Августовские чтения. Тема выступления: " Мнемотехника, как технология в речевом развитии речи дошкольников", 2023г
методическая разработка (младшая группа)

Митаки Татьяна Ивановна

Значение мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon doklad_vystupleniya.zip6.98 КБ

Предварительный просмотр:

Ход мастер – класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Слайд 1 Тема моего мастер – класса: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников».

Слайд 2

Цель мастер –класса: Формирование у воспитателей ДОУ нового взгляда на содержание, структуру и организацию развития речи дошкольников на основе использования мнемотехники.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с мнемотехникой, обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

2. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность метода.

3. Познакомить с особенностями и принципами использования мнемотехники на занятиях по развитию речи дошкольников.

    Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, но и показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, в работе с детьми по речевому развитию. По данной теме я работаю не давно.

Слайд 3 Актуальность

Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам, работающим с дошкольниками. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.

В своей работе по обучению детей связной речи стала использовать мнемотехнику, которая относится к технологии наглядного моделирования.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Слайд 4 Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают выстраивать: связность, последовательность, лексико – грамматическую наполняемость рассказа.

Слайд 5 Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Слайд 6 Мнемоквадрат –это отдельная карточка с информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть, предмет, действия, явления природы, персонаж сказки и т. д.

        Мнемодорожка – Это последовательность 3-5 мнемоквадратов, расположенных линейно. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Слайд 7 Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. На основе этих изображений составляется рассказ или учится стих.

Мнемотаблицы используются для:

   при заучивании стихов.

Слайд 8 при рассказывании сказок.

Слайд 9 при отгадывании загадок. (отгадать)

Слайд 10 при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, при описании фруктов, овощей, посуды, мебели, времени года и т. д

обогащения словарного запаса. (Описание фруктов и овощей с педагогами)

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу или распечатать картинки.

Слайд 11 Перед работой с мнемотаблицами проводится предварительная работа.

Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов:

- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

-Преобразование из абстрактных символов в образы.

-Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).

Слайд 12 Мастер – класс.

Задание 1.

А, сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Помогите!». (для этого нужно 7 человек).

Правила следующие: Я заканчиваю фразу персонажа из сказки. Вы должны выбрать мнемоквадрат с этим персонажем и назвать сказку.

Итак, начинаем.

«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)

«Помогите! Братца моего унесли птицы!» (Гуси – лебеди).

«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)

«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)

«Помогите! Медведь не пускает меня домой, к дедушке и бабушке!». (Маша и медведь)

«Помогите, Петушок подавился зернышком! (Петушок и бобовое зернышко)

«Помогите, тянем потянем, вытянуть не можем!»  (Репка)

Молодцы, справились на отлично!

Задание 2

Пальчиковая гимнастика : « Книга» ( с использованием логоритмики) под музыку.

Зайка книгу нашел, (Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально).

И открыл, и прочел, . (На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты  друг к другу).

А закрыл, все забыл. (На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу).

И снова открыл, И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворения по предложенному тексту.

Перед Вами листы бумаги, карандаши и стихотворный текст (участники мастер-класса заполняют рисунками ячейки таблицы графическим изображением 8 человек, каждый схематично зарисовывает свою строчку.

1. Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

2. Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглашу хвостик

И верхом поеду в гости.        

Предлагаю показать свои изображения показать педагогам в зале. Все поняли, что это за стихотворение?

(Читают). Это было не трудно?

Из мнемоквадрата, сделали мнемодорожку, соединили строчки и получилась мнемотаблица.

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, пригодятся вам и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Вывод: Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простыми, интересным, творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Выступление на педагогическом совете ДОУ по теме "Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников"

Цель: познакомить педагогов ДОУ с элементами технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников....

Мастер - класс на тему «Лего – технология, как способ развития речи дошкольников».

Отличительная черта современного мира – модернизация дошкольного образования, в первую очередь, направлена на изменение целевой установки образовательной деятельности детского сада и в основном,...

Сообщение на тему: " Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе".

Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе....