Мастер-класс для педагогов ДОУ "Гербарий. Необычная жизнь растений"
методическая разработка

Дубейко Ольга Георгиевна

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе передачи опыта работы, создание условий для профессионального общения и стимулирования творческого роста педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса: «Гербарий. Необычная жизнь растений»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе передачи опыта работы, создание условий для профессионального общения и стимулирования творческого роста педагогов.

Задачи:        

1.        Способствовать творческой самореализации педагогов;

2.        Передать педагогам опыт работы по изготовлению и использованию гербария с детьми дошкольного возраста;

3.       Развивать интерес, инициативу, желание применять на практике данный материал;

4.        Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Оборудование: аудиозапись мелодии для сопровождения работы, образцы гербария, готовые гербарные листы, клей ПВА, скотч, сухие листья.

Ход мастер-класса

     Добрый день, уважаемые коллеги, гости! Я рада приветствовать вас на моем мастер- классе «Гербарий. Необычная жизнь растений»

     Уважаемые коллеги, сейчас я хочу обратиться к вам и провести такой мини-опрос:

  • Поднимите руку, кто себя считает культурным человеком.
  • Поднимите руку, кто уже посадил хотя бы одно дерево.
  • Поднимите руку, кто сейчас помогает птицам (я имею в виду не своим курочкам). Что вы для этого делаете? Молодцы!
  • А кто из вас всегда убирает за собой после пикника на природе? (Давайте поаплодируем себе)
  • А кто из вас никогда не бросил фантик на землю? Молодцы!
  • А кто хотя бы один раз поднял такой брошенный фантик? (Аплодисменты)

О какой культуре мы сейчас говорили? Конечно, об экологической культуре.

     Природа — важнейшее средство для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

     Ведь знакомство ребенка с природой начинается с того места, где он родился и живет. И впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и очень часто влияют на отношение человека к природе не только своего района, края, но и к Родине. 

    Что сделать для того, чтобы человечество сохранило все живое? Что же могу сделать я, вы? Если только задавать вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе смогут многое.

     Я думаю, вы согласитесь со мной, что растения, растущие на территории села и детского сада представляют для дошкольников богатейший познавательный материал.

     И создание гербария – это отличное занятие для развития познавательной инициативы ребенка, развития его умственного и творческого потенциала. Никакая фотография не сравнится с настоящим растением, которое ребенок сам нашел, засушил, получил информацию о нем. А сбор растений для гербария - это отличная возможность продуктивного общения детей и взрослых.

     Что же такое гербарий? (это коллекция засушенных растений). В переводе с латинского гербарий означает «травник». В гербарии, однако, могут быть и цветы, и листья деревьев.

Как сделать процесс создания гербария увлекательным?

 Предоставьте ребенку самостоятельно или совместно с родителями провести исследование и выяснить название каждого растения, сравнивая экземпляр с фотографиями из атласа: это развивает наблюдательность и прививает навыки работы со справочной литературой.

  Чтобы процесс не превратился в рутину, расскажите о занимательных фактах, связанных с каждым растением, о неожиданных способах его применения, легендах и преданиях о нем. Почему индейцы называли подорожник «следом белого человека»? Как клевер стал национальным символом Ирландии? В каких цветах предпочитают селиться эльфы? Почему мать-и-мачеха так странно называется? И какую траву на Руси называли «лекарством от 99 болезней»? Помимо прочего, такой подход позволит малышу гораздо лучше запоминать растения.

  В зависимости от возраста и склонностей ребенка, создание гербария можно превратить в научный проект, арт-объект, творческую мастерскую или увлекательный квест.

     Предлагаем вам несколько идей, способных превратить создание гербария в увлекательный творческий проект.

  1.  «Научный». Вариант для юных ученых, которые любят все делать «как взрослые». Тут все серьезно и по-настоящему: высушенные растения аккуратно пришиваются нитками в тон и незаметно подклеиваются, рядом размещаются семена в пакетиках и этикетки с названиями на русском и латыни. Такой гербарий прокладывается пергаментными листами и собирается в специальную папку.
  2.  Гербарий с иллюстрациями. Если растение не помещается в гербарий (например, это дерево или куст) — не беда. Просто поместите на страницу его части, которые удалось собрать: листья, цветы, семена. А рядом вклейте иллюстрацию дерева целиком: малыш может нарисовать ее, распечатать фотографию из интернета или сделать фото самостоятельно.
  3. Гербарий-картина. Если малыш любит рисовать, предложите ему создать для каждого растения на листе подходящий фон: луг, клумбу, лес, речку. Можно поступить и наоборот: часть картины нарисовать заранее, а потом «дорисовать» ее при помощи гербария, как, например, здесь.
  4. Гербарий-коллаж. Вместо картины можно сделать аппликацию, собирая из засушенных листочков узоры, фигурки животных, а то и целые пейзажи. Задача в том, чтобы не вырезать из листьев требуемые фигурки, а искать растения нужной формы и подгонять их друг к другу: это развивает и воображение, и вкус.
  5.  Скрапбукинг. Вместо того, чтобы помещать высушенные растения в альбом, с их помощью можно создавать и украшать самые разные вещи: закладки для книг, открытки, обложки для семейного фотоальбома, коробочки для хранения «сокровищ». Или красивые рамки, в которые можно будет вставить картины гербарии. Работа довольно кропотливая, но результат того стоит.
  6. Гербарий «Детский сад». Несложный вариант для самых маленьких — просто разложить по полочкам (вернее, по страничкам) всю флору, встреченную на территории детского сада.
  7. Гербарий-квест. Здесь все наоборот: вместо того, чтобы сначала найти растение, а потом опознать его, мы вручаем малышу карточки с названиями и картинками растений той или иной группы. Задачей юного натуралиста будет отыскать и собрать нужные растения в окружающей природе. За каждую законченную карточку — приз!
  8. Гербарий «Лекарственных трав». Познакомьте детей с лекарственными свойствами некоторых растений. Расскажите, какие растения помогали спасти людские жизни во время ВОв, когда в стране стала остро ощущаться нехватка лекарственных средств. Предложите найти лекарственные растения в своем регионе и создать гербарий.

Практическая часть.

      Сейчас я предлагаю вам немного поработать и создать страничку для вашего будущего гербария.

     Приглашаю в мою мастерскую 4 человек.

     Отлично! Сегодня, дорогие участники, к работе мы будем подходить творчески.

     Я уже подготовила для вас основы для вашей странички. Я взяла плотный картон формата А4. Предлагаю выбрать каждому свою страничку. Рассмотрите их. Кто с каким растением будет работать? (ответы участников) Отлично!

     Как вы думаете, что мы можем разместить в рамке в правом верхнем углу? (ответы участников) Я предлагаю вам найти и прикрепит изображение листочка с помощью липучки.

     В нижней части дано задание для детей. Его сейчас выполнять не будем.

     А теперь, среди уже засушенных листьев деревьев находим свой листик или часть от дерева и располагаем посередине нашей странички. Прикрепить листья вы можете с помощью клея ПВА и скотча.

     Наши странички готовы. Вложите их в файлы.    Давайте покажем коллегам, что же у нас получилось.

     А сейчас, коллеги, я раздам вам ещё одну страничку. Рассмотрите её с двух сторон. Какая информация дана на этих страничках? Хорошо!

     Но нам предстоит ещё немного поработать. Прочтите интересные факты о ваших растениях. Все прочли? Отлично! А сейчас ответьте на вопросы, найдите и приклейте картинки ответы. У всех все получилось? Великолепно!

     Итак, этот дополнительный материал вы можете использовать как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в индивидуальной и совместной деятельности с детьми.

     Как видите, сделать гербарий своими руками несложная работа. Как будет выглядеть ваш гербарий, его тематика– это дело вашей фантазии. Или воспользуйтесь представленными примерами.

     Заключение

     Искусство составления гербариев – это увлекательная познавательная деятельность как для взрослых, так и для детей, прекрасная возможность ознакомления дошкольников с растительным миром и, конечно же замечательная возможность, в простой и непринужденной форме прививать интерес и любовь к родной природе.

    Я хочу вам пожелать успехов в воспитании и обучении детей и надеюсь, что этот мастер-класс поможет вам в этой работе.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ВСЕМ ВДОХНОВЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер-класс для родителей "Приготовление чая из лекарственных растений"

Мастер - класс для родителей по приготовлению чая из лекарственных растений....

Мастер – класс с детьми и родителями «Необычные игры с фасолью для детей 2-3 лет»

Цель: повышение компетентности родителей в развитии мелкой моторики детей посредством организации необычных игр с фасолью....

Мастер-класс для молодых педагогов "Здоровый образ жизни - личный успех каждого"

В данном мастер-классе представлены основные компоненты здорового образа у дошкольников. Для молодых педагогов подобран материал и нормативно-правовые материалы, с которыми можно ознакомиться через QR...

МАСТЕР-КЛАСС «ПОЧЕМУ ГОРИТ ФОНАРИК?» (Или необычная батарейка)

МАСТЕР-КЛАСС«ПОЧЕМУ ГОРИТ ФОНАРИК?»(Или необычная батарейка)...

МАСТЕР-КЛАСС: «Формирование у педагогов здорового образа жизни»

МАСТЕР-КЛАСС: «Формирование у педагогов здорового образа жизни»...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...