Сенсорно - тактильное игровое пособие "SOFT PLAY"
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Гамолей Любовь Николаевна

Данное пособие будет полезно и интересно педагогам ДОУ, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorno_taktilnoe_igrovoe_posobie_myagkaya_igra.docx46.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Сенсорно – тактильное игровое пособие «SOFT PLAY» (мягкая игра)

В методическом пособии приводятся игровые упражнения для детей раннего и младшего дошкольного возраста, направленные на профилактику на коррекцию развития мозга, на развитие высших психических функций. Предлагаемые игровые упражнения способствуют развитию межполушарных связей, расширению зрительного восприятия, развитию пространственных представлений, мелкой моторики и способности к произвольному самоконтролю. Опыт коррекционно – педагогической работы с детьми раннего и младшего школьного возраста показал эффективность применения сенсорно – тактильных вязанных игровых материалов.

Практическое пособие адресовано работникам дошкольного образования, социальным педагогам, родителям детей дошкольного и младшего возраста.

Введение

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.

Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр.

Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе.

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста, создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется развивающей предметно пространственной среде. Она должна быть насыщена игровыми материалами, спортивным инвентарём, соответствующими возрастным особенностям и реализуемой программе. Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, конструирования.

В данный сборник вошли материалы из опыта работы педагога Гамолей Л.Н. МБДОУСЦРР детского сада «Золотая рыбка» Благовещенского района, Алтайского края по изготовлению и использованию дидактических игр и пособий, представленные на (стажёрской практике), (районной методической выставке)

Представленные сенсорно – тактильные игровые пособия носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Игры направлены, на развитие всесторонне развитой личности и раскрытие потенциальных возможностей детей раннего и младшего дошкольного возраста, а также его применение в коррекционно- развивающей работе с детьми ОВЗ.

Игровые пособия содержат методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к ситуациям, используемым в игре.

Применение данного многофункционального пособия поможет обеспечить качество реализации программы ДОУ, возможность индивидуализации обучения, организацию учебной деятельности с широким использованием современных педагогических технологий по развитию детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации по использованию дидактических игр и пособий для социально-коммуникативного, речевого, познавательного, физического, художественно – эстетического развития детей.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, сказывается на развитие детской речи, внимание, умственную активность, развивает и стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что ребенок сможет выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Разные манипуляции с пальчиками создают хороший эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Развивается воображение и фантазия. Если у ребенка хорошо развита мелкая моторика, он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом и других видов деятельности. Уровень развития мелкой моторики важный показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой с трудом держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать обувь. Детям бывает трудно собрать детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, разрезными картинками. Они, неохотно вырезают, занимаются лепкой, оригами, конструированием из бумаги.

 В нашей группе есть местечко, где мы развиваем и тренируем тактильную память, через наши пальчики. Ребяткам очень нравится этим заниматься. Они с удовольствием осваивают новые виды разных манипуляций с различными предметами. Через развитие мелкой моторики - тактильной памяти, мы пополняем знания об окружающем мире, развиваем память, умение разговаривать, зрительное восприятие. Трогая, ощупывая, исследуя какой-либо предмет, ребенку становится интересно.

Существует три вида дидактических игр:

Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

 Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий.

Дидактическая игра - явление многоплановое, которая может быть методом обучения, формой обучения. Изготовленные руками педагогов, они позволяют ребенку, раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов.

Развивающее панно «Цветочная поляна»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для формирования зрительного, осязательного, кинестетического восприятия я использую сенсорные тренажеры, которые являются составляющей частью занятий по продуктивной деятельности, развитию речи, по ознакомлению с окружающим, развивающими мелкую моторику рук.

Детали панно- вязанный коврик, цветы крепятся с помощью пуговиц, листики с кнопками, гусеницы соединены липучками. Цветы, листики, гусениц можно трогать, гладить, пристегивать-отстегивать. Вязаные гусеницы, мягкие и с разными наполнителями, погремушки. Коврик – поляна мягкий, цветной, по краю поляны шнуровка.

Целью работы с тренажером является воспитание сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук ребенка. Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи.

Развивающие тренажеры дают возможность детям раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое, развитие ребенка.

Задачи использования тренажера:

1. Создавать эмоционально положительное настроение.

2. Развивать интерес и побуждение к действиям.

3. Формировать представление о предметах.

4. Развивать умение сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера).

5. Познакомить с сенсорными эталонами.

6. Развивать мелкую моторику.

7. Формировать и активизировать словарь ребенка.

8. Развивать восприятие (зрительное, осязательное, слуховое, тактильное)

9. Развивать наглядно – действенное, образное мышление, внимание, память, воображение и т. д. 10. Развивать умение понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного).

 Сенсорные тренажеры могут быть частью интегрированного занятия, в совместной и самостоятельной деятельности детей, как игры и упражнения.

Варианты дидактических игр: «Где живут гусеницы?», «Что едят гусеницы?» «Найди красную (желтую) гусеницу, цветок», «Куда спряталась гусеница?» «Где маленький цветок, а где большой?» «Сколько гусениц живет на поляне?», «Почему гусеница грустит?» Каждодневные тренировки на тренажере, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.

Дидактическое пособие по сенсорному развитию раннего и младшего возраста:

«Пчёлка Жужа и её друзья.

Пособие используется в непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию, сенсорике, по развитию речи, в театрализованной деятельности, подвижных играх. Удобно в использовании при проведении индивидуальной работы с детьми, в совместной деятельности воспитателя и детей. Данное пособие помогает нам в решении следующих задач:

1. Развивать предметные действия, навыки ориентации в пространстве;

2. Формировать и закреплять умения сравнивать предметы по основным свойствам;

3. Обучать действовать по заданию и образцу;

4. Развивать начальные навыки счета;

5. Развивать мелкую моторику;

6. Создавать позитивное эмоциональное настроение;

 С этой целью и было создано дидактическое пособие - «Пчёлка Жужа и её друзья», предлагаю вашему вниманию несколько вариантов игр и заданий, с использованием дидактического пособия.  Дидактическая игра: «Посади пчелок на цветок» Цель: развитие внимания, наблюдательности, закрепление знаний четырёх цветов. Ход игры: Детям предлагаем цветы, объясняем, пчелки собирают нектар с разных цветов, нужно посадить по 1,2,3 пчелки на разные, цветом и размеру цветы. Предлагаем ребенку самому посадить пчелок. 

Дидактическое задание: «Определи местоположение пчелок» Цель: закрепляем навыки ориентировки в пространстве. Развиваем внимательность. С помощью этого задания закрепляем навыки ориентировки в пространстве: Разложив пчелок на полянке, спрашиваем у ребёнка, на каком цветке сидит пчелка справа, слева, внизу, наверху какого цвета пчелка идёт впереди, сзади? и т. д. Каждый раз располагаем пчелок по-новому. Следующий вариант задания: «В какую сторону летят пчелки?» Ход задания: Выстраиваем в ряд трёх-четырёх пчелок (мордочками в одну сторону: вправо, или влево). Спрашиваем ребёнка, куда направляются пчелки: направо, или налево?

Дидактическая игра «Спрячь пчелок в домик - улей», «Один, много», «Найди пчелку, которая не шумит»;

Дидактическая игра: «Какая пчелка улетела?» Цель: Развивать внимание Ход задания: Говорим детям, что пчелки полетели на цветочную поляну погулять, но одна из них улетела. Обращаем внимание ребёнка, какой пчелки не стало на полянке. Ещё один вариант игры: «Определи по размеру, по цвету» Цель: Развитие умения группировать предметы по величине и цвету Ход игры: Предлагаем ребенку выбрать самый большой цветок и собрать на нём пчелок, затем цветок поменьше, собрать в него пчелок поменьше, и наконец - выбрать самый маленький цветок, и собрать в него пчелок.

Подвижная игра: «Пчелки и цветы» Дети под музыку «летают» с пчелкой в руках, музыку останавливаем и ребенок должен посадить пчелку на заданный цветок. Игра повторяется 3-5 раз.

Конспект занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

«Вязаная педагогика»

Тема: «Пчёлка Жужа и её друзья»

Цель:

Задачи: Создавать эмоционально положительное настроение. Развивать интерес и побуждение к действиям. Формировать представление о предметах и активизировать словарь ребенка. Познакомить с сенсорными эталонами. Развивать начальные навыки счета; мелкую моторику. Развивать восприятие (зрительное, осязательное, слуховое, тактильное) наглядно – действенное, образное мышление, внимание, память, воображение; умение понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, больше, меньше).

Игровое оборудование: Мишка с бочонком мёда, улей с пчёлками и цветы, музыкальное сопровождение (медведь идёт, летят пчёлы, русская народная мелодия для игры)

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический (рассматривание, проговаривание, артикуляционная, дыхательная гимнастика, чистоговорка, игры: «Один – много», «Шумелки», самомассаж, «Посади пчёлку на большой и маленький цветок», подвижная игра «Цветы и пчёлы», «Шнуровка»)

Ход:

Ребята вы любите играть? Ответы детей – да.

Сегодня мы с вами поиграем в разные интересные игры.

Сюрпризный момент. Раздается звук (медведь идет) появляется медведь с бочонком мёда.

Здравствуйте ребята! Я, Мишутка Топтыжка. А, как вас, зовут?

Дети здороваются, представляются по имени Мишке. Мишка с каждым здоровается за ручки (массаж), гладит по голове ребенка.

Я, принес вам, мёд. Вы любите мёд? Ответы детей – да. Он вкусный, сладкий.

Когда я ем мёд, он у меня на остается на губах, и я его облизываю.

- Ребята, давайте мы с вами сделаем, гимнастику для губ. «Улыбка, Заборчик, Чистим зубки», представьте, что вы кушали мёд, он очень полезный, и у вас сладкие губы. Давайте, язычком оближем наши губки. Молодцы!

- А, вы знаете откуда берется мёд? Ответы детей…правильно, пчёлки делают мёд.

(музыка пчёлы летят) На столе появляется улей с пчелами и цветы шнуровка.

- Ребята, посмотрите, что это? Домик какой - то и цветы. Кто там внутри? Открываем, а там пчелки. Да, это же «улей» домик для пчёл. В котором они живут и делают мёд.

- Давайте рассмотрим пчелок. Они все одинаковые? Нет. Разные. Одна пчелка с цветочком, а у других нет. Сколько пчел с цветочком «одна», а сколько без цветочка? «много». Пчелка, у которой есть цветочек это «Жужа», а остальные её друзья. А, у вас есть друзья? Ответы детей – да. Ребята давайте вместе произнесем слово «Жужа» имя нашей пчелки. (Сделаем улыбку, закроем зубки и произнесем жу-жа, вытягивая губки. Молодцы! А теперь по одному Ваня, Лиза, Стёпа и Маша. Очень хорошо!

Возьмите пчелку в руки, какая она на ощупь? Мягкая. Мы ее покатаем между ладошек, ручки стали какие? Теплые. Ой, пчелки издают звуки внутри. Я, предлагаю вам послушать всех пчелок и определить все ли пчелки издают звук это «шумелки», а мягкие без шума это «мнушки». В одну сторону положите пчелок, которые шумят, а в другую которые не шумят. Здорово у вас получилось!

А, как пчелки разговаривают? Ответы детей - «Жжж». Правильно. Давайте, как пчелки пожужим. Хорошо достаточно. Послушайте Жа-жа-жа - убежали два ежа. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу. Давайте вместе произнесем. По одному. Молодцы, как хорошо у вас, получается!

- Вы, знаете ребята, пчелки любят перелетать с цветка на цветок и собирать нектар. Нектар нужен пчелкам, чтобы делать мёд.

- Рассмотри цветы. Какие они? Разные по цвету и размеру. Ваня посади пчелку на самый маленький цветок. Какого он цвета? Правильно. Лиза посади 2 пчелки на цветочек, который больше, чем у Вани. Какого он цвета? Хорошо. Стёпа посади 3 пчелки на самый большой цветок. Какого он цвета? Молодец. Маша посади 2 пчелки на оставшийся средний цветок. Какого он цвета? Умница. Осталось еще 2 пчелки, я их посажу на самый большой цветочек, чтобы они не грустили и тоже собрали нектар. Пчелкам, очень понравилось, как вы их посадили на цветочки. Они говорят вам, спасибо!

- Я, слышу пчелки говорят, они хотят полетать. Давайте мы поиграем с вами в игру, которая называется «Цветы и пчелы». Вы берите по 2 пчелки по 1 в каждую ручку. На полянке растут цветы, под русскую народную музыку вы с пчелками летаете, как только музыка остановиться, вы садите пчелок на разные цветочки. И я посажу своих пчелок на самый большой цветочек. Игра продолжается 3 раза.

- Здорово, мы полетали, вместе с пчелками. Пчелки устали, они собрали много нектара им пора в улей. Давайте их сложим и закроем крышку, чтобы они не улетели. Молодцы!

- Пока пчелки отдыхают в своем домике – улье, мы с вами поиграем. Украсим для пчелок цветы. Когда пчелки проснутся, они увидят, что цветы стали ещё красивее. Игра «Шнуровка. Вам, нужно взять цветок, шнурок какой вам нравиться. У цветочка, где лепестки, есть дырочки, в которые мы и будем продевать шнурок. Так мы и украсим цветочки для пчел. Молодцы, все справились, у всех получилось! Посмотрите, какие красивые цветы! Давайте подарим друг другу улыбку и похлопаем.

Итог: Ребята, вам понравилось играть с пчелками? Пчелкам, тоже с вами очень понравилось играть. Вы молодцы! Давайте Мишке и пчелкам скажем, до новых встреч!!!

Многофункциональное пособие «Вязаные игрушки»

Задачи: - совершенствовать речь детей; - формировать умение более точно характеризовать объект; - формировать основы экологической культуры; - обогащать словарный запас детей; - содействовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни. Формирование словаря: Названия: всё из списка работ, плоды, листья, цветы, стебли, мешок, ящик, дорожка, удобрения, вредители, урожай, сад, бахча, семена, и др. Признаки: красный, зелёный, желтый, спелый, вкусный, сочный, сладкий, кислый, горький, консервированный, сырой, варёный, полезный, лечебный, созревший, сочный, фруктовый, ягодный и др. Действия: сажать, ухаживать, сеять, рыхлить, поливать, собирать, зреть, срезать, мыть, чистить, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, консервировать, расти, поспевать и др. Игры и задания. «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Назови фрукт», «Назови овощ», «Назови ягоду», «Один – много», «Узнай на вкус», «Узнай по описанию», «Съедобное - несъедобное», «Загадки и отгадки», «Что как храним», «Магазин», «Обводим контур и раскрашиваем», «Что где растёт», «Какую форму имеет» и др.

