Проектная деятельность "Нравственно патриотическое воспитание дошкольников"
проект (подготовительная группа)
Отчет опыта работы по "Проектной деятельности"
Во все времена патриотизм в нашем государстве был чертой русского национального характера, сформированной на протяжении многих исторических периодов.
Воспитание патриота невозможно, если ребенок не знает истории своей страны- родины. Знание истории родного края, страны, родной культуры способствует формированию личности, которая в будущем могла бы ставить своей целью процветание и развитие «малой родины» и всей страны в целом.
Объект исследования- нравственно- патриотическая культура дошкольников.
Предмет исследования- условия для формирования нравственно- патриотической культуры воспитанников: спортивное, музыкально- театрализованное представление; обогащение предметно- развивающей среды.
Цель педагогического проекта: Создание условий для формирования нравственно- патриотической культуры воспитанников в процессе ознакомления с разнообразием культурных ценностей и традиций русского народа. Приобщение к истокам русской культуры подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира, спортивных и музыкальных мероприятиях. Предположим, что наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширять и укреплять знания об истории нашей Родины;
- Познакомить с произведениями литературы и искусства в русских традициях и обычаях;
- Формирование духовности, чувства патриотизма у детей через знакомство с былинными героями и народными праздниками древней Руси, русского народа;
- Изучить характерные черты русской культуры, традиций и обычай.
Развивающие:
- Развивать образную речи детей, обогащать словарного запаса;
- Развивать коммуникативных навыков, поддерживать доброжелательные отношения между детьми;
- Развивать интерес к словесному искусству: сказаниям, языку былин, закличек и т.д.;
- Развивать творческие способности детей средствами спортивного, музыкального и театрального искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к предкам, к своей Родине, гордость за свою Родину; гордость за богатырскую силу родной страны; воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.
- Воспитывать чувство ответственности друг за друга, чувство коллективизма, чувство гордости за родителей;
- Воспитывать чувства сопричастности к культуре своего народа;
- Формировать у детей интерес к историческому и духовному наследию России;
- Воспитать интерес к различным видам спортивной, театральной и музыкальной деятельности.
Для реализации поставленных задач мы использовали следующие методы:
Теоретические: изучение литературы по данной проблеме; анализ собранного материала; обобщение.
Эмпирические: Анкетирование.
Практическая значимость: собранный нами материал может быть использован на занятиях окружающего мира, на праздниках и развлечениях.
Новизна проекта состоит в том, что использование инновационных подходов в организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников способствуют повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствуют лучшей подготовке детей к школе, воспитанию достойных будущих граждан России.
Ожидаемый результат:
1. Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
4. Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
Глава I. Теоретическая часть
Значение патриотического воспитания в современных условиях
- Аннотация.
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через традиции и обычаи, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
- Актуальность. Значимость педагогического проекта
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер
Проблема педагогического проекта: проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родной стране, особенностях русских традиций. Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно- патриотической культуры.
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Такая система работы позволяет дать детям начальные знания об истории нашей Родины. Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».
С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений несли верную службу, защищая Родину.
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Но вместе с тем, на сегодняшний день в российской теории и практике нравственно- патриотического воспитания чрезвычайно остро обозначилось противоречие между осознанием роли патриотического воспитания в процессе социализации детей и недостаточной разработанностью содержания программ и технологий патриотического воспитания, реализуемых в педагогической практике дошкольного образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Родители же не всегда занимаются с детьми привитием им навыков нравственно-патриотического воспитания. В связи с этим проблема воспитания нравственно –патриотической культуры детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Глава II. Практическая часть
2.1. Анкетирование.
Одним из основных этапов нашей работы стало анкетирование родителей воспитанников нашей группы по данной теме. Нам необходимо было понять, заинтересует ли наше исследование воспитанников и их родителей. В опросе приняли участие 15 родителей подготовительной группы.
Анализ анкетирования родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».
Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.
В анкетировании приняло участие 100% родителей, дети которых посещают подготовительную группу А МБОУ НШДС №13.
