ПРОЕКТ «С пальчиками играем, речь развиваем»
презентация к уроку (младшая группа)

Пихтилева Анна Вячеславовна

пальчиковый театр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchiki.docx261.98 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение дошкольные группы «Василек»

 МОУ «Лицей №23

.

ПРОЕКТ

«С пальчиками играем, речь развиваем»

Подготовила: воспитатель второй кв. категории

Пихтилева А.В

  1. Название  проекта: «С пальчиками играем, речь развиваем».
  2. Вид проекта: творческий, развивающий, познавательно- игровой.
  3. Срок проекта: сентябрь 2020г. – май 2021г. Проводятся 1 раз в, во вторую половину дня. Длительность - 15 минут.

4. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

5. Цель проекта: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.

6. Актуальность проекта:

Много лет назад ученые доказали, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей всех психических процессов. Малыши, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… » Ведь пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Если движения малыша соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту.  

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Так как через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Исходя из этого, в данной программе представлен комплекс игр и упражнений для работы пальчиков. Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В процессе проектной деятельности мы также будем уделять внимание просвещению  родителей в данном вопросе, а также  создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.

7. Задачи проекта:

  • разучить с детьми пальчиковые игры и упражнения;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;
  • развивать речь, внимание,воображение, память у младших дошкольников;
  • пополнять развивающую предметно-пространственную среду  группы играми и пособиями для развития мелкой моторики;
  • просвещать родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;
  • помочь родителям создать дома условия для развития мелкой моторики малышей в домашней обстановке.

Предполагаемый результат:

  • развита мелкая моторика рук у детей;
  • положительная динамика в развитии речи детей;
  • у ворспитанников стало более развито внимание, мышление, память, воображение;
  • проявление интереса у детей к пальчиковым играм;
  • в группе пополнена ППРС играми и пособиями для развития мелкой моторики;
  • активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей.

Подготовительный этап:

  • Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  • Обсуждение с родителями проекта.
  • Изучение методической литературы по данной теме: 

О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год).

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год); «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» (Москва «Классик», 2008 год) и другая

  • Оформление стенда для родителей:

 «Значение развитие моторики рук для речевой активности ребенка»

«Пальчиковые игры с детьми»

  • Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации,  выставки детских работ .
  • Привлечение родителей к участию в конкурсах, к изготовлению игр, пособий, пальчикового театра.

ПЛАН ПРОЕКТА

Месяц

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ

Сентябрь

«Осень»

- Д/игра «Сложи картинку» (разрезная картинка из 4 частей)

- Д/упражнение «Листопад» (порвать на мелкие кусочки листы цветной бумаги желтого, красного и оранжевых цветов)

- Пальчиковые игры: «Осенние листья», «Осенний, осень к нам пришла», «Осень»

- Д/упражнение «Рисуем осенний дождь» (изображение прямых линий)

 -Игры со шнуровкой

- Консультации для родителей по развитию мелкой моторики «Умные пальчики»

Октябрь

«Собираем урожай»

- Консультация для родителей «Массаж кистей»

- Пальчиковые игры: «Заяц и кочан капусты», «В корзиночке», «Заготавливаем капусту», «Варим компот»

-Игры с массажным мячом

- Игровое упражнение «Собираем урожай» (лепка овощей, грибов)

- Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь)

- Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем)

- Рисование фруктов, овощей, грибов пальчиками, используя гуашь

- Игровое упражнение «Отделить бобы от гороха»

- Игры с мозаикой

Ноябрь

«Все работы хороши»

- Изготовление папки - передвижки о пальчиковых играх и упражнениях как эффективном средстве речевого развития детей

- Массаж «Я катаю шишку» (массаж ладоней, пальцев рук)

- Д/игра «Тропинка в лес» (выкладывание дорожки из семечек)

- Игры с лего и конструктором

-  Пальчиковые игры: «Повар», «Строители», «Почтальон»

- Игры со шнуровкой

- Д/игра «Строители» (выкладывание домика из счетных палочек»

- Д/игра «Водитель» (собрать машину из геометрических фигур)

- Игровое упражнение «Золушка» (сортировка белой и красной фасоли)

- Д/игра «Веселые прищепки»

- Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из пуговиц)

Декабрь

«Здравствуй, зимушка-зима!»

