Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Дорогие коллеги, как мы знаем, дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям, необходимо уметь пробудить в ребенке интерес.
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного.
Благодаря исследовательской деятельности наши дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям.
Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.
Я хочу вам сегодня рассказать о таком виде познавательно-исследовательской деятельности как прогулки в зимний период времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov_eksperimentirovanie.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Дорогие коллеги, как мы знаем, дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям, необходимо уметь пробудить в ребенке интерес.
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного.
Благодаря исследовательской деятельности наши дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям.
Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.
Я хочу вам сегодня рассказать о таком виде познавательно-исследовательской деятельности как прогулки в зимний период времени.
Все мы знаем, что прогулка в любое время года – это способ познакомиться с явлениями живой и неживой природы, рассказать о жизни и разнообразии растений и животных. Так же хочу напомнить - прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение.
Для того, чтобы прогулки зимой проходили интересно для детей – их надо правильно организовать.
Мы с вами имеем возможность показать детям приметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимодействиях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности.
Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. На прогулках целесообразно знакомить детей с явлениями природы или с теми признаками объектов, представление о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени - в процессе наблюдений, игр, труда.
В зимний период снег – это прекрасный и основной строительный материал для деятельности детей на прогулке. Из заранее заготовленных сугробов можно делать снежные валы (длиной 3-4 м) для упражнений в равновесии, бугорки для спрыгивания, открытый не глубокий лабиринт для разнообразных игр.
В прочно сделанном валу прокалываются отверстия – ворота для подлезания. По краям площадки расположить ледяные дорожки для скольжения на ногах. Обледенелые места посыпаются песком. В зимних условиях подходят упражнения: ходьба по следам с подниманием коленей; приставными шагами вправо и влево, вокруг сугроба; восхождение на горку и спуск с нее; бег до дерева, куста.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а также практическая исследовательская деятельность.
Во время прогулки провожу с детьми беседу о защитных свойствах снега. Объясняю детям, как правильно сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, чтобы уберечь их от вымерзания.
С детьми мы проводим опыты со снегом, развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы. Детям очень нравится рассматривать следы на снегу, рисовать палочками узоры на снегу
На прогулке также появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями:изучение свойств снега и льда: "Превращение снега и льда в воду", "Бывает ли снег чистым? ", "Когда лёд не бывает скользким? ", "Когда можно лепить из снега, "Как появляются солнечные зайчики? "," Как появляется тень, " Где можно найти воду? ", " Какой формы вода? ".
(во время рассказа идет показ презентации)
А как вы думаете почему дети любят ставить эксперименты? Делают они это потому, что им присуще наглядно- действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям.
Практическая часть
Китайская пословица гласит «Расскажи –и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать -и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.
Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам провести не большие эксперименты:
(нужно будет выбрать два опыта: радуга, лед с маслом + шипучая таблетка))
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Рефлексия. (провести с педагогами СИНКВЕЙН)
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.
1 строчка –это название темы
2 строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях
3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы
4 строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
5 строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Ответ:
1. Эксперимент
2. Увлекательный, познавательный
3. Открывает, подтверждает, доказывает
4. Жизнь без экспериментов скучна!
5. Исследование
В заключении хочу еще раз напомнить, что ребёнку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: пейзажи в разное время года и многое-многое другое.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов: «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
Подготовила: воспитатель МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка» с.Михайловка Ахтариева Л.И. Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию п...
мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников"
мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников"...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая п...
Семинар – практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
Семинар – практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников» Цель: Освоение педагогами организацией...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Дорогие коллеги, как мы знаем, дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность...