Картотека пальчиковых игр
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Паучок»
На изогнутый сучок,
Сломанный, осенний,
Опустился паучок
С крестиком на спинке.
Свил уютный гамачок,
Сам — в сторонку
И молчок.
Правую кисть, шевеля пальцами, опускают сверху на левую кисть.
Кладут указательные пальцы друг на друга «крестиком».
Пальцы правой руки складывают в щепоть и опускают сверху в левую ладонь, сложенную «лодочкой».
Пальцами правой руки «пробегают» по левой руке от кисти до локтя.
Правый указательный палец прикладывают к губам.
«Осенний букет»
Пошли пальчики гулять,
Стали листья собирать:
Красный листик, желтый
листик.
А потом давай считать:
Один, два, три, четыре, пять!
Сколько листиков собрали
Пять!
С листьями осенними Будем мы играть, С листьями осенними будем танцевать. «Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям.
Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому
Поочередно загибают пальцы на одной руке.
Протягивают вперед ладошки.
Поднимают вверх одну руку,
широко раздвинув пальцы.
«Друзья – садоводы»
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает (Отгибаем мизинчик)
«Мышка»
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Летела сова
(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова. Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села. Села, посидела, Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.
«Белка»
Сидит белка на тележке, (В самом начале кулачек сжат)
Продаё т она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
КАК ЖИВЕШЬ?
Как живешь? (Вот так)
Как идешь?
Как бежишь? Ночью спишь?
Как даешь?
Как берешь?
Как шалишь? (Надуть щеки)
Как грозишь?
«Птички».
/загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко.
Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам. /руки за спину/
Пять воробьёв на заборе сидели,
Один улетел, а другие запели.
И пели пока не сморила усталость,
Один улетел, их трое осталось.
Сидели втроем и немного скучали.
Один улетел, а двое остались.
Сидели вдвоем и снова скучали, один улетел, и остался один.
Один посидел, да и взял, улетел.
«Мы делили апельсин»
Показать пять пальцев, а затем загибать по одному. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста. Мы делили апельсин,
Много нас, а он один,
Эта долька для ежа, эта долька для стрижа,
Эта долька для утят, эта долька для котят,
Эта долька для бобра, а для волка…. кожура.
Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда.
На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. Затем поочередно загибать пальцы на правой руке. На восьмую строчку – развести руками. На девятую – погрозить пальчиком. На последнюю имитировать бег пальцами по столу.
«Лепим зайку».
Дети имитируют лепку зайчика из снега.
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайчик вышел, как живой!
Он с хвостом и головой!
«Елочка»
Перед нами елочка – Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка елочки.
Шишечки, иголочки, Кулаки, указательные пальцы выставлены.
Шарики, фонарики, Шарики из пальцев вверх, вниз.
Зайчики и свечки, Ушки из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены.
Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный стоят на столе.
«Снежок».
Раз, два, три, четыре, (разгибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили, ("лепят", меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий. (грозить пальчиком)
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним,
И … сломаем. (выполнять соответствующие словам действия)
«Зимняя прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять (загибать по одному пальчику)
Мы во двор пошли гулять. (идут по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили, ("лепят" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой)
А еще в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной
«Сколько птиц?»
Сколько птиц к. кормушкенашей (Ритмично сжимают и
разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей (На каждое название птицы
Шесть щеглов и голубей,загибают по одному пальчику.)
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают
кулачки.)
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем.
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять. («Идут» пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошкамикормили (Крошащие движения всеми пальчиками.)
С горки мы потомкатались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной,то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой;руки под щеку.)
«Дрозд - дроздок»
Дружок ты мой, дрозд (Дети машут сложенными
В крапинку хвост, ладонями как крыльями.)
Носик — остренький (Загибают по одному пальчику
Бочок — пестренький, обеих руках, начиная с большого.)
Перья — тонкие,
Песни — звонкие.
Весной распеваются (Снова машут, сложенными накрест Зимой забываются. ладонями.)
«Зимние забавы»
Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок»)
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз — подбросим, "Подбрасывают".
Два — поймаем, "Ловят".
Три — уроним "Роняют".
И. сломаем. Топают. Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)
«Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»
«Аты — баты, аты — баты!»
(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
«Машина каша»
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой
Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки.)
Жучке — в плошку,
А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)
«Теремок»
Стоит в поле теремок – ладони домиком
На дверях висит замок – «замочек»
Пришел котик-коток – перекатывание рук не расцепляя пальцы
Трык-трак, трык-трак – расцепляем пальцы
И открылся замок – раскрыли «замочек», помахали кистями рук
«Кап – кап – кап».
Кап, кап, кап – звенит капель. Ритмично на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.
Приближается апрель.
Мы апрель с тобой встречаем
И приметы посчитаем:
Солнце светит ярко – раз,
Травка зеленеет – два,
Птицы возвращаются к нам – три,
Дождик теплый льет четыре
С удовольствием идем мы гулять это пять!
Загибают поочередно пальчики на руках.
ПТИЦЫ.
Голуби, синицы
Галки и стрижи
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки
Даже совы-сплюшки
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!
«Ласточка».
Ласточка, ласточка,
На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну – красну.
«Пять и пять»
Пять и пять пошли гулять.
Вместе весело играть. Ладошки широко разведенных рук раскрываются. Затем переплетенные пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.
Повернулись,
Улыбнулись, Вращение кистей рук. Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук «растягиваются в улыбку», показывая её.
В кулачок вот так свернулись. Вот такие молодцы! Пальцы рук сжаты несильно в кулачок. Стучат кулачок о кулачок. (Повторить 2 раза)
«Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
А этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
(Выставляется ладошка с грустными лицами).
Пальцы – дружная семья (Сжимаем и разжимаем пальцы)
Друг без друга им нельзя одновременно)
Мы рога козы покажем (указательными пальцами)
И рога оленя даже (руки скрестить над головой)
И про зайку не забудем (попеременно кистями рук)
Ушками водить мы будем движение вперед, назад)
Чтобы четко говорить (поочередно соединяем Надо с пальцами дружить все пальцы с большим)
«Круглый год.»
Круглый год, круглый год! (пальцы в кулаки, вращать большими)
За зимой весна идет,
За весною следом торопится к нам лето.
У кого не спросим – идет за летом осень.
А за осенью сама к нам опять спешит зима. (колечки)
Это зайчонок, это бельчонок (сгибать пальцы в кулак, начиная с мизинца)
А это спешит, ковыляет спросонок бурый мохнатый, смешной медвежонок. (вращать большим пальцем)
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью)
А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью)
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик)
Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу)
Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы)
Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. (пальцами пробегают по голове)
Картотека
«Пальчиковые
игры»
группа компенсирующей направленности для детей ЗПР 4-6 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...