Консультация "Содержание речевого развития в соответствии с ФОП ДО"
консультация

Озерова Дарья Вячеславовна

Консультация "Содержание речевого развития в соответствии с ФОП ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_ozerovadv.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы "Образовательный центр "Южный город" пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области "Детский сад "Волжская жемчужина"

Консультация:

«Содержание речевого развития в соответствии с ФОП»

Подготовила: воспитатель

Озерова Дарья Вячеславовна

2023

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности.  Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе социального опыта.

Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка.

От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет, статусное положение в детском сообществе.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.

Условия речевого развития:

  • Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками;
  • Владение педагогом правильной литературной речью;
  • Обеспечение условий для овладения грамматическим строем речи;
  • Развитие связной речи с учетом возрастных особенностей;
  • Развитие понимания речи (упражнение в выполнении словесной инструкции);
  • Приобщение к культуре чтения;
  • Поощрение детского словотворчества.

Целью работы воспитателя по речевому развитию является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Именно поэтому речевое развитие занимает важное место в ФОП ДО.

Согласно ФОП ДО: Задачи речевого развития дошкольника включают:

  • Владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В условиях реализации ФОП новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия.

Формирование речевой деятельности –  сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка.

Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Присутствие взрослого стимулирует употребление речи. Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.

Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.

Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4-5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах.

Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации.

Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи.

Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:

  • Содержательность и одновременно точность, логичность;
  • Соответствие возрасту детей;
  • Лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность;
  • Образность;
  • Выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость;
  • Достаточная громкость;
  • Знание и соблюдение правил речевого этикета;
  • Соответствие слова воспитателя его делам.

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.

Важнейшей формой организации обучения речи считаются специальные занятия, на которых мы ставим и целенаправленно решаем определенные задачи речевого развития детей.

Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.

На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга. Обучение в коллективе повышает общий уровень развития.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

  • Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом  высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);
  • Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения), любви и интереса к художественному слову;
  • Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);
  • Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука слове);
  • Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).

Вопросы:

  1. Какое из средств развития речи является ведущим?
  • Трудовая деятельность
  • Различные виды искусства (ИЗО, музыка, театр)
  • Детские праздники
  • Художественная литература
  • Общение
  1. Что НЕ относится к условиям речевого развития?
  • Владение педагогом правильной литературной речью
  • Обеспечение условий для овладения грамматическим строем речи
  • Формирование начальных представлений о различных видах искусства
  • Приобщение к культуре чтения
  • Поощрение детского словотворчества
  1. Основные направления по развитию речи:
  • Развитие словаря
  • Формирование представлений о геометрических фигурах
  • Воспитание звуковой культуры
  • Формирование культурно-гигиенических навыков
  • Развитие связной речи
  • Приобщение к искусству
  • Формирование грамматического строя
  • Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Речевое развитие" в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами.

Раскрыто содержание образовательной области "Речевое развитие" в соответствии с ФГОС....

Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО

В статье описаны принципы , методы речевого развития в соответствии с ФГОС ДО...

Решение задач по речевому развитию в соответствии с ФГОС.

Раздел из  курсовой  работы "Речевое  развитие  воспитанников  ДОО"...

Решение задач по речевому развитию в соответствии с ФГОС.

Раздел  курсовой  работы  по  речевому  развитию   воспитанников  ДОО....

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования

В материале описаны новые требования ФГОС ДО к образовательной "Речевое развитие" и способы ее реализации....

Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...

"Коммуникативная игра в речевом развитии в соответствии в соответствии с ФГОС ДО"

Презентация для выступления на педагогическом совете...