Проект "Старый Новый год"
проект (средняя группа)

Проект для воспитанников средней группы "Старый Новый год"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_staryy_novyy_god.docx313.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 34 Петродворцового района Санкт - Петербурга

Проект

Тема: «Старый Новый год»

для детей средней группы №1 «Пчёлки»

Выполнила воспитатель:

Олехова Виктория Викторовна

г. Санкт - Петербург, 2024

Сроки реализации проекта: 12.01.2024 г.

Тип проекта: информационно - практико-ориентированный с элементами творчества.

Вид проекта: краткосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники средней группы, родители.

Проблема: В ходе бесед с детьми, совместными размышлениями было выявлено, что многие дети не знают о таком празднике как старый Новый год и его традициях. В настоящее время мало кто уделяет внимания этому празднику, а ведь это настоящее чудо, когда мы еще раз можем поздравить друг друга, зажечь новогодние огоньки. Сходить в гости пощедровать, попосевать. Это не просто традиции, а целые обряды со своими поверьями и правилами. Это история нашей Родины, которую надо помнить и передавать дальше.

Цель проекта: Познакомить детей с традициями празднования старого Нового года.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Расширять познавательный интерес к праздникам родной страны.
  • Формировать интерес к подвижным народным играм.
  • Обогащать знания детей о традициях Старого Нового года
  1. Развивающие: 
  • Развивать коммуникативные способности, умение отвечать на вопросы.
  • Развивать доброжелательное отношение друг к другу.
  • Развивать звуковую культуру речи.
  1. Воспитательные: 
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
  • Способствовать формированию положительных эмоций.
  • Воспитывать непосредственно культуру общения.

Ожидаемый результат: Сформировать знания детей о праздновании Старого Нового года и его традициях.

Виды деятельности: образовательная деятельность, игровая деятельность, художественно- эстетическая деятельность, физическое воспитание, чтение художественной литературы, работа с родителями.

Реализация проекта

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап:
  • Составление плана совместной работы с детьми, педагогами.
  • Подбор материала для занятий, бесед, игр с детьми.
  • Подготовка конспекта на тему Старый новый год. История и традиции.
  1. Основной этап:
  1. Беседа с детьми на тему Старый новый год. История и традиции.

Цель: Знакомить детей с традициями и историей праздника.

  1. Отгадывание загадок на тему «Зима».

Цель: развивать сообразительность, логическое мышление, память.

  1. Русская народная игра-хоровод у елочки.

Цель: Знакомить детей с русскими народными зимними играми.

  1. Подвижная игра «Встречаем старый Новый год».

Цель: Знакомить детей с традициями празднования старого Нового года, овладение подвижными играми, формирование коллективизма.

  1. Дидактическая игра «Скажи ласково».

Цель: Упражнять в образовании однокоренных слов.

  1. Дидактическая игра «Найди лишнее».

Цель: Развитие монологической формы речи, поощрение высказывания своей точки зрения.

  1. Аппликация «Укрась елочку».

  1. Заключительный этап:
  1. Подведение итогов реализации проекта.
  2. Консультация для родителей «Волшебный справочник добрых слов и выражений»

Итоги проекта

В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор (дети имеют представление об истории праздника Старый Новый год, традициях и обычаях), обогатился словарный запас. Дети осознали и почувствовали свою принадлежность к родному народу, к его истории и культуре.

Список литературы

  1. Гоголь Н. В. «Ночь перед Рождеством». – М.: Росмен, 2016. – 96 с.
  2. Диккенс Ч. «Рождественская история». – М.: Астрель, 2012. – 480 с.
  3. Толкин Д. Р. «Письма Рождественского деда». – М.: Астрель, 2012. – 112с.


Конспект беседы «Старый Новый год. История и традиции».

Цель: Знакомить детей с традициями и историей праздника.

Задачи: 

  1. Обучающие:
  • Продолжать знакомство детей с историей празднования старого Нового года.
  1. Развивающие:
  • Развивать внимания, памяти мышления, воображения.
  • Развивать творческой потенциал дошкольников.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать любовь к традициям своего народа.

Ход занятия

Воспитатель: В ночь с 13 на 14 января Россияне отмечают Старый Новый Год - праздник, непонятный для многих иностранцев. Никто толком не может сказать – чем же Старый Новый год отличается от традиционного, привычного всем Нового Года? Ребята, давайте мы с вами попробуем разобраться, что такое Старый Новый год. В России, Беларуси, Сербии, Черногории и отдельных районах Швейцарии отмечают старый Новый год. Этот необычный праздник появился из-за изменения летоисчисления.

История Старого Нового года

У разных народов было несколько календарей. Один из них назывался юлианским, а другой - григорианским. И каждый народ считал, что его календарь - лучший. Поэтому длительное время Новый год в наших странах не совпадал с Новым годом в Западной Европе. Была такая путаница! В 1918 году новая власть приказала от этой путаницы избавиться. Был введён григорианский календарь. Все праздники теперь надо было отмечать на две недели раньше. Но Церковь отказалась от этого. Так и появился старый Новый год - Новый год по старому календарю.

Традиции на Старый Новый год

Этот день в старину носил название Васильева дня, и имел решающее значение для всего года. На Васильев день отмечали праздник земледелия, который связывали с будущим урожаем, и совершали обряд обсевания. Засевание зерен делали дети. Рано утром они разбрасывали немного жита по полу избы, а хозяйка дома должна была подобрать зерно с древним приговором. Считалось, что чем быстрее хозяйка подберет жито, тем богаче будет урожай. Зерно хранилось до момента сева и добавлялось к остальным семенам. И ещё был своеобразный обряд – варение каши, и гадание по этой каше, крупа обычно была гречневая. Если каша наваристая и рассыпчатая, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая – такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из кастрюльки, и сама не рассыпчатая – это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, а кашу выбрасывали. А еще был очень интересный обряд, хождения по домам, чтобы угощаться блюдами. В этот вечер ходили в гости. Обходя дома, желали счастья и расцвета хозяйства. Просили, чтобы год был щедрым к семье,- щедро вали. Мальчики и девочки ходили отдельно. Щедровки пели весело. Взрослые тоже шутили и давали сладости щедрующим.

Щедровка

В гости к нам пришла зима

Со своим поклоном.

Пришло время щедровать

Нам по всем законам

Будем песни петь, плясать

И хозяев поздравлять.

А хозяева щедры

Достают нам пятаки!

Загадки

Цель: Развитие логического мышления, памяти, речи.

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю(Метель)

Он вошел- никто не видел,

Он сказал – ни кто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек –

Этот пух зовется... (снег)

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки, кружатся зимой... (снежинки)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица (Вьюга)

Жил я по среди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке

Все сквозные вырезные

А возьмешь вода в руке (Снежинка)

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чуд!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес. (Морозный узор)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло. (Лед)


https://www.vippng.com/png/detail/26-267714_winter-frame-png-page-borders-design-border-design.png

Консультация для родителей

«Что должны знать дети про старый Новый год»

Старый Новый год – что это за праздник такой? Если смотреть правде в глаза, то он не всем взрослым понятен, не говоря уже о детях. Как объяснить ребенку, почему после традиционной встречи Нового года, семья снова собирается за праздничным столом и отмечает Старый Новый год? Что можно рассказать детям про старый Новый год? Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Старый Новый год - удивительный праздник, который отмечается лишь в нескольких странах: России, Украине, Беларуси, Греции, Румынии, Молдове, Армении, Болгарии, Сербии, Черногории, Марокко, Тунисе, Македонии и отдельных регионах Швейцарии.

Традиция отмечать Старый Новый год возникла после 1918 года, когда было введено новое летоисчисление. Сначала этот праздник назывался Новый год по старому стилю. Но длинное название было неудобным, и появилось словосочетание «Старый Новый год».

У разных народов были разные календари. Один из них назывался юлианским, а другой - григорианским. До 1918 года Россия жила по календарю, который ввел еще Юлий Цезарь: он так и называется – юлианский. Поэтому длительное время. Новый год в стране не совпадал с Новым годом в Западной Европе и большинстве стран мира. Разница между календарями составляла 13 суток.

В 1918 году власть приказала избавиться от этой путаницы. Страна перешла на григорианский календарь.

Все праздники теперь надо было отмечать на две недели раньше. Но Церковь не приняла этого. Так и появился Старый Новый год - Новый год по старому календарю. Первый день нового года люди начали отмечать 1 января по григорианскому стилю, но праздник, который приходился 13-е и 14-е января, люди забывать не хотели.

Особое значение он имеет для верующих. Ведь современный Новый год выпадает на Рождественский пост, когда многие продукты в пищу употреблять нельзя, да и веселье неуместно. Дело в том, что православная церковь продолжает отмечать все церковные праздники по прежнему, юлианскому, календарю (по «старому стилю»). Вечер 13 января называют Щедрым. Вся семья должна была собраться за праздничным ужином. Пост уже закончился, поэтому на столе были всевозможные блюда и сладости. Обязательно была кутья. Но ее тоже называли щедрой. В этот вечер ходили в гости. Обходя дома, желали счастья и расцвета хозяйства.

Просили, чтобы год был щедрым к семье, - щедровали. Мальчики и девочки ходили отдельно. Ребенку про старый Новый год. Этот день еще называют днем Василия. Раньше это был первый день нового года. На рассвете от дома к дому ходили мальчики и парни. Они поздравляли хозяев с праздником и «засевали»: рассыпали в комнатах зерно (пшеницу, рожь, ячмень, горох, желая благополучия. Ведь вся жизнь была связана с землей и выращиванием хлеба. Так и теперь, по древнему обычаю, желают здоровья, счастья, благополучия в новом году. Васильев день считался началом нового природного цикла. Он назывался «авсень» или «овсень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое занятие для детей 5-6 лет. Тема: «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад»

Познавательно – речевое занятие занятие для детей 5-6 лет, позволяющее решить следующие задачи: 1.Образовательные:1.  Обобщить представления о характерных признаках весны (увеличение с...

Новая сказка на старый Новый год

Это сценарий  Рождественской  сказкаи для детей, поставленный силами педагогов ДОУ. После новогодних утренников и каникул, детям представляется возможность ещё раз окунуться в мир доброй ска...

Сценарий открытия нового здания детского сада 2016 г. «Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка «Дорогою добра» На экране слайды со снимками помещений нового детского сада. В музыкальный зал входит ведущий с группой детей. Взрослый (один из

Сценарий открытия нового здания детского сада     2016 г.«Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка  «Дорогою добра»На экране слайды со снимками помещений нового д...

Проект в младшей группе "Новый, Новый, Новый год!"

Цель: формирование представлений о новогоднем празднике, его традиции, культуре, главных сюжетных героях (Дед Мороз, Снегурочка, елка...

Проект "Новы, новый, новый год"

Новый год! Праздник детства...

«Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада. «Интерактивная инфографика в ДОУ: новый тренд в мнемотехнике»

Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию ...