Картотека релаксационных упражнений для засыпания и пробуждения детей среднего и старшего дошкольного возраста
картотека (средняя, старшая группа)

Лемтюгова Татьяна Ивановна

Релаксационные упражнения для засыпания и пробуждения детей среднего и старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka._relaksatsiya_i_probuzhdenie.docx178.53 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

«Релаксационные упражнения для

засыпания и пробуждения детей

среднего и старшего

дошкольного возраста»

kartinki-buratino-1.jpg

        

«Осенний лист»

Лист на веточке красивый, крепкий, ровный. (Спина прямая, руки в стороны). Наступила осень, подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю (Расслабление). Но вот ветер подул с другой стороны, лист взлетел над землей. (Спина снова прямая, руки в сторон). Упражнение выполняется несколько раз.

«В огороде»

«Ноги выше поднимай, соберем мы урожай. Мы ребята-молодцы, собираем огурцы, и морковку и салат - витамины для ребят!» Дети идут по группе, высоко поднимая ноги, останавливаются, делают наклоны вперед, касаются руками пола. «Отдохнем немножко, сядем на дорожку!» Дети садятся на ковер и отдыхают.

«В саду»

«Мы с Танюшей в сад пойдем, много ягод соберём! Груши, яблоки висят, вот какой чудесный сад!» Дети идут спокойным шагом, взявшись за руки, затем встают в круг. Поднимают руки вверх, как будто срывают яблоки. Много яблок набрали, поднимаем тяжелые корзинки (мышцы напряжены). Понесём их домой (медленно идут и садятся на стульчики, руки расслаблены, опущены вниз).

«Дерево»

Стоя или сидя за столом, дети поднимают руки в стороны, затем вверх. Деревья прямые, ровные. Подул ветерок, ветки качаются, затем ветер усиливается, руки наклоняются все больше. Постепенно ветер стихает, руки опускаются вниз, дети расслабляются и отдыхают.

«Вешалка»

В шкафу висит много одежды. Давайте наведем порядок. Повесим одежду на вешалки. (Дети изображают одежду на вешалке, плечи неподвижны, руки расслаблены).

«Минута тишины»

Упражнение выполняется между занятиями или в середине занятия, предлагается послушать тишину. Дети смолкают по звуковому сигналу, после чего не произносят ни звука. По окончании минуты дети рассказывают, слышали ли они какие-то звуки, например, стук молотка, шум мотора машины и другие звуки.

«Кукла»

«Утром куколка проснулась, руки вверх и потянулась, умывалась, одевалась, аккуратно причесалась. Будем с куклой мы плясать, будем в ладушки играть!» Дети повторяют все движения, изображая куклу (2-3 минуты). Завершается игра словами: «Уложили куклу спать. Приходи ещё играть!».

«Мыльные пузыри»

Встряхнули бутылочку, открутили крышку (показ жестами). Дуем медленно в колечко (вдох носом, выдох – ртом). Ах, какие красивые мыльные пузыри! Покажите, как они взлетают (мышцы напрягаются, руки вверху сцеплены в круг и тянутся вверх, голова поднята кверху, смотрим на руки). Ой, лопнули пузыри, только мыльная лужица осталась (мышцы расслабились).

«Птички»

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Прилетели к лесному ручейку, почистили клювом пёрышки, попили чистой прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь сели в уютное гнездышко на лесной полянке (Игра сопровождается аудиозаписью пения певчих птиц в лесу).

«Спящий котёнок»

Веселые, озорные котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиками, приглаживают шёрстку. Но вот они начали зевать, легли на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно и ровно дышат (расслабление).

«Зайки»

«Хорошо зимой зайчатам, снег лежит кругом, как вата. Если даже упадешь, встанешь, скажешь «Ну и что ж?» Только поздно нам гулять, не велит зайчиха-мать. И зайчатам, и ребятам нужно знать, что ложиться надо рано спать». Дети прыгают, как зайчики, затем ложатся на ковёр (расслабление).

«Снежинки»

«Мы белые снежинки, как лёгкие пушинки, кружимся и летаем, всю землю укрываем, а от тепла растаем - живой водою станем.» Дети свободно и плавно двигаются под музыку, затем садятся на ковер, и изображают превращение снега в воду (расслабление).

«Горка»

Во дворе большая горка. «Покатили санки вниз, крепче, куколка, держись! Ты смотри, не упади, там канавка впереди! Санки – бух! Кукла – ух! Ты смотри, не замерзай, хлопай, топай и вставай!» Дети ложатся на ковер, затем встают и несколько раз стряхивают снег, расслабляя кисти рук и ног.

«Кулачки»

Дети сидят на стульчиках, руки на коленях. Но вот кулачки сжимаются с силой, еще сильнее… Попробуем разжать пальчики, пошевелим ими, подуем. Вот какими легкими стали пальчики! Выполняется несколько раз.

«Ковёр-самолёт»

Играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковёр-самолёт. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонько покачивает. Ветерок обдувает всё тело, внизу дома, леса, реки. Но вот мы постепенно снижаемся и приземляемся в нашей группе (пауза… ). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, а теперь медленно садимся.

«Моряки»

Моряки плывут на корабле. На море качка, волны качают корабль. Вы – моряки. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Палубу качнуло – перенести массу тела на одну ногу, выпрямиться, потом на другую ногу, выпрямиться, расслабиться. Шторм утихает, всё успокоилось (расслабление).

«Лимон»

Опустить руки, представить себе, что в правой руке у нас лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Сок выжат, расслабить руку, бросить лимон. Повторить упражнение левой рукой (напряжение – расслабление).

«Олени»

В лесах много разных красивых животных, а вот и олени. Покажите, какие крепкие у оленя рога (пальцы растопырены, напряжены). Но вот послышался шум, шея и тело оленя напряглось, он слушает, откуда доносятся звуки. Кругом всё тихо, олени успокоились и отдыхают.

«Солдаты»

Поиграем в «солдатиков», представим, что мы игрушечные солдатики, которые умеют выполнять команды. Смирно! - дети стоят, выпрямив спину, руки вытянуты по швам. Шагом марш! – маршируют под счет 1-2. Вольно! – дети расслабляются, принимают удобные позы и отдыхают.

«Солнечный зайчик»

«Смотрит солнышко в окошко прямо в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки – очень рады солнышку!» Солнце посылает нам своего солнечного зайчика. ласково греет шею, спинку, - как будто мамины руки (расслабление). Никак нам не поймать зайчика, убежал он от нас! И нам пора отдыхать.

«Игра с песком»

Представьте, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

«Цветок»

Я – бутон (дети присели на пол, обхватили подтянутые к себе колени, опустили головы, мышцы напряжены). Светит теплое солнце, я расту (медленно поднимаются, расслабленно раскачивают руками). Солнце исчезло, стало темно, мои лепестки закрываются (исходное положение, и вот снова утро… и т. д.

«Птички»

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Прилетели к лесному ручейку, почистили клювом пёрышки, попили чистой прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь сели в уютное гнездышко на лесной полянке. (Игра сопровождается аудиозаписью пения певчих птиц в лесу).

«Медвежата»

Мама-медведица играет с медвежатами. Она бросает им шишки. Мишки ловят и с силой сжимают их в лапах. Представьте, что вы – медвежата. Мишки устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А медведица снова кидает шишки медвежатам (повторить 2-3 раза).

«Ледяные фигуры»

Зимой во дворе были ледяные фигуры, они из прозрачного льда. Динь-дон! – фигуры неподвижно застыли, они крепкие, твердые, красивые (мышечное напряжение). Утром солнце пригрело, фигуры медленно тают… Растекаются лужицы (расслабление). Динь-дон! Сказка продолжается, игра повторяется.

«Слон»

Представьте себя слоном. Поставить устойчиво ноги. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с грохотом опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская её с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!».

«Подснежник»

В лесу под снегом спрятался нежный цветок. Он сложил свои лепестки от холода и уснул до весны. Солнышко стало пригревать, подснежник стал расти, поднялся из-под снега и раскрыл лепестки. Радуется цветок солнышку, но ветер подул и склонил его к земле (дети встают, выпрямляются и снова опускаются, опустив руки и плечи). Снова светит солнышко, упражнение повторяется.

«Пылесос»

Пылинки весело танцуют в луче солнца, по сигналу колокольчика кружатся всё медленнее, садятся на пол. Спина и плечи расслаблены, руки опущены, голова наклонена вниз. Заработал пылесос, он собирает пылинки. Кого воспитатель коснулся, тот медленно уходит на стульчик.

«Росток»

Росток появился из-под земли, маленький, слабенький. (Дети сидят на корточках, обхватив колени руками). Но вот пошел дождик, водичка стала поить росток, они стал расти, у него появились листочки, стебель окреп и вытянулся. (Дети медленно встают). Дождь закончился, светит солнышко.

«Бабочки»

Летний день, бабочки летают вокруг. Цветы рады подружиться с бабочками, зовут их к себе. Бабочки перелетают с цветка на цветок, машут крылышками, потом садятся на ковер из цветок, наклоняются и снова взлетают. Наконец они устали и полетели домой. (Дети изображают бабочек, садятся на стульчики).

«Облака»

Лето, сейчас хорошая погода, небо чистое голубое. Вот плывут облака. Давайте представим, что мы тоже превратились в облачко. (Дети ложатся на ковер, ноги и руки неподвижны, расслаблены, глаза закрыты). Вот мы поднимаемся над лесом, проплываем над речкой, нам тепло и приятно плыть по небу. А теперь мы возвращаемся обратно в детский сад, открываем глазки, садимся. (2-3 мин.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр по теме "Профессии" для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В картотеке собраны пальчиковые игры для детей средней и старшей группы по теме: "Все профессии нужны, все профессии - важны". Игры, имитирующие трудовую деятельность и работу с различными и...

Картотека игр с водой и песком для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека игр с водой и пескомдля детей среднего и старшего дошкольного возраста....

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР (В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД) для детей среднего и старшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР (В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД) для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Уупражнения для  для профилактики плоскостопия и детей  среднего и старшего дошкольного возраста....

Картотека релаксационных упражнений для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Подбор релаксационных упражнений для работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыс...

Картотека дидактических игр и упражнений направленных на ФЭМП у детей среднего и старшего дошкольного возраста

В предложенной картотеке собраны разнообразные игры по ФЭМП, которые сгруппированы по разделам. Всего 5 разделов: ориентировка в пространстве, цвет и геометрические фигуры, развитие логического мышлен...

Картотека игр с водой и песком для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека игр с водой и пескомдля детей среднего и старшего дошкольного возраста....