Из опыта работы "Потенциал духовной музыки в нравственном воспитании дошкольников"
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,
а воспитание человека».
В.А.Сухомлинский
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
-нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.
Для решения этой задачи я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности, как музыкальные занятия, беседы- концерты, праздники и развлечения.
«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин).
Поэтому нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и другому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру.
На своих занятиях и проводимых мероприятиях стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Но каким бы по виду занятие не являлось, я стремлюсь создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства и стараюсь, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать.
Таким образом: все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки.
Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы в этом направлении духовно – нравственного воспитания дошкольников в рамках православной традиции средствами музыки через такой вид музыкальной деятельности как восприятие или слушание. О чем говорить, какой материал для слушания выбрать, на чем остановить внимание?
В своей работе по теме «Музыка в храме» знакомлю детей с различными видами исполнительства, музыкальными инструментами, коллективами православной традиции. Вопрос: «А есть ли музыка в православном храме?» заставляет детей поразмышлять на тему искусства и религии. Итак, поразмышляем сегодня вместе с вами.
- Какой музыкальный инструмент есть в русской церкви?
- Это колокол.
(слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...
Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"
Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях. ...
Музыка в нравственном воспитании дошкольников
Консультация для воспитателей о том, что музыка является ключом в нравственности ребенка-дошкольника...
Представление опыта работы по теме: "Социально-нравственное воспитание дошкольников с использованием сказкотерапии".
Актуальность и перспективность опыта работы, теоретическая база опыта, технологии и рекомендации по использованию опыта по теме: "Социально-нравственное воспитание дошкольников с использованием сказко...
Музыка в нравственном воспитании дошкольников
Одна из самых актуальных и объёмных проблем, стоящих перед современным обществом – духовное и нравственное воспитание личности, формирование эстетического вкуса и потребностей к искусству.Дошкольный в...
Роль музыки в нравственном воспитании дошкольников
Выступление на педагогическом совете...
обмен опытом "Роль семьи в воспитании духовно-нравственного воспитания дошкольников"
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении лично...