- Конкурс для родителей «Мои любимые игрушки» (из теста

- Рисование по трафаретам, штриховки.

- Игровое упражнение «Лепим снежки», «Снеговик» (из соленого теста)

- Пальчиковые игры «Мы во двор пришли гулять», «Снеговик», «Елка»

- Д/игра «Украсим нашу елку» (вкладывание игрушек из картона в прорези елки – шаблона)

- Игровое упражнение «Развесим гирлянду на елку» (шнуровка елки)

- Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги)

Игры с мозаикой

- Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками)

Январь

«Домашние животные»

- Изготовление с родителями пальчикового театра «Колобок»

- Игры со строительным материалом

- Д/игра «Собери картинку» (разрезная картинка из 6 частей)

- Игровое упражнение «Сложи пазлы»

- Д/игра «Веселые прищепки»

- Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем)

- Пальчиковые игры: «Барашек», «Бычок», «Выйдет котя»

- Д/игра «Домашние питомцы» (выкладывание животных из счетных палочек»

- Игровое упражнение «Веселый карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук)

Февраль

«Транспорт»

- Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

- Пальчиковые игры: «Велосипед», «Автобус», «Транспорт»

- Игровое упражнение «Выставка машин» (выкладывание машин из мозаики по образцу)

- Д/игра «Светофор» (нанизывание бусин красного, желтого и зеленого цвета на проволоку)

- Аппликация «Папочке в подарок»

- Игры с массажным мячом и «сухим бассейном» из пробок

- Пальчиковый театр «Теремок»

- Шнуровка

- Игровое упражнение « Отделить горох от семечек»

Март

«Мамин день»

- Творческий конкурс по изготовлению игр – шнуровок «Мир фантазий».

- Д/игра «Веселые прищепки»

- Д/ упражнение «Помощники» (собрать бусины с коврика)

- Д/игра «Разложим по контейнерам» (разобрать бусины по цвету и разложить по контейнерам)

- Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

- Д/игра «Мамочке цветок в подарок» (выкладывание цветов по контуру цветным рисом и пшеном) Материал: пшено, рис, клей, трафарет.

- Игровое упражнение «Сложи пазлы»

- Д\ игра «Мозаика» (крупная мозаика)

- Игровое упражнение «Прачки» (навешивание прищепок на веревку)

Апрель

«Весна - красна»

- Буклет для родителей «Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками».

-  Массаж «Я катаю желудь» (массаж ладоней, пальцев рук)

- Д/игра «Солнце светит» (прикрепить прищепки вокруг круга)

- Игровое упражнение «Волшебный клубочек покажет дорогу весне» (смотать и размотать клубок)

- Пальчиковые игры: «Весна», «Подснежник»

- Игровое упражнение «Волшебный песок»

- «Построй кораблик» (выкладывание из счетных палочек)

- Игры с мозаикой

- Пальчиковый театр «Репка»

Май

«Насекомые»

- Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев

- Пальчиковые игры: «Насекомые», «Бабочка», «Божья коровка»

- Игровое упражнение «Гусеница» (выкладывание из пуговиц)

- Игры с массажным мячом

- Д/игра «Бабочка-красавица» (шаблоны бабочки из картона, украсить пластилином)

Игровое упражнение «Узоры из спичек»

Заключительный этап:

Анализ проделанной работы.

Перечень используемой литературы:

  1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Риполплассик», 2008;
  2. С. Шанина С.Е.«Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». Москва: «Риполплассик», 2008;
  3. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
  4. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
  5. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
  6. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковыепотешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
  7. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
  8. О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год)
  9. А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая. Подготовка наглядного материала:
  10. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СЕНТЯБРЬ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья берёзы,

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины, листики тополя,

Листья осины, листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

ОСЕНЬ, ОСЕНЬ К НАС ПРИШЛА…

Осень, осень к нам пришла, дождь и ветер принесла.

