТИВИЗИРУЮЩИЕ НАВЫКИ СРАВНЕНИЯ
ИГРА «КОМПОЗИТОРЫ»
Цель: Учить объединять различные действия в одно целое, находя в объединении что-либо целое. Развивать умение устанавливать связь между словами и мелодией, находчивость.
Ход:
Воспитатель вспоминает с детьми знакомые стихотворения. Дети делятся на команды - музыкальные группы, придумывают себе название. Потом каждая подгруппа, или все вместе выбирают себе стихотворение и сочиняют на него мелодию. Поют. Если пение оформлено элементами костюмов, музыкальным сопровождением на инструментах, команда получает дополнительные очки и аплодисменты. Допускается сочинение разными группами мелодии на одно стихотворение. В таком случае можно провести дополнительный конкурс на лучшую мелодию.
ИГРА «КАРТЫ»
Цель: Учить переносить свойства одного предмета на другой и описывать полученный результат. Развивать умение использовать ассоциации…
Ход:
Дети сидят за столами друг против друга. Перед детьми на столе картинками вниз лежат карточки. Дети их тасуют - перемешивают и по очереди берут по одной карте.
Одновременно по карте берут дети, сидящие напротив. Каждый, переворачивая карту, быстро говорит, что на ней изображено, и подбирает два – три прилагательных. Ребенок напротив эти признаки переносит на предмет на своей карте. Описывает, что это будет необычный или реальный предмет. Дети, сидящие рядом, по желанию берут по
одной карте, переворачивают, не называя предмета, говорят его свойство и переносят его на предмет в фокусе. Дети его иногда называют «козырной».
В эту игру хорошо играть небольшими группами 0 по 5-6 человек.
Когда дети освоят ее с взрослым, они хорошо играют в нее самостоятельно.
ИГРА «СОЕДИНИ»
Суть игры в изменении, ломке привычных пространственных связей предмета, изъятии предмета из привычных для него отношений.
Цель: Развивать у детей навыки совмещения пространственно разделенных объектов. Вызвать эмоциональный подъем, повышающий познавательную активность, интерес к занятиям, играм.
Ход:
Предложить детям совместить - объединить предметы, которые пространственно разделены…
Детям предлагается найти общее между этими предметами, совместить их, следовательно, найти какой-то новый предмет, обладающий неожиданными, общими для обоих предметов свойствами.
Предметы можно соединять произвольно, а можно использовать морфологическую таблицу.
ИГРА «ТАМ БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ»
Цель: Учить детей определять место привычного нахождения предмета. Приучать к аккуратности. Поговорить, что хорошего и плохого, если предметы не лежат на местах.
Развивать воображение, и образное мышление, выводить умозаключения о том, что будет, если предметы окажутся в непривычной обстановке.
Детям задается задание: Повернуть кольца так, чтобы заданный предмет находился на своем привычном месте. Определить, где обычно бывает этот предмет, что там делает. Сравнить местонахождения других предметов на кольце - попали они на свои места или нет. Определить, что будет, если эти предметы окажутся в непривычных местах. А может быть они там бывают. Когда, что там делают? Поворачивая кольца, найти все места, где этот предмет бывает и сказать, что он там делает.
Например: Мебель бывает в: комнате, на полке - игрушечная; в гараже - для отдыха; на реке - если она на катере или корабле; на улице - летнее кафе и т. д.
Фантастический вариант: если предмет окажется в непривычном месте. Например: книга в воде. Что с ней будет, как ее предохранить от намокания и т. д. Из чего будет сделана книга, которая обычно хранится в воде?
Игрушки, машина, мебель, одежда, дом, книга, посуда. Шкаф, комната, улица, полка, гараж, река.
ИГРЫ С МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЕЙ
В рамках морфологического анализа разработано несколько методов, но наиболее универсальным и перспективным методом признан метод морфологического ящика. Но так как наглядность не позволяет увидеть объем, то в детском саду лучше использовать морфологическую таблицу.
Обычно для морфоанализа строят морфологическую многомерную таблицу.
На первой стадии - стадии морфологического анализа - получают описание возможных характеристик рассматриваемых объектов.
На второй стадии - морфологического синтеза - отбирают наилучшие с точки зрения условий решения задачи или необходимые характеристики для получаемого объекта, или бессистемно выбирают части, которые потом будут объединять.
Размер морфологической таблицы зависит от возраста детей и от количества материала, который необходимо рассмотреть.
Выбирать заполненные клеточки карточки можно наугад, любые. Можно предложить детям взять из каждого ряда по одной карточке.
Можно брать по диагонали, можно столбиком по вертикали. Все зависит от желания ребенка, выбирающего карточки.
Морфологическая таблица заполняется по разным вариантам: 4 вариант заполнения таблицы:
На каждом этаже располагаются любые предметы. Каждый предмет заносится в любую клеточку, на любой этаж по желанию ребенка. Каких-либо ограничений и классификаций нет.
Это самый простой вариант.
Можно предложить не раскрывать так подробно, а перечислять более емкие понятия, например:
Какие цели можно преследовать, работая по этой таблице?
1. Учить описывать предмет, подробно раскрывая его свойства и функции.
2. Формировать умение объединять предметы, на первый взгляд совершенно не объединяемые. После объединения продумать его функционирование, место обитания, варианты использования.
Например: выбраны - медведь, цветок, огород, молоток, арбуз.
Описывать предметы можно вначале, когда заполняете с детьми таблицу, а можно тогда, когда выбрали отдельные предметы.
Представьте себе, что в огороде стоит с цветком медведь и молотком пробует арбуз -
спелый ли? Почему? Что ему там надо, и где он взял цветок?
А может быть, в огороде поставили чучело медведя в цветочек, а ноги (или лапы) как молотки. Как будет охранять такое чучело арбузы? И почему именно такого поставили? ИГРА «НЕБЫЛИЦЫ»
Можно рассмотреть ситуацию - Зимой веселый бегемот мычит себе под нос (поднос)
или как добрый барсук бредет весной в поисках вилки, чтобы вырыть … Что ему надо вырыть?
ИГРА «ПОСМОТРИ ВОКРУГ»
Продумать с детьми, что вокруг нас - круглое, черное, маленькое - кнопки на телевизоре, магнитофоне.
Плоский желтый треугольник - это может быть выключатель на стенке, а может быть картина на стене, или рамка от картины.
Можно потом добавить еще один этаж, который будет определять - где это находится.
ИГРА «ПЕРЕСТАВЬ СЛОВА» (обучение чтению)
Цель: Формировать у детей понятие о том, что при перестановке слов, смысл предложения может не меняться, но, если изменять логическое ударение, то уточняется смысл.
Развивать память, гибкость мышления, выразительное «чтение».
Ход:
Воспитатель предлагает детям в морфологической таблице на верхней строчке написать (расставить карточки с картинками) предложение так, чтобы в каждом квадрате было слово.
Например:
В следующих горизонтальных рядах слова меняются местами и каждый ряд прочитывается.
Когда все предложения с выражением прочитаны, один из детей с закрытыми глазами набирает из каждого горизонтального ряда по одной карточке. Расставляет «слова» внизу и читает то предложение, которое у него получилось.
Например:
1) Утром, утром, в, пошла.
Нахохотавшись, можно изменять слова по желанию. Утром пошла в утро. Это как?
2) Сад, Маша, утром, Маша.
Утром Маша в саду с Машей.
Если дети хорошо справляются с предложениями из трех – четырех слов, то количество слов можно увеличивать.
Интересный вариант, когда слова горизонтального ряда остаются,а предлог заменяется или вставляется из дополнительного горизонтального ряда: по - над - в - из - под.
Например: Утром маша гуляла по саду.
Утром Маша гуляла над садом.
Предложения для изменения:
1. Зимой река замерзла.
2. Весело пели в лесу птички.
3. Воробей громко чирикал.
4. Бабочка пьет росу.
5. Дети тащат санки.
6. На ветке гнездо птицы.
7. Алеша увидел птенчика.
8. Петя ловил в реке рыбу.
9. Мама зашла в магазин.
10. Пчела сидит на цветке и т. д.
ИГРА «ИЗМЕНИ СЛОВО» (аналогичная предыдущей)
В ней детям предлагается заменить слова в предложении. Слова для изменения выстраиваются внизу таблицы в горизонтальном ряду.
Правило - изменяем только одно слово. Например, дается предложение:
Снег лежал на крыше. Кот лежал на крыше. Снег лежал на земле. Снег падал на крышу.
Универсальная таблица, которую можно использовать на разных или комплексных занятиях (идея Чега Г. А.)
Таблица состоит из совершенно различных предметов. Детям предлагается разложить их хоть с закрытыми глазами или как попало.
Она может быть большой - в старших группах - 10 х 10 или маленькой 5 х 5.
Примерные варианты использования на занятиях:
Развитие речи +математика:
1. Назови две любые цифры. На перекрестке этих цифр найдешь картинку. Придумай с этим предметом задачу (используя эти цифры, предложение.
2. Придумай с найденной картинкой рассказ, сказку. Продолжение сказки рассказываешь по картинке, выбранной на одну цифру меньше (больше) и т. д.
3. К какой группе предметов (назови частью чего является) относится то, что изображено на этой картинке. Из каких частей состоит. Чего много, один. Чего больше? Что по величине самое большое? Посчитай подряд, если бы их стояло пять.Например : кукла. Одна кукла, две куклы, три куклы, четыре куклы, пять кукол.
4. Придумай слово на такую же букву. Все дети придумывают столько слов на эту букву, какая по порядку эта картинка.
5. Обсуждение с детьми, как можно использовать это предмет, какие у него могут быть необычные применения (функции).
Изодеятельность: Нарисуй выбранный тобой предмет. Составь его из полосок (символика).
Каждому ребенку выбрать предмет, который он хочет слепить. Объединить их в скульптурную группу, объединяясь по рядам столов, таблицы.
Конструирование:
Найди изображение предметов, из которых ты можешь что-то сделать. Найди в группе такие предметы. Если нет, чем их можно заменить.
Найди предмет, который ты можешь сконструировать из бумаги, из строительного материала.
2 вариант заполнения таблицы:
По вертикальной линии перечисляются любые понятия, объединяющие большую группу предметов (надсистема, например: игрушки, фрукты.
По горизонтальной линии в каждой клеточке перечисляются предметы, входящие в названную надсистему.
Надсистемы могут быть совершенно различные, их подбор зависит от темы занятия, от желания детей, может быть с подачи воспитателя.
Главное, чтоб все предметы горизонтальной линии входили в эту надсистему.
Цели игр аналогичные работе по первому варианту: систематизация знаний детей: анализ предметов, перечисленных в тематизации знаний детей; анализ предметов, перечисленных в таблице, синтез - объединение, получение реальных или фантастических предметов. Продумывание где, в какой надсистеме они могли бы быть вместе, что там могли бы делать.
Дальнейшее продумывание, используя метод снежного кома, жизни и деятельности полученного предмета.
Используя морфологическую таблицу можно конструировать новые, совершенно непривычные действия, ситуации, игры. варианты зависят от составляющих таблицы.
В результате у детей помимо аналитических навыков, развиваются образное мышление, речь, навыки составления рассказа.
Детям всегда интереснее играть в то, что они придумали, а не то, что сказали взрослые. Но придумывать что-то новое, не оттолкнувшись от уже известного, трудно. А морфологическая таблица поможет сначала вспомнить, что дети знают, умеют, а потом из этих составляющих, составить что-то новое, до сих пор неизвестное.
Так можно составить таблицы по известным подвижным играм, а потом выбрать две-три, правила которых можно объединить в одну и играть в нее. Причем при объединении может получиться несколько игр. Попробуйте составить такую таблицу самостоятельно, взяв за основу те подвижные игры, которые ребята любят.
ИГРА «ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ»
Жидкость: молоко, вода, сироп, бульон, компот.
Овощи: огурец, картофель, помидоры, свекла.
Крупы: рис, пшено, манка, гречка.
Фрукты: яблоки, чернослив, груши, вишня.
Специи: горчица, уксус, перец, ваниль.
Мясо: рыбы, птицы, говядина, свинина.
Детям предлагается, выбрав составляющие из таблицы, придумать новые рецепты на разные случаи жизни: праздничный обед, кукольный десерт, ужин для лягушки - мамы из сказки «Дюймовочка», обед Буратино и т. д.
ИГРА «ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПТИЦА»
Придумали фантастическую птицу, используя морфологическую таблицу. Теперь можно придумать ей необычное гнездо. Но для этого надо вспомнить, какие жилища и из чего бывают.
Теперь желающий ребенок выбирает из каждого горизонтального ряда наугад любую клеточку и рассказывает, какое жилище будет у этой птицы - где, из чего, что внутри, какой вход, как строила.
Но можно предложить детям выбрать птице наиболее удобный и лучший вариант жилья, учитывая все ее особенности - место жительства, размер, питание и т. д.
Птице «ворочай» (чайка + воробей) придумали, что она свила себе гнездо на земле, из песка, внутри шерсть и пух, входит она через отверстие. Дальше задумались - а как можно свить - из песка? Каким должен быть песок?
Придумали рядом речку очень липучую. Песок рядом с ней тянется как нитка. Вот «ворочайка» и свила себе гнездо из песка.
ИГРА «ПОЛИНОМЫ ФАНТАЗИИ» (почти по Дж. Родари)
Цель: Активизация словаря, развитие аналитического мышления. Звуковая культура речи.
Ход:
Дети загадывают любое слово из трех букв. В подготовительной группе можно и из четырех букв. Для нахождения слова можно использовать игрушки, карточки с картинками.
Например, дети называют слово «ДОМ». Раскладываем его по морфологической таблице в верхнем ряду на буквы и придумываем под каждой буквой слова, начинающиеся на эту букву.
Д: дым, дырка, диван, душ. О: ослик, оса, окно, огонь.
М: мыло, мяч, маска, магазин.
Придуманные слова обозначаются символами или карточками с картинками. Если дети читающие, можно писать все или часть слова.
Потом произвольно выбираются слова по одному из каждого ряда, и с ними составляются предложения. Это предложение может быть опорным для сочинения рассказа. Дети составляют несколько предложений, пытаясь объединить их одним сюжетом.
Когда дети усвоят игру, ее можно усложнить. Для этого в первом ряду («Д» ) подбираются слова, обозначающие предметы существительные). Во втором ряду («О») - слова, обозначающие свойства или состояния предметов (прилагательное или образованной от него наречие); при этом детей учим подбирать слова, отвечающие на
вопрос «какой?», «как?». Для третьего ряда («М») - слова, обозначающие действия и отвечающие на вопрос «что делает?» (глаголы).
ИГРА «ПИШЕМ СВОЮ КНИГУ»
Игра продолжается не один день, воспитатель с детьми возвращается к ней, «дополняет книгу» - придумывают новые рассказы и рисуют к ним иллюстрации.
Цель: Развивать речь детей, активизировать словарь. Учить согласовывать слова в предложении.
Развивать фантазию, память детей.
Закреплять умение придумывать сюжет самостоятельно, не повторяя за товарищами. Ход:
Составляется с детьми морфологическая таблица с условием, чтобы были герои рассказов, чтобы они что-либо делали. Можно включить место нахождения и окружающие вещи.
1 - малыш, девочка, мальчик, мама, папа, бабушка, сосед.
2 - спит, ест, рисует, подметает, играет, кормит, стирает.
3 - комната, дом, улица, подъезд, детский сад, магазин, больница.
4 - щенок, кровать, машина, краски, веник, пирожное, посуда.
Каждый ребенок или по подгруппам выбирают себе слова из каждого ряда и сочиняют рассказ. Можно брать из каждого ряда не по одной карточке. Потом рассказывают его всем детям.
Та же работа может проводиться всей группой.
Придумав один рассказ, можно нарисовать иллюстрация к нему. По таблице можно работать еще много раз - вариантов рассказов очень много.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ И АКТИВИЗИРУЮЩИЕ
НАВЫКИ СРАВНЕНИЯ
ИГРА «ЧЕМ МЫ ПОХОЖИ, ЧЕМ ОТЛИЧАЕМСЯ?»
Цель: Научить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании, отходить от их наглядного взаимодействия.
Ход:
В игре три категории трудности:
1. Ребенку даются две карточки, на которых изображены объекты, явно относящиеся к одной категории (корова - лошадь). В этот вариант можно играть с младшей группой, не пренебрегать и в старших, но с подробным объяснением.
