Родительское собрание по теме «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду»
материал (старшая группа)

Яна Викторовна Захарова

Повестка собрания

 1. Вступительное слово

2. Нравственное воспитание, понятие, сущность.

3. Методы и условия нравственного воспитания ребенка в семье.  

 4. Работа с ситуациями.  

 5. Тренинговое занятие с родителями.

 6. Подведение итогов собрание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме
«Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду». 

Цель: формирование у родителей представлений о нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в детском саду и семье.

Задачи:

   Повышать педагогическую компетентность родителей (законных представителей) по вопросам   нравственного воспитания и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста.

Способствовать сплочению родительского коллектива и формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.

На родительском собрании определяются следующие группы:

  • «Добрые родители»
  • «Строгие родители»

Повестка собрания

 1. Вступительное слово

2. Нравственное воспитание, понятие, сущность.

3. Методы и условия нравственного воспитания ребенка в семье.  

 4. Работа с ситуациями.  

 5. Тренинговое занятие с родителями  

 6. Подведение итогов собрание.

Ход собрания.

Ведущий: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встречи с вами. Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей и наших с вами детей - что такое семья, счастье, домашний очаг.  Ведь именно семья является первой социальной «ячейкой», в которую попадает ребенок после рождения и именно в ней переплетены все естественно-биологические и социально-психологические связи родителей и детей.

Эпиграфом к нашей встречи будет восточная мудрость: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».  Наша беседа посвящена очень серьезной теме: «Нравственное воспитание детей в семье». Мы часто слышим эти слова – нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. Нравственные качества не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать. Каким образом их воспитывать – мы сегодня и будем вести разговор.

 Ведущий: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Насколько нравственными, добрыми, порядочными будут ваши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества, а нам с вами в этом обществе жить. И семья в воспитании нравственности играет главную роль.

Давайте посмотрим на социологические данные: влияние улицы – 10%. влияние дошкольного учреждения – 20% - СМИ – 30% семья – 40%.

Таким образом мы видим: семья является главным институтом воспитания. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами, начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.

ВедущийПредлагаю вам поиграть (вы получили карточки с «добрыми родителями», «строгими родителями». Те, у кого «добрые» родители проходите за свой стол, у кого «строгие» родители проходите за свой стол).

 Ведущий: Первое упражнение называется «Правила родительской гармонии. (вопросы 1 и 2 команде)

1команда                                                    2команда
(добрые родители)                                    (строгие  родители)
1. В проявлении каких родительс              1. Нужно ли  устанавливать  ра-      
ких чувств  нуждается ребенок?                 венство позиций ребенка и взрос-

(нежность, ласка, доброта, веж-                 лого? (да)- высказывания  родител.
ливоть, понимание и т. д.)  

2. Всегда ли ребенок должен                   2.   На чем необходимо строить  
на родителей? (
нет не              контакт с ребёнком? ( атмосфера        
всегдапринятие и признание прав          любви,  атмосфера искренности,
ребенка  на индивидуальность
 и  не          разъяснение, воздействии словом).  
похожесть на других).                                    
                                                                       

 Ведущий: Обе команды отлично справились с первым заданием.    

 Ведущий: Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

 - Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание.  Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него. Порицание.  Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. - Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, родителя мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

 Ведущий: Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом. Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.
Ведущий: Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь  судьбу.

   Второе упражнение «Привычки наших детей» (вредные и хорошие)

1 команда. Добрые родители, расскажут нам о плохих привычках).
Ковыряние в носу, сосание пальцев, накручивание  и сосание  волос, обкусывание ногтей, раскачивание или кручение на месте, скрип зубами, ребенок плачет в магазине.  
2 команда. Строгие родители расскажут нам хорошие привычки).

 Чистить зубы, застилать кровать, убирать свои вещи на место, одеваться и раздеваться самостоятельно, помогать взрослым, соблюдать правила дорожного движения и т. д.

Ведущий: Команде добрые родители такой вопрос. Какие привычки вырабатываются у наших детей, когда они здороваются? (доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении, хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей)

Команде строгие родители такой вопрос. С чего начинаются нравственные потребности? (с отзывчивости, сочувствии, сострадание, сопереживание; с нравственной установки, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы».  Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

Ведущий: Молодцы.  Привычки у детей вырабатываются с навыком. Хорошие привычки нужно закреплять, а плохие устранять.

Третье упражнение “народная мудрость гласит”.

Ведущий: О семье есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно (обеим командам).

– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).

– У семи нянек дитя в доглядке. (без глаза).

– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

А теперь продолжите пословицу (командам по очереди)

1 команде: Гость на пороге – счастье в … (доме).

2 команде: Дом без хозяйки … (сиротка).

1 команде: Дом вестИ … (не бородой трясти).

2 команде: Яблоко от яблони … (не далеко падает).

1 команде: Чем богаты, … (тем и рады).

2 команде: В гостях хорошо, … (а дома лучше).

Разминка прошла успешно. Теперь следующее задание. Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу. Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.

  Задания:

 1 команде: Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)

 2 команде: Семья, место, душа, вместе. (Когда семья вместе, так и душа на месте.)