(стучим пальцем левой руки по ладони правой)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад, листья кружатся, летят. (трём ладонью о ладонь)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны, подождем их до весны.

(кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)

Чик-чирик, чик-чирик,

                                              Подождем их до весны.

ОСЕНЬ

Солнышко греет уже еле-еле,

(поочередно соединяем пальцы, начиная с большого на обеих руках)

Перелетные птицы на юг улетели,голы деревья, пустынны поля,

Белым снежком принакрылась земля.

 Река покрывается льдом в ноябре –

(сжимаем руки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе.

(разводим руки в стороны)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Умные пальчики.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения рук тесно связанны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

 Ученые (М.М. Кольцова)  пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты  утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных  точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца- на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными или металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

     

  В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; наборы колец разной величины для нанизывание их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки); игры с карандашами и крупой, «пальчиковый бассейн». Хорошим средством для развития движений является игра «Пальчиковый театр».

Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Задача взрослого - поддержать это стремление, организовать общение ребенка с кем-либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь. Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя.

Девочкам больше нравится играть с куклами, которых можно укачивать в колясочке, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, «печь» для них пирожки и пирожные из песка.

Для мальчиков особый интерес представляют различные машинки и строительство. Взрослый показывает, как использовать кубики и другие строительные материалы. Начинать необходимо с простейших построек. Пусть ребенок попытается воссоздать их по образцу. Позже он будет возводить башни, усложняя их новыми элементами, строить дома, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.

К работе по развитию моторики необходимо подключать родителей. Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком маленькими.

На первый взгляд, отдельные бытовые  умения не имеют никакого

 отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Приобретая навыки самообслуживания, ребенок продвигается и в речевом развитии.

Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта разносторонняя и многообразная. Она может вестись в трех направлениях:

  • массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретая навыки самообслуживания, посильно помогая членам семьи;
  • формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности.

Не упускайте возможности  познакомить детей с различными продуктами, самим процессом приготовлением пищи. Пусть поможет перебрать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку, самостоятельно размешивать сахар в чашке.

Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто, раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики рук.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем  поможет избежать многих проблем школьного обучения.

МОЯ СЕМЬЯ.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

А это вся моя семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А это вся моя семья» второй рукой  погладить весь кулачок.

СОРОКА – СОРОКА.

Сорока – белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала: он в лес не ходил,

Он дров не рубил, он воду не носил,

Не получит он каши.

Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. А затем поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с мизинчика.

ВСТАЛИ ПАЛЬЧИКИ.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

КОЗА РОГАТАЯ.

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

- Кто кашу не ест,

Молоко не пьет,

Забодаю, забодаю!

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!» «козу» «напускать» на ребенка.

ПОГЛАДИМ КОТЕНКА.

  • Киса, кисонька, кисуля!-

Позвала котенка Юля.

  • Не спеши домой, постой!-
  • И погладила рукой.

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

ОКТЯБРЬ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ЗАЯЦ И КОЧАН КАПУСТЫ

Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)

Вышел на поляну. По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)

И большой кочан нашел (кулак другой руки)

Стал зайчишка с хрустом

Грызть кочан капусты:

Хруст-хруст, хруст-хруст… (“заяц” грызет кулак и причмокивает)

Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…

Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)

А домой добрался –долго отдувался! (показ, как заяц движется по столу)

В КОРЗИНОЧКЕ

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке. (делают ладошки «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец, (сгибают пальчики, начиная с большого)

Наша Зина молодец! (показывают большой палец)

ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ

Мы капусту рубим, рубим!

(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора)

Мы капусту режем, режем!

(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы капусту солим, солим!

(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)

Мы капусту жмем, жмем!

