Статья "Сказки на ночь для детей"
статья
Сказки на ночь для детей
Содержание:
- Почему сказки читают в основном перед сном
- Интерес
- Возраст ребенка – его влияние на выбор сказки:
- до 3-х лет;
- с 4-х лет;
- с 6-и лет.
- Терапевтический эффект сказок
- Наш сказочный раздел
Сказки на ночь для детей
У нас уже была статья «Сказка как основной инструмент воспитания», посвященная важности детского чтения и роли сказки в процессе воспитания развития ребенка. И если в указанной статье мы уделяли основное внимание тем механизмам и свойствам, которые делают сказку такой эффективной, то здесь мы поговорим о том, как же правильно выбрать подходящую сказку, чтобы ребенка и заинтересовать, и усыпить, и еще чему-то хорошему или полезному попутно научить – словом поймать сразу трех зайцев!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_skazki_na_noch_dlya_detey.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки на ночь для детей
Содержание:
- Почему сказки читают в основном перед сном
- Интерес
- Возраст ребенка – его влияние на выбор сказки:
- до 3-х лет;
- с 4-х лет;
- с 6-и лет.
- Терапевтический эффект сказок
- Наш сказочный раздел
Сказки на ночь для детей
У нас уже была статья «Сказка как основной инструмент воспитания», посвященная важности детского чтения и роли сказки в процессе воспитания развития ребенка. И если в указанной статье мы уделяли основное внимание тем механизмам и свойствам, которые делают сказку такой эффективной, то здесь мы поговорим о том, как же правильно выбрать подходящую сказку, чтобы ребенка и заинтересовать, и усыпить, и еще чему-то хорошему или полезному попутно научить – словом поймать сразу трех зайцев!
Почему сказки читают в основном перед сном
Сказка – это, в первую очередь, традиция, которая обеспечивает преемственность накопленной за всю многовековую историю разных народов мудрости между поколениями в легкой для восприятия форме. Или, как говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» (А.С. Пушкин, Сказка о золотом петушке). Когда-то давным-давно наши предки собирались вокруг костра, где готовили пойманную за день добычу. Ночь тогда была не то, что сейчас и таила огромное количество опасностей, защитой от которых был огонь. И волей-неволей вокруг костра люди делились накопленным опытом.
По мере течения времени развивались человеческая культура и цивилизация, люди перебрались в поселения, освоили земледелие и животноводство. Однако с окончанием светового дня также наступало сакральное время, когда ночь по-прежнему была небезопасна и семья или община собиралась у очага, где также происходила передача опыта от поколения к поколению. Не только в виде сказаний, а также и путем приобщения детей к тому или иному бытовому труду. Тогда детей приучали к работе буквально с самых ранних лет жизни. Но при этом именно сказания и истории служили одним из важнейших источников знаний и мудрости.
С развитием грамотности, письменности и образования сказки все чаще стали приобретать письменную форму, начали появляться сборники. Людям стало проще сохранять и обмениваться накопленными знаниями и информацией. Сама традиция же рассказывать сказки именно перед сном дошла до сегодняшних дней из глубины веков и прочно укоренилась в нашей культуре. Полезности традиции читать сказки на ночь есть логическое и психологическое объяснение.
Вспомните ваше обучение в школе или в ВУЗе – вы изучали тот или иной материал в течение некоторого времени, а потом писали контрольные, делали лабораторные работы, сдавали экзамены. То есть вы повторяли изученный материал, систематизировали накопленные знания и применяли их на практике. Все это позволяло вам придать прикладной характер изученной информации и способствовало более глубокому ее усвоению.
С детьми все то же самое! Ведь развитие ребенка это непрерывный процесс, каждый день он получает новую информацию в виде новых знаний и понимания различных норм поведения. Играя, ребенок познает мир. Соответственно, перед сном – это лучшее время для того, чтобы систематизировать полученный за день опыт. И сказка в этом лучший помощник, потому как содержит в себе выработанные историей универсальные нормы поведения и морали, которые помогают ребенку на примере сказочных героев сделать необходимые выводы.
Интерес
Как мы с вами уже знаем, интерес – это основной двигатель развития и достижений человека. Для того, чтобы превратить процесс воспитания и развития ребенка в увлекательное путешествие и для него, и для родителей без интереса не обойтись. Принуждение ребенка к чему бы то ни было (спорт, учеба, хобби, внимательность) сопряжено с большими эмоциональными затратами со стороны родителей, возможными конфликтами на этой почве и гораздо менее эффективно, нежели стимулирование у ребенка интереса к определенной деятельности и/или области знаний. В последнем случае ребенок будет сам стремиться к тому, что ему интересно, задачей родителей будет помощь ребенку в определении вектора его интереса и при необходимости его мягкая корректировка.
Возраст ребенка – его влияние на выбор сказки
Неотъемлемой особенностью разных детских возрастных групп является разная способность к концентрации внимания и разный уровень абстракции мышления, важный для корректного понимания информации. В связи с этим выбираемая история должна обязательно соответствовать возрасту вашего ребенка, желательно, пересекаться с его интересами и хобби и иметь благоприятную позитивную развязку.
Как бы родители не были заинтересованы в «раннем развитии» своего чада, есть объективные физиологические особенности возраста, которые надо учитывать. Так, ребенку в 3 года в силу весьма ограниченной способности удерживать свое внимание на чем-то одном вряд ли удастся усвоить смысл какой-то длинной сказки. В то же время для ребенка начального школьного возраста, скорее всего, будет мало интересна слишком простая и короткая сказка, которая лишь знакомит детей с буквами алфавита. Абстрактное мышление же характеризуется способностью отвлечься от частных особенностей различных обстоятельств, явлений или событий, позволяющей выявить их общие закономерности. Итак, чем старше ребенок, тем длиннее и с большим уровнем сюжетной абстракции можно выбирать истории для чтения.
Для детей в возрасте до 3-х лет
Подойдут короткие сказки или ритмичные сказки в стихах, к примеру, русские-народные – в этом возрасте они будут максимально понятны малышу. Наибольший интерес вызовут истории с животными в качестве персонажей:
Для детей в возрасте с 4-х лет
С этого возраста дети начинают воспринимать более сложные сюжеты. Истории могут стать несколько продолжительнее, содержать большее количество персонажей, сопровождаться различными метаморфозами и превращениями, для того чтобы уследить за все этим малышам нужна уже более развитая способность к концентрации внимания. Можно продолжать чтение одной сказки в течение нескольких вечеров, вовлекая ребенка в обсуждение и припоминание уже прочитанных частей. Хорошим выбором в этом случае могут стать:
- Морозко;
- Серко;
- Хаврошечка (Крошечка-Хаврошечка);
- Василиса Прекрасная;
- Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо;
- Илья Муромец и Калин-царь;
- Соломенный бычок;
- Золотой петушок;
- Баба-Яга;
- Кощей-бессмертный.
Для детей с 6-ти лет
В старшем дошкольном возрасте дети начинают мыслить более абстрактно и уже хорошо воспринимает сказки народов мира с погружением в иную обстановку и часто совершенно отличный от привычного культурного колорита. Это в свою очередь пробуждает интерес к истории (как предмету науки), другим странам и путешествиям. В этом возрасте ребенка могу заинтересовать:
- Али-баба и 40 разбойников;
- Волшебная лампа Аладдина;
- Айога;
- Джек и бобовый стебель;
- Золушка;
- Двенадцать месяцев;
- Пан Коцкий;
- Синдбад-мореход;
- Двенадцать царевен и заколдованный замок;
- Три поросёнка;
- Портной и царь;
- Подарок голубя;
- Перстень Сулеймана.
«Терапевтический» эффект сказок
Сказки помимо того, что являются источником новой для ребенка информации о мире, о правилах и нормах поведения, выполняют роль инструмента воспитания, также могут служить средством разрешения внутренних психологических проблем.
В настоящее время получили распространение так называемые «терапевтические» сказки. «Терапия» в переводе с греческого означает лечение. Сказкотерапия – это направление современной психологии, имеющее целью устранение или разрешение внутренних проблем и гармонизацию развития личности через построение ассоциативной связи между событиями реальной жизни конкретного человека и сюжетом сказки. Сказкотерапия не имеет возрастных ограничений и применима как детям, так и ко взрослым.