Варианты игр: «Чудесный мешочек – конфетки» - разложи по цветы; «Чудесный мешочек – овощи и фрукты» -

«Клубничное варенье» -сложи клубнички в баночку, посади клубнику в грядку, найди самую большую или самую маленькую клубничку «мнушки», массаж; «Погремушки», «Пирамидка», «Горох» - собери горошины в стручок, самомассаж, прокати горошины, потешки.

Баба сеяла горох -
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок -
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стали русского плясать,
А потом вприсядку!

«Пальчиковый фитнес» - тренажер – массажер, который способствует: развитию моторной ловкости пальцев и кистей рук; развитию и улучшения качества речи; формированию умения координировать движения рук и глазомера.

«Массажная палочка» – это тренажер для развития силы и моторной ловкости пальцев и кистей рук, зрительно – моторной координации, речевой активности ребенка. Способы работы: игровые массажи, речевые игры, дыхательные упражнения. Сопровождение игровых упражнений (пение, чтение народных потешек, чистоговорок, стихотворений) для расширения активного и пассивного словаря детей.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду. (Держим палочку двумя руками и указательными, средними, безымянными и мизинчиками перебираем имитируя игру на дудочке).

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла, пастушку отдала. (Кладем палочку в ладошки)

На-ка, милый пастушок, (Катаем в ладошках палочку).

Ты спеши на лужок,

Там бурёнка лежит, (Катаем в ладошках палочку)

На теляток глядит,

А домой не идёт, молочко не несёт.

«Пальчиковый фитнес» «Вишенка»

Вишня – ягодка созрела (На указательном пальчике раскручиваем «вишенку» по часовой стрелке)

Ах, как вовремя поспела, в сад сегодня мы пойдем, (Раскручиваем «вишенку» против часовой стрелки)

И всю вишню соберём.

На компот и на варенье (Снимаем вишенку и кладём на ладошку)

Будет деткам угощенье. (А.Тиленко)

«Вязаная графика» - это набор «сенсорных карандашей» разной длины для «тактильного рисования» мозаика – «это картина или композиция, состоящая из мелких деталей». Одновременно это и головоломка, и одна из форм художественного самовыражения.

Развивающий игровой набор для творчества, конструирования, «рисования». Создание картины вязанными изделиями напоминает больше игру, которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к творческой импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета, активизирует речевую деятельность, развивает наглядно – образное и словесно- логическое мышление.

«Палочки – игралочки» -  вязанный конструктор, который способствует развитию математических представлений и счетныйх умений, моторной ловкости пальцев и кистей рук, формированию представления о цвете, форме, величине, навыка усидчивости у ребенка.

 «Мнушка – шнуровка», «Мышка- антистресс», «Осьминожка» - незаменимая игрушка, развивающая мелкую моторику рук, и подготавливает ручку малыша к письму, способствует развитию точности глазомера, координации, концентрации внимания.

«Вязаная рукавичка» - тактильный конструктор, это простая мягкая вязаная игрушка, которая превращается в любого персонажа для сказок или игр: явления природы (тучка, ручеек, лужа, солнышко) цветок, деревце, насекомое, животное или сказочного героя. Рукавичку можно сжать, завернуть края и постепенно вытягивать. Например, так растет дерево или цветок. Варианты игр: театрализация, игровой самомассаж.

«Прятки» - В рукавичку кладем небольшой предмет. Ребенок прячет руку в рукавичку и угадывает на ощупь, что там спрятано.

«Шустрая кошка» - Дети стоят по кругу. Среди них выбирается ведущий (или воспитатель) – кошка. Остальные мышки. В центр круга детки вытягивают ручки, шевеля пальчиками – мышки бегают. Ведущий говорит считалку и на слово «догонять» ловит ручки детей, а малыши прячут руки за спину. «Мышки, мышки – шалунишки, выходите поиграть. Мышки, мышки – шалунишки, буду вас я догонять». Затем рукавичка – «кошка» передается следующему участнику игры по часовой стрелке. Игра повторяется. Победит тот, кто поймает больше всех мышек. Ведущий может стоять в центре или в кругу.

Игра – самомассаж – Надеваем на руку рукавичку. Плавно делаем самомассаж под стихотворение.

«Мы погладим ручки, мы погладим щечки, мы погладим ножки «мягкой ладошкой»

История – игра «Цыплёнок Цыпа»

Подготовка к игре: скручиваем в три раза рукавичку.

Однажды из фиолетового яичка стал вылупляться пушистый желтый комочек (переворачиваем рукавичку на другую сторону, из которого виден пушистый желтый комочек). Птенец стал проклевываться из яичка. Все больше и больше (выворачиваем рукавичку и надеваем на ладошку). И тут он увидел маму. Мама погладила своего птенчика по спинке, по животику, по головке (гладим ладошкой рукавичку сзади, впереди, сверху).

«Ты мой хороший, ты мой любимый! Мы тебя так ждали!» (продолжаем гладить рукавичку) мы приготовили для тебя вкусную кашу (протягиваем ладошку и рукавичкой «клюём» кашку. Игра проигрывается с каждым малышом. «Цыплёнок» говорит спасибо каждому малышу). А теперь давайте с вами познакомимся и будем дружить (Цыпленок представляется каждому малышу, «кивает» - «сгибаем ладошку». Дети называют своё имя в ответ).

«Паучок и муха» - надеваем на ладошку рукавичку. Это «паук». Указательные пальчики игроков превращаются в мух. «Мухи» летают (круговые движения указательным пальцем) вокруг паучка, который претворился спящим. Как только мухи подлетают близко к паучку, он их ловит. В конце игры считаем сколько «мух» попало на обед «паучка».

 «Ёж», «Мишка» - универсальное учебно - игровое пособие для демонстрации: ситуаций, сказок, рассказов, стихотворений.

Стихотворения про Ёжика

Дождик вылился из тучки

Дождик вылился из тучки, 
Вымыл ежику колючки. 
Еж доволен — сыт, умыт, 
На кроватке сладко спит!

Еж
А. Фрейфельд

Ёж боится неспроста
Ежевичного куста.
Сам колючий он, но что-то
Уколоться неохота!

Ёж
И. Финк

Ёж, колючий мой дружок,
Скинь свой колкий пиджачок.
Без него ты мне милей.
Скинь колючки поскорей!

Ежик
А. Тесленко

Ёж колючками оброс,
Для чего же? Вот вопрос.
Чтоб ему клубком свернуться,
От зверей злых увернуться.

Хвастун
М. Придворов

На сухом пригорке лёжа,
Похвалялся острый ёжик,
Что его ежову кожу
Ущипнуть никто не сможет.

Ира и Ежик

Ира просит: «Ежик, Еж!
Ты мне платьице сошьеш?»
Еж ответил из-под елки:
«Ниток нет — одни иголки!»

Серый ежик

Вот колючий серый ёжик.
Он свернулся так в клубок,
Что ни головы, ни ножек
Отыскать никто не смог.

Живёт на свете зверь смешной

Живёт на свете зверь смешной.
Он фыркает и морщит нос,
Он бодрый — летом, спит — зимой.
О чём он думает? Вопрос!
Он на игольницу похож,
Зовут его Колючка Ёж!

Еж
Б. Заходер

-Что ж ты Ёж, такой колючий?
-Это я на всякий случай:
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Часто ходит ёжик к речке

Часто ходит ёжик к речке.
Только ёжик не рыбак.
Если удочку закинет,
Знают рыбки — это знак:
Друг зовет поговорить.
Как чудесно в мире жить!

Хитрый Еж

Возвращался еж домой —
Хлынул дождик проливной,
Ручейки помчались с гор.
Еж не растерялся,
Быстро встал под мухомор
И сухим остался.
Обошелся хитрый еж
Без зонта и без галош.

Сказки про ёжика

Тихая сказка — произведение Маршака, которое отлично подойдет для привлечения внимания детей и создания тишины. В нем показана жизнь семьи ежей. По ночам, когда все вокруг спит, ежи выходят всей семьей на прогулку. Кого они могут встретить на своем пути, и как смогут избежать опасности? Дочитайте стихотворение до конца вместе с ребятами, чтобы узнать это, лучше шепотом. Почему? Последние строчки дадут ответ, а сказка научит ребят вниманию, доброте и бережному отношению к природе.

Яблоко — сказка Владимира Сутеева — история, которую стоит прочесть с детьми и перечитывать снова. В ней говорится о лесных обитателях и спелом фрукте. Заяц, Ворона и Ёж никак не могли поделить сочное яблоко, которое нашли. Рассудит ли кто-нибудь соперников, и как они поблагодарят его за это? Прочтите с детьми в короткой сказке о животных. Произведение учит щедрости, участию, признательности, умению делиться, а также расширяет кругозор и жизненный опыт юного читателя.

Палочка-выручалочка — произведение В. Г. Сутеева, знакомое каждому уже много лет. В нём идёт речь о прогулке ежа и зайца в лесу. За разговором заяц спотыкается о палку на дороге и отбрасывает её. Только ёж поднимает палочку и утверждает, что она волшебная. С этого момента с приятелями происходят различные приключения, а палочка выручает их из неприятностей и помогает в трудностях. Что волшебного в обычной палке, и что случится с друзьями, прочтите из сказки. Она учит сообразительности, смелости, «умной голове и доброму сердцу».