(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)

Мы морковку трем, трем!

(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

ВАРИМ КОМПОТ

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держим «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «мешаем»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок (загибаем пальчики по одному, начиная с большого пальчика)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ! (опять» варим» и «мешаем»)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

МАССАЖ КИСТЕЙ

Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Неоспорим тот факт, что активные движения пальцев рук, как бы подготавливают почву для последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

 Т.о. рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем рук. Это благотворно влияет как на развитие мелкой моторики пальцев рук, так и на развитие речи.

Вест материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оричевление» деятельности дает огромный эффект. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, растирание, вибрацию.

Поза массируемого – сидя. Массирующая рука свободно лежит на плоской поверхности стола.

Массажист располагается напротив ребенка или несколько сбоку.

Выполняется массаж одной рукой. Другой рукой фиксируется конечность массируемого.

Массажные движения производятся в направлении от кончиков пальцев к предплечью.

Продолжительность массажа 3-5 минут.

Поводить массаж можно ежедневно или через день, 10-12 сеансов за курс. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней.

Во время массажа можно слушать спокойную музыку.

Для большей эффективности массажа, его можно сочетать с активными и пассивными движениями кистей рук.

В дошкольном возрасте, для детей с речевыми недостатками, используются разнообразные комплексы массажа и самомассажа.

1.Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «травка». На каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движений – к себе.
Гладила мама –ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»

2.Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После пятой строчки происходит смена рук.

Дети любят всех зверей: (большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец)

Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей, (большой палец)

Любят горного козла, (указательный палец)

Обезьянку и осла, (средний палец)

Дикобраза и ежа, (безымянный палец)

Черепаху и ужа. ( мизинец)

3.Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного пальца (на каждую строчку – разминание одного пальца). Направление движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца. После 4 строчки – смена рук. Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки.

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг – огород!

4. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.

Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.

«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-

Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.

5.Массаж (самомассаж). «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.

Поднял ушки бурундук.

Он в лесу услышал звук:

- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?

 - А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:

 Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук

Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

6. Соединение одноименных пальцев. На каждую строку стихотворения дети соединяют подушечки одноименных пальцев и не разъединяют их до слова «арбуз».

На базар ходили мы, много груш там и хурмы.

Есть лимоны, апельсины. Дыни, сливы, мандарины.

Но купили мы арбуз – это самый лучший груз.

7.Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

8. Упражнение «клювы». Ребенок собирает разложенные на столе палочки одноименными пальцами – от указательных к мизинцу – и удерживает до тех пор, пока не соберет все 4 «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.

Клювов длиннее

Не видывал я ,

Чем клювы у цапли

И журавля.

9.Упражнение «Пальцеходы». Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательные и средние пальцы ребенка «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги.

Пальцы, как, пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

Элементы самомассажа можно вводить детям с 3-х лет. Дети дошкольного возраста достаточно четко, правильно выполняют предлагаемые упражнения.

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительную способность и работоспособность мышц массируемой руки, а также эластичность суставов и мышц. Помимо этого, игровой массаж кистей рук – важная состовляющая сенсорного воспитания. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов.

Одновременно с этим в кору головного мозга, в том числе и речеслуховые, поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на кору головного мозга, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарные интеграторы, работа полушарий.

Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память(словесно – моторная координация, тактильная, рефлекторная), зрительно – моторная координация, а также развитие речевой сферы.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.

Как уже говорилось, игровой самомассаж рекомендуется использовать в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятии в детском саду.

Поглаживание.

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками выпрямленных 2-5ти пальцев – это «лучи солнца».
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама лишь одно бывает.

Предварительно необходимо попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Круговое поглаживание ладони подушечками 2 или 3 пальцев.

Сорока – сорока, где была? Далеко.

Дрова рубила, печку топила, воду носила.

Кашку варила, деток кормила.

Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками 2 -5 пальцев ( от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Растирание.

Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег.

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе.

На первые 2 строчки стихотворения, дети потирают руки, с 3-й строки сжимают и разжимают кулачки.

Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).

Разминание.

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

Толстушка – ползушка, дом завитушка. Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке. Ползи, не спеши рога покажи.

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Гуси – гуси! Га – га – га! Есть хотите? Да – да – да,

Так летите же домой. Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

Поглаживание.

Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.

Во дворе у Толика маленькие кролики.

По утрам мы с Толиком кормим наших кроликов,

И едят морковку кролики из рук.

Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.

Таким образом, используя самые разнообразные элементы массажа и самомассажа, мы продолжаем целенаправленно развивать мелкую моторику рук, тем самым стимулируем процесс развития речи детей дошкольного возраста.

НОЯБРЬ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОВАР

Повар готовит обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он!

Ребром ладони правой руки стучать по ладони левой руки.

Загибать большой палец правой руки.

Загибать указательный палец правой руки.

Загибать средний палец правой руки.

Загибать безымянный палец правой руки.

Загибать мизинец правой руки.

Пальцы собрать в щепоть и как бы сыпать сахар.

Развести руки в стороны

СТРОИТЕЛИ

Рядом с нами, за углом,  

Дружно строят новый дом

Каменщик, маляр, электрик,

И сантехник  

Руки сжаты в кулаки. Разжимать пальцы правой руки, начиная с мизинца.

Руки сжаты в кулаки. Разжимать пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Сгибать пальцы правой руки, начиная с большого.

Стукнуть кулаком правой руки ладонь левой.

ПОЧТАЛЬОН

Что принес нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он.

Перевод, журнал, газету,

В бандероли 2 кассеты.

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Сжимать и разжимать кулаки.

Шагать пальчиками по столу.

Загибать пальцы, начиная с большого.

ДЕКАБРЬ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять  

Загибаем пальчики по одному 

Мы во двор пришли гулять.     

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками 

Бабу снежную лепили,  

«Лепим» комочек двумя ладонями 

Птичек крошками кормили,       

Крошащие движения всеми пальцами 

С горки мы потом катались,       

Проводим указательным пальцем  правой руки  по ладони левой руки 

А ещё в снегу валялись.    

Кладём ладошки на стол то  одной стороной, то другой  

И снежками мы кидались        

имитируем движения по тексту                                

Все в снегу домой пришли.     

Отряхиваем ладошки 

Съели суп и спать легли.    

Движения воображаемой ложкой,  руки под щёки 

Снеговик

Мы слепили снежный ком                  Лепим двумя руками комок, 

Шляпу сделали на нем                      Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову, 

Нос приделали и вмиг                       Приставляем кулачки к носу, 

Получился снеговик                         Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика. 

Елка

Зелененькая  елочка                     Ладони расположены под углом друг к                                                              другу, пальцы переплетены выпрямлены. 

Колючие иголочки.                      Руки перед собой, пошевелить пальчиками 

Ветки распушила                          Руки опустить и потрясти ими 

 

Снежком припорошила               Погладить себя обеими руками       

ЯНВАРЬ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Барашек

Захотели утром рано
Пободаться два барана.
(ладони обеих рук опущены вниз, локти разведены в разные стороны)
Выставив рога свои,
(указательные и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед изображая рога барашков, остальные пальцы прижаты к ладоням)
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
(бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным и мизинцем одной руки об указательный и мизинец другой руки)
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.

