Птицы верные друзья
проект (младшая группа)
Актуальность:
Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев. Кажется, мы так привыкли к ним, что порой их не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные существа способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptichki_ne_velichki.docx | 81.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
Творческо – игровой проект
Во второй группе раннего возраста
Тема: «Птицы верные друзья»
Воспитатель: Колупаева Д.А
2023г.
Проектная деятельность в ясельной группе
«Птицы – верные друзья»
«Охранять природу –
значит, охранять Родину».
М. Пришвин.
Тип проекта: познавательный; творческо – игровой; краткосрочный.
Участники: дети, воспитатель, родители.
Актуальность:
Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев. Кажется, мы так привыкли к ним, что порой их не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные существа способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.
Проблемой является низкий уровень знаний у детей о птицах, о том, как они зависят от человека, об ответственности людей за них, отсутствие примера взрослых.
Цель: Познакомить детей с жизнью птиц; учить проявлять заботу, бережно относится к живой природе; развитие речи и памяти.
Задачи проекта:
1.Образовательные:
создать условия для восприятия сведений о «птицах»;
• обогатить и активизировать словарный запас детей;
• расширить представления о птицах, условиях их содержания и ухода;
• формировать ответственное и деятельное отношение к птицам;
• сплотить взрослых и детей в желании беречь окружающую природу.
2. Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки;
• развивать познавательный интерес;
• развивать мышление, творческое воображение.
3. Воспитательные:
• воспитывать гуманное отношение к птицам;
• воспитывать нравственные качества.
Формы и приемы: беседы и занятия, чтение художественной литературы, загадки, игры, художественное творчество.
Методы:
- Наглядные
- Словесные
- Практические
Ожидаемый результат:
Дети должны знать и называть:
- названия птиц,
- иметь посильные трудовые обязанности в уходе за птицами, нести ответственность за их выполнение.
- Коллективная работа (аппликация)
должны научиться любить их, заботиться о них, бережно относиться к ним.
Распределение деятельности по этапам проекта
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Выявление проблемы 2.Организация работы над проектом. 3.Выполнение проекта. 4.Презентация продукта деятельности. | 1.Введение в игровую ситуацию: рассмотреть иллюстрации птиц рассказывать о них детям. Цель: помочь детям понять, что это живые объекты и они беззащитны, требуют заботы и любви. 2.Формулирование проблемы: почему одни птицы зимуют, другие улетают в тёплые края 3.Определение задачи. 1.Подводит к решению задачи. 2.Помогает спланировать деятельность. 3.Организуетдеятельность. 1.Организует работу над проектом: разработка методических материалов, организация образовательного процесса. 2.Направляет и контролирует осуществление проекта Педагогическое просвещение родителей: Вовлечение родителей в проектную деятельность «Птички - невелички». Консультация «Немного о птицах» Консультация «Птицы наши друзья» . 1.Помогает готовить презентацию. 2. Презентация. | 1.Вживание в игровую ситуацию: 2.Осознание и принятие проблемы. 3.Принятие задачи проекта. 1.Систематизирует всю информацию. 2.Объединяются в рабочие группы. 3.Распределяют амплуа. - Беседа «Птицы нашего города» - Беседа – «Как мы птичек кормили» - Рассматривание иллюстраций птиц. - Целевые прогулки дома с родителями с целью наблюдения за птицами. - Сравнение следов маленьких и больших птиц - Дидактические игры «Домашние и дикие», «Голоса птиц», «Какой птички не стало» - Подвижные игры «Птички и дождик», «Ворона и собачка», «Птички, раз! Птички, два!» - Пальчиковые игры «Птички». «Сорока - белобока» и др. - загадки о птицах; - Чтение рассказов о птицах по возрасту. - Чтение стихов о птицах -Чтение русских народных сказок с участием птиц, беседы по ним. Проблемные вопросы для детей:
Рисование птиц Беседы о правилах поведения на выставках птиц Лепка «Птичка» Презентация проекта на педагогическом совете внутри ДОУ. |
Сюрпризный момент:
- Ребята, посмотрите, я принесла интересные фото. Это птицы. Сейчас я вам о них расскажу. (рассказ воспитателя с показом фотографий).
