Проект в разновозрастной группе "Возрождение традиций семейного чтения"
проект
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. С этой же целью был запущен проект в нашей группе, т.е. развитие речи через приобщение дошкольников к книге в условиях детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования Новосибирской области
НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра дошкольного образования
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
обучающегося по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Теория и методика дошкольного образования»
Педагогический проект
Тема «Возрождение традиций семейного чтения»
Выполнил:
слушатель группы ТиМДО-20
Горбачева Марина Леонидовна
Ф. И. О.
ИАР выполнена самостоятельно
_____________________________________
(подпись слушателя)
г. Новосибирск, 2023
Содержание проекта
1. Обоснование актуальности проекта 3
4. Методы, технологии и формы работы, направленные на реализацию задач проекта 3
6.1. Программно-методическое обеспечение 3
6.2. Материально-техническое обеспечение 3
6.3. Информационное обеспечение 3
6.4. Развивающая предметно-пространственная среда 3
8. Критерии оценки эффективности проекта 4
9. Перспективы дальнейшего развития проекта 4
11. Информационные источники 7
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
- Обоснование актуальности проекта
«15 минут чтения – общения в день достаточно, чтобы, получая
удовольствие, ребенок умственно и эмоционально развивался».
Жанте Гарнер, фр. педагог.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. С этой же целью был запущен проект в нашей группе, т.е. развитие речи через приобщение дошкольников к книге в условиях детского сада и семьи.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Тем более что в ФОП ДО в пункте 2.1.3.3. Речевое развитие. говорится о том что, с 1.6 месяцев «Развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки)». В результате к концу 7 года жизни «ребенок проявляет интерес к книгам познавательного и энциклопедического характера, определяет характеры персонажей, их поступки и мотивы поведения; имеет предпочтения в жанрах литературы».
В.А. Сухомлинский говорил: «Что бы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. На важность приобщение детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и д.р.
Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависти от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. Но в нашей стране заметно снизился интерес к чтению у дошкольников; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней.
Плоды мы уже начали пожинать: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулась с вопросом усвоение информации из общедоступных источников. Для решения этого вопроса нужна работа воспитателей совместно с родителями и работниками детской библиотеки так, чтобы для каждого ребенка книги стали верными друзьями, библиотека местом радостных встреч сними, а семейное чтение стало доброй традицией каждой семьи.
- Цель и задачи проекта
Цель: возрождение традиций семейного чтения, как важного условия формирования устойчивого интереса дошкольников к художественной литературе.
Задачи.
Развивать познавательные и речевые умения на материале любимых книг; образность речи и словесное творчество (умения выделять из текста образные единицы, понимать их значение; составлять короткие рассказы по потешке, прибаутке).
Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках; пересказ близко к тексту).
Формировать положительное эмоциональное отношение к «чтению с продолжением» (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем).
Поддерживать избирательные интересы детей к произведениям определенного жанра и тематики как важного условия обогащения читательского опыта у воспитанников ДОО.
Воспитывать у взрослых и детей любовь к художественному слову, интерес к книгам.
- Срок реализации проекта 2,5 месяца.
- Методы, технологии и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
- Словесные
- Наглядные
- Практические
Формы работы:
- лэпбук «Книга – наш друг»;
- организация в группе уголка «Буккроссинг»;
- ежедневное чтение детям художественных произведений и детской периодики;
- утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);
- игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации;
- дидактические игры; сюжетно – ролевые игры;
- дневные литературные чтения;
- организация выставок книг, детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
- литературные вечера в группах;
- рекомендации для родителей по развитию читательского интереса;
- буклет для родителей «Что читать дошкольникам?»;
- рекомендации для родителей по приобретению детской литературы»;
- литературный марафон «Читаем дома»;
- сотрудничество ДОУ с библиотекой на основе договора и совместного плана;
- заучивание с детьми стихотворений в детском саду и дома и организация конкурсов чтецов.
- Участники проекта
Дети разновозрастной группы с 4-7 лет.
Родители
Воспитатели
Сотрудники библиотеки им. Бунина
- Ресурсы
- Программно-методическое обеспечение
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. file:///C:/Users/Legion/Downloads/ФОП-дошкольного-образования-1.pdf
Образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения г.Новосибирска «Детский сад № 346» (на основе ФГОС И ФОП ДО).
Парциальная программа по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой «Путешествие в мир книг» Малюковой Е.В., Хабаровой Е.В. https://ds346nsk.edusite.ru/sveden/files/7cd0f97bd0590c076c0897c4f9516440.pdf
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению. - Москва:
Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие – книги плохие. – Ж.:
Дошкольное образование 2010. № 6.
- Материально-техническое обеспечение
Буклет к Буккроссингу «Прочитал-отдай другому»;
Буклет «Что читать дошкольнику?»
Подборка книг.
Подборка муз. произведений
Портреты писателей и поэтов
Картотека репродукций картин созданных по мотивам литературных сюжетов
Костюмы героев сказок.
Волшебный сундучок
- Информационное обеспечение
Интернет-ресурсы, методические пособия.
- Развивающая предметно-пространственная среда
В группе:
- создан уголок «Буккроссинг» (Установлены книжные полки в приемных, куда родители и дети могут свободно приносить и свободно брать понравившиеся книги домой);
- организованна библиотека «В стране Вообразилии», в которой действуют те же правила, как и в обычной. Организуется работа воспитателя и дежурных библиотекарей среди воспитанников (выбираются старшие дети для дежурств).
- Ожидаемые результаты
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
Возрождение традиций домашнего чтения.
Обобщение и распространение опыта воспитания и обучения по приобщению детей к чтению художественной литературы.
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребенка, пополнение развивающей предметно пространственной среды уголком «буккроссинг», ,книжного фонда групповой мини библиотеки
- Критерии оценки эффективности проекта
Объекты оценивания | Критерии оценивания | Формы и методы оценки | Ответственные |
Дети | Литературный опыт достаточно богат и разнообразен. Показывает знание некоторых жанров устного народного творчества. | Беседа: «Расскажи потешку» (песенку, закличку, чистоговорку…)(Материал по своему возрасту) | воспитатель |
Положительный, осознанный интерес к сказкам. Ребенок самостоятельно или с помощью педагога рассказывает, имитирует, учувствует в беседе. Проявляет интерес к слушанью, рассказыванию. Передаёт образы героев сказок. | Беседа: Ты любишь сказки? Назови самую любимую сказку? Кто тебе в ней нравиться? Расскажи сказку с использованием различных видов театра (по выбору ребенка). Имитационное упражнение «изобрази героя». Какие еще сказки ты знаешь? | воспитатель | |
Вспоминает более 3х стихотворений по возрасту, выразительно читает любимое, объясняет образные выражения, использует средства выразительности | Чтение любимого стихотворения, беседа по содержанию текста. | воспитатель | |
Проявляет интерес к отгадыванию загадок | Отгадай загадки. Педагог подбирает загадки на любые темы,картинки к ним. | воспитатель | |
Комментирует иллюстрации в книгах, проявляет желание рисовать по произведениям. | Кто рисует картинки в детских книгах? Почему нужны картинки в книгах? Какую бы ты хотел сказку проиллюстрировать как художник? Нарисуй иллюстрацию. | Воспитатель. | |
Родители | Литературный опыт достаточно богат, разнообразен, наличие серьезного отношения к литературе в семье. Члены семьи проявляют устойчивый интерес к книгам, развивают его у ребенка, часто читают ему. Наличие дома богатой библиотеки, имеется подборка аудио, видео записей с литературными произведениями. | Беседа. Где тебе чаще читают книг дома или в детском саду? Любишь ли ты когда тебе дома читают книги? Как часто это бывает? Где вы это делаете? Любят ли твои родители читать? Есть ли в вашем доме библиотека? Каких там книг больше, детских или взрослых? | воспитатель |
РППС | Пополнение уголка «буккроссинг» ,книжного фонда групповой мини библиотеки | Воспитатель, работники библиотеки, родители |
- Перспективы дальнейшего развития проекта.
По окончанию проекта надеюсь на продолжение существования уголка «Буккроссинг» в группе и его регулярную пополняемость за счет читающих родителей и детей, а также ввести как традицию в группе существования клуба семейного чтения «Читаем вместе», продолжить сотрудничество с библиотекой.
