Особенности развития детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Буклет для родителей дошкольников с описанием основных особенностей детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_osobennosti_detey_rannego_vozrasta.docx | 516.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети 1,5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет очень большое значение.
Основной вид деятельности детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно. Игры со сверстниками в этом возрасте не привлекают детей, они предпочитают самостоятельные игры.
Происходит активное формирование речи:
- к 1,5 годам ребенок способен владеть 3040 словами;
- к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения.
Формируется фразовая речь
- к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».
Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление.
Главной функцией данного возраста является восприятие.
Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка.
Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.
В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:
- 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),
- 8 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.
Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.
Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.
Дети младшего дошкольного возраста очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что умственные способностей расширяются. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности
Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.
Базовая потребность возраста
Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений.
Вам как родителям важно:
- Разговаривать со своим ребёнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи;
- Чётко и ясно проговаривать свои слова. Ребёнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребёнок;
- Развивать мелкую моторику, ведь это способствует развитию речи;
- Принимать участие в познавательном процессе ребенка. Вашему малышу захотелось рассмотреть листок с дерева? – Рассмотрите его и вы. Хочет поиграть на кухне с кастрюлями и поварёшками? – Помогите ему. Ребенок должен освоить максимум знаний, ведь от этого зависит его развитие.
- Не запрещайте изучать мир. Если что-то ребенку нельзя брать, сделайте так, чтобы эта вещь не попадалась ему на глаза. Если так случилось, что ребенок взял молоток, любимую мамину тарелку, кошелек – позвольте ему рассмотреть предмет и только затем убирайте.
- При падениях не стоит сразу спешить на помощь. Вряд ли он сильно ударится, не стоит также опасаться переломов. Падение – неизбежный этап для развития ориентирования в пространстве, равновесия. Главная задача родителя – позволить самостоятельно преодолеть преграду.
Особенности
развития детей
раннего возраста
Материалы подготовил
педагог-психолог,
Денисова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности развития детей раннего возраста
В статье говорится об особенностях становления детей от 1,5 лет до 3 лет....
«Особенности развития детей раннего возраста»
В раннем возрасте у ребёнка формируется функция мозга. Складывается характер качество как доброжелательность к окружающему и сочувствие к другому ребёнку. Я использую устный опыт эмоционального ...
Особенности развития детей раннего возраста
Какие изменения происходят у детей в раннем возрасте...
Особенности развития детей раннего возраста
Особенности развития детей...
Особенности развития детей раннего возраста
Особенности развития детей раннего возраста...
Особенности развития детей раннего возраста
Особенности развития детей раннего возраста...