№ п/п | Вопрос/варианты ответа | % от числа опрошенных |
1. | Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? | |
- Воспитание любви к Родине | 14 - 93% | |
- Воспитание уважения к старшему поколению | 12 - 80% | |
- Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа | 13 - 86% | |
- Знание истории своей страны | 15 - 100% | |
2. | Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств? | |
Да | 15 - 100% | |
Нет | 0 | |
Затрудняюсь ответить | 0 | |
3. | Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? | |
да | 14 - 93% | |
нет | 0 | |
Затрудняюсь ответить | 1 - 6% | |
4. | Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? | |
- Прививать детям уважение к людям своей страны. | 13 - 86% | |
- Познакомить с обычаями и традициями своего народа. | 14 - 93% | |
- Расширять представления о родной земле, её столице, городах. | 15 - 100% | |
- Ознакомление с историческим прошлым России. | 11 - 73% | |
- Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка. | 13 - 86% | |
5. | Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? | |
да | 15 - 100% | |
нет | 0 | |
Затрудняюсь ответить | 0 | |
6. | Есть ли в вашем доме традиции? | |
да | 10 - 100% | |
нет | 1 - 6% | |
Затрудняюсь ответить | 4 - 26% | |
7. | Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? 13 - итоговое мероприятие 86% |
В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы: нравственно-патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому воспитатели группы и музыкальный руководитель будут продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные формы работы с родителями по данному вопросу.
Немногий процент семей недопонимают важности семейных связей, прошлого, настоящего и будущего. И задача ДОУ показать эту важность, цепочку взаимосвязи предков и современных семей. Это наша семья, это наши корни… Семья- составляющая ячейка общества.
Во многих семьях, в доме, имеются определенные семейные традиции, представляющие народные ценности семьи с исторической точки зрения, что могло бы привести к сотрудничеству между ДОУ и семьями воспитанников по обмену опытом исторического и экологического характера.
Проводимая работа с родителями:
- Анкетирование
- Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота»
- Практическая часть исследования значимости инновационного проекта в нашем ДОУ.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна:
- У детей недостаточно развит познавательный интерес к истории
и культурному наследию города, края, стране;
- Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей
нравственно-патриотических чувств;
- Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города, края, страны.
Приобщение дошкольников к русской народной культуре и традициям празднования народных праздников в современном обществе – одно из интересных и, главное, актуальных направлений в образовательной работе с детьми. А особенно важно – в воспитании нравственно- патриотической культуры. И воспитатель как носитель нравственно- патриотической культуры играет здесь не последнюю роль. Пространство детского сада даёт педагогу возможность в непосредственной образовательной деятельности, спортивно- музыкальных мероприятий, развлечений и в ходе режимных моментов использовать разные методы и формы организации работы с воспитанниками по формированию нравственно- патриотической культуры.
Вывод:
Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к традициям и культуре своего народа и толерантного отношения к традициям и культуре других народов.
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили народные праздники на Руси. Расширили знания детей о русских героях Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. У детей расширились знания о культуре, народных традициях. Дети с удовольствием приняли участие в Осенней ярмарке. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами, народными играми и закличками. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России.
Наши ребята приняли участие в районных и городских мероприятиях с яркими номерами инновационного педагогического проекта:
- выступление в ДК на городском конкурсе фестивале зонтиков «Дождь не повод для грусти»;
- участвовали в муниципальном фото конкурсе «Бабушка рядышком с дедушкой»;
- городском фото марафоне «Вокруг света за одно лето»
- городском фото конкурсе «Байкальск туристический» организованном библиотекой города Байкальска;
- районный фестиваль «Маленькая страна» с музыкально- театрализованной постановкой «Во деревне то было в Ольховке»;
- районный фестиваль «С папой классно!» приуроченного к празднованию Дня отца в России;
- муниципальном конкурс – игре «Своя игра», приуроченного ко Дню народного единства.
А также участие во Всероссийских акциях: «Посылка солдату», «Покормим птиц зимой».
Все наши выступления были хорошо подготовлены, дети не робели выступать перед большой аудиторией. Отличная подготовка музыкальных номеров, это заслуга музыкального руководителя Кацарской Елены Викторовны. За выступления наших воспитанников на районных мероприятиях, мы получили массу положительных отзывов от родителей, от организаторов мероприятий.
В реализации проекта родители группы выступали в качестве надежных партнеров, мы смело опирались на их поддержку во всех мероприятиях проекта (поделки; подготовка атрибутов и костюмов; организация похода детей, родителей и педагогов на экологическую тропу «Байкальская верста»). Благодаря такой сплоченной работы педагогов, родителей и детей удалось решить все задачи проекта и достичь его цели. А самое главное все получили массу положительного заряда от знакомства со стариной, обычаями и традициями. Это был самый увлекательный творческий проект.
Хочется закончить презентацию педагогического проекта словами В.А. Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nravstvennost.docx | 47.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Во все времена патриотизм в нашем государстве был чертой русского национального характера, сформированной на протяжении многих исторических периодов.
Воспитание патриота невозможно, если ребенок не знает истории своей страны- родины. Знание истории родного края, страны, родной культуры способствует формированию личности, которая в будущем могла бы ставить своей целью процветание и развитие «малой родины» и всей страны в целом.
Объект исследования- нравственно- патриотическая культура дошкольников.
Предмет исследования- условия для формирования нравственно- патриотической культуры воспитанников: спортивное, музыкально- театрализованное представление; обогащение предметно- развивающей среды.
Цель педагогического проекта: Создание условий для формирования нравственно- патриотической культуры воспитанников в процессе ознакомления с разнообразием культурных ценностей и традиций русского народа. Приобщение к истокам русской культуры подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира, спортивных и музыкальных мероприятиях. Предположим, что наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширять и укреплять знания об истории нашей Родины;
- Познакомить с произведениями литературы и искусства в русских традициях и обычаях;
- Формирование духовности, чувства патриотизма у детей через знакомство с былинными героями и народными праздниками древней Руси, русского народа;
- Изучить характерные черты русской культуры, традиций и обычай.
Развивающие:
- Развивать образную речи детей, обогащать словарного запаса;
- Развивать коммуникативных навыков, поддерживать доброжелательные отношения между детьми;
- Развивать интерес к словесному искусству: сказаниям, языку былин, закличек и т.д.;
- Развивать творческие способности детей средствами спортивного, музыкального и театрального искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к предкам, к своей Родине, гордость за свою Родину; гордость за богатырскую силу родной страны; воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.
- Воспитывать чувство ответственности друг за друга, чувство коллективизма, чувство гордости за родителей;
- Воспитывать чувства сопричастности к культуре своего народа;
- Формировать у детей интерес к историческому и духовному наследию России;
- Воспитать интерес к различным видам спортивной, театральной и музыкальной деятельности.
Для реализации поставленных задач мы использовали следующие методы:
Теоретические: изучение литературы по данной проблеме; анализ собранного материала; обобщение.
Эмпирические: Анкетирование.
Практическая значимость: собранный нами материал может быть использован на занятиях окружающего мира, на праздниках и развлечениях.
Новизна проекта состоит в том, что использование инновационных подходов в организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников способствуют повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствуют лучшей подготовке детей к школе, воспитанию достойных будущих граждан России.
Ожидаемый результат:
1. Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
4. Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
Глава I. Теоретическая часть
Значение патриотического воспитания в современных условиях
- Аннотация.
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через традиции и обычаи, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
- Актуальность. Значимость педагогического проекта
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер
Проблема педагогического проекта: проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родной стране, особенностях русских традиций. Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно- патриотической культуры.
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Такая система работы позволяет дать детям начальные знания об истории нашей Родины. Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».
С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений несли верную службу, защищая Родину.
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Но вместе с тем, на сегодняшний день в российской теории и практике нравственно- патриотического воспитания чрезвычайно остро обозначилось противоречие между осознанием роли патриотического воспитания в процессе социализации детей и недостаточной разработанностью содержания программ и технологий патриотического воспитания, реализуемых в педагогической практике дошкольного образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Родители же не всегда занимаются с детьми привитием им навыков нравственно-патриотического воспитания. В связи с этим проблема воспитания нравственно –патриотической культуры детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Глава II. Практическая часть
2.1. Анкетирование.
Одним из основных этапов нашей работы стало анкетирование родителей воспитанников нашей группы по данной теме. Нам необходимо было понять, заинтересует ли наше исследование воспитанников и их родителей. В опросе приняли участие 15 родителей подготовительной группы.
Анализ анкетирования родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».
Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.
В анкетировании приняло участие 100% родителей, дети которых посещают подготовительную группу А МБОУ НШДС №13.
№ п/п | Вопрос/варианты ответа | % от числа опрошенных |
1. | Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? | |
- Воспитание любви к Родине | 14 - 93% | |
- Воспитание уважения к старшему поколению | 12 - 80% | |
- Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа | 13 - 86% | |
- Знание истории своей страны | 15 - 100% | |
2. | Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств? | |
Да | 15 - 100% | |
Нет | 0 | |
Затрудняюсь ответить | 0 | |
3. | Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? | |
да | 14 - 93% | |
нет | 0 | |
Затрудняюсь ответить | 1 - 6% | |
4. | Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? | |
- Прививать детям уважение к людям своей страны. | 13 - 86% | |
- Познакомить с обычаями и традициями своего народа. | 14 - 93% | |
- Расширять представления о родной земле, её столице, городах. | 15 - 100% | |
- Ознакомление с историческим прошлым России. | 11 - 73% | |
- Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка. | 13 - 86% | |
5. | Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? | |
да | 15 - 100% | |
нет | 0 | |
Затрудняюсь ответить | 0 | |
6. | Есть ли в вашем доме традиции? | |
да | 10 - 100% | |
нет | 1 - 6% | |
Затрудняюсь ответить | 4 - 26% | |
7. | Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? 13 - итоговое мероприятие 86% |
В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы: нравственно-патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому воспитатели группы и музыкальный руководитель будут продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные формы работы с родителями по данному вопросу.
Немногий процент семей недопонимают важности семейных связей, прошлого, настоящего и будущего. И задача ДОУ показать эту важность, цепочку взаимосвязи предков и современных семей. Это наша семья, это наши корни… Семья- составляющая ячейка общества.
Во многих семьях, в доме, имеются определенные семейные традиции, представляющие народные ценности семьи с исторической точки зрения, что могло бы привести к сотрудничеству между ДОУ и семьями воспитанников по обмену опытом исторического и экологического характера.
Проводимая работа с родителями:
- Анкетирование
- Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота»
- Практическая часть исследования значимости инновационного проекта в нашем ДОУ.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна:
- У детей недостаточно развит познавательный интерес к истории
и культурному наследию города, края, стране;
- Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей
нравственно-патриотических чувств;
- Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города, края, страны.
Приобщение дошкольников к русской народной культуре и традициям празднования народных праздников в современном обществе – одно из интересных и, главное, актуальных направлений в образовательной работе с детьми. А особенно важно – в воспитании нравственно- патриотической культуры. И воспитатель как носитель нравственно- патриотической культуры играет здесь не последнюю роль. Пространство детского сада даёт педагогу возможность в непосредственной образовательной деятельности, спортивно- музыкальных мероприятий, развлечений и в ходе режимных моментов использовать разные методы и формы организации работы с воспитанниками по формированию нравственно- патриотической культуры.
Вывод:
Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к традициям и культуре своего народа и толерантного отношения к традициям и культуре других народов.
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили народные праздники на Руси. Расширили знания детей о русских героях Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. У детей расширились знания о культуре, народных традициях. Дети с удовольствием приняли участие в Осенней ярмарке. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами, народными играми и закличками. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России.
Наши ребята приняли участие в районных и городских мероприятиях с яркими номерами инновационного педагогического проекта:
- выступление в ДК на городском конкурсе фестивале зонтиков «Дождь не повод для грусти»;
- участвовали в муниципальном фото конкурсе «Бабушка рядышком с дедушкой»;
- городском фото марафоне «Вокруг света за одно лето»
- городском фото конкурсе «Байкальск туристический» организованном библиотекой города Байкальска;
- районный фестиваль «Маленькая страна» с музыкально- театрализованной постановкой «Во деревне то было в Ольховке»;
- районный фестиваль «С папой классно!» приуроченного к празднованию Дня отца в России;
- муниципальном конкурс – игре «Своя игра», приуроченного ко Дню народного единства.
А также участие во Всероссийских акциях: «Посылка солдату», «Покормим птиц зимой».
Все наши выступления были хорошо подготовлены, дети не робели выступать перед большой аудиторией. Отличная подготовка музыкальных номеров, это заслуга музыкального руководителя Кацарской Елены Викторовны. За выступления наших воспитанников на районных мероприятиях, мы получили массу положительных отзывов от родителей, от организаторов мероприятий.
В реализации проекта родители группы выступали в качестве надежных партнеров, мы смело опирались на их поддержку во всех мероприятиях проекта (поделки; подготовка атрибутов и костюмов; организация похода детей, родителей и педагогов на экологическую тропу «Байкальская верста»). Благодаря такой сплоченной работы педагогов, родителей и детей удалось решить все задачи проекта и достичь его цели. А самое главное все получили массу положительного заряда от знакомства со стариной, обычаями и традициями. Это был самый увлекательный творческий проект.
Хочется закончить презентацию педагогического проекта словами В.А. Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Использование проектной методики в патриотическом воспитании дошкольников».
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизне...
«Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников»
Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна. Актуальность ...
Проектный метод в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Проектный метод в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Педагогический совет в ДОУ "Проектная деятельность в ДОУ как метод формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Сценарий педагогического совета в ДОУ по формированию нравственно-патриотических качеств, чувств у дошкольников через проектную деятельность. В ходе педсовета воспитатели выступают с презентациями сво...
Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников.
Из опыта работы по патриотическому воспитанию. Краткое изложение опыта работы воспитателя по теме "Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников"....
Патриотическое воспитание дошкольников в процессе совместной проектной деятельности
Воспитываем детей патриотами!)...
«Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников» (Консультация для педагогов)
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...