ПРОЕКТ «Детское портфолио»
проект (средняя группа)
Изучение возможности введения портфолио ребенка в образовательный процесс детского сада и его эффективного использования в процессе взаимодействия ДОУ и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_portfolio_2023.docx | 49.71 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 60» (МБДОУ № 60)
юридический адрес: Водометный пер., 15, Красноярск, 660078, тел 8(391)213-87-00
фактический адрес: Водометный пер., 15, Красноярск, 660078, тел 8(391)213-87-00
Медицинский пер.2 А, Красноярск, 660078, тел 8(391)261-85-85
Свердловская ул., 57 А, Красноярск, 660078, тел 8(391)261-89-43
ОГРН 1102468022733,
ИНН/КПП 2464225720 / 246401001
mdoy60.1966@mail.ru
Номинация: «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации»
Наименование проекта: «Детское портфолио» как средство индивидуализации образовательного процесса»
Сроки выполнения проекта: апрель 2023г – декабрь 2023 г.
Поскотина Светлана Фаиковна
воспитатель
т.8950-409-7716
Красноярск-2023
Введение:
В современном мире педагогики большое внимание уделяется развитию личности ребенка, с его персональным особенностями, своим темпом и особенностями развития. Посодействовать ему раскрыть себя, обнаружить в каждом свою особенность способна технология «Портфолио».
Детское портфолио предназначено, в первую очередь, для ребенка. Посредством портфолио, ребенок должен понять, что он умеет, что уже выучил, как он осваивает свежие знания.
Работа над портфолио способствует вырабатыванию четырех компетенций: способность находить новые знания, способность действовать, способность взаимодействовать друг с другом, способность полноценно жить, а также способствует вырабатыванию самостоятельности ребенка и демонстрации его талантов. Портфолио делает акцент на индивидуальном пути развития и обучения ребенка в противоположность одинаковым для всех критериев оценки. Основное внимание уделяется сильным сторонам ребенка, а не ошибкам и неудачам.
«Основной смысл портфолио – показать всё, на что способен ребёнок»
Новикова Т.Г.
Актуальность:
Одной из сильных сторон Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:
-п.1.4 Основные принципы дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (т. е. индивидуализация дошкольного образования).
Основные задачи взаимодействия ДОУ и семьи – создание партнерских отношений, объединение усилий для развития и воспитания детей, повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Важнейшей задачей модернизации Российской системы образования является создание доступности высококачественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что подразумевает знание возможностей любого ребенка, его интересы, способности, уровень развития.
Использование технологии «Портфолио» в образовании сориентирована на взаимодействие всех участников образовательного процесса, позволяет проследить индивидуальный прогресс ребенка.
Проблема:
Не все родители склонны стать союзниками, что вызвано недостаточностью информированности и отсутствием представлений о работе с портфолио.
Педагогам сложно следить и фиксировать за индивидуальным прогрессом каждого ребенка, прослеживать его интеллектуальное, социальное, эмоциональное и физиолоческое развитие, а также его интересы и предпочтения.
Цель:
Изучение возможности введения портфолио ребенка в образовательный процесс детского сада и его эффективного использования в процессе взаимодействия ДОУ и родителей.
Задачи:
- изучить теоретические базы ведения портфолио ребенка;
- организовать работу с родителями по формированию представлений о сущности технологии «Портфолио», необходимости ведения портфолио своего ребенка с дошкольного возраста;
- укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, увеличивать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с учреждениями образования;
- создать картотеку готовых шаблонов «Портфолио» дошкольника;
- совершенствовать положительное отношение ребенка к себе, другим людям окружающему миру, способность представлять сверстникам и близким личные достижения;
- формировать у детей интерес к достижениям и успехам сверстников; приобщать детей к ценностям партнерства с другими людьми.
Ожидаемый результат:
Диагностический инструментарий для работы с семьями воспитанников (анкеты, опросники), консультации, папки-передвижки, рекомендации для родителей, памятки, сценарий родительского собрания, конкурса, подобрана картотека шаблонов "Портфолио".
Созданы:
- условия для взаимодействия родителей и детей, которые способствуют укреплению детско-родительских взаимоотношений;
- механизм действенного сотрудничества ДОУ и родителей, сосредоточенный на саморазвитие семьи, благоприятствующий повышению родительской культуры, заинтересованности родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с ДОУ, укреплены взаимодействия с семьёй воспитанников, созданы и активно работают над портфолио ребенка.
- материалы опыта работы выложены на сайте МБДОУ.
Деятельность в рамках проекта:
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
Картотека и методические пособия могут расширяться и изменяться постоянно.
Подготовительный этап (апрель - май 2023г.)
Изучение:
- методической педагогической литературы, опыта работы коллег в сети Интернет по теме исследования;
- понятий, касающихся темы проекта;
- возможности участия родителей в совместной проектной деятельности (анкетирование);
Разработка структуры портфолио;
Создание картотеки готовых шаблонов.
Практический этап (июнь-сентябрь 2023г.)
Работа строилась в двух направлениях:
- с детьми – в совместной деятельности педагога и детей;
- с родителями – посредством выполнения педагогической работы, вовлечения родителей в единое образовательное пространство «семья-детский сад»;
Заключительный этап (октябрь-ноябрь 2023г.)
Итоговое мероприятие. Самоанализ.
Презентация опыта по итогам реализации проекта. Обогащение методов, приемов и конфигураций форм работы по созданию портфолио.
Создание материально-технической базы для работы по данной теме.
План работ по проекту
Этап | Сроки | Мероприятия | Содержание работы |
1 этап подготовительный Апрель – май 2023 г. | Апрель 2023 г. | - выставка литературы - памятка по интернет-ресурсам -разработка структуры портфолио -создание творческой группы -анкетирование родителей | Изучение литературы, периодической печати, интернет-ресурсов с целью сбора информации об инновационной технологии портфолио в работе с дошкольниками Информирование педагогов ДОУ о проекте: подготовка материалов в электронном и печатном варианте. |
Апрель 2023 г. | -оформление образца портфолио ребенка педагогами творческой группы -сбор согласий на использование фото, видеоизображений воспитанника | ||
Май 2023 г. | -Рассматривание образца портфолио с детьми | Разработка проекта, создание презентации, проведение педсовета. | |
Май 2023 г. | - Родительское собрание: «Родительская копилка. Что такое «Портфолио»? | ||
2 этап практический июнь – сентябрь 2023 г. | Июнь -июль 2023 г. | - Мастер-класс для родителей по составлению «Портфолио дошкольника» | Проведение тематического собрания, консультаций для родителей, подготовка памяток, буклетов о портфолио, индивидуальные беседы. Организация тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества (для использования материалов в создании портфолио) Оформление портфолио дошкольников. |
Июнь - июль 2023 г. | -Буклет «Алгоритм составления портфолио» | ||
На протяжении всего этапа | -Консультативный дни по вопросам создания «Портфолио дошкольника» | ||
На протяжении всего этапа | -Беседа с детьми -Индивидуальная работа с детьми по отбору материалов, информации для портфолио | ||
Август - сентябрь 2023 г. | -Презентация собственного портфолио среди детей | ||
3 этап заключительный октябрь - ноябрь 2023 год | Октябрь, ноябрь 2023 г. | Обобщение опыта по теме: «Детское портфолио» как средство индивидуализации образовательного процесса». Конкурс «Лучшее портфолио дошкольника». Размещение результатов реализации проекта на сайте ДОУ.
|
Оценка результатов реализации проекта:
- Выросло количество детей готовых раскрыться в общении со сверстниками и взрослыми;
- Увеличился интерес родителей к ребёнку, как личности;
- Активизировано взаимодействие «педагог – ребёнок - родитель»;
- Реализовано мониторинговое слежение за выполнением целей и задач;
- Создана система комплексной оценки развития индивидуальных качеств и способностей ребёнка.
Распространение результатов проекта:
Распространение опыта между педагогами дошкольных учреждений и родителей.
Использование в непосредственно образовательной деятельности.
Продолжить работу с родителями по формированию представлений о сущности технологии «Портфолио», необходимости ведения портфолио своего ребенка с дошкольного возраста;
Продолжить пополнение портфолио с участием родителей и детей;
Провести мастер-класс для педагогов ДОУ;
Устойчивость проекта:
Проект по созданию портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из дошкольного учреждения как подарок самому ребенку и его семье.
Поэтому он не может вызвать неблагоприятных последствий, исключительно позитивные эмоции.
Литература:
- Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2004, № 3. С. 32-36.
- Материалы вебинара издательства «Учитель» «Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе и реализация преемственности между ДОО и начальной школой», ведущая вебинара Черноиванова Н.Н., старший методист издательства «Учитель» (2016 г.)
- Колесникова, Е. В. Портфолио дошкольника 4-5 лет / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012
- Кочкина, Н.А., Чернышова, А.Н. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина. - М.: 2012
- Материалы вебинара Межрегионального центра поддержки творчества и инноваций «Микс» использования технологии «Портфолио» в практике работы ДОО», ведущая вебинара Михайлова И.В., ассистент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО ПИ «ИГУ» (2016 г.)
- Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.
- Пономарева, Е. Педагогический совет на тему: "Портфолио образовательного учреждения" /Е. Пономарева //Методист. – 2006. - № 7. - С.26.
- Прутченков, А. Ролевая игра "Портфолио", или папка личных достижений ученика / //Методист. – 2005. - N2. - с.11.
- Руденко И. Портфолио дошкольника //Обруч. – 2005. - N6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Детское портфолио "Я - мастер".
Один из вариантов создания детского портфолио. В данном случае показана успешность детей , их продвижение в овладении оригами. Стиль свободный, в форме интервью с детьми. Работы представили сами дет...
Детское портфолио.
Рекомендации по составлению детского портфолио....
Структура детского портфолио.
Рекомендации по составлению,советы....
статья "Структура детского портфолио"
Что такое портфолио? Портфолио (от англ. Portfolio – портфель, папка для важных дел или документов) – это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях...
Детское портфолио
ПРедставленно детское портфолио...
Структура детского портфолио, для детского сада 3-5 лет. Рекомендации по составлению, советы.
Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!Портфолио ...
Долгосрочный проект "Детское портфолио", младшая - подготовительная группа
Портфолио семьи – один из новых видов, но именно он позволяет ребёнку почувствовать себя частью большой дружной семьи, родителям – систематизировать и обобщить положительный опыт семейного...