Ребята, как вы думаете, как живется птичкам?
- Почему хорошо?
Беседа «Птицы нашего города»
Цель: Закрепить и расширить знания детей о птицах нашего города.
Задачи:
1. Развивать речь детей и обогащать словарный запас детей.
2. Развивать интерес во всех видах деятельности.
3. Воспитывать правильное и бережное отношение к птицам.
4. Развивать диалогическую речь и навыки коллективного общения у детей.
Материал: изображения птиц, аудиозапись с пеним разных птиц (синица, воробей, ворона, вырезанные маленькие картинки птиц.
Ход.
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель раскладывает по столу картинки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, сегодня мы будем разговаривать о птицах, которых мы можем видеть в нашем городе.
Воспитатель: Ребята, с какими птицами вы уже знакомы?
Воспитатель показывает на лежащие на столе изображения птиц.
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте подробней поговорим о птицах, которые показаны на картинке.
Воспитатель: Вот, смотрите, это воробей
Воспитатель показывает на картинку с воробьем.
Воспитатель: Послушайте стихотворение про воробья
Мимо сизых полей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенить задорный крик:
- Чик-чирик и чик-чирик.
Воспитатель: А как думаете, что это за птица?
Воспитатель показывает на ворону.
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно! Молодцы, ребята! Теперь послушайте стихотворение про ворону.
Вот ворона. Эта птица
Меньше всех людей боится.
Громко каркает в гнезде,
Длинный нос суёт везде!
Воспитатель: А чем отличаются эти птицы друг от друга?
Дети смотря на картинку, отвечают на вопрос воспитателя.
Воспитатель: Да! Воробей маленький, а ворона большая!
Воспитатель: Дети, а давайте я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадаете и узнаете, про какую следующую птицу мы будем говорить?
С жёлтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте, что за птица?
Называется (Синица)
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь давайте рассмотрим синицу, как она выглядит?
Дети должны найти картинку с синицей.
Воспитатель: Да, это синица, она очень маленькая и яркая. Что можно сказать об окраске перьев?
Ответ детей.
Воспитатель: Ну конечно, у синицы жёлтое брюшко и серые крылья, а головушка темно-синего цвета. Какая красивая, правда?
Воспитатель: Ребята, а как же питаются птички?
Ответ детей.
Воспитатель: Да, с помощью клювика. А что же они любят?
Ответ детей (крошки хлеба, семечки, пшено)
Воспитатель: Правильно, мы можем тоже покормить птичек, положив немного корма в кормушку, которые мы можем видеть на улице. Таким образом, мы сможем помочь птичкам.
Воспитатель: Ребята, а посмотрите в окно, какое время года сейчас?
Ответы детей (Весна)
Воспитатель: Да, весна, именно в это время года птицы прилетают с юга после холодной зимы. Весной всегда птички поют громко и красиво. У каждой птички свой голосочек.
Воспитатель включает аудиозапись с пеним птичек.
После прослушивания аудиозаписи, воспитатель предлагает детям провести физкультминутку.
Физкультминутка:
Взяв крупы и хлебных крошек,
В детский сад скорей идем (ходьба на месте)
Много ласковых хороших
Прилетает к нам друзей (поднимание и опускание рук0.
На кормушках сидя, птицы
Клюют зёрнышки свои (приседание, “клюём зернышки”)
Снегири тут и синицы
И проныры воробьи! (прыжки на двух ногах и взмахи руками)
Воспитатель: Ребята, вы очень добрые и заботливые. Молодцы! Я уверена, птички скажут вам “спасибо”!
Воспитатель хвалит каждого ребенка.
Воспитатель: Что мы делали сегодня? Вам понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Не забывайте подкармливать птиц зимой, а весной и летом они будут радовать вас своим пением!
Беседа: «Как мы птичек кормили»
Цель: Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы; упражнять в отчётливом произношении звуков.
Методика преподавания.
На дворе зима,- начинает рассказывать воспитатель. – На земле на деревьях, в беседке лежит белый и холодный …(снег, снежок).
Когда выпадает много снега, мы берём лопатки и …(копаем, расчищаем дорожки, делаем горку). Из снега можно лепить. Мы слепили снеговика (снеговика, зайчика, снежинки…). Однажды на наш участок прилетели… (птички: снегири, вороны, воробьи) они хотели есть. Мы вынесли им…(зёрнышек и крошек). Зёрнышки и крошки мы высыпали… (в кормушку). Птички начали… (клевать). С тех пор они каждый день прилетают… (к кормушке, к нам, на наш участок…). А мы каждый день выносим им … (корм). Иногда птички благодарят нас за вкусную еду. Они поют (чив-чив-чив-чивы)
Ой! – говорит воспитатель. – На мою ладонь снежинка села, большая, красивая (воображаемая ситуация). И на ваши ладошки опустились снежинки. Видите их! Давайте сдуем снежинки с ладошек. Дуйте легко, вытянув и округлив губы, дуйте легко вот так (показывает). Опять снежинки прилетели. Сдуем и их (2 – 3 повторения) у меня руки замёрзли! А у вас? Сейчас я их погрею»
Воспитатель складывает ладони чашечкой, подносит ко рту и делает выдох. Он предлагает детям тоже погреть руки. Обращает внимание на то, как хорошо это делает Вероника и Илья.
«у-у-ух, у-у-ух, - произносит педагог, - так кричит сова Большая голова. Это она из леса прилетела (показывает картинку). Сова прилетела, что бы научить вас кричать по- совиному. Попробуйте поухать, как совы (хоровой и индивидуальные ответы)
А вот петушок! Ой, к нему лиса крадётся. Хочет съесть петушка! («Скорее, скорее улетай, петушок!» - торопят его дети (хоровые и индивидуальные повторения.)
Взлетел петушок на забор. Лисе его не достать. Петушок рад. Кричит лисе: ха-ха-ха – не поймала петуха!»
Воспитатель проговаривает чистоговорку, затем произносит её вместе с детьми (2 – 3 повторения).
Оставив на мольберте картинки с изображением совы, петуха и лисы, педагог выясняет у малышей, у кого «шубка из перьев», а у кого меховая: предлагает вспомнить (без опоры на наглядность), кто из животных, как и лиса, ходит в шубе из густого и пушистого меха.
Воспитатель обобщает и уточняет ответы детей.
Подборка загадок о птицах
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…
(Скворец)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
(Жаворонок)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(Грач)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)
Брюшко в крапинках как будто,
Он поет, бывает, утром.
У птицы невысокий рост,
Называют ее …
(Дрозд)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? – ….
(Утка)
Воздух режут без усилья,
Как серпы, кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только …
(Стриж)
Ест, висит на тонких ветках,
Часто дети держат в клетках,
Глянь-ка, коли разглядишь:
Изжелта-зеленый …
(Чиж)
Консультация для родителей: «Немного о птицах»
Гуляя вместе с ребёнком в лесу или в парке, понаблюдайте за птицами, обратите внимание на то, что птиц стало меньше. Они улетели в теплые края.
Расскажите, что птицы улетают в тёплые края не потому, что очень боятся холода. Перья и тёплый пух между ними защищают пташку так же хорошо, как детишек оберегают от мороза курточка и штанишки.
Но есть то, без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы? Насекомыми, зерном, некоторые даже лягушками и грызунами. Ты зимой видел мух и бабочек? Потому что насекомые в холодное время года прячутся и засыпают до весны. Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.
Остаются зимовать только те птицы, которые могут без особых трудностей добывать для себя корм. Например, клесты, живущие в лесу, питаются семенами из шишек хвойных деревьев: елей, сосен. Воробьи, вороны, голуби, синицы давно приспособились к жизни в городах, где нетрудно найти что-нибудь съестное.
Рассмотрите окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, голова, крылья, хвост, лапки). Расскажите, где живут и чем питаются птицы.
Обратите внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица). Расскажите, как мы можем помочь птицам зимой.
Рассмотрите энциклопедии с иллюстрациями зимующих птиц, почитайте информацию о них, посетите библиотеку.
Знакомство с птицей.
Дети называют знакомые им части тела птицы. Голова у птички круглая, хвост длинный, ноги тонкие, рот и нос у птички вместе – это клюв. Он острый. Крылья сложены, прижаты к туловищу. Они плохо заметны, когда птичка не летает. (Дети вспоминают и говорят, что делает птица клювом, зачем ей глаза, наблюдают, как она поедает корм.)
В конце наблюдения рассказывать детям, что все птички очень пугливы, если подойти близко – улетят.
Птицы любят быть чистыми, поэтому они с удовольствием купаются в воде. Птичка сначала пьёт воду, затем купается. Во время купания она приседает в воде, хлопает крыльями, встряхивается, после купания чистит пёрышки, сушит и приглаживает их. Во время наблюдения просить детей тихонько называть все действия птицы, помогая им в случае затруднений («Птица подлетела к лужице, набрала воды в клюв» и т. д.).
Предложить детям прислушаться к птичке и, когда она запоёт, внимательно послушать её пение. Рассказать, что птицы издают разные звуки.
Что есть у птицы.
У птицы есть голова, один клюв и хвост. У неё два крыла, две ноги, два глаза. Всё тело птички (кроме ног и клюва) покрыто перьями разного цвета. Перья мягкие и лёгкие. В процессе наблюдения детям следует задавать конкретные вопросы,например: «Сколько у птички крыльев?», «Чем покрыто тело птички?», «Где у птички нет перьев?» и т. д. С детьми надо отметить не все, а два-три основных цвета в окраске птицы и назвать, какого цвета перья покрывают ту или иную часть тела. В конце наблюдения рассмотреть вместе с детьми выпавшие у птицы пёрышки.
Зачем птице ноги и крылья.
Ноги птице нужны для того, чтобы ходить и прыгать, сидеть на веточке, почёсывать головку. При помощи крыльев птица летает, перепархивает с места на место, купается в воде.
В дальнейшем мы будем рады, если дети смогут - распознавать трёх-четырёх птиц по внешним признакам (величине и особенности окраски) и по поведению (способ передвижения по земле, издаваемые звуки, вместе или по одному кормятся на кормушке);
- знать об особенностях строения птиц (голова круглая, клюв острый, тело покрыто перьями и т. д.);
Консультация для родителей: «Птицы – наши друзья»
В воспитании подрастающего поколения немаловажную роль играет общение ребенка с живой природой. Одним из самых доступных в общении, мы считаем, являются птицы.
С точки зрения экологии очень важно на примере птиц показать связи живых организмов с окружающей средой; выяснить, как тот или иной организм приспосабливается к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение, другие особенности; сформировать у ребенка понимание зависимости жизни птицы от их собственных действий.
При правильно организованной работе общение с птицами может способствовать формированию грамотного поведения детей в природе. С самого раннего возраста мы знакомим детей с обитателями уголка. Чаще всего малыши трудно отрываются от дома и от самых близких людей. Отвлечь ребенка от переживаний можно не только с помощью красивой игрушки, но и другим способом: например, общением с птицами.
Плачущего ребенка часто приводят в живой уголок. Пообщавшись ласково с птицей, ребенок, как правило, забывает, пусть порой и на короткое время, свои переживания. У него появляется интерес к объекту природы.
Очень важно, чтобы ребенок понял, что перед ним живое существо, и нужно сопереживать ему. Скажешь ребенку: «Посмотри, какая маленькая птичка, а ты у нас совсем большой!»; предложишь покормить птицу, и ребенок забывает обо всем, с интересом смотрит, как птица ест, прыгает с ветки на ветку.
Малышей знакомим вначале с изображение птиц на картинке, рассказываем об их внешнем облике, а затем вносим живой объект. И мы знакомимся с птицей поближе. В конце наблюдений применяем игровой прием, предложив детям показать, как летают птички. При повторном наблюдении обращаем внимание детей на то, как птичка прыгает, как поет. Используем потешки, песенки о птицах. Наблюдаем и в природе, на прогулке. После нескольких наблюдений дети научатся узнавать птицу.