В узком смысле, к терапевтическим относятся такие истории, которые направлены на разрешение конкретной психологической проблемы, например, боязнь темноты, стеснительность и как следствие трудность социализации и так далее.
Однако, по большому счету, любая народная сказка обладает терапевтическим эффектом, поскольку содержит в себе сформированные многими поколениями нравственные посылы в виде моральных норм или моделей допустимого поведения, а также предполагает построение ассоциативной связи с героями и их приключениями. Чаще всего, для работы с детскими страхами, внутренними проблемами или для корректировки нежелательного поведения можно подобрать одну из народных сказок. Так, на примере поведения героев или событийного ряда можно порассуждать с ребенком на тему актуальной для него проблемы, спросить его мнение по поводу того, что именно помогает герою справляться с ситуацией. Важно правильно определить проблему, требующую решения.
Главное при этом – НЕ навязывать ребенку выводы и параллели между ним и героем сказки! Иначе вы активируете защитные механизмы детской психики, ответственные за сопротивление и непринятие навязываемого шаблона поведения. Он сам выстроит необходимые цепочки, которые должны привести к разрешению существующих проблем.
И стоит помнить, что при работе с «глубокими» психологическими проблемами (фобии, травмы и прочее) следует обращаться к профессионалам.
Резюме
- Чтение сказок на ночь имеет под собой древние традиции.
- Ребенок каждый день получает новую информацию, привычка к ее систематизации способствует повышению эффективности обучения такого ребенка и росту осознанности его поведения.
- Сказки на ночь – эффективное средство систематизации и осознания полученного опыта, поскольку они содержат в себе легкие для усвоения универсальные нормы поведения и морали, проверенные временем.
- Развитие интереса – залог легкости и успешности обучения любым навыкам.
- Важными факторами для подбора сказки в зависимости от возраста ребенка являются способность детей к концентрации и степень абстрактности мышления. Чем младше ребенок – тем короче должна быть сказка и тем проще сюжет.
- По мере развития ребенка следует переходить к более длинным сказкам, которые можно растянуть на несколько вечеров.
- Каждая сказка может быть терапевтической при правильной расшифровке симптомов поведения и определении психологической проблемы, которую необходимо решить.
- Ребенок должен самостоятельно сделать выводы на основе сказки и выстроить причинно-следственные связи, чтобы перенести эти выводы на реальную жизненную ситуацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодний утренник "Сон в новогоднюю ночь" для детей младшего дошкольного возраста (средняя гр.)
На основе материала из интернета.Действующие лица:Взрослые:ВолшебницаСнегурочкаБаба ЯгаДед МорозДети:СнежинкиГномы-мастеровые Паучки...
Новогодний праздник "Царица ночь" для детей старшего дошкольного возраста (подготов.гр.)
На основе материала из интернета. Взрослые: Ведущая, Дед Мороз, Царица Ночь. Дети: СнегурочкаМесяц Ветер Звездочки, Гномики....
Экспериментально-исследовательский проект "День и ночь"для детей младшего дошкольного возраста
Проект интересный и увлекательный. Дети на разных занятиях (формирование целостной картины, лепка, аппликация,физкультура) изучают день и ночь. ...
Конспект НОД с использованием новых технологий обучения «Ориентировка во времени: день-ночь» - "Как дети Ёжику помогли!" (младшая возрастная группа).
Ведущая образовательная деятельность «Познание» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостности картины мира), «Коммуникация», «Социализация». Задачи: 1. развивать пред...
Музыкальная игра "День и ночь" для детей 3-4 лет
Музыкальная игра "День и ночь"...
Конспект по ознакомлению дошкольников с народной культурой "Сентябрь: кукла "День и Ночь" для детей старшей группы.
Занятие является первым в годовом проекте "Народный календарь". Проект содержит 12 конспектов занятий по изучению народного календаря с помощью Годового круга народной куклы....
Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию. Аппликация «Огоньки ночью» для детей 3 - 4 лет.
Аппликация в младшей группе "Огоньки ночью"...