Ёж — сказка Алексея Толстого из цикла «Сорочьих сказок», которая нравится детям младшего возраста уже не одно столетие. В ней говорится о том, как еж победил страшного зверя и прослыл богатырем. Что за чудовище пыталось погубить колючую голову, как он избавился от лютого зверя, и в чем была ошибка ежа? Узнайте обо всех подробностях вместе с детьми из короткой сказки. Она учит быть осторожным, здраво оценивать свои возможности и призывает не приписывать себе мнимых подвигов.

Живые грибы — сказка Владимира Сутеева, которое можно прочесть с детьми любого возраста. В нем описывается, как ежик набрал грибов для своих ежат на иголки. В этот момент мальчишки заметили кучу грибов. Смогут ли собрать их незадачливые грибники, прочтите в сказке. Она показывает, как важно заботиться о своей семье, трудиться и быть запасливым человеком. В коротком произведении автор затрагивает и тему позитивного общения между людьми, возможность выбора между трудом и надеждой на случайную удачу.

Загадки про ёжика

Мастер шубу себе сшил, иглы вынуть позабыл (ёж)

Под соснами, под елками, живет мешок с иголками (ёж)

Полёт, ползёт иголки везёт (ёж)

Сердитый недотрога живёт у глуши лесной, иголок очень много, а нитки не одной (ёж)

Загадки про мишку
Кто зимой всё время спит,

Летом улья ворошит?

(Медведь)

Летом наедается,

Зимой высыпается.

(Медведь)

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу.

(Медведь)

Стихи про мишку

***

-Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

 -Потому что снег и лед-

 Не малина и не мед!

***

Медведица ласково сына качает.

Малыш веселится.

 Малыш не скучает.

 Он думает, это смешная игра,

Не зная, что спать медвежатам пора.

***

У Мишутки именины.

Я принёс ему малины.

Подвязал ему салфетку.

Подарил конфетку.

***

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенки поёт.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою — топ!

Сказки про мишку
Поучительная сказка Владимира Сутеева «Лиса и медведь» показывает, на что способны пойти существа ради собственного блага. История учит деток не держаться за злых людей, которые не раз совершили плохой поступок, пренебрегая доброй и заботой друга. Главные герои – коварная лисица и добродушный мишка. Эта сказка о подлых проделках плутовки поможет наставить ребят на благородные нравственные ориентиры.

Развивающие игрушки для сюжетных игр: «Сорока белобока» - игра способствует развитию речи, мелкой моторики и общему физическому развитию малыша.

Сорока – белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Ничего тебе не дам!

Потешки «Идет коза рогатая»

В этой потешке слова сопровождаются "боданием козы": указательный и средний палец руки складывают в "козу" и слегка щекочут ими животик и грудку ребенка.

Важное замечание! Не нужно щекотать ребенка сильно и долго; нельзя нажимать на животик с усилием. Следите за реакцией ребенка - возможно, ему не нравится, когда его щекочут. В этом случае "бодание" можно просто имитировать, не касаясь малыша. И, конечно, не стоит переутомлять ребенка этой игрой. Лучше закончить ее до того, как появятся первые признаки усталости. Если пренебречь этими советами, веселая и всеми любимая игра превратится для вашего малыша в главный кошмар детства!

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

***

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!

***

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забодает.

***

Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!

***

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Забодаю, забодаю!

***

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает!

«Два веселых гуся» - Шутливый и ритмичный текст песни «Два весёлых гуся» сочинил коллективный автор, проще говоря, народ. Трудно даже сказать точно, сколько лет этой песенке. Но своё современное звучание она получила в 1970 году в одноимённом мультфильме.

«Один серый, другой белый» — отличные воспитатели. Они учат малышей не только петь, а и держать ритм, двигаться под музыку и даже считать. Именно знаменитые гуси дают детям первое представление о числах один и два.

Слова песни «Два весёлых гуся»

Жили у бабуси два весёлых гуся,
Один — серый, другой — белый,
Два весёлых гуся.
Один — серый, другой — белый,
Два весёлых гуся!

Мыли гуси лапки в луже у канавки,
Один — серый, другой — белый,
Спрятались в канавке.
Один — серый, другой — белый,
Спрятались в канавке!

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!
Один — серый, другой — белый,
Гуси мои, гуси!
Один — серый, другой — белый,
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси, кланялись бабусе,
Один — серый, другой — белый,
Кланялись бабусе.
Один — серый, другой — белый,
Кланялись бабусе!

«Дед, бабка, Золотая рыбка» используется в театрализованной деятельности:

 жили-были в следующих сказках:

  • Снегурочка,
  • Курочка Ряба,
  • Колобок,
  • Сказка о рыбаке и рыбке,
  • Репка,
  • Жили-были дед да баба, ели кашу с молоком,
  • Лисичка-сестричка

Подвижной игры с речевым сопровождением

Первый вариант игры

Задачи: Закреплять и развивать навык выполнять движения в соответствии с текстом. Развивать навык бега врассыпную, ловкость, скорость реакции, умение действовать сообща.

Правила игры: Выбирается ведущий, который вместе с детьми произносит слова. Каждый раз дети должны выполнять разные задания.  Тот, кто побеждает, становится «Золотой рыбкой».

Ход игры: Дети с помощью считалки выбираю «Золотую рыбку»

Раз, два, три, четыре, пять будем рыбку выбирать.

Раз, два, три рыбка по морю плыви.

Раз, два, три, четыре, пять возвращайся к нам опять.

После того, как дети выбрали золотую рыбку. Встают в круг, берутся за руки, идут по кругу и произносят слова:

Рыбка, рыбка золотая в море ты не уплывай.                                                    

Рыбка, рыбка золотая нам желанье загадай!

(Рыбка в руках держит любой предмет и указывает им на того, кто будет выполнять задание. Предлагает детям выполнить простые задания – присесть, подпрыгнуть, сделать пружинку. Хвалит детей, за усердие)

Второй вариант игры

Рыбка, рыбка золотая в море ты не уплывай.                                                                

Рыбка, рыбка золотая в догонялки поиграй! 

(После этих слов дети разбегаются врассыпную, а рыбка старается их поймать, может быть с помощью сети). Тот, кого рыбка не поймала, становиться водящим. Если детей несколько, то рыбку выбирают с помощью считалки. Игра повторяется несколько раз (по желанию детей)                                               

Рекомендации: Игру лучше проводить на прогулке (по погоде), если у детей есть желание, они могут золотой рыбке придумывать свои задания.

Игра «Прыг – скок» это тренажер, который научит ребенка прыгать и скакать; активизатор мыслительных процессов и творческой активности ребенка; с помощью которого ребенок:

- тренирует концентрацию внимания, координацию движений;

- развивает наблюдательность, крупную моторику, ловкость;

- расширяет активный словарь;

- учится ориентироваться в пространстве;

- развивает умения действовать по заданному условию.

Варианты игр:

Игра «Битва Эрудитов»

Количество игроков: 2 ребенка

Ход игры:

Два игрока берутся за концы скакалки и становятся друг перед другом, натягивая скакалку.

Задается любая тема: одежда, животные, овощи, фрукты и другие.

Игроки по очереди называют слова по теме, передвигаясь на один разноцветный сектор вперед. Если один из участников медлит с ответом, другой участник игры считает до трех и если слово не успели назвать, то пропускается ход. Выигрывает тот, кто прошел больше всего секторов.

Дополнительные варианты тем: «Один – Много», «Животные и их детеныши», «Назови ласково».

Игра «Повторялки»

Ход игры:

Два игрока берутся за концы скакалки и становятся друг перед другом, натягивая скакалку.

Задается любая тема: предметы вокруг себя, одежда, животные, спорт и другие.

Один игрок называет громко, второй повторяет тихо. Передвигаясь на один разноцветный сектор вперед. Затем наоборот.

Игра «Найди такой же»

Подготовка к игре. Скакалка выкладывается на полу горизонтально. Ведущий называет или выкладывает цвет на мячике, задача игрока найти такой же на скакалке. Кто больше всех назовет цвета и правильно покажет, тот победитель.

Игра «Кто прыгнет дальше?» (прыжки с места в длину)

Подготовка: скакалка выкладывается во всю длину.

Ребенок становится на старт – перед «помпоном» (ручка скакалки) и прыгает вдоль скакалки. Дальность прыжка рассчитывается от «помпона», от которой начинается прыжок до следа, оставленного стопой около разноцветного деления скакалки. Затем следующий ребенок прыгает в длину. Цель игры – прыгнуть дальше всех.

Игра «Узелки»

Количество игроков: 2 ребенка.

Ход игры: два игрока берутся за концы скакалки и становятся друг перед другом, натягивая скакалку.

Ведущий (педагог) говорит: «Раз, два, три узелок завяжи» Игроки начинают завязывать узелки, каждый со своего края. Выигрывает тот, кто больше всех завяжет узелков.

Затем ведущий (педагог) говорит: «Раз, два, три, узелок развяжи» Игроки начинают развязывать узелки. Выигрывает тот, кто быстрее всех развяжет узелков.

Игра «Свободный художник»

Задачи: развитие внимания, воображения, стимуляции связной речи, формирование пространственных представлений.

С помощью скакалки выкладывается на полу небольшая рамка для картины, которую ребенок, как художник может выложить их «вязанных карандашей» желательно музыкальное сопровождение. Правило: все персонажи картины должны быть в рамке, как у настоящих художников изображения не выходят за края. Затем дети могут назвать свое творение и рассказать, что они изобразили.

Динамические игровые упражнения с мягкой скакалкой.

«Ласковые лапки»

Цель: развитие чувственного восприятия, установление и поддержка эмоционального контакта между партнерами (например, взрослым и ребенком).

Партнеры располагаются рядом. Один (взрослый) складывает скакалку и прикасается к руке ребенка. Говорит ребёнку: «Представляй, что маленький зверек ходит рядом и трогает тебя, касается маленькими лапками». Прикосновения должны быть разнообразными, но комфортными. Чередуя варианты складывания скакалки, педагог создает разные тактильные впечатления у ребёнка. Затем партнеры меняются местами. Ребёнок руководит «зверьком» и прикасается к руке партнера. Вариант: это же упражнение выполняют, прикасаясь к коленям, голени, лицу.

«Мои кулачки»

Цель: развитие распределения внимания, самоорганизации при выполнении усложнённых действий.

Ребёнок перебирает скакалку, чередуя захват «кулачками» правой/левой рук. Захватывая правым кулачком, проговаривает «правая», затем захватывает левой, проговаривает «левой».

«Подхвати скакалку»

Цель: развитие внимательности и адекватности реагирования на действие – стимул.

Дети стоят в кругу. Ведущий держит в руках скакалку, он называет имя одного из игроков и отпускает скакалку. Ребёнок, чьё имя назвали, должен подхватить её, пока она не упала.

«Дорожки – следы» - игровое пособие коврик, рекомендуется для использования на физкультурных занятиях.

«Мяч антистресс», «Массажный мяч», «Ежата» - вязаные сенсорно – тактильные игрушки – антисресс, благодаря воздушной и мягкой текстуре его можно мять, как кусочек теста. Шарики на игрушках создают массажный эффект.

«Мягкие прописи» - многофункциональная коллекция, которая имеет развивающий, развлекательный, обучающий характер. Подготовка к школе, альтернативный способ обучению чтению и азам математики, настольная игра, текстильный конструктор.

Развивающий «Кубик» - мягкое вязанное пособие, развивает математические представления, количество и счет, цвет.

Дидактическое пособие «Цветные коврики»

Игра №1: Знакомство с цветными ковриками. Цель: познакомить детей с новым дидактическим материалом - цветными ковриками; учить детей обращать внимание на цвет ковриков; развивать внимательность; закрепить понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Игра №2: «Разложи по цвету» Цель: учить детей раскладывать предметы по цвету (красный коврик красный кубик); закрепить основные цвета.

Игра № 3. «Что исчезло?» Цель: учить детей фиксировать внимание на предметах; развивать внимательность, наблюдательность

Игра №4: «Коврики для игрушек» Цель: учить детей ставить игрушку на определенный цвет коврика (поставь мишку на синий коврик, обезьянку - на красный, т. д); развивать ориентировку на плоскости.

 Игра №5: "Найди коврик" Цель: учить детей находить коврик определенного цвета среди других игрушек; закрепить основные цвета; развивать внимательность.

Мягкие вязанные игрушки – используются для сюрпризных моментов и театрализованной деятельности.

Пальчиковый вязанный театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.

Цель: развивать мелкую моторику рук, сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра. 

Задачи: Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра; Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас; Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Сенсорные (тактильные) карточки»

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия«Сенсорные (тактильные) карточки»Авторы:Бородинова Зинаида Григорьевнавоспитатель 1 категорииЛобачева Кристина ЛеонидовнаВос...

Сенсорные/тактильные карточки

Тактильные карточки развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память, мелкую моторику пальчиков, и как следствие благотворно воздействуют на умственный потенциал малыша....

Авторское сенсорно - тактильное игровое пособие "SOFT PLAY" (мягкая игра)

Представленное сенсорно - тактильное игровое пособие носит обучающий, развивающий,воспитывающий характер. Игры направлены, на развитие всесторонне развитой личности и раскрытие потенциальных возможнос...

Дидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) мешочки» для детей от 2 лет

laquo;Тактильные (сенсорные) мешочки»            Дидактическое пособие  «Тактильные мешочки» предназначено для детей от 2...

Сенсорные (тактильные) дорожки по лексической теме "Транспорт"

Сенсорные (тактильные) дорожки использую в коррекционной работе для развития тактильного восприятия, межполушарного взаимодействия, мелкой моторики....

"Сенсорный тактильный куб в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"

Многофункциональное пособие "Сенсорный  дидактический  куб"  предназначен  для  работы  с  детьми с  ОВЗ от 4  до  7  лет. Куб  со...

Буклет Многофункциональное пособие ""Сенсорный тактильный куб"

В  буклете  предложена  коррекционная  работа  по  сенсорному  воспитанию  детей с  ОВЗ  дошкольного  возраста....