Мастер-класс для педагогов «Использование музыкальных подвижных игр для активизации двигательной активности»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения музыкальных подвижных игр как средства повышения двигательной активности детей дошкольного возраста, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи: систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности, внедрить в режим новые игровые задания, игры, упражнения.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Использование музыкальных подвижных игр для активизации двигательной активности»
Подготовили:
музыкальный руководитель
Крупинова Н.В.,
воспитатель
Троценко Т.М.
Цель: повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения музыкальных подвижных игр как средства повышения двигательной активности детей дошкольного возраста, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи: систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности, внедрить в режим новые игровые задания, игры, упражнения.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер–класса - «Использование музыкальных подвижных игр для активизации двигательной активности». И прежде, чем начать, мы хотим рассказать вам одну притчу.
Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали думать: Каким должен быть человек? Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека. Пусть он его поищет!» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
А помочь ребёнку найти этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель! И слова Сухомлинского актуальны сегодня как никогда: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Музыка и движения занимают особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется психологическими особенностями дошкольников. Музыкально - ритмические подвижные игры оказывают ничем не заменимое воздействие на общее развитие дошкольников:
- формируется эмоциональная сфера,
- совершенствуется мышление,
- развивается двигательная активность, очень полезная для здоровья,
- ребёнок становится чутким к красоте движений в искусстве и жизни.
Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит организации его двигательной деятельности, обеспечению возможности реализовать его естественную потребность в движении.
Подвижные игры – это один из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Включение в подвижную игру соответствующей музыки служит интересным приёмом, обеспечивающим образность, эмоциональность, формирование умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, дает чёткий сигнал к началу действия.
Организация музыкально - подвижных игр:
• Педагог должен знать наизусть ход и правила игры.
• В играх с соревновательными элементами мелодия одна сменяет другую.
• Необходимо правильно подбирать темп музыки.
• Игры должны быть доступны детям, подбираться в
соответствии с программными требованиями.
• Вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами, эмоциональной музыкой и т. д.
•Обучение подвижным играм должно представлять организованную систему.
• Переходить от простых игр к сложным следует постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм.
• Важно следить за дозировкой физической нагрузки.
•Игры должны быть направлены на развитие творческих способностей детей.
•Заканчивать игру нужно своевременно, т. к. её затягивание может привести к утомлению играющих.
•Сигнал об окончании игры подаётся, когда дети получили от неё удовольствие.
•Не стоит забывать о подведении итогов игры.
Данные игры могут использоваться как на прогулке, физкультурных и музыкальных занятиях, так и на праздниках и развлечениях, а также во всех режимных моментах.
Цель данных игр:
•Придать яркую эмоциональную окраску подвижным играм, развивать двигательную активность.
Задачи:
• учить детей действовать по музыкальному сигналу;
• учить различать музыку разную по характеру;
• выполнять действия в соответствии с музыкой;
• развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве;
• развивать ловкость и быстроту движений;
• выполнять действия в соответствии с правилами;
• формировать умения действовать сообща.
Разучивать такие игры можно как на музыкальных занятиях, так и на физкультурных. Музыкальный руководитель знакомит детей с музыкой, а инструктор по физкультуре может на первоначальном этапе объяснить правила игры. Первоначально музыку нужно несколько раз послушать, выделить части, уловить динамические или темповые изменения. Если игра с пением, значит, нужно разучить песню, попросить воспитателя повторить и закрепить слова в группе.
Только в этом случае дети смогут получить от игры удовольствие.
Музыкальных подвижных игр для детей существует множество. Предлагаемая вашему вниманию подборка игр демонстрирует возрастные особенности восприятия содержания каждой игры.
1. «Птички и Кот» - 2 группа раннего возраста
Дети–птички свободно двигаются врассыпную. По сигналу педагога, которым служит звукоподражание «мяу», дети убегают на стульчики.
2. «Кот и Мыши» - младшая группа
Играющие «мыши» находятся «в домике» у одной из стен комнаты. У противоположной стены на стуле сидит «кот», он спит.С началом звучания настороженной музыки «мыши» подкрадываются к «коту» и присаживаются на корточки. С началом звучания громкой музыки «кот» просыпается и ловит «мышей», которые убегают в «дом».
3. «Зайцы и Лиса» - младшая группа
Дети-зайцы выполняют движения по тексту, лиса сидит в «норе». После песни лиса догоняет зайчиков.
4. «Курочки и Петушок» - средняя группа
Водящий – петушок важно шагает по залу под 1 часть музыки, в конце кричит «Ку-ка-ре-ку». На 2 часть музыки курочки подбегают к нему, садятся и «клюют» зёрнышки. Затем 1 часть музыки повторяется и петушок снова идёт по залу. Игра повторяется.
5. «Весёлые танцоры» - старшая группа
Дети встают в круг, закрывают глаза. У 4-5 детей в руках игрушки. На 1 медленную часть музыки водящие идут за спиной детей, кладут игрушку на пол у кого-то за спиной и садятся в круг. На 2 быструю часть музыки все дети оборачиваются назад. У кого игрушка за спиной, тот берёт её и выходит танцевать. Все остальные хлопают. Игра повторяется с другими ведущими.
6. «Гори ясно» - старшая группа
Дети стоят в кругу, в центре водящий.У него в руках платок. Под песню дети идут по кругу, водящий противоходом.
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят»
После песни произносят слова: «Раз, два, три, беги!». Два игрока, между кем остановился водящий поворачиваются друг к другу спиной. Обегают круг и пытаются схватить платок. Кто первым взял платок, тот – новый водящий.
7. «Пчёлы» - подготовительная группа
Дети делятся на 2 команды - пчёлы и цветы. Цветы делают круг, пчёлы в центре круга. Цветы идут вокруг пчёл и поют:
«Пчёлки, пчёлки, жальца-иголки,
Серые, малые, крылышки алые.
По верху летают, к цветам припадают,
Медок собирают, в колоду таскают».
После песни пчёлы жужжат и догоняют цветы. Как только всех поймали, дети меняются ролями. Для опознавания на пчёл можно повесить медаль.
8. «Стоит конь у ворот» - старшая, подготовительная группа
Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу – в одной мальчики, в другой девочки. Перед ними стоит водящий ребёнок– «конь». В руках у него «уздечка» (верёвочка или пояс). Дети поют на мелодию рус.нар.песни «Я на горку шла» такие слова:
Слова | Действия игроков |
«Стоит конь у ворот И копытом бьёт.»
«Конь, конь, проходи, Таню с Ваней прокати!»
«Ты скачи быстрей, Чтобы было веселей!»
«У ворот вставай И уздечку передай.»
«Раз, два, три, беги!»
| Все топают правой ногой.
Все игроки хлопают в ладоши, а водящий-«конь» скачет между ними прямым галопом, забирая с собой одного мальчика - «Ваню» и одну девочку - «Таню».
Выбранные дети встают тройкой с водящим, по обе стороны от него, взявшись за концы «уздечки» и скачут вокруг всех детей прямым галопом.
Сделав полный круг, тройка останавливается у начала шеренги. «Ваня» и «Таня» отпускают уздечку. Она остаётся в руках водящего -«коня».
«Ваня» и «Таня» бегут в разные стороны вокруг остальных игроков (как в игре «Гори ясно») и стараются схватить уздечку. Кто первым взял «уздечку», тот становится «конём» и игра начинается сначала с другим водящим. |
Применение музыкальных подвижных игр способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшает физическое развитие детей, воспитывает морально-волевые качества. Практика показывает, что детям дошкольного возраста очень нравятся такие игры.
Закончить наш мастер-класс хочется ещё одной притчей.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Эту притчу мы взяли неслучайно. Ведь все, действительно, в наших руках. Поэтому, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Использование нетрадиционного оборудования с целью активизации двигательной активности дошкольников»
Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом по...
Доклад на тему «Использование нетрадиционного оборудования с целью активизации двигательной активности младших дошкольников»
Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом по...
«Использование народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»
Познакомить родителей с народными подвижными играми...
Мастер-класс для педагогов «Использование музыкальных подвижных игр на физкультурных занятиях детей дошкольного возраста»
Здесь рассматриваются вопросы организации музыкально - подвижных игр, даны практические рекомендации....
Использование народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста
НароНародные подвижные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни. По содержанию все народные подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную ...
Мастер-класс для молодого педагога «Использование элементов «активного слушания» при взаимодействии с родителями»
Цель: повышение компетенций молодого педагога при организации взаимодействия с родителями воспитанников.Задачи: 1.Познакомить молодого педагога с методами, приёмами и правилами...
Кратко-срочный проект На тему «Использование Бурятских подвижных игр в формировании двигательной активности детей»
Цель проектаУкрепление здоровья и повышение двигательной активности детей через организацию бурятских подвижных игр. Задачи проекта:1. Формировать и совершенствовать жизненно необходимые дв...