Консультация "Содержание речевого развития в соответствии с ФОП ДО"
консультация
Консультация "Содержание речевого развития в соответствии с ФОП ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_ozerovadv.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы "Образовательный центр "Южный город" пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области "Детский сад "Волжская жемчужина"
Консультация:
«Содержание речевого развития в соответствии с ФОП»
Подготовила: воспитатель
Озерова Дарья Вячеславовна
2023
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе социального опыта.
Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка.
От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет, статусное положение в детском сообществе.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.
Условия речевого развития:
- Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками;
- Владение педагогом правильной литературной речью;
- Обеспечение условий для овладения грамматическим строем речи;
- Развитие связной речи с учетом возрастных особенностей;
- Развитие понимания речи (упражнение в выполнении словесной инструкции);
- Приобщение к культуре чтения;
- Поощрение детского словотворчества.
Целью работы воспитателя по речевому развитию является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Именно поэтому речевое развитие занимает важное место в ФОП ДО.
Согласно ФОП ДО: Задачи речевого развития дошкольника включают:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой;
- Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В условиях реализации ФОП новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия.
Формирование речевой деятельности – сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка.
Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
Присутствие взрослого стимулирует употребление речи. Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.
Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.
Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.
Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4-5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах.
Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации.
Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи.
Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:
- Содержательность и одновременно точность, логичность;
- Соответствие возрасту детей;
- Лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность;
- Образность;
- Выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость;
- Достаточная громкость;
- Знание и соблюдение правил речевого этикета;
- Соответствие слова воспитателя его делам.
Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Важнейшей формой организации обучения речи считаются специальные занятия, на которых мы ставим и целенаправленно решаем определенные задачи речевого развития детей.
Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.
На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга. Обучение в коллективе повышает общий уровень развития.
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:
- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);
- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения), любви и интереса к художественному слову;
- Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука слове);
- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).
Вопросы:
- Какое из средств развития речи является ведущим?
- Трудовая деятельность
- Различные виды искусства (ИЗО, музыка, театр)
- Детские праздники
- Художественная литература
- Общение
- Что НЕ относится к условиям речевого развития?
- Владение педагогом правильной литературной речью
- Обеспечение условий для овладения грамматическим строем речи
- Формирование начальных представлений о различных видах искусства
- Приобщение к культуре чтения
- Поощрение детского словотворчества
- Основные направления по развитию речи:
- Развитие словаря
- Формирование представлений о геометрических фигурах
- Воспитание звуковой культуры
- Формирование культурно-гигиенических навыков
- Развитие связной речи
- Приобщение к искусству
- Формирование грамматического строя
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Речевое развитие" в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами.
Раскрыто содержание образовательной области "Речевое развитие" в соответствии с ФГОС....
Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО
В статье описаны принципы , методы речевого развития в соответствии с ФГОС ДО...
Решение задач по речевому развитию в соответствии с ФГОС.
Раздел из курсовой работы "Речевое развитие воспитанников ДОО"...
Решение задач по речевому развитию в соответствии с ФГОС.
Раздел курсовой работы по речевому развитию воспитанников ДОО....
Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования
В материале описаны новые требования ФГОС ДО к образовательной "Речевое развитие" и способы ее реализации....
Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...
"Коммуникативная игра в речевом развитии в соответствии в соответствии с ФГОС ДО"
Презентация для выступления на педагогическом совете...