Soft skills.Критическое мышление.
консультация

Турунтаева Екатерина Михайловна

Критическое мышление — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводы. Также под критическим мышлением понимают способность ставить под сомнение любую информацию, в том числе собственные убеждения.

Отсутствие критического мышления – это признак конформизма, плавания “по течению”, безответственности за свою жизнь. Поэтому думайте, прежде чем принять важнейшие решения. Если вы увидели в себе недостаток сомнений при принятии решений и неспособность их принять правильно, запоминайте: Критический склад ума важен для всей вашей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_kriticheskoe_myshlenie_ped_sovet.docx438.91 КБ

Предварительный просмотр:

Soft skills

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводы. Также под критическим мышлением понимают способность ставить под сомнение любую информацию, в том числе собственные убеждения.

Участники Всемирного экономического форума в Давосе отметили критическое мышление в числе навыков будущего — то есть навыков, которые ценятся работодателями в век развитых технологий.

Что включает в себя критическое мышление?

Критическое мышление включает умения:

  • интерпретировать данные, впечатления, ситуации, мнения и правила;
  • анализировать информацию;
  • оценивать правдоподобность утверждений и логичность аргументов;

Основные признаки критического мышления

Когда мы говорим, что человек обладает критическим мышлением, это значит, что он:

  • наблюдательный, внимательный и любознательный;
  • рациональный — в основе его выводов и решений лежат логика и анализ;
  • даёт объективную оценку происходящему, что позволяет ему принимать взвешенные решения;
  • обладает гибкостью ума;
  • готов признавать свои ошибки.

Основные принципы критического мышления

Ключевые вопросы критического мышления

  • Достаточно ли я знаю о ситуации, чтобы делать выводы?
  • Насколько надёжен источник, из которого поступила информация (насколько научный журнал, независимое исследование или финансируемое, достаточно ли широкая выборка, точная ли цитата)?
  • Принимаю ли я во внимание все точки зрения?
  • Есть ли реальная связь между явлениями или это фантазия/апофения?
  • Действительно ли я опираюсь на факты, а не поддаюсь аргументации авторитетного человека?

Что значит отсутствие критического мышления?

Отсутствие критического мышления – это признак конформизма, плавания “по течению”, безответственности за свою жизнь. Поэтому думайте, прежде чем принять важнейшие решения. Если вы увидели в себе недостаток сомнений при принятии решений и неспособность их принять правильно, запоминайте: Критический склад ума важен для всей вашей жизни.

Методы и приёмы для развития критического мышления.

МЕТОД: «Кластер»- гроздь винограда.

Описание метода:

Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):

https://pandia.ru/text/81/115/images/img1_88.jpg

2.
1 этап – мозговой штурм (идеи)
2 этап – систематизация, оформление в кластер
3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера

Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Кластер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.  Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность оформления кластера:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

  1. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

  1. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

  1. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

- Не бояться записывать то, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции.

- Продолжить работу пока не кончится время или идеи не иссякнут.

- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

  Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следовать конкретизировать направления развития темы. 

Методический приём «Фишбоун».

Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Что такое фишбоун?

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно - следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.[4]

 Этот метод основан на преобразовании учебной информации в графический образ.

Слайды Графическое структурирование информации позволяет учителю:

  • наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;
  • уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними;
  • способствует снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом и сложностью изучаемой в школе информации.

Переработка информации каждым ребёнком при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации.  

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Схема Фишбоун может быть разнообразной и составлена заранее .

С применением технических средств ее можно сделать в цвете. 

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова - проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове

Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Применение метода Фишбоун на занятиях

Приведем пример:

Детям предлагается проблемная ситуация

Например: «Почему перелетные птицы улетают на юг?»

Сначала я создаю игровую мотивацию. Я говорю детям: «Ребята, это золотая рыбка

из сказки о рыбаке и рыбки, она приплыла к нам на помощь/ либо рыбка лично

попросила меня разобраться, почему одни птицы улетают, а другие остаются»

В голове рыбы основной вопрос «О чем рыбка думает?» - Необходимо подумать и

найти подходящую картинку.

На спинке рыбы нужно указать причину

Птицам стало холодно

Не хватает корма

На брюшке у рыбы нам нужно указать подтверждающий факт. Который вытекает из

причины, представленной выше

Птицы замерзают

Личинки, насекомые скрываются под снегом

Водоплавающие птицы лишаются возможности находится в водоемах, потому

что водоемы покрываются льдом

Следовательно, можно сделать вывод, что перелетные птицы не приспособлены к

зимовке.

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания, и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы, учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия - предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.

Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков, технологии, химии, биологии, начальных классах. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер. [7]

Формы работы на уроке

Фронтальная. Схему Фишбоун заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон Фишбоун. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.

Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске [5].

Работа в группах. 

1. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

2. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Примеры использования технологии Фишбоун в обучении

Выводы:

«Фишбоун» – универсальный приём технологии критического мышления, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Учащиеся, овладевающие приёмом «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как:

  • критическое мышление;
  • взаимодействие в группах;
  • планирование и осуществление исследовательской деятельности;
  • истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
  • осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Этот приём хорош ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. В основе лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета.

Таким образом, использование технологии Фишбоун развивает умения, учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение Lego-Soft в физическом развитии

Физическое развитие дошкольников с применением кубиков Lego-Soft...

"Soft skills - навыки человека 21 века"

В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта, нужно еще нечто. Но этому «нечто» сейчас, к сожалению, еще не учат в российских школах. Под «...

Презентация "Soft skills в работе педагога"

В презентации раскрывается понятие soft skills  - "гибкие навыки", их значение в работе педагога, способы развития....

Сенсорно - тактильное игровое пособие "SOFT PLAY"

Данное пособие будет полезно и интересно педагогам ДОУ, родителям....

Авторское сенсорно - тактильное игровое пособие "SOFT PLAY" (мягкая игра)

Представленное сенсорно - тактильное игровое пособие носит обучающий, развивающий,воспитывающий характер. Игры направлены, на развитие всесторонне развитой личности и раскрытие потенциальных возможнос...

Развитие пространственного мышления дошкольников с помощью soft skills- «гибкие» навыки.

Презентация и статья на тему "Развитие пространственного мышления  дошкольников с помощью soft skills- «гибкие» навыки."Навыки «Soft skills»  дошкольника - ...

Презентация проекта "Формирование мягких навыков (soft skills) у старших дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и СОШ ("Soft skills" и "Точка роста")

Социальное партнерство приобретает огромное значение в процессе формирования мягких навыков у дошкольников или гибких компетенций у школьников. И если партнерство с центрами культуры, художественными ...