Августовские чтения. Тема выступления: " Мнемотехника, как технология в речевом развитии речи дошкольников", 2023г
методическая разработка (младшая группа)
Значение мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vystupleniya.zip | 6.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход мастер – класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд 1 Тема моего мастер – класса: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников».
Слайд 2
Цель мастер –класса: Формирование у воспитателей ДОУ нового взгляда на содержание, структуру и организацию развития речи дошкольников на основе использования мнемотехники.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с мнемотехникой, обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
2. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность метода.
3. Познакомить с особенностями и принципами использования мнемотехники на занятиях по развитию речи дошкольников.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, но и показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, в работе с детьми по речевому развитию. По данной теме я работаю не давно.
Слайд 3 Актуальность
Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам, работающим с дошкольниками. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.
В своей работе по обучению детей связной речи стала использовать мнемотехнику, которая относится к технологии наглядного моделирования.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Слайд 4 Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают выстраивать: связность, последовательность, лексико – грамматическую наполняемость рассказа.
Слайд 5 Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.
Слайд 6 Мнемоквадрат –это отдельная карточка с информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть, предмет, действия, явления природы, персонаж сказки и т. д.
Мнемодорожка – Это последовательность 3-5 мнемоквадратов, расположенных линейно. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Слайд 7 Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. На основе этих изображений составляется рассказ или учится стих.
Мнемотаблицы используются для:
при заучивании стихов.
Слайд 8 при рассказывании сказок.
Слайд 9 при отгадывании загадок. (отгадать)
Слайд 10 при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, при описании фруктов, овощей, посуды, мебели, времени года и т. д
обогащения словарного запаса. (Описание фруктов и овощей с педагогами)
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу или распечатать картинки.
Слайд 11 Перед работой с мнемотаблицами проводится предварительная работа.
Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
-Преобразование из абстрактных символов в образы.
-Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).
Слайд 12 Мастер – класс.
Задание 1.
А, сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Помогите!». (для этого нужно 7 человек).
Правила следующие: Я заканчиваю фразу персонажа из сказки. Вы должны выбрать мнемоквадрат с этим персонажем и назвать сказку.
Итак, начинаем.
«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
«Помогите! Братца моего унесли птицы!» (Гуси – лебеди).
«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)
«Помогите! Медведь не пускает меня домой, к дедушке и бабушке!». (Маша и медведь)
«Помогите, Петушок подавился зернышком! (Петушок и бобовое зернышко)
«Помогите, тянем потянем, вытянуть не можем!» (Репка)
Молодцы, справились на отлично!
Задание 2
Пальчиковая гимнастика : « Книга» ( с использованием логоритмики) под музыку.
Зайка книгу нашел, (Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально).
И открыл, и прочел, . (На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу).
А закрыл, все забыл. (На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу).
И снова открыл, И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворения по предложенному тексту.
Перед Вами листы бумаги, карандаши и стихотворный текст (участники мастер-класса заполняют рисунками ячейки таблицы графическим изображением 8 человек, каждый схематично зарисовывает свою строчку.
1. Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
2. Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглашу хвостик
И верхом поеду в гости.
Предлагаю показать свои изображения показать педагогам в зале. Все поняли, что это за стихотворение?
(Читают). Это было не трудно?
Из мнемоквадрата, сделали мнемодорожку, соединили строчки и получилась мнемотаблица.
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, пригодятся вам и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!
Вывод: Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простыми, интересным, творческим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
Выступление на педагогическом совете ДОУ по теме "Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников"
Цель: познакомить педагогов ДОУ с элементами технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников....
Мастер - класс на тему «Лего – технология, как способ развития речи дошкольников».
Отличительная черта современного мира – модернизация дошкольного образования, в первую очередь, направлена на изменение целевой установки образовательной деятельности детского сада и в основном,...
Сообщение на тему: " Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе".
Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе....
Презентация по теме: " Мнемотехника, как технология в речевом развитии речи детей дошкольного возраста", 2023г
Способствовать развитию связной речи...
Сообщение из опыта работы по образовательной области «Речевое развитие» тема «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников»
Опыт использования различных форм, методов, приемов и средств для речевого развития детей....