Бычок

Шел бычок  (покажите рожки: для этого прижмите к голове кулачки с выставленными вперед указательными пальчиками)

Вдоль забора  (расположите перед грудью ладони с растопыренными пальцами, ладони расположите вертикально),

Увидал мочало — (расслабьте ладони так, чтобы они бессильно повисли вниз)

Начинай сказочку сначала.  (разведите руки в стороны, повтор потешки несколько раз)

Выйдет котя

Выйдет котя в огород,
(кулак сжат, средний и указательный «идут» по столу)
Всполошится весь народ.
(развести руки в стороны и пожать плечиками)
И петух, и курица
(большой и указательный пальцы соединены — «клювик», остальные согнуты — «гребешок»)
С деревенской улицы.
(затем присоединить к большому пальцы средний, безымянный, мизинец — маленький «гребешок»)
Станут котю в гости звать,
(показать «ушки» над головой)
Станут котю угощать.
(показать ручки — ладошки вверх)

ФЕВРАЛЬ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Автобус

Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
(вращаем сжатые кулачки)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль
(изображаем как крутим руль)
Едет-едет наш автобус,
Дворниками бжик-бжик бжик-бжик
(параллельно двумя руками влево-вправо)
Едет едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Двери открываются — двери закрываются.
(ладошки сводим и разводим)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Едет-едет наш автобус
Всем сигналит биииииип
(нажимаем себе на нос)

Велосипед

У него два колеса
(показываем два колеса)
И седло на раме,
(кулачок сверху накрываем ладонью)
Две педали есть внизу
(хлопаем ладошками по воздуху)
Крутят их ногами.
(топаем ножками)

Транспорт

По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,                (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».        (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди) .

Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

«Здравствуй, пальчик, выходи. На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.

Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)

Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка». (Выпрямляете пальчик.)

Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

1) «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи» (Сжимание и разжимание пальцев рук)

2) «Водичка, водичка, умой мое личико… .»(Выполнение движений в соответствии с текстом) .

3) Массаж пальцев.

«Мышка мыла мышам лапку, каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой, сполоснув потом водой.

Не забыла и указку, смыв с нее и грязь, и краску.

Средний мылила усердно, самый грязный был, наверно».

Предлагаем вашему вниманию примеры пальчиковых игр и упражнений, используемые в работе с детьми 3 – 4 лет:

Котёнок

«Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! » (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка

«Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

(хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками,

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка

(показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце»

(показываем как черпаем воду и пьём) .

Апельсин

«Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура! »

(встряхиваем обе кисти)

Гости

«К Кате гости прибежали,

(бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,

(соединяем большой и указательные пальчики)

Здравствуй Жанна, (большой и средний)

Рад Серёжа (большой и безымянный)

Рад Снежана (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок( 2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку

(пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки! »

Домик

«Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! » (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

«Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите

(катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня волки! »

(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок

«На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются) »

Котик (выполнять действия по смыслу)

«Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо».

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого.

Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.

МАРТ

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА

Мамин праздник

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!      (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

АПРЕЛЬ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Весна

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот уж две недели      (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.        

Снег на солнце тает    (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает.       (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

Подснежник

К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся")

МАЙ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Насекомые

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мы пошли гулять на луг,      («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук!           (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

Бабочка

Бабочка-коробочка, улетай на облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
(ладони прижаты друг ко другу тыльными сторонами, пальцы прямые, имитируем полет бабочки)

Божья коровка

По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)

Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Капуста

Что за скрип?   (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст?   (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами

Подберите   пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание,  предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.  

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".   Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».  

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

5. В «сухой бассейн» помещаем  горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы. 

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление  их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игры с пинцетом и пипеткой.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров  в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла).

Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

      Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование  - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет  в школе выводить первые буквы и слова.  Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, рисование  пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховкиигры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывайте хвалить вашего малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на тему: «Пальчиками играем речь развиваем».

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В.А. СухомлинскийСегодня я представляю вам свой творческий проект по теме «Пальчиками играем речь развиваем». Почему я выбрала именно эту тему? Я считаю,...

Проект «С пальчиками играем, речь развиваем»

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию....

Проект "С пальчиками играем - речь развиваем"

Цель проекта организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних у...

ПРОЕКТ «С пальчиками играем, речь развиваем»

Много лет назад ученые доказали, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей всех психических процессов. Малы...

ПРОЕКТ «С пальчиками играем, речь развиваем»

ПРОЕКТ «С пальчиками играем, речь развиваем»...