- План реализации проекта
- Подготовительный этап
Дата | Мероприятия и тема | Используемые ресурсы | Ожидаемые результаты |
15.09.23-30.09.23 | Разработка перспективного плана реализации проекта | Интернет-ресурсы. Собственные, авторские разработки. Методический кабинет.полка для книг,книги с детской худ.литературой | Подготовка необходимых материалов. Приобщить родителей к деятельности детей в детском саду, создать условия для совместного творчества родителей и детей. |
Договориться с библиотекой им. Бунина о взаимодействии с нашей группой, составить план совместной работы, заключить договор. | |||
Создать буклеты: к «буккроссингу»: «Прочитал - отдай другому»; «Что читать дошкольнику?» | |||
Взять с родителей разрешение на работу с библиотекой. | |||
Оформление уголка «Буккроссинг» | |||
Создание в группе библиотеки «В стране Вообразилии» | |||
Подборка художественной литературы, демонстрационного материала по теме проекта. | |||
Создание клуба семейного чтения «Читаем вместе», обсуждение плана посещения гостей группы для чтения детям литературы. | |||
Консультация «Роль семейного чтения в формировании интереса у ребенка к книгам» |
Основной этап
Дата | Мероприятия | Место в режиме дня | Участники образовательного процесса | Используемые ресурсы | Ожидаемые результаты |
2.10.23 | Презентация: «Рождение книги» | 2-я половина дня, после полдника | Воспитатель, дети | Авторская разработка презенации | Дети узнают историю возникновения книги, и как изготавливают её сегодня. |
Ежедневно | Ежедневные утренние беседы «Рассказ о прочитанной книге дома» | Утренний круг | Воспитатель, дети | Книги прочитанные дома с родителями | Знакомство детей с различными книгами. |
5.10.23 | Знакомство детей с новым уголком в приемной «Буккроссинг». Создание правил буккроссинга в группе | Утренний круг | Воспитатель, дети | Книги разной направленности, буклет «Прочитал – отдай другому»,книги с худ.литературой. | Дети проявляют интерес к литературе, просят почитать книгу дома |
9.10.23 | Экскурсия в библиотеку им.Бунина | Первая половина дня, прогулка | Воспитатель, родители, дети, ст. воспитатель, библиотекари, заведующая библиотекой. | Библиотека им.Бунина | Воспитанники получили представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих её, имеют позитивное отношение к книгам. |
12.10.23 | Знакомство с новым уголком-библиотекой «Путешествие в страну Вообразилию» Изготовление читательских формуляров, разработка правил посещения библиотеки, назначение ответственных дежурных. | Первая половина дня, утренний круг. Далее ежедневно, в самостоятельной деятельности | Воспитатель, дети | Библиотека, книги, бумага для изготовления формуляров | У детей сформирован устойчивый интерес к книгам, дети могут применить полученные знания на практике. |
16.10.23 | Знакомства детей с творчеством С.Я.Маршака | Вторая половина дня, после полдника | Воспитатель, дети, родитель | Книги автора, иллюстрации к ним, портрет писателя | Дети познакомились с биографией и творчеством писателя Самуилом Яковлевичем Маршаком. |
18.10.23 | Знакомства с творчеством В.Г.Сутеева; | Вторая половина дня, после полдника | Воспитатель, дети, родитель | Книги автора, иллюстрации к ним, Портрет писателя | Дети познакомились с биографией и творчеством писателя В.Г.Сутеевым, так же узнали о том, что он был не только писателем, но и иллюстратором книг. |
20.10.23 | Знакомства с творчеством К.И.Чуковского; | Вторая половина дня, после полдника | Воспитатель, дети, родитель | Книги автора, иллюстрации к ним, Портрет писателя | Дети познакомились с биографией и творчеством писателя К.И Чуковского, |
23.10.23 | Знакомства с творчеством Н.Носова; | Вторая половина дня, после полдника | Воспитатель, дети, родитель | Книги автора, иллюстрации к ним, Портрет писателя | Дети познакомились с биографией и творчеством писателя Н. Носов. |
25.10.23 | Знакомства с русскими народными сказками. | Вторая половина дня, после полдника | Воспитатель, дети, родитель | Книги сказок, иллюстрации к ним. | Дети познакомились русскими народными сказками. |
27.10.23 | Гости группы: Библиотека им.Бунина. Беседы с детьми «Моя любимая сказка». | Вторая половина дня после полдника | Воспитатель, дети, гости из библиотеки | Книга «Сказки» с иллюстрациями. Кассеты с записью классической музыки. Шкатулка с предметами из знакомых сказок. Костюмы для детей и ведущей (персонажей сказок). | Актуализированы знания детей о прочитанных ранее произведениях, представляют образы персонажей, могут выразить свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащена речь сказочной лексикой; Сформированы изобразительные умения и навыки работы с кистью и карандашом (изображают сказочные персонажи |
30.10.23 | Знакомства с произведениями Г.Х. Андерсона | Вторая половина дня после полдника | Воспитатель, дети, родитель | Книги автора, иллюстрации к ним, Портрет писателя | Дети познакомились с биографией и творчеством писателя Г.Х.Андерсона |
01.11.23 | Знакомства с произведениями братьев Гримм | Вторая половина дня после полдника | Воспитатель, дети, родитель | Книги автора, иллюстрации к ним, Портрет писателя | Дети познакомились с биографией и творчеством писателей Якоба Гримма и Вильгельма Гримма |
03.11.23 | Знакомство со сказками народов мира. | Вторая половина дня после полдника | Воспитатель, дети родитель | Книга сказок, иллюстрации к ним. | Дети познакомились со сказками народов мира. |
06.11.23 | Знакомство с пословицами, поговорками и загадками о книге и сказочных героях. | Вторая половина дня после полдника | Воспитатель, дети | костюм сказочницы для педагога, книга «Волшебные сказки», игрушки или картинки по сказкам. Оборудование: аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских народных сказок, диск с викториной по сказкам, книжки - раскраски по русским народным сказкам. | Дети проявляют интерес к чтению, научились понимать глубокий смысл, отличать добро от зла. |
10.11.23 | Конкурс «Придумай сказку сам» | Домашнее задание | Воспитанники, родители | Воспитанники сочиняют сказку сами, связанно и последовательно. Творчески подходят к оформлению книг |
Заключительный этап
Дата | Итоговые мероприятия | Участники образовательного процесса | Используемые ресурсы | Ожидаемые результаты |
17.11.23 | Итоги конкурса «Придумай сказку сам». Выставка книг. | Воспитатель, дети родители | Памятные подарки участникам конкурса, полка для книг | Выявлены особенности читательских интересов детей, изучено своеобразие восприятия детей литературных текстов разных жанров. Выявлены возможности использования детьми литературного опыта самостоятельной творческой деятельности. Обогащены опытом детско – родительские отношения в совместной творческой деятельности; |
20-24.11.23 | Организация итогового мониторинга, включая родителей и детей | Воспитатель, родители, дети | Кукольный театр(пальчиковый), маски героев сказок | Обобщение воспитания и обучения приобщению детей к чтению художественной литературы |
28.11.23 | Литературная гостиная «Любимая настольная книга» | Воспитали , родители | Витрина для книг, буклет «Что читать дошкольнику». | Обобщение и распространение опыта между родителями |
- Информационные источники
1. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075
2. Основная образовательная программа МАДОУ д/с № 346г. Новосибирска
https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd7 2b6065 672830540ac/download/5518/
3. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.» Инновационная программа дошкольного
образования. / под ред. Н. Е. Вераксы, т. С. Комаровой, э. М. Дорофеевой. — издание Пятое (инновационное), испр. И доп. — м.: мозаика-синтез, 2019. — c. 336
https://old- firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf
4. «Пособие для воспитателей детского сада и родителей «Книга для чтения в детском саду и дома 5-4 года». ООО Издательство дом ОНИКС 21 век,2005 год
5. Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М.,1993.
6. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008-2010.
7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.-М.:Мозаика-Синтез,2008-2010
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.-М.:Мозаика-Синтез,2008-2010
9. Гербова В.В. Преобщение детей к художественной литературе. Мозаика-Синтез,2010.
10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду в старшей группе детского сада. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
11. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия.5-6 лет/ Сост.
В.В. Гербова Н.П. Ильчук,М.,ОНИКС-XXI век,2012
12. Малюковой Е.В. Хабаровой Е.В. Парциальная программа по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой. «Путешествие в мир книг»
13. О.С. Ушаков, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» Мозаика-Синтез, М.,2013
14. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. С.П.,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-199304-1485008569.jpg)
Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование «Роль книги в семейном воспитании» ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507531-1414333661.jpg)
Проект по возрождению традиций семейного чтения "Почитай-ка"
Проект по возрождению традиций семейного чтения через знакомство с творчеством пермских писателей для детей старшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-1291079-1611569411.jpg)
Семинар "Просвещение родителей по культуре чтения. Традиции семейного чтения."
Значимость семейного чтения для детей....
Инновационный проект на тему: «Буккроссинг, как средство возрождения традиции семейного чтения».
Инновационный проект на тему: «Буккроссинг, как средство возрождения традиции семейного чтения»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-1203931-1578670145.jpg)
Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции. Семейное чтение"
Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции. Семейное чтение"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/28/picture-1202714-1577538026.jpg)
Конспект родительского собрания "Семейные традиции. Семейное чтение."
Конспект родительского собрания "Семейные традиции. Семейное чтение"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-203043-1363176778.jpg)
Просвящение родителей по культуре чтения. Традиции семейного чтения.
Приобщить родителей к подготовке занятий, развлечений, праздников (пошив костюмов, разучивание сценок, стихов, сказок, пословиц, организация видео/фото съемки).Приобщить родителей к участию в заняти...