2. Предполагаются два объекта, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем варианте (ворона - рыба).
3. Этот вариант содержит задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше, чем сходство (всадник - лошадь). Примерный перечень карточек с изображением сравниваемых объектов:
1. Утро - вечер
корова - лошадь
летчик - танкист
лыжи - коньки
трамвай - автобус
река - озеро
лев - тигр
яблоко - вишня
ворона - воробей
молоко - вода
дуб - береза
велосипед - мотоцикл
собака - кошка и т. д.
2. Ворона - рыба
поезд - самолет
лев - собака
сани - телега
воробей - курица
огород - сад
молоко - снег
картина - портрет
гнездо - дом
яблоко - картошка
3. Ботинок - карандаш
сказка - песня
лошадь - всадник
кошка - яблоко
яйцо - ложка
пальто - зонтик
нога - сапог
зонтик - шерсть собаки
При затруднении детей можно предложить остальным детям:
а) помочь назвать сходство или различия,
б) задавать ему наводящие вопросы,
в) использовать элементы соревнования - чья команда назовет больше общего и отличий.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕГО БОЛЬШЕ (МЕНЬШЕ?»
Детям предлагается рассмотреть любую картинку.
Назвать: Каких предметов на картине больше? Каких меньше?
На сколько больше (меньше?)
ИГРА «УГАДАЙ – КА»
Воспитатель рассказывает детям истории, в которых необходимо сравнить какие-то объекты, их действия, бытовые ситуации.
Например: Знакомый мальчик Петя рассказал такую историю:
«Утром в нашей семье обычно бабушка просыпается и встает после папы. Папа встает после собачки Шарика, а мама поднимается после бабушки».
Кто встает в семье раньше всех и кто позже всех?
Кто из животных самый тяжелый, самый высокий, самый длинный?
При решении задач хорошо использовать символическое обозначение: форма, цвет, линия.
ЗАНЯТИЕ – ИГРА «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ
«СТРОИМ ДОМ»
Материал: картина «Строим дом» (Серия «Мы играем») автор Е. Батурина.
Воспитатель предлагает детям, глядя на картину, поиграть в игру «Цепочка слов» - мы будем из слов как бы строить стены дома. Кто первый спросит?
Ребенок: Дом какой строят?
Дети: Кукольный, кирпичный, разноцветный.
Воспитатель: Что еще бывает кукольное? …
И так дальше, иногда обращая внимание на картину, но не обязательно обращая внимание на изображение.
В конце игры свернуть цепочку на сюжет картины.
«Цепочка слов» может идти не по теме, а просто отталкиваясь от любого слова или ситуации.
Например: Заяц какой - белый, трусливый, длинноухий, быстрый. Что еще бывает белое? - Сахар, снег, вата. Вата какая? - Пушистая, легкая. Что еще бывает легким? - Перышко, кубик, сумка, листик. Листик какой? - Зеленый … и т. д.
ИГРА «ЦИРК ЗВЕРЕЙ»
Цель: Развивать у детей способность к абстрагированию, ассоциации. Воспитывать умение увидеть несуществующий объект через чувственные и зрительные ассоциации.
Определять различия и сходства между абстрактным изображением и реальным объектом. Ход:
Воспитатель показывает детям цирк - на круглый лист бумаги - арену выходят артисты цирка - кубики, кирпичики, цилиндры, шары и т. д. Детям предлагается догадаться, кто это, какой номер он будет выполнять, и найти на ощупь пригласительный билет каждого артиста. Пригласительные билеты - это карточки, на которых приклеены круг, квадрат, треугольник, многоугольник из драпа, бархатной или плотной бумаги, картона.
Далее игра разворачивается как самостоятельная художественная деятельность или сюжетно – ролевая игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...
«Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»
«Коммуникативные игрыдля детейстаршего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»...
Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"
Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Своя игра"
Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Своя игра"...
Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Своя игра"
Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Своя игра"...
Комплексы ОРУ, подвижные игры и малоподвижные игры для детей старшего дошкольного возраста
Комплексыобщеразвивающих упражненийдля детей старшей группы (Анютины глазки, ромашка)Общеразвивающие упражнения без предметов...