 Ведущий: Вы такие молодцы! Успешно справились со всеми заданиями. А сейчас мы рассмотрим некоторые законы семейной жизни. Для вашего внимания будут предложены ситуации. Давайте попробуем общими усилиями найти правильный выход из этих ситуаций и, конечно же, почерпнуть для себя что-то новое и важное.

    Ведущий: Четвёртое задание так и называется «Законы семейной жизни»   

1 команде (добрые родители) ситуация  такая       
СИТУАЦИЯ №1:

 Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.      Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта.

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

2 команде ( строгие  родители) ситуация такая        
СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

1 команде (добрые родители) ситуация  такая    
СИТУАЦИЯ №3:

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте? 
ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.  

  2 команде (строгие родители) ситуация  такая
СИТУАЦИЯ №4: 

Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.     

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

 Ведущий- тренинговое занятие с родителями

- У каждого человека будь он взрослый или ребенок есть удивительная возможность – возможность мечтать. Иногда мечты сбываются. Давайте и мы сейчас немного помечтаем. Представим наших детей маленькими деревцами, которым еще долго и долго предстоит расти. Мальчики – это небольшие дубки, а девочки – березки, а семья – это та почва, на которой они растут, и тот ландшафт, который их формирует. И вот представим, что уже наши дети заканчивают школу. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какие нравственные качества у него будут сформированы? Вы обратили внимание, что на наших деревьях нет совершенно листьев. И я предлагаю вам украсить их зеленой листвой. У вас на столе лежат зеленые листочки, вот на них и напишите те нравственные качества, которые вы хотите видеть в своих детях и поместите их на маленькие деревца.

Педагогические ситуации для тренинга

Ситуация первая

В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

Вопросы:
Как дальше будет развиваться ситуация?

Кто должен уступить место?

Как вы учите вести своих детей в транспорте?

Ситуация вторая

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?”

- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы:

В чем состоит педагогический просчет матери?

Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?

Как бы вы поступили в таком случае?

Ситуация третья

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

- Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы:

Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?

Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?

Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.

После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:

-Любовь и взаимное уважение.

-Взаимопонимание и взаимовыручка.

-Ценность и личная значимость каждого числа семьи.

-Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба.

-Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

 Ведущий: Посмотрите каким красивыми стали ваши деревца. Какими вырастут наши юноши? А какие нравственные качества будут сформированы у наших девушек? И деревца конечно тоже вырастут все разными. Но несмотря на это, вы все хотите, чтобы они выросли честными, добрыми, порядочными, воспитанными, трудолюбивыми, милосердными. Но для этого надо очень и очень постараться. Родительство– самая трудная жизненная задача. Здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность. Быть родителем – это совершенно особая творческая деятельность, в ходе которой создается ни книга, ни картина, а новый человек. Это наиболее сложный вид творчества. Ведь ребенок является не пассивным материалом, а активным живым существом. И задача родителей состоит в том, чтобы научить его быть человеком, научить его быть счастливым и дарить счастье другим людям.

Благодарим всех за работу!

- Удачи вам, дорогие родители!

Выступление старшего воспитателя с опытом работы, на тему: как в детском саду происходит нравственное воспитание, как у детей прививают любовь и уважение к близким (семье) и сверстникам, воспитателям.

Подведение итогов родительского собрания

Предлагаю высказать родителям свое мнение о проведенном собрании и обсудить памятку, которую они получили. Формулируются положения, которые будут внесены в решение родительского собрания.

Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.

Предлагаю продолжить данный разговор и поговорить о правилах жизни ребенка в семье, что “можно” и “нельзя” на следующем родительском собрании.

Анкетирование детей и родителей «Нравственные ценности».

 

Вопросы для детей

  1. Каким ты хочешь быть человеком? _______________________________
  2. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? _________________________________________________________________
  3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо? ______________________________________________________
  4. Без чего нельзя прожить человеку? _______________________________
  5. Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал? _______________________

_____________________________________________________________


Вопросы для взрослых

  1. Качества необходимые вашему ребенку, как человеку? __________________________________________________
  2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал…____________________________
  3. В хорошей семье всегда…?____________________________________
  4. Нельзя прожить без…? ________________________________________
  5. Если бы я нашел клад, то…? ___________________________________    

Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье»

Проявляйте заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернет это вам.

Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.

Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.


Тестирование “Мой стиль воспитания ребенка в семье”

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.
“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.
“Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.
“В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду"

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить ...

Групповое родительское собрание на тему " нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре".

Не признавать и не понимать игру-значит не понимать и недооценивать  дошкольного детсва,не удовлетворять духовнох потребностей ребенка.Ведущая роль ее заключается в многогранном воспитательном во...

Конспект родительского собрания на тему: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

В. А. Сухомлинский говорил: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать&ra...

Родительское собрание на тему "Нравственное воспитание детей в семье".

Материал для работы с родителями по нравственному воспитанию....

Родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»Цель:Создать у родителей понимание нравственных ценностей  для ребенкаЗадачи:• раскрыть пе...

Родительское собрание по теме: «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду.

Цель: Формировать у родителей представление о  нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в детском саду и семье.Задачи:...

Родительское собрание по теме: «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду»

Родительское собрание по теме:  «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду»...