В среднем возрасте проводим беседы о птицах. Читаем рассказы, демонстрируем иллюстрации. Для воспитания у детей бережного отношения и любви к птицам необходимо следить за тем, чтобы они систематически подкармливали птиц на участке. На прогулке проводим беседы о сравнительной величине птиц – например, вороны и воробья. Воробей чирикает, а ворона каркает. Знакомим с внешними признаками (глаза, клюв, ноги, крылья, перья).
Во время прогулок не всегда удается хорошо рассмотреть внешний вид птиц. Для уточнения представлений о внешнем виде рассматриваем живую птицу на занятиях в кабинете. Широко используем аудиозаписи с голосами птиц. Проводятся игры типа «Отгадай, чей голос прозвучал». Например, для сравнения детям дается голос домашней птицы (петуха) и воробья. Широко используются потешки, загадки, стихи.
В старших группах учим детей умению выделять и описывать словами характерные особенности птиц. Широко обращаем внимание на их внешний вид: какого цвета перья (на голове, груди, спине, хвосте); какие ноги, лапки; где их историческая родина; как птица сидит (обхватывает лапками жердочку); какой клюв; что птица делает клювом?
Сажаем овес для птиц на зелень. Каждую зиму делаем кормушки для птиц из бросового материала (пакетов от молока, пластиковых бутылок), привлекаем родителей к изготовлению кормушек.
Проводим беседы о декоративных птицах. Они приносят радость людям своей красотой, воркованием. Они живут в клетке, сами добыть корм не могут, и вся забота о них лежит на людях. Создаем с детьми все условия для того, чтобы они хорошо себя чувствовали. Так поступают все, кто любит природу.
Широко используем в своей работе решение кроссвордов, ребусов о птицах. Совместно с музыкальным руководителем проводим праздники «День Земли», «День птиц».
Знакомим детей с птицами, занесенными в «Красную книгу». Рассказываем им о том, что перья бывают пуховые и маховые. Широко используем тему птиц на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, ручному труду. Рассказываем о том, что человек издавна мечтал летать как птица, поэтому и изобрел много летательных аппаратов: парашют, дельтаплан, самолет, вертолет.
Широко используем в работе литературные произведения о птицах, игры – подвижные и дидактические. Используем в работе пословицы, высказывания, различные сравнения о птицах.
Итак, формирование у детей любви ко всему живому способствует и формированию нравственных и эстетических качеств юных граждан нашей страны.
Коллективная работа – Лепка «Птицы верные друзья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Птицы наши верные друзья"
Закрепить знания детей о птицахЦели: Закрепить знания детей о птицах; учить выделять взаимосвязь в природе; воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызывать у детей ...
Непосредственно-образовательная деятельность. Познание (формирование целостной картины мира) на тему "Птицы - верные друзья". (открытое занятие для воспитателей)
Непосредственно-образовательная деятельность. Цель: Формирование экологического воспитания. В ходе непосредственно-образовательной деятельности: отгадывание загадок, песня-игра "Веселые строители", по...
Учебно-методическое пособие "Птицы - верные друзья"
Учебно-методическое пособие "Птицы - верные друзья" спосособствуют развитию у детей знаний об окружающем мире, о птицах, обитающих в регионе, об их внешнем виде, повадках. Способствует раз...
«Птицы-верные друзья». (мультимедийная презентация для детей старшего возраста по познавательному развитию)
Методические рекомендации по использованию мультимедий ной презентации "Птицы-верные друзья".Для ознакомления детей с птицами, сначала проводится беседе о птицах, населяющих Хакасию, о их по...
Проект "Нам без птиц никак нельзя, птицы - верные друзья"
Проект по формированию знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах через знакомство с книжной графикой и литературными произведениями Г.Я.Снегирева....
Проект "Ты и я птицам верные друзья"
Тип проекта: игровой.Срок проекта: краткосрочный две неделиУчастники: воспитатели, дети и родители группы №5....
Педагогический проект «Уши, рот, нос, глаза – наши верные друзья, наши верные друзья, без которых нам нельзя»
Педагогический проект«Уши, рот, нос, глаза – наши верные друзья, наши верные друзья, без которых нам нельзя»...