План самообразования «Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников»
методическая разработка

План самоообразования  " Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovani1.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования «Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников»

Актуальность темы:

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является мнемотехника.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, профессионально-личностное саморазвитие. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

2. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал

4. Разработать перспективный план работы ;

5. Подготовка консультаций для родителей и воспитателей по данной теме.

6. Создать условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники.

7. Пополнение развивающей предметно - пространственной среды в группе.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

СЕНТЯБРЬ-НОЯБРЬ

Подбор и изучение методического материала на тему: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Анализ изученной литературы.

ДЕКАБРЬ- ЯНВАРЬ

Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам»

ФЕВРАЛЬ -МАРТ

Анкетирование родителей по теме «Мнемотехника».

Разработка консультации для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

АПРЕЛЬ

Составление памятки для родителей :«Как работать с мнемотаблицами».

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ

Изготовление дидактических настольных игр по мнемотехнике

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ

Оформление папки-передвижки для родителей «Составляем и используем мнемотаблицы дома».

ЯНВАРЬ

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей».

ФЕВРАЛЬ-МАРТ

Оформление папки «Учим стихи с помощью мнемотехник».

АПРЕЛЬ

Оснащение уголка развития речи в группе. Составление картотеки дидактического материала на основе мнемотехник (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы)

МАЙ

Подготовить отчёт о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Перспективный план по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"...

План самообразования «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство развития речи дошкольников» на 2020-2021 учебный год.

Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любитьСмеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ. Цель:Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помоч...

индивидуальный план по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...

План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...

Тема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАТема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»...

Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"

Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...