Информация о Культурных практиках в соответствии с ФОП ДО
статья

Речинская Анастасия Алексеевна

С внедрением ФОП ДОУ появилось много новых направлений, которые ранее не особо развивались в детских садах. Сейчас в нашем детском саду особое внимание уделяется культурным практикам, речь о которых пойдет подробно в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki_._ploshchadka_3.docx702.48 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ  В ДОУ

Информация из ФОП пункт 24.18

Во вторую половину дня педагог может организовывать культурные практики. 

Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. Ценность культурных практик состоит в том, что они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их продуктивность.

К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.

Культурные практики предоставляют ребенку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:

в игровой практике ребенок проявляет себя как творческий субъект (творческая инициатива);

в продуктивной ‒ созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);

в познавательно-исследовательской практике ‒ как субъект исследования (познавательная инициатива);

коммуникативной практике ‒ как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива);

чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности).

Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и др.

В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей.

  • Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми. Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов ребенка  (Н.Б. Крылова)

Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются – постепенно и постоянно – в процессе самостоятельной деятельности.

Практика дошкольника становится «культурной» (а не социальной или учебной),  когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм.

В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок. Культурные практики — это также стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов.

Как же включить культурные практики в образовательный процесс?

Для ответа на этот вопрос важно еще раз уточнить: культурные

практики – это не «занятие», не педагогический метод, не технология. Это –

форма организации деятельности детей. Поэтому культурные практики могут быть реализованы как в процессе непрерывной образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей в ходе режимных моментов. Не важно, чем заняты дети (занимаются в совместной деятельности с педагогом в первой половине дня, самостоятельно играют, гуляют на площадке и пр.), важно – как (в каком формате) педагог осуществляет педагогическое сопровождение их деятельности. Активность культурных практик дошкольников во многом обусловлена позицией взрослого, который поддерживает, стимулирует

детские интересы и способствует их зарождению.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе

идет по двум направлениям:

1. Первое направление: культурные практики на основе инициатив самих детей. Это – самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Такие

практики специально не описываются в образовательной программе ДОУ, а

также заранее не планируются (не включаются в план работы педагога). Они проходят в условиях самостоятельной (свободной) деятельности детей.

Опыт культурных практик у современных детей достаточно обширен: коллекционирование, самостоятельное исследование и экспериментирование, свободное рисование и создание поделок - самоделок, самостоятельные

объединения детей на основе общих игровых интересов, фантазирования,

тематических импровизаций, ряженья и театральных постановок, игр-

путешествий, совместного сооружения разных объектов и пр.

Задача воспитателя в рамках самостоятельных культурных практик детей – внимательное изучение содержания повседневных занятий детей и  ненасильственная (недирективная) поддержка деятельности воспитанников: например, активизация механизма обмена идеями между детьми, помощь в разрешении возникших конфликтов, моральное стимулирование. А также предоставление условий и возможностей: обогащение среды  материалом, в том числе неструктурированным  (предметы-заместители, бросовый материал).

Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего мира, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.

 

2.Второе направление: культурные практики, инициируемые, организуемые  и направляемые воспитывающими взрослыми. Это культурно-образовательные практики. Они проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами. Выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации дошкольников.

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры).

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки), игры и коллекционирование.

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Организация проектной деятельности – особый вид познавательной, творческой деятельности, организуемой взрослыми.

При проектировании  культурной практики педагогу важно ответить на следующие вопросы:

— Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи?

— Какие деятельностные умения осваивают дети?

— Какие творческие умения осваивают дети?

— Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?

— Какие чувства и эмоции развиваются у детей?

— Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?

 

Примеры культурных практик в ДОУ:

  • В рамках социально-коммуникативного развития:

 КП презентаций и публичных  выступлений:

  • «Реклама детского сада» (проектирование и организация экскурсии по детскому саду, определение «удивительных мест» и их представление, рассказ о работниках детского сада, рассказ о группах детей),
  • «Я хочу с вами поделиться» (подготовка и собственно выступление ребенка на важные для детей темы);

 КП безопасного поведения и правовой культуры:

  • «Прогулка до детского сада» (разработка пешеходного маршрута до детского сада с выявлением «опасных» мест),
  • «Сочиняем правила игры» (создание правил для новых и известных игр),
  • «Я имею право» (содержание практики строится на основе Конвенции о правах ребенка);

КП этикета:

  • «Здравствуйте, я ваша тетя» (присвоение правил этикета приветствия, знакомство с правилами этикета приветствия в разных странах, у различных субкультур)
  • «Приглашаем к столу» (освоение застольного этикета, знакомство с правилами застольного этикета в разных странах).
  • В рамках познавательного развития

КП измерений:

  • «Семь раз отмерь» (знакомство с различными мерами длины и историей их появления; измерение предметов с помощью различных мер);
  • «Термометр и его друзья» (знакомство с различными измерительными приборами, проведение наблюдений с помощью доступных измерительных приборов);

КП экологического образа жизни:

  • «Сортировка мусора» (освоение принципов сортировки мусора и применение их в быту),
  • «Прогулка по экологической тропе» (подготовка и проведение экскурсии для взрослых и детей по экологической тропе детского сада);

КП знакомства с малой родиной:

  • «Удивительные промыслы моего края» (поиск необычных промыслов прошлого и настоящего жителей региона и их представление);
  • «Я горжусь» (представление ребенком «повода» для гордости родным краем: природные и культурные богатства, герои, удивительные люди).

 

  • В рамках художественно-эстетического развития

КП коллекционирования (как пропедевтика музейной деятельности детей): 

  • «Секретики» («тайное» и «открытое» коллекционирование ребенком мелких природных и рукотворных объектов, бросовых материалов, старых открыток, фантиков, лоскутков),
  • «Что рассказывают о родном городе старые фотографии (архитектура)» (коллекционирование открыток, фотографий с архитектурными достопримечательностями родного города);

КП перевоплощения:

  • «Карнавальный макияж» (создание карнавальных образов в эскизах и макияж (для съемок, для танца, для чтения стихотворения и т. п.),
  • «Театральный макияж» (создание образов на основе содержания детской пьесы, детской оперы и т. п.);

КП дизайна:

  • «Новогодние каникулы» (создание сувениров, открыток, игрушек в качестве новогодних подарков);
  • «Игрушка своими руками» (изготовление игрушек в разнообразных технологиях по выбору детей (оригами, вязание или шитье амигуруми и т. п.).

 

  • В рамках физического развития:

КП здорового образа жизни:

  • «Если хочешь быть здоров» (создание тематических блоков правил здорового образа жизни и их представление (питание, одежда, двигательная активность и т. д.),
  • «Гимнастика для вас» (создание и представление ребенком комплекса упражнений);

КП спорта:

  • «Этот удивительный спорт» (знакомство с видами спорта, представление понравившегося вида спорта),
  • «Я - олимпионик» (знакомство с олимпийским движением, представление видов спорта и чемпионов);

КП подвижной игры:

  • «Во что играли бабушки и дедушки» (знакомство с подвижными играми бабушек и дедушек, их представление в группе),
  • «О-па, о-па, Америка, Европа» (знакомство с подвижными играми разных стран, их представление в группе).
  • В рамках речевого развития

КП сочинительства:

  • «Жили-были» (сочинение сказок на фольклорный манер),
  • «Я поэт, зовусь я Цветик» (сочинение стихотворений о себе и о том, кто/что окружает ребенка);

КП чтения художественной литературы:

  • «Детям о детях» (чтение художественных произведений, героями которых являются дети; развитие умение посмотреть на себя со стороны; создание образа ребенка);
  • «Познакомьтесь с писателем»(представление своего любимого писателя, рассказ о его творчестве, демонстрация книг, чтение наизусть);

КП книгоиздательства:

  • «Книжка для малыша» (создание книг для детей раннего возраста (бестекстовых)),
  • «И художник, и писатель» - издание книги с собственными произведениями и иллюстрациями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации экспериментальной детской деятельности с включением культурных практик в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

   На сегодняшний день дошкольное образование претерпевает ряд изменений, и главным из них является переход к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образо...

Особенности организации экспериментальной детской деятельности с включением культурных практик в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

На сегодняшний день дошкольное образование претерпевает ряд изменений, и главным из них является переход к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.  Идёт ...

Особенности организации экспериментальной детской деятельности с включением культурных практик в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

   На сегодняшний день дошкольное образование претерпевает ряд изменений, и главным из них является переход к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образо...

Культурные практики в образовательном процессе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Педагогический проект по реализации культурных практик в старшей группе дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО...

«Радуга» - примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условия

laquo;Радуга» – отечественная программа, отражающая реалии российской культуры.Программа адресована массовому детскому саду и одновременно позволяет реализовать индивидуальный потен...

Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательск...

Семинар - практикум "Организация образовательной деятельности разных видов и культурных практик в соответствии с ФОП ДО"

В методической разработке представлен материал по  организации образовательной деятельности в течение дня"...