Soft skills.Критическое мышление.
консультация
Критическое мышление — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводы. Также под критическим мышлением понимают способность ставить под сомнение любую информацию, в том числе собственные убеждения.
Отсутствие критического мышления – это признак конформизма, плавания “по течению”, безответственности за свою жизнь. Поэтому думайте, прежде чем принять важнейшие решения. Если вы увидели в себе недостаток сомнений при принятии решений и неспособность их принять правильно, запоминайте: Критический склад ума важен для всей вашей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_kriticheskoe_myshlenie_ped_sovet.docx | 438.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Soft skills
Что такое критическое мышление?
Критическое мышление — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводы. Также под критическим мышлением понимают способность ставить под сомнение любую информацию, в том числе собственные убеждения.
Участники Всемирного экономического форума в Давосе отметили критическое мышление в числе навыков будущего — то есть навыков, которые ценятся работодателями в век развитых технологий.
Что включает в себя критическое мышление?
Критическое мышление включает умения:
- интерпретировать данные, впечатления, ситуации, мнения и правила;
- анализировать информацию;
- оценивать правдоподобность утверждений и логичность аргументов;
Основные признаки критического мышления
Когда мы говорим, что человек обладает критическим мышлением, это значит, что он:
- наблюдательный, внимательный и любознательный;
- рациональный — в основе его выводов и решений лежат логика и анализ;
- даёт объективную оценку происходящему, что позволяет ему принимать взвешенные решения;
- обладает гибкостью ума;
- готов признавать свои ошибки.
Основные принципы критического мышления
Ключевые вопросы критического мышления
- Достаточно ли я знаю о ситуации, чтобы делать выводы?
- Насколько надёжен источник, из которого поступила информация (насколько научный журнал, независимое исследование или финансируемое, достаточно ли широкая выборка, точная ли цитата)?
- Принимаю ли я во внимание все точки зрения?
- Есть ли реальная связь между явлениями или это фантазия/апофения?
- Действительно ли я опираюсь на факты, а не поддаюсь аргументации авторитетного человека?
Что значит отсутствие критического мышления?
Отсутствие критического мышления – это признак конформизма, плавания “по течению”, безответственности за свою жизнь. Поэтому думайте, прежде чем принять важнейшие решения. Если вы увидели в себе недостаток сомнений при принятии решений и неспособность их принять правильно, запоминайте: Критический склад ума важен для всей вашей жизни.
Методы и приёмы для развития критического мышления.
МЕТОД: «Кластер»- гроздь винограда.
Описание метода:
Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):
2.
1 этап – мозговой штурм (идеи)
2 этап – систематизация, оформление в кластер
3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера
Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.
Кластер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность оформления кластера:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
- По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
- В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
- Не бояться записывать то, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции.
- Продолжить работу пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следовать конкретизировать направления развития темы.
Методический приём «Фишбоун».
Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Что такое фишбоун?
В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно - следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.[4]
Этот метод основан на преобразовании учебной информации в графический образ.
Слайды Графическое структурирование информации позволяет учителю:
- наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;
- уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними;
- способствует снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом и сложностью изучаемой в школе информации.
Переработка информации каждым ребёнком при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации.
Схемы Фишбоун дают возможность:
- организовать работу участников в парах или группах;
- развивать критическое мышление;
- визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
- ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Схема Фишбоун может быть разнообразной и составлена заранее .
С применением технических средств ее можно сделать в цвете.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова - проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове
Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на занятиях
Приведем пример:
Детям предлагается проблемная ситуация
Например: «Почему перелетные птицы улетают на юг?»
Сначала я создаю игровую мотивацию. Я говорю детям: «Ребята, это золотая рыбка
из сказки о рыбаке и рыбки, она приплыла к нам на помощь/ либо рыбка лично
попросила меня разобраться, почему одни птицы улетают, а другие остаются»
В голове рыбы основной вопрос «О чем рыбка думает?» - Необходимо подумать и
найти подходящую картинку.
На спинке рыбы нужно указать причину
Птицам стало холодно
Не хватает корма
На брюшке у рыбы нам нужно указать подтверждающий факт. Который вытекает из
причины, представленной выше
Птицы замерзают
Личинки, насекомые скрываются под снегом
Водоплавающие птицы лишаются возможности находится в водоемах, потому
что водоемы покрываются льдом
Следовательно, можно сделать вывод, что перелетные птицы не приспособлены к
зимовке.
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания, и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы, учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия - предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков, технологии, химии, биологии, начальных классах. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер. [7]
Формы работы на уроке
Фронтальная. Схему Фишбоун заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон Фишбоун. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.
Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске [5].
Работа в группах.
1. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
2. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
Примеры использования технологии Фишбоун в обучении
Выводы:
«Фишбоун» – универсальный приём технологии критического мышления, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Учащиеся, овладевающие приёмом «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как:
- критическое мышление;
- взаимодействие в группах;
- планирование и осуществление исследовательской деятельности;
- истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
- осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Этот приём хорош ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. В основе лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета.
Таким образом, использование технологии Фишбоун развивает умения, учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение Lego-Soft в физическом развитии
Физическое развитие дошкольников с применением кубиков Lego-Soft...
"Soft skills - навыки человека 21 века"
В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта, нужно еще нечто. Но этому «нечто» сейчас, к сожалению, еще не учат в российских школах. Под «...
Презентация "Soft skills в работе педагога"
В презентации раскрывается понятие soft skills - "гибкие навыки", их значение в работе педагога, способы развития....
Сенсорно - тактильное игровое пособие "SOFT PLAY"
Данное пособие будет полезно и интересно педагогам ДОУ, родителям....
Авторское сенсорно - тактильное игровое пособие "SOFT PLAY" (мягкая игра)
Представленное сенсорно - тактильное игровое пособие носит обучающий, развивающий,воспитывающий характер. Игры направлены, на развитие всесторонне развитой личности и раскрытие потенциальных возможнос...
Развитие пространственного мышления дошкольников с помощью soft skills- «гибкие» навыки.
Презентация и статья на тему "Развитие пространственного мышления дошкольников с помощью soft skills- «гибкие» навыки."Навыки «Soft skills» дошкольника - ...
Презентация проекта "Формирование мягких навыков (soft skills) у старших дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и СОШ ("Soft skills" и "Точка роста")
Социальное партнерство приобретает огромное значение в процессе формирования мягких навыков у дошкольников или гибких компетенций у школьников. И если партнерство с центрами